Евангелие от Марка 12:18-27

Эти стихи передают беседу нашего Господа Иисуса Христа с саддукеями. Мы знаем, что религия этих людей была не намного лучше атеизма. Они говорили, что нет воскресения. Как и фарисеи, они попытались поймать и привести в смятение нашего Господа трудными вопросами. Церковь Христа не должна думать, что ей не придется столкнуться с такими же проблемами. Формализм, с одной стороны, и неверие, с другой, — вот наши два врага. Мы всегда должны быть готовы к их атакам.

Во-первых, мы узнаем из этого отрывка, насколько нечестными могут быть аргументы атеистов. Вопрос, заданный здесь саддукеями, является тому наглядным примером. Они рассказывают Ему о женщине, бывшей поочередно женою семи братьев. Все они умерли, не оставив после себя детей. Саддукеи спрашивают: «Чьей женой она будет после воскресения?» Скорее всего, эта история была вымышленной, а не настоящей. Она создает сильное впечатление неправдоподобности. Любой статистик скажет вам, что вероятность такого события на практике бесконечно мала. Но саддукеев это нимало не тревожит. Все что им нужно — это создать тупиковую ситуацию и по возможности заставить нашего Господа замолчать. Им не доставало мужества напрямую отвергнуть учение о воскресении. Его возможные последствия стали объектом их нападения.

Существуют три вещи, которые нам необходимо помнить в случае дискуссии с неверующими. Во-первых, помните о том, что атеисты всегда пытаются затрагивать труднообъяснимые религиозные темы, в особенности те, которые касаются грядущего мира. Нам нужно, насколько возможно, избегать такого рода споров. Спор на эти темы переводит сражение с открытой местности в джунгли. Будем всеми силами стремиться перевести дискуссию к обсуждению простых и в то же время великих фактов, подтверждающих истинность христианства. Во-вторых, мы должны быть начеку и не допускать нечестности и подлога в их аргументах. Это может выглядеть строго и немилосердно, но опыт показывает, что это необходимо. Тысячи атеистов в конце своей жизни признавались, что никогда не изучали Библию, которую пытались опровергать, и никогда честно не оценивали обоснования христиан, хотя были хорошо ознакомлены с работами многих скептиков и безбожников. И главное, будем помнить, что у каждого атеиста есть совесть. Мы всегда можем обращаться к ней, рассчитывая на успех. Именно те, которые громче всех выражают свое презрение к религии, часто терзаются муками совести из-за того, что сказанное ими — неправда. Именно те доказательства истинности христианства, которые служат объектом их особых насмешек, нередко оказываются доводами, которые они в конечном итоге принимают.

Во-вторых, этот отрывок показывает нам, как много религиозных заблуждений может проистекать из незнания Библии. Мы замечаем это в первых же словах ответа нашего Господа саддукеям. Он говорит: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний?»

Истинность заложенного здесь принципа была многократно доказана на протяжении всей истории церкви. Реформация во дни Иосии была тесно связана с обнаружением книги закона. Ложные учения иудеев, существовавшие в дни нашего Господа, также были прямым следствием пренебрежения Писанием. Темные века христианства были временем, когда людям не позволяли читать Библию. Протестантская реформация произошла, главным образом, благодаря переводу и распространению Библии. Наиболее преуспевающие церкви наших дней — это церкви, почитающие Библию. Народы с высоким моральным уровнем — это народы, близко знакомые с Библией. В приходах, где серьезно изучается Библия, присутствует больше истинной веры. Самые благочестивые семьи — это семьи, в которых читают Библию. Самые святые люди — это те, кто любит читать Библию. Эти простые факты никто не может отрицать.

Пусть эти истины глубоко укоренятся в наших сердцах и принесут добрые плоды в нашей жизни. Не станем пренебрегать Библией, дабы нам не впасть в какое-нибудь страшное заблуждение. Будем усердно изучать ее и строить по ней нашу веру и жизнь. Приложим все наши усилия для распространения Библии по всей земле. Чем больше эта книга будет известна, тем лучше будет мир. Не менее важно — научить наших детей ценить Библию. Знание Писания станет лучшим наследством для них.

И наконец, мы узнаем из этого отрывка, что порядок жизни после воскресения будет существенно отличаться от того, который известен нам сейчас. Наш Господь говорит нам, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах».

Было бы глупо отрицать, что существует множество трудностей, связанных с учением о грядущей жизни. Так должно быть. Потусторонний мир сокрыт от нашего смертного глаза и посему неведом нам. Условия той жизни должны быть до времени сокрыты от нас, и если бы нам было сказано больше, мы, вероятно, не смогли бы понять. Достаточно же пока отметить, что тела святых будут воскрешены, облекутся славой, но все же будут похожи на земные тела, так что знавшие их когда-то снова узнают их. Хотя воскресшие святые облекутся в настоящее тело, оно будет полностью свободно от несовершенства и немощи наших нынешних тел. Место будущей жизни христиан совсем не будет похоже на рай Магомета, рай плотских удовольствий. Там не нужна будет пища, так как голода и жажды уже не будет. Отпадет нужда во сне, так как не будет усталости и утомленности. Там нет нужды рожать детей, чтобы вновь рожденные восполнили собою потерю умерших, ибо смерти уже не будет. Наслаждаясь полнотою общения с Богом и Его Христом, люди больше не будут нуждаться в брачных союзах для помощи друг другу. Они будут способны служить Богу неустанно и исполнять Его волю совершенно, постоянно созерцая Его лицо. Они облекутся в новое тело и «будут подобны ангелам на небесах».

Это огромное утешение для всякого истинного христианина. В своем нынешнем теле он «стенает под бременем» по причине своей немощи и несовершенства (2 Кор. 5:4). Многие заботы этого мира одолевают его сейчас: что есть, что пить, во что одеться, как справиться со своими проблемами, где жить, с кем дружить. В мире грядущем все изменится. Ничто не помешает полноте нашего счастья.

К одному мы должны быть особо внимательны. Будем умолять Господа даровать нам «воскресение к жизни» и позаботимся о том, чтобы не «воскреснуть к осуждению» (Ин. 5:29). Для верующего в Господа Иисуса воскресение будет величайшим благословением. Для человека мирского, безбожного и злого воскресение принесет горе и проклятие. Пусть мы не найдем себе покоя до тех пор, пока не соединимся со Христом и Христос с нами, после чего мы сможем с радостью ожидать грядущую жизнь052 *.