Евангелие от Марка 13:14-23

Из этих стихов мы узнаем о законности использования доступных средств для обеспечения своей личной безопасности. Наш Господь Иисус Христос говорит об этом просто и недвусмысленно: «Находящиеся в Иудее да бегут в горы; кто на кровле, тот не сходи в дом; и кто на поле, не обращайся назад. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою». Ничто в Его словах не заставляет нас думать, что избегать опасности в любых обстоятельствах является чем-то недостойным христианина. Люди могут не соглашаться друг с другом касательно времени, к которому относится это пророчество, но текст совершенно ясно говорит, что можно заботиться о своей безопасности. Этот урок может иметь широкое применение и принести большую пользу. Христианин не должен пренебрегать использованием доступных средств в этой жизни лишь по той причине, что он христианин, так же, как он не пренебрегает средствами, данными Богом для спасения души. Верующему не стоит думать, что Бог позаботится о нем и удовлетворит все его нужды, если он сам не использует данные ему Богом средства и здравый смысл. Несомненно, что в час нужды он может рассчитывать на особую помощь своего небесного Отца. Но он не должен надеяться только на нее. Если мы праздно сидим, ничего не делая и заявляя при этом, что мы доверяем Богу, то мы проявляем ненужный фанатизм, который позорит веру.

В Слове Божьем мы находим несколько примеров этого, на которые стоит обратить внимание. Действия Иакова накануне его встречи со своим братом Исавом подтверждают это. Сначала Иаков обращается к Богу с очень трогательной молитвой, а затем посылает своему брату специально подготовленные дары (Быт. 32:9-13). Поведение Езекии, когда Сеннахирим выступил против Иерусалима, — второй пример. «С нами, — говорит он своему народу, — Господь Бог наш, чтобы сражаться на бранях наших». Но в то же время он укрепляет стены города, готовит оружие и щиты (2 Пар. 32:5). Еще один пример — действия св. Павла. Мы часто читаем, что для спасения жизни ему приходилось бежать из одного места в другое. Вот мы видим, как его спускают в корзине со стены в Дамаске. Позже, на Александрийском грузовом корабле, мы слышим, как он говорит солдатам: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Мы знаем веру и смелость великого апостола. Нам известно его доверие своему Господу. Однако мы видим, что он не пренебрегает доступными средствами сохранения жизни. Не будем стыдиться этого и мы.

Правда, об одном забывать нельзя. Мы не должны полностью полагаться лишь на себя. Всегда нужно искать благословения Божия. Всякий истинно верующий должен стремиться к тому, чтобы, старательно используя все средства, предавая все свои дела в руки Божии.

Также в этих стихах мы обнаруживаем великие привилегии, предназначенные для избранных Богам. Дважды в нашем отрывке наш Господь использует особые выражения по отношению к ним. Он говорит о великой скорби: «И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни». И опять Он говорит о лжехристах и лжепророках, что они «представят чудеса и знамения, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».

Из этого и других мест Библии следует, что у Бога в этом мире есть Свои избранные люди. Это те, кого, как гласит 17-я статья нашей церкви, Он навсегда решил Своим постановлением, скрытым от нас, избавить от проклятия и осуждения, те, кого Он избрал во Христе из всего человечества, постановил привести их через Христа к вечному спасению как «сосуды, предназначенные для чести». Они и только они получат благословения оправдания, освящения и вечной славы. Они и только они являются «призванными Духом, во время благоприятное». Они и только они повинуются призыву. Они сделались сынами Божьими чрез усыновление. Они уподобляются образу единородного Сына Божьего Иисуса Христа. Их жизнь наполнена добрыми делами, и в конце по милости Бога они достигают вечного блаженства. Им принадлежат драгоценные обещания Евангелия. Они являются невестой и женой Агнца. Они составляют святую вселенскую церковь, которая суть тело Христа. Это те, о ком Бог проявляет особую заботу в этом мире. Цари, принцы, князья и сильные мира сего — ничто в Его глазах, по сравнению с Его избранными. Писание открывает эти истины. Они могут быть неприятны для человеческой гордости, но их не опровергнешь.

Несомненно, тема избрания глубока и загадочна. Известно, что ее, к сожалению, часто искажали и злоупотребляли ею. Но злоупотребление истиной не является причиной, чтобы отказаться от нее. Верно понятое и представленное с необходимыми оговорками учение об избрании «полно сладкого, приятного и неизреченного утешения». Прежде чем мы закончим говорить на эту тему, рассмотрим еще кое-что. Во-первых, нам не следует забывать, что Божье избрание не отменяет ответственности человека за свою жизнь. Та же Библия, которая говорит об избрании, всегда обращается к человеку как к свободному существу и призывает его покаяться, верить, искать, молиться, стремиться и трудиться. «В наших делах, — мудро сказано в 17-й статье, — мы должны следовать той Божьей воле, которая открыта нам из Его слова».

Во-вторых, не будем никогда забывать, что главное — покаяться и веровать в Евангелие. Мы не имеем права утешать себя Божьим избранием, если мы не покаялись и не уверовали. Мы не должны мучить себя вопросом о том, избранны мы или нет, в то время как Бог ясно повелевает покаяться и верить (Деян. 17:30; 1 Ин. 3:23). Прекратим делать зло. Научимся делать добро. Сбросим с себя оковы греха. Прилепимся ко Христу. Приблизимся к Богу в молитве. Делая это, мы вскоре узнаем и почувствуем, избраны мы или нет. Как говорил один богослов, мы должны сперва поучиться в начальных классах покаяния и веры, прежде чем мы поступим в университет избрания. Лишь после того, как Павел упомянул о вере, надежде и любви фессалоникийцев, он сказал: «Я знаю ваше избрание пред Богом» (1 Фес. 1:4)057 *.