Евангелие от Марка 14:17-25

В этих стихах св. Марк повествует об учреждении вечери Господней. Следует особо отметить простоту этого описания. Как хорошо было бы для церкви, если бы люди не отступали от этой простоты и от того, как само Писание объясняет это священное таинство. К сожалению, из-за неверного толкования и суеверных добавлений значение вечери было искажено, поэтому многие христиане не понимают ее истинного смысла. Однако давайте не будем сейчас думать о спорных вопросах, а рассмотрим слова св. Марка и извлечем для себя назидание.

Во-первых, обратим внимание на то, что перед вкушением вечери нам необходимо исследовать себя. Несомненно, эту цель преследовал наш Господь, когда говорил эти строгие слова: «Один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Христос хотел подтолкнуть Своих учеников к исследованию себя.

Об этом мы читаем далее: «Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?» Господь желает показать всей Своей церкви по всему миру, что время приближения к трапезе Господней должно быть временем внимательного исследования себя.

Польза, которую мы получаем от вечери Господней, полностью зависит от состояния духа и ума, с которым мы принимаем ее. Без участия нашего сердца и воли хлеб, который мы едим, и вино, которое мы пьем, не могут исцелить наши души, подобно лекарствам, исцеляющим наши тела. Если мы не принимаем хлеб и вино достойно, искренне и с верой, они не принесут нам никакого благословения, каким бы посвященным ни был служитель, совершающий причастие. Некоторые утверждают, что вечеря приносит пользу всем, принимающим ее, независимо от состояния их сердца. Но это ужасное заблуждение, не имеющее ничего общего с Писанием. Это заблуждение породило много странных и нечестивых предрассудков.

Состояние сердца, в котором мы должны подходить к столу Господню, хорошо описано в катехизисе англиканской церкви. Мы должны «проверять себя; действительно ли мы раскаялись в наших прошлых грехах, постоянны ли мы в желании вести новый образ жизни, обладаем ли мы живой верой в Божью благодать через Христа, вспоминаем ли мы с благодарностью о Его смерти». Если мы с искренней совестью отвечаем на эти вопросы утвердительно, то мы можем принимать вечерю Господню без страха. Бог не требует большего. Однако меньшим мы не можем довольствоваться.

Будем внимательны к себе в вопросе вечери Господней. Можно легко ошибиться, если не в одном, так в другом. С одной стороны, мы не должны оставаться в стороне от стола Господня, оправдывая это своей недостойностью. Пока мы остаемся в стороне, мы выражаем свое непослушание ясному повелению Христа и живем в грехе. Но, с другой стороны, участие в вечере Господней не должно стать бездушным ритуалом. Если мы принимаем ее с таким отношением, мы не получаем от нее никакой пользы и совершаем серьезное преступление. Ужасно быть не готовым принять участие в таинстве, ибо это то же самое, что быть не готовым к смерти. Но не менее ужасно принимать ее недостойно, тем самым искушая Бога. Единственно безопасный путь — жить верой в Христа, преданно служа Ему. Тогда мы сможем смело подходить к Его столу и принимать вечерю, получая утешение.

Во-вторых, отметим, что основное предназначение вечери Господней — напоминать нам о жертве Христа, принесенной за нас на кресте. Хлеб должен напоминать нам о «теле» Христа, принявшем страдания за наши беззакония. Вино должно напоминать нам о «крови» Христа, пролитой для очищения всех наших грехов. Господь, став нашим Поручителем и Заместителем, Своей смертью совершил жертву умилостивления и примирения, и в этом основная суть вечери. Некоторые проповедуют ложные доктрины о том, что Его смерть была всего лишь смертью очень святого человека, который показал нам, как нужно умирать. Но подобные рассуждения лишают вечерю Господню всякого смысла и упраздняют значение слов Христа касательно этого таинства.

Очень важно иметь ясное представление об этом. Оно направит наши мысли в нужную сторону и покажет нам, что мы должны испытывать, подходя к столу Господню. Оно произведет в нас истинно смиренный дух. Хлеб и вино напомнят нам, как ужасен грех, если только смерть Христа была способна искупить нас. Мы обретем надежду на спасение наших душ. Хлеб и вино напомнят нам, что, хотя наши грехи огромны, великая цена была заплачена за наше искупление. И, конечно же, оно наполнит нас благодарностью. Хлеб и вино напомнят нам о том, как велик наш долг перед Христом и как много мы должны прославлять Его. Пусть всякий раз, когда мы принимаем вечерю Господню, эти чувства наполняют нас!

И наконец, мы видим природу духовных благословений, которые приносит с собой вечеря Господня, а также то, какие люди могут принимать в ней участие. Наш Господь повелевает нам есть хлеб и пить вино. Есть и пить способен лишь живой человек. Мы едим и пьем для того, чтобы укрепить свои силы. Это означает, что и вечеря Господня должна укреплять силу нашей души и что участниками ее могут быть живые, настоящие христиане. Для них это таинство является средством благодати. Оно помогает им найти покой во Христе и еще больше довериться Ему. Хлеб и вино, видимые символы, которые укрепляют, оживляют и утверждают их веру.

Сегодня особенно важно понимать этот вопрос правильно. Мы не должны позволять себе думать, что участие в вечере вызовет у человека совсем не тот интерес к жертве Христа, который предлагает вера. Вера является связующим звеном между нашей душой и Христом. Вечеря Господня может укрепить, оживить и утвердить веру, но она не может заменить ее. Никогда не забывайте об этом. Ошибка в этом вопросе приводит к страшным заблуждениям и многочисленным предрассудкам.

Пусть для нас будет твердым убеждением то, что ни один неверующий не должен подходить к столу Господню, что формальное исполнение таинства без покаяния и веры не принесет нам ни малейшей пользы. Вечеря Господня не может ни обратить, ни оправдать, и всякий, кто принимает ее, не покаявшись и не уверовав, не получит от нее никакой пользы, но принесет себе вред. Это таинство предназначено для верующих, а не для неверующих, для живых, а не для мертвых. Оно поддерживает жизнь, но не дает ее, умножает благодать, но не дарит ее; оно помогает возрастать в вере, но не рождает веру в сердце. Запомним эти истины и не будем забывать их.

Живы ли вы для Бога? Это очень важный вопрос. Если да, тогда приступайте к вечере Господней, принимайте ее с благодарением и никогда не уклоняйтесь от нее. Пренебрежение вечерей — великий грех.

А может, вы по-прежнему мертвы в своих грехах и в привязанности к этому миру? Если да, тогда причастие — это не для вас. Вы стоите на широком пути, ведущем в погибель. Вы должны покаяться и родиться свыше. Вы должны верой прилепиться ко Христу. И лишь тогда вы получите право участвовать в этой трапезе063 *.