Евангелие от Марка 12:28-34

Эти стихи передают беседу нашего Господа Иисуса Христа с «одним из книжников». Вот уже в третий раз в течение того же дня нашему Господу задают трудный вопрос. Заставив замолчать фарисеев и саддукеев, Он теперь должен ответить на вопрос, вызывавший большие разногласия среди иудеев: «Какая первая из всех заповедей?» Нам следует благословить Бога за то, что так много трудных вопросов было задано нашему Господу. Без них не было бы и этих ответов, содержащих удивительно мудрые слова. Здесь, как и во многих других случаях, Бог обращает зло в добро. Он может сделать так, что самые злобные нападки Его врагов обратятся на благо Его церкви и к Его славе. Он способен использовать враждебность фарисеев, саддукеев и книжников для наставления Своего народа. Вряд ли вопрошавшие подозревали, какую огромную услугу окажут их каверзные вопросы всему христианству. «Из ядущего вышло ядомое» (Суд. 14:14).

Во-первых, обратите внимание на то, что Иисус говорит о нашем долге перед Богом и людьми. Вопрос книжника требовал обширных знаний от Иисуса: «Какая первая из всех заповедей?» Возможно, он ожидал услышать в ответ нечто отличное от того, что ответил ему Господь. Он ошибался, если полагал, что Господь порекомендует ему соблюдать какой-нибудь внешний обряд или церемонию. В ответ он услышал торжественные слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Как неожиданно описывает наш Господь чувства, которые должны быть у нас по отношению к Богу и ближнему! Мы не просто должны повиноваться одному и не причинять вреда другому. В обоих случаях от нас требуется нечто большее. От нас требуется любовь — самое сильное и глубокое чувство. Эта заповедь включает в себя все. Она делает ненужным знание мелочей. Там, где есть любовь, не может быть злого умысла.

Также удивительно наш Господь говорит о том, как мы должны любить Бога и нашего ближнего. Мы должны любить Бога больше, чем себя, всею силою нашей души. Мы не сможем любить Его чересчур сильно. Нам нужно любить нашего ближнего, как самого себя, и всегда поступать с ним так, как хотели бы, чтобы он поступал с нами. Иисус дает простое, понятное и одновременно мудрое правило. Часто мы неправильно относимся к людям, думая о них больше или меньше, чем они того заслуживают, поэтому нам дано правило любить других, как самих себя, — не больше и не меньше. Но как бы сильно мы ни любили Бога, наша любовь к Нему никогда не будет ошибкой. Он достоин всего, что мы только способны предложить Ему.

И поэтому мы должны любить Его всем сердцем.

Будем же постоянно помнить эти великие правила и ежедневно пользоваться ими. Они кратко определяют все, что нам следует знать о своем долге перед Богом и людьми. Они помогут нам проверить свою беспокойную совесть, когда она тревожит нас и мы не знаем, правильно ли мы поступили. Блажен человек, который стремится жить согласно этим правилам.

Из этого краткого описания нашего долга мы должны понять, как мы нуждаемся в искуплении и посредничестве нашего Господа Иисуса Христа. Где тот человек, который может честно сказать, что всегда любил Бога и человека так, как этого требует заповедь? Есть ли на земле хоть один человек, который окажется невиновным пред лицом такого суда, как этот? Не удивительно, что Писание говорит: «Нет праведного, нет ни одного». «Делами закона не оправдается ни одна плоть» (Рим. 3:10, 20). Лишь потому, что люди не знают требований Божьего закона, они недооценивают Евангелие. Только человек, верно понимающий моральный закон, может по достоинству оценить заместительную жертву Христа.

Во-вторых, отметим, насколько религиозным может быть человек, не являясь при этом истинным учеником Христа. Книжник из нашего отрывка, очевидно, был человеком, обладающим большими познаниями, чем большинство других. Он видел то, чего книжники и фарисеи не видели совсем. Его собственные слова доказывают это: «Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Эти слова замечательны сами по себе, и если мы вспомним, кем являлся человек, который их произнес, и среди какого поколения он жил, то будем восхищаться этими словами вдвойне. Не удивительно, что наш Господь далее говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия».

Но мы не можем закрывать наши глаза на тот факт, что нигде не говорится о том, что этот человек позже стал учеником нашего Господа. По этому поводу Писание хранит печальное молчание. Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея не проливает никакого света на его дальнейшую судьбу. Ничего не говорят об этом и другие места Нового Завета. Нам остается лишь прийти к заключению, что, подобно богатому юноше, он так и не смог принять решение оставить все и последовать за Христом. Или, как начальники, упомянутые в другом месте, он «возлюбил славу человеческую более, нежели славу Божию» (Ин. 12:43). Хотя он и был «недалеко от Царствия Божия», он, вероятно, так никогда и не вошел в него и погиб.

К сожалению, подобные случаи встречаются не так уж редко. Кругом живут тысячи людей, которые, подобно тому книжнику, знают много религиозных истин, но живут и умирают, не приняв никакого решения. Как часто мы забываем, что человек может достичь большого успеха на религиозном поприще, но, так и не обратившись, умереть не спасенным. Видя пример этого человека, будем внимательны к себе!

Будем остерегаться того, чтобы полагать надежду на спасение лишь в интеллектуальном осознании истины. Мы живем во время, когда существует особое искушение сделать это. Благодаря образованию дети знакомятся со многими вопросами веры, о которых их родители не имели ни малейшего представления. Но одно лишь образование не способно сделать кого-либо христианином в глазах Бога. Нужно не только понимать основные евангельские доктрины, но принять их в сердце и строить свою жизнь по ним. Не давайте себе успокоиться, пока не станете гражданами Царства Божия, пока искренне не раскаетесь, не поверите и не станете новым творением во Христе Иисусе. Если же вам достаточно быть «недалеко от Царствия Божия», то, в конце концов, вы навечно окажетесь за его пределами.