Евангелие от Марка 13:1-8

Глава, которую мы сейчас начинаем, полна пророчеств, часть которых уже исполнилась, а другим еще надлежит исполниться. Предмет этих пророчеств — два великих события. Одно — это разрушение Иерусалима и последующий за ним конец эпохи еврейского народа. Второе — это пришествие нашего Господа Иисуса Христа во славе и завершение нынешней истории. Иерусалим был разрушен через сорок лет после распятия нашего Господа. Второе пришествие Христа — это событие, которое еще впереди, и, мы, возможно, увидим его собственными глазами054 **.

Главы, подобные этой, должны интересовать каждого истинного христианина. Ни одна другая история не должна так привлекать наше внимание, как история о прошлом и будущем церкви Христа. Восстание и падение мировых империй — сравнительно маловажные события в глазах Божьих. Вавилон, Греция, Рим, Франция и Англия — ничто для Бога по сравнению с мистическим телом Христа. Военные походы, победы завоевателей — детские забавы на фоне победоносного шествия по миру Евангелия и великого триумфа Князя Мира. Обращаясь к пророческим местам Писаний, будем помнить об этом! «Блажен читающий» (Откр. 1:3).

Во-первых, обратим наше внимание на предсказание нашего Господа об Иерусалимском храме. Ученики со свойственной иудеям гордостью обращают внимание нашего Учителя на архитектурное величие храма. «Посмотри, — говорят они, — какие камни и какие здания!»055 * В ответ они слышат нечто противоположное тому, что ожидали услышать; Его ответ опечаливает их сердца. Он рассчитан на то, чтобы возбудить их любопытство. Из уст Господа не слышно ни слова восхищения. Он не восторгается ни замыслом, ни видом великолепного сооружения. Создается впечатление, что наш Господь не замечает величия и красоты этого здания, потому что Он слишком обеспокоен греховностью народа, которому этот храм принадлежит. «Видишь сии великие здания? — отвечал Он. — Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».

Эти слова говорят нам о том, что истинная слава церкви зависит не от красоты здания, где люди поклоняются Богу, но от веры и благочестия ее членов. Наш Господь Иисус Христос не восхитился величием храма, в котором было святое святых, золотой светильник и алтарь для жертвоприношений. Тем более Он не будет восторгаться, пусть и самым прекрасным церковным зданием, где люди, называя себя христианами, пренебрегают Божьим словом и Духом.

Мы хорошо сделаем, если запомним это. По своей природе мы склонны восхищаться внешней красотой, подобно детям, которые любят все яркое. Мы также склонны полагать, что настоящая вера может быть только там, где в великолепном церковном здании с фресками или витражами проходят торжественные обряды, звучит красивая музыка и богослужение проводят пышно разодетые служители. Однако там, возможно, веры нет совсем. Все это может быть лишь формальным, показным, рассчитанным на чувства. Возможно, там нет ничего, что может успокоить совесть и исцелить сердце. Может оказаться, что в том прекрасном здании не проповедуют Христа и не читают Слова Божьего, служители совершенно не знакомы со Христом, а прихожане мертвы в своих грехах и преступлениях. Несомненно, в таком здании Бог не находит ничего восхитительного. В Божьих глазах слава Парфенона — ничто, по сравнению со славой пещер и катакомб, где поклонялись ранние христиане. Самая убогая комнатушка, где проповедуется Христос, величественнее в Его глазах, чем собор Святого Петра в Риме.

Не будем, однако, бросаться в другую крайность, полагая, что не имеет никакого значения, в каком здании мы будем славить Бога. Желание видеть церковь красивой — это не папство. Грязное и запущенное место поклонения — это не признак истинной веры. «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Мы должны руководствоваться главным: какими бы красивыми ни были наши церкви, их главным украшением должны быть истинное учение и праведная жизнь. Без них самое величественное церковное здание будет ничтожным. Там, где нет Бога, нет и славы. А скромный кирпичный домик, под крышей которого проповедуется Евангелие, — прекрасен. Он освящен личным присутствием Христа и благословлен Святым Духом.

Во-вторых, обратим внимание на то, с чего наш Господь начинает излагать великое пророчество этой главы.

Мы читаем, как четверо Его учеников, встревоженные, несомненно, Его предсказанием о храме, обратились к Нему за дополнительной информацией. «Скажи нам, — говорят они, — когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?»

В ответ наш Господь предсказывает войны и появление ложных учений. Его ученики ошибались, предполагая, что Он пообещает им мгновенный успех и временное преуспевание в этом мире. Вместо того чтобы обрадовать их скорым торжеством истины, Он предупреждает их о серьезном заблуждении. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я». Вместо того, чтобы готовить их к царству мира и безопасности, Он говорит о войнах и беспорядках. «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней».

Начало этой пророческой беседы нашего Господа содержит важный урок. Оно определяет характер исторических событий, которых должна ожидать церковь между первым и вторым пришествием. Видимо, Его слова были предназначены для исправления ошибочных взглядов не только Его апостолов, но и большинства христиан во все времена. Очевидно, наш Господь хорошо знал о склонности человека подхватывать идею о «наступлении лучших времен», и Он дает нам понять, что «хорошие времена» не наступят, пока Он не придет. Конечно же, нам неприятно слышать такие новости, но это именно то, что предсказывал пророк Иеремия: «Пророки, которые были прежде, предсказывали войну, бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то только тогда он был признаваем за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер. 28:8-9).

Пусть эти слова нашего Господа научат нас умеренности в наших ожиданиях. Ничто не приносило так много разочарования церкви Христа, как чрезмерные ожидания многих ее членов. Не дадим себя обмануть распространенной идеей, что мир будет обращен и земля наполнится познанием Бога еще до возвращения нашего Господа Иисуса. Этого не случится. Писание не говорит нам об этом. Перестанем ожидать всеобщего мира. Лучше будем готовы к войне. Не будем надеяться, что образование, миссионерская и проповедническая деятельность церкви сделают всех людей святыми. Лучше будем готовы к появлению самого антихриста. Мы должны уяснить, что живем в дни избрания, а не всеобщего обращения. Всеобщий мир не наступит, пока не придет Князь Мира. Всеобщей святости не будет, пока не будет скован сатана. Заблуждения нам могут дорого обойтись. На земле нет церкви или собрания, которые не подтверждали бы известные слова Иисуса: «Много званных, но мало избранных». За подобные взгляды нас могут высмеять, но в конце концов все станет на свои места. Будем же терпеливо ждать, трудиться, учить, служить и молиться. Давайте на практике убедимся в истинности слов нашего Господа: «Узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его» (Мтф. 7:14).