Евангелие от Марка 13:24-31

Эта часть пророчества нашего Господа, произнесенного на Елеонской горе, еще не исполнилась. Всем описанным здесь событиям еще надлежит произойти. Они могут произойти и в наши дни. Поэтому мы всегда должны читать этот отрывок с особым интересом.

Во-первых, отметим, каким славным величием будет окружено второе пришествие нашего Господа Иисуса Христа в этот мир. Слова, используемые для описания солнца, луны и звезд, передают атмосферу всеобщей вселенской катастрофы, которая завершит нынешнюю эпоху. Приходят на память слова апостола Петра: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся» (2 Пет. 3:10). В такое время, посреди ужаса и смятения, превосходящих по силе ужас от землетрясений и ураганов, люди «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славною».

Второе пришествие Христа будет полностью отличаться от первого. Тогда Он пришел в немощи, беззащитным младенцем, рожденным от бедной женщины в Вифлеемских яслях, незаметным, униженным и неизвестным. Он придет во второй раз с царским достоинством, окруженный небесными воинствами, и все племена земные узнают, признают и убоятся Его. В первый раз Он пришел, чтобы пострадать, понести наши грехи, сделаться клятвою, быть отверженным, несправедливо осужденным и убитым. Он придет снова, чтобы править, положить всех врагов к Своим ногам, принять все царства этого мира Себе в наследие, справедливо править ими, судить всех людей и жить во веки веков.

Какая огромная разница! Какой великий контраст! Какое потрясающее различие между первым и вторым пришествием! Это сравнение должно натолкнуть нас на самые серьезные размышления. Для друзей Христа они будут утешительными. Их Царь вскоре придет. Они пожнут то, что посеяли. Они получат великую награду за все, что им пришлось претерпеть за Христа. Они сменят свой крест на венец. А вот врагов Христа мысль о Его пришествии должна привести в смятение. Тот же Иисус из Назарета, кого они так долго отвергали и презирали, наконец, получит всю власть. Тот же Христос, в чье Евангелие они отказывались верить, явится теперь как их Судья, и они будут стоять перед Его престолом: беспомощные, безмолвные, лишенные всякой надежды. Сохраним все это в своем сердце, чтобы приобрести мудрость!

Во-вторых, отметим, что первым событием после второго пришествия Господа будет собрание его избранных. «Он пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров».

Господь обеспечит безопасность Своим людям в то время, как суды будут обрушиваться на землю. Он не станет ничего делать, пока не поместит их в безопасное место. Воды потопа не начали изливаться до тех пор, пока Ной не укрылся в ковчеге. Огонь не пал на Содом, пока Лот не пришел в безопасное место, в стены Цоара. Гнев Божий не падет на неверующих, пока верующие не будут спрятаны в безопасном месте.

Истинный христианин может ожидать второго пришествия Христа без страха. Как бы ни были ужасны бедствия, грядущие на эту землю, его Господь позаботится, чтобы никакое зло не постигло его. Он способен терпеливо переносить все нынешние разлуки и расставания. Вскоре его ждут радостные встречи со всеми братьями по вере из всех времен, стран и народов. Они встретятся, чтобы больше никогда не расставаться. Наше великое собрание еще должно произойти (2 Фес. 2:1).

В-третьих, обратите внимание, как важно замечать знамения нашего времени. Наш Господь велит Своим ученикам «взять подобие от смоковницы». Так же, как появление почек на деревьях указывает людям на приближающееся лето, так исполнение указанных событий в мире говорит нам о том, что пришествие Господа «близко, при дверях».

Всем истинным христианам надлежит внимательно следить за мировыми событиями вокруг них. Делать это — обязанность, не делать — грех. Наш Господь укоряет иудеев за то, что они «не различают знамений времен» (Мтф. 16:3). Они не заметили, что скипетр отошел от Иуды и седьмины Даниила иссякли. Будем внимательны, дабы и нам не повторить их ошибку. Откроем шире наши глаза и посмотрим на мир вокруг нас. Мы заметим ослабление турецкого владычества и увеличение миссионерской работы в мире. Мы увидим оживление папства и появление новых и изощренных форм безбожия. Посмотрите на стремительный рост беззакония и непочтительность к власти. Что это, как не распускающаяся смоковница? Все это — признаки того, что этот мир проходит, что он остро нуждается в новой и лучшей династии. Ему нужен праведный царь — Иисус Христос. Будем же бодрствовать и хранить свои одежды, живя в готовности к встрече с нашим Господом! (Откр. 16:15).

И наконец, мы видим в этих стихах, что наш Господь выражает уверенность в том, что Его предсказания обязательно исполнятся. Он говорит так, точно Он предвидит недоверчивость и скептицизм, присущий людям в последние дни. Он выразительно предупреждает нас об этом: «Небо и земля пройдут, а слова Мои не прейдут».

Не нужно считать, что пророчество не может исполниться, если оно не вписывается в рамки того, что мы знаем из прошлого. Не будем говорить: «Разве может Христос прийти во второй раз? Разве может весь мир сгореть?» Вопросы о том, что «может», а что «не может» произойти, в данном случае неуместны. Мы должны задать только один вопрос: «Что написано в Слове Божьем?» Не будем забывать слов св. Петра: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям, и говорящие: «где обетование пришествия Его?»» (2 Пет. 3:3-4).

Неплохо было бы задать себе вопрос: «Что бы мы думали, если бы жили 2000 лет назад? Что бы нам казалось более вероятным: что Сын Божий придет на землю бедным человеком и умрет или что Он придет на землю как Царь и будет царствовать?» Разве не ответили бы мы, что если Он и придет, то непременно чтобы править, а не умереть? Однако теперь нам известно, что Он пришел как «муж скорбей» и умер на кресте. Не будем же сомневаться в том, что во второй раз Он придет во славе как Царь и будет править вовеки.

Пусть прочитанный нами отрывок оставит в нас глубокую убежденность в истинности каждой йоты этих предсказаний. Будем верить, что каждое Его слово исполнится в точности. Более же всего будем стараться жить с постоянным чувством истинности этих предсказаний, как добрые слуги, ожидающие возвращения своего господина. Тогда мы будем в безопасности, когда бы и как бы они ни исполнились058 *.