Евангелие от Марка 14:1-9

Эта глава Евангелия св. Марка начинает повествование о страданиях и смерти нашего Господа. До сих пор мы видели нашего Спасителя преимущественно в роли Пророка и Учителя. Теперь нам предстоит увидеть Его как нашего Первосвященника. До этого мы рассматривали Его чудеса и изречения. Сейчас мы рассмотрим Его заместительную жертву на кресте.

Во-первых, обратим внимание на то, что Бог способен расстроить замыслы злых людей и обратить их к Своей славе.

Из слов св. Марка и из параллельного отрывка в Евангелии св. Матфея становится ясно, что враги нашего Господа не планировали предать Его смерти публично. «Они искали, как бы взять Его хитростью». «Но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе». Создается впечатление, что первоначально они не планировали убить Его до окончания праздника Пасхи, пока все приехавшие на праздник люди не разъедутся по домам.

Провидение Божие, способное поворачивать ход событий, полностью расстроило их политическую интригу. Наш Господь был предан раньше, чем ожидали первосвященники. Смерть нашего Господа произошла в день, когда в Иерусалиме было собрано огромное количество людей, в разгар праздника Пасхи. Замысел этих злых людей почти полностью провалился. Они замышляли положить конец духовному царству Христа, на деле же они помогали устанавливать его. Распяв Иисуса, они хотели унизить и надругаться над Ним; на самом же деле они прославили Его. Они планировали умертвить Его тайно, незаметно; но вместо этого они вынуждены были распять Его публично, на глазах у всего еврейского народа. Они думали заставить Его учеников замолчать, хотели не позволить учить от Его имени; но вместо этого они снабдили их важнейшей темой для проповеди Евангелия. Как легко Богу обратить гнев человека к Своей славе (Пс. 75:11).

Во всем этом есть утешение для истинных христиан. Они живут в беспокойном мире, где различные события приводят их в замешательство. Пусть мысль о том, что все соответствует воле мудрого Бога и содействует им ко благу, принесет им покой. Пусть они не сомневаются в том, что все происходящие в мире события обратятся к славе их Отца. Пусть они помнят слова второго псалма: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа». Далее в этом псалме сказано: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Так было в прошлом, так будет и в будущем.

Во-вторых, мы видим из этого отрывка, как порой недооцениваются и неверно истолковываются добрые дела. Перед нами — женщина, сделавшая доброе дело, возлив благовоние на голову нашего Господа в доме в Вифании061 *. Несомненно, она сделала это в знак уважения и почтения как выражение ее любви и благодарности по отношению к Нему. Однако некоторые осудили ее действия. Их холодные сердца не могли понять ее великой щедрости. Они назвали это «тратой». Они «вознегодовали на нее».

К сожалению, дух придирчивости все еще часто встречается. Последователей и преемников апостолов в этом смысле нетрудно найти в любой части Церкви Христа. Нет недостатка в людях, возмущенных, по их словам, «крайностями» в религии и настойчиво рекомендующих быть «умеренными» в служении Христу. Если человек отдает свое время, деньги и любовь мирским вещам, то никто не станет упрекать его. Если он посвящает себя богатству, удовольствиям или политике, никто не осуждает его. Но если тот же человек решит посвятить себя и все, чем он обладает, Христу, то сразу появятся люди, которым не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение его «глупостью». «Он вне себя». «Он сумасшедший». «Он просто фанатик». «Чересчур праведный нашелся». «Он бросается в крайности». Проще говоря, они считают это «тратой».

Если мы стремимся служить Христу и слышим в свой адрес подобные обвинения, не будем беспокоиться. Будем переносить их с терпением, помня, что они так же стары, как и само христианство. Такие обвинители достойны сожаления. Они ясно показывают, что не испытывают чувства долга перед Христом. Из-за холодного сердца и рука сжимается. Если только человек поймет весь ужас греха и милость умершего за него Христа, он никогда не сочтет что-либо настолько хорошим или дорогим, что не сможет отдать это Христу. Скорее он скажет: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Он побоится тратить время, таланты, деньги и любовь на вещи этого мира. Он не побоится отдать их Спасителю. Он будет бояться впасть в крайность, занимаясь бизнесом, финансами, политикой или удовольствиями; но он не будет бояться сделать слишком много для Христа.

И наконец, отметим, как высоко ценит наш Господь любые служения, совершаемые ради Него. Нигде во всех евангелиях мы не находим более возвышенной похвалы, чем та, которую Иисус высказал этой женщине. В словах нашего Господа выделяются три детали, на которые следует обратить внимание тем, кто высмеивает и обвиняет других, готовых послужить Господу, подобно этой женщине.

Вначале наш Господь говорит: «Зачем смущаете ее?» Этот вопрос проникает глубоко в сердце, и на него трудно ответить всем тем, кто гонит других за их веру. Как они объяснят свое поведение? Ведь у их нет разумной причины, а значит, у них нет оправдания. Они смущают других из зависти, злобы, невежества и неприязни к истинному Евангелию.

Далее наш Господь говорит: «Она доброе дело сделала». Какая приятная и великая похвала из уст Самого Царя царей! Многие жертвуют деньги на церковь или выделяют средства на благотворительные организации, стремясь показать себя или из других недобрых побуждений. Но лишь человек, исполненный любовью и почтением ко Христу, способен сделать «доброе дело».

Наш Господь также говорит: «Она сделала, что могла». Более яркое выражение похвалы этой женщине трудно придумать. Тысячи людей живут и умирают без благодати, уходят в вечную погибель, хотя постоянно повторяют: «Я пытаюсь изо всех сил. Я делаю все, что я могу». Однако говоря так, они лгут, подобно Анании и Сапфире. Боюсь, что не многие окажутся похожими на эту женщину, и заслужат того, чтобы и о них было сказано, что они «сделали то, что могли».

Давайте извлечем практический урок из этого отрывка. Давайте, подобно этой святой женщине, о которой мы сейчас говорили, посвятим себя и все, чем мы обладаем, во славу Христа. Наше положение в этом мире может быть незначительным, а наши средства — скудными. Но, как и эта женщина, давайте «сделаем, что можем».

Наконец, в этом отрывке есть сладкое предвкушение того, что будет происходить в день суда. Мы верим, что тот же Иисус, защищавший Его любящую служанку, когда ее обвиняли, будет защищать всех Своих слуг в этом мире. Будем трудиться, помня, что Он смотрит на нас и записывает все, что мы делаем, в Своей книге. Неважно, что говорят или думают о нас люди, видя нашу преданность Христу. Похвала Христа в последний день покроет все, что нам пришлось перенести в этом мире от злых языков.