Евангелие от Марка 14:32-42

История о страданиях нашего Господа в Гефсиманском саду весьма таинственна. Даже самые великие богословы не в состоянии объяснить ее полностью. Тем не менее в этой истории есть истины, лежащие на поверхности. Они могут многому научить нас.

Во-первых, заметим, как остро ощущал наш Господь бремя грехов мира. Марк пишет, что Он «начал ужасаться и тосковать; и сказал им: душа Моя скорбит смертельно» и «пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей».

Попробуем объяснить эти слова. Наш Господь вел себя так не потому, что боялся мучительных страданий или смерти. В тот момент Он начал испытывать, как невыносимо тяжелы человеческие грехи. Он почувствовал, что на Него возлагается весь груз наших грехов и преступлений и что Он становится «клятвою за нас». Христос должен был понести наши скорби и печали, ибо это было условием завета, который Ему надлежало исполнить на земле. Он становился «жертвою за грех», хотя сам — «не знал греха». Его святая природа переживала весь ужас отвратительного бремени греха, возлагаемого на Него. Именно поэтому Он так сильно скорбел.

Наблюдая за страданиями нашего Господа в Гефсиманском саду, мы понимаем, насколько ужасен грех. Многие христиане до конца не осознают этого, хотя должны. Легкомысленное и пренебрежительное отношение к таким грехам, как сквернословие, нарушение субботы, ложь — печальное свидетельство того, насколько низки человеческие стандарты нравственности. Пусть воспоминания о Гефсимании возымеют на нас освящающее действие. Как бы ни поступали другие, никогда не смейтесь над грехом.

Во-вторых, в этом отрывке наш Господь на личном примере показывает, насколько важна молитва в час скорби. Иисус в трудный час прибегает к этому чудодейственному средству. Дважды говорится о том, что Он молился, когда Его душа скорбела смертельно.

Молитва — лучший способ обрести терпение в скорбях. В своей беде мы должны прежде всего обращаться к Богу, а обратиться к Нему можно только в молитве. Возможно, ответ не придет немедленно. Желанное облегчение может не наступить мгновенно. Искушение или испытание может быть долгим или даже длиться всю жизнь. Но изливание сердца у престола Его благодати пойдет нашей душе на благо. Св. Иаков дает нам мудрый совет: «Болен ли кто? Пусть молится» (Иак. 5:13).

В-третьих, в этом отрывке Господь на личном примере показывает нам, как можно свою волю подчинить воле Бога. Его человеческая природа во всей полноте ощущала тяжесть грехов мира, но Он все же молился, чтобы, «если возможно», этот час миновал Его. «Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».064 *

И в этом Христос явил полное совершенство. Терпеливо принимать все, что посылает нам Бог; любить лишь то, что любит Бог; желать лишь того, что одобряет Бог; предпочитать боль, посланную Богом, облегчению; отдавать себя полностью в руки Божии и не знать другой воли, кроме Его — вот к чему мы должны стремиться, вот в чем проявил совершенство наш Господь в Гефсимании.

Будем же стараться иметь «ум Христов» в этом вопросе. Будем ежедневно молиться и умерщвлять свою волю. Только поступая так, мы будем счастливы. Ничто в этом мире не приносит нам так много горя, как своевольная жизнь. Умерщвление своеволия — лучшее доказательство действия благодати в человеке. Знание, дары, муки совести, чувства и желания не всегда свидетельствуют о ней. Все это могут иметь и необращенные. Но постоянно возрастающее стремление подчинить свою волю воле Бога — это признак духовного здоровья. Он говорит о том, что мы на самом деле «возрастаем в благодати и познании Иисуса Христа».

И наконец, заметим, как немощны могут быть даже самые лучшие христиане. Поведение Петра, Иакова и Иоанна — печальное тому подтверждение. Они спали, в то время как должны были бодрствовать и молиться. Хотя Господь и предупредил их, что приближается опасность и их вера ослабеет, они все равно заснули. Совсем недавно они сидели за столом Господним, а теперь — уснули. Трудно найти более веское доказательство тому, что и лучшие люди — всего лишь люди и что даже святые по своей физической природе немощны.

Все это написано для нашего наставления. Постараемся, чтобы это не осталось лишь на бумаге. Будем бдительными. Давайте остерегаться лени и праздности в вере, зная, что все мы легко можем впасть в этот грех, особенно в личной молитвенной жизни. Ощущая приближение духа лености, вспомним Петра, Иакова и Иоанна, и противостанем этому духу.

Слова нашего Господа, с которыми Он обратился к Своим ученикам, должны часто звучать в наших ушах. Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Это высказывание должно стать девизом каждого христианина со дня его обращения до самой смерти.

Настоящий ли вы христианин? Бодрствуете ли вы душой? Не забывайте, что в вас — две природы: плотская природа, склонная ко злу, и духовная природа, склонная к добру. Они противятся друг другу (Гал. 5:17). Грех и дьявол всегда найдут себе пособников в нашем сердце. Если мы не распинаем и не порабощаем свою плоть, она порабощает нас, позоря наше имя.

Настоящий ли вы христианин? Бодрствуете ли вы душой? Не забывайте «бодрствовать и молиться». Мы на вражеской территории — мы должны быть бдительны, подобно солдатам на войне. Мы должны всегда бодрствовать. Каждый день мы должны вступать в сражение и воевать. Покой ожидает христианина в будущем. Нам необходимо молиться непрестанно и регулярно. Мы должны бодрствовать так же, как и молиться, и молиться так же, как бодрствовать. Бодрствование без молитвы — это самоуверенность и самообман. Молитва без бодрствования — это одни эмоции и фанатизм. Человек, осознающий свою слабость, бодрствующий и молящийся, обретет помощь от Господа.