Евангелие от Марка 14:10-16

В этих стихах св. Марк повествует нам о том, как наш Господь был предан в руки Своих врагов. Это стало возможным из-за предательства одного из Его двенадцати учеников — Иуды Искариота.

Во-первых, из этого отрывка мы видим, к какому падению может привести человека ложная вера.

История Иуды Искариота — самое яркое подтверждение этой горькой истины. Если и был когда-либо человек, имевший все внешние признаки настоящего ученика Христа и подававший большие надежды, то это Иуда. Сам Господь Иисус избрал его в апостолы. Иуда удостоился стать спутником Мессии, свидетелем Его великих дел во время Его земного служения. Он был товарищем Петра, Иакова и Иоанна и был послан, как и другие ученики, проповедовать Евангелие Божье и творить чудеса именем Христа. Остальные одиннадцать апостолов считали его равным себе. Он был так похож на них, что у них и мысли не возникло о его предательстве. Однако именно этот человек под конец оказался коварным отпрыском дьявола, полностью отступившим от веры. Иуда помог смертельным врагам нашего Господа и ушел из этого мира с худшей в истории репутацией. Со времен Каина мир не знал такого предательства. Никогда еще не было такого падения, такого отступления, такого страшного конца, хотя начиналось все хорошо, и такого полного затмения души!

Как же можно объяснить это странное поведение Иуды? Есть только один ответ на этот вопрос. Сребролюбие — вот причина печального падения этого человека. Та же низменная зависть, которая когда-то поработила сердце Валаама, навела проказу на Геезия, погубила теперь душу Искариота. Ничем иным не объяснить его поведения, и Писание недвусмысленно говорит об этом. Действия Иуды были вызваны обычной завистью, и им нет никакого оправдания. Дух Святой ясно называет его «вором» (Ин. 12:6). История лжеапостола — хорошая иллюстрация к словам о том, что «сребролюбие есть корень всех зол» (1 Тим. 6:10).

Давайте извлечем из грустной истории Иуды урок и «облечемся в смирение», чтобы по-настоящему обрести благодать Святого Духа в сердце. Знание, дары, исповедание веры, церковное членство, сила проповеди, молитвы и религиозные беседы ничего не стоят, если наши сердца не обращены. Если мы не отложили ветхого человека и не облеклись в нового, то все духовные дары и преимущества — лишь медь звенящая и кимвал звучащий. Они не спасут нас от ада. Будем особенно внимательны к предостережению Господа: «…берегитесь любостяжания» (Лк. 12:15). Этот грех, войдя в сердце человека, растет там, подобно раковой опухоли, и толкает его ко всякому злу. Будем молиться, чтобы нам быть «довольными тем, что есть» (Евр. 13:5). Деньги не самое важное для человека. Богатство скрывает в себе опасность для души человека, обладающего им. Настоящему христианину стоит больше остерегаться богатства, нежели бедности.

Во-вторых, следует заметить, что не случайно иудейская Пасха совпала со смертью Христа. Мы ни на секунду не сомневаемся в том, что распятие нашего Господа в пасхальную неделю, в день заклания пасхального агнца, было устроено провидением Божьим. Это совпадение должно было привлечь внимание еврейского народа к истинному Агнцу Божьему. Оно обращало их взор на подлинный смысл Его смерти. Несомненно, все жертвы, которые приносили иудеи, указывали на будущую жертву за грех — Христа. Но ни одна жертва не была таким явным образом жертвы Христа, как заклание пасхального агнца. Это постановление было главным «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Во всем цикле иудейских обрядов не было прообраза, наполненного таким глубоким смыслом, как Пасха в ее первоначальном виде.

Разве не напоминала Пасха иудеям о чудесном избавлении их отцов из египетской земли, когда Бог поразил первенцев египтян? Несомненно, да. Но она также должна была стать для них символом другого, более великого искупления и избавления от рабства греха, совершенного нашим Господом Иисусом Христом.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что благодаря смерти невинного агнца все первенцы в семьях их отцов остались живы? Конечно, да. Но она также должна была научить их более важной истине, а именно, что смерть Христа на кресте даст жизнь миру.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что кровь на дверных косяках домов их отцов уберегла их от меча ангела смерти? Да, напоминала. Но она также должна была показать им нечто большее: кровь Христа, окропляя совесть человека, очищает ее от всякой вины и избавляет от грядущего гнева.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что в ту ночь, когда ангел смерти поражал первенцев, никто из их предков не смог бы спастись, если бы не вкушал от жертвенного агнца? Да, напоминала. Но она также должна была научить их, что все, кому нужна жертва Христа, должны питаться Им верой и принять Его в свои сердца.

Будем же размышлять и помнить об этом. Бог с великой мудростью и точностью определил время смерти нашего Господа Иисуса Христа на кресте. Это произошло в тот самый момент, когда мысли всего Израиля были устремлены к событиям той чудной ночи, ставшей началом избавления из египетского рабства. О заклании агнца и вкушении каждым членом семьи, об ангеле смерти, о безопасности за окропленной кровью дверью — обо всем этом шли разговоры в каждом еврейском доме в ту неделю, когда наш благословенный Господь был распят. Смерть Христа в такое необычное время должна была заставить многих задуматься и открыть им глаза. Что они тогда смогли понять, мы узнаем только в последний день.

Читая нашу Библию, возьмем себе за правило внимательно и молитвенно изучать образы и таинства Моисеева закона. Они полны Христа. Жертвенник, козел отпущения, ежедневные всесожжения, судный день — все это указывает на великую жертву, принесенную нашим Господом на Голгофе. Люди, которые пренебрегают изучением иудейских обрядов, записанных в Библии, называя их темными, скучными и неинтересными, лишь показывают свое невежество и упускают нечто важное. Те же, которые исследуют их в поисках Христа, найдут в них много евангельского света и утешительных истин062 *.