Евангелие от Марка 15:1-15

Этими стихами начинается глава, в которой св. Марк описывает заклание «Агнца Божия, берущего на себя грех мира». Всякий раз, когда мы читаем эту евангельскую историю, мы проникаемся особым благоговением. Нам необходимо помнить, что Христос принял смерть не ради Себя, но ради нас (Дан. 9:26). Мы должны помнить о том, что в Его смерти — жизнь для нашей души, и если бы Его кровь не была пролита, мы погибли бы в наших грехах.

Во-первых, мы узнаем из этих стихов, что иудейские вожди сами предоставляют своему народу доказательство тому, что наступило время Мессии.

Эта глава начинается с того, что первосвященники связывают Иисуса и «отводят Его к Пилату», римскому правителю. Почему они это делают? Потому что, находясь во власти Рима, они больше не обладали властью предавать кого-либо смерти.

В этом простом событии исполнились слова Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл Его, доколе не придет Примиритель», Мессия, обещанный Богом (Быт. 49:10). Но первосвященники забыли про это пророчество. Их глаза были ослеплены. Они или не могли, или не хотели видеть того, что они делали.

Не забывайте, что нечестивые люди, часто, сами того не подозревая, исполняют Божьи предсказания к своей собственной погибели. Даже на пике своей ярости, безумия и неверия они несознательно предоставляют доказательства истинности Библии. Несчастным ругателям, поднимающим на смех истинную веру, презирающим и высмеивающим христианство, надо помнить, что такие их действия были давно предвидены и предсказаны. «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2 Пет. 3:3).

Во-вторых, в этом отрывке мы видим кротость и смирение нашего Господа Иисуса Христа. Хотя Его «обвиняли во многом» пред судилищем Пилата, Он не отвечал ничего. Хотя обвинения, выдвигаемые против Него, были ложными и Он был безгрешен, но Он не возвышал голоса и терпел поругание грешников (см. Евр. 12:3). Хотя Он не совершил никакого преступления, Он безропотно принимал возводимый на Него поклеп. Какая большая разница между первым и вторым Адамом! Наш праотец Адам был виновен, но пытался оправдать себя. Второй Адам был невиновен и не пытался защищать себя. «Как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Мы должны брать пример с нашего Господа. Мы должны научиться терпеливо принимать страдания и безропотно переносить все, что Бог допускает в нашей жизни. Будем наблюдать за нашими путями, чтобы не согрешать нам языком своим в час искушения (Пс. 38:2). Не будем давать место раздражению и злобе, какими бы сильными и несправедливыми ни казались наши искушения. Ничто в христианине не прославляет Бога так сильно, как терпение в страданиях. «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:20, 21).

В-третьих, этот отрывок показывает нерешительность и колебание в поведении Пилата.

Из этого отрывка становится очевидно, что Пилат был убежден в невиновности нашего Господа. «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти». Мы видим, как он в течение некоторого времени робко пытается добиться освобождения нашего Господа, чтобы успокоить свою совесть. Но, наконец, он уступает настойчивости иудеев и, «желая сделать угодное народу», предает Иисуса на распятие, чем обрекает свою душу на вечный позор и погибель.

Человек без принципов на высоком посту — это печальное зрелище. Он подобен большому кораблю, который, не имея компаса и штурвала, мечется по волнам. Он окружен множеством искушений и соблазнов из-за своего высокого положения. Оно дает ему власть делать доброе или злое, и если он не знает, как правильно ее использовать, то обязательно попадет в затруднительное положение и потеряет покой. Молитесь же за великих. Им нужно много благодати, чтобы уберечься от лукавого. Высокое положение опасно. Не зря св. Павел призывает нас просить за «царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2:1). И не завидуйте великим, их искушения и проблемы также велики. Как трудно богатому войти в Царствие Божие. «Ты просишь себе великого: не проси» (Иер. 45:5).

В-четвертых, в этом отрывке мы видим огромную вину иудеев в смерти Христа. В одиннадцатый час иудеи все еще имели возможность раскаяться, если бы захотели сделать это. Им был предоставлен выбор: освободить Иисуса или Варавву. Хладнокровно и целеустремленно они решают довести свое кровавое дело до конца. Они просят отпустить им убийцу. Они хотят, чтобы был убит Начальник жизни. Они больше не обладали властью сделать это, но ответственность за Его смерть они публично приняли на себя. «Что же хотите, чтобы я сделал с Ним?» — спросил Пилат. «Распни Его, распни Его» — было их страшным ответом. Несомненно, что наш Господь был казнен руками язычников, но вина в Его смерти лежит главным образом на иудеях.

Ожесточенность иудеев просто поражает. Они сделали невероятный выбор в пользу Вараввы, отвергнув Иисуса. Кажется, нельзя было поступить более слепо, зло и безумно. Но будьте внимательны, чтобы самим не поступить так же, как они, и отказаться от Христа ради убийцы. Перед нами стоит постоянный выбор между служением греху и служением Богу, между дружбой с миром и дружбой с Христом. Какой выбор делаете вы? Какого друга избираете? Это серьезные вопросы. Блажен тот, кто может дать на них верный ответ.

И наконец, отметим, что освобождение Вараввы является прекрасной иллюстрацией Божьего плана спасения. Виновный освобожден, а невинный предан смерти. Великий грешник получает свободу, а безгрешный остается в узах. Варавву помиловали, а Христа распяли.

В этом поразительном факте мы видим яркий символ того, как Бог прощает и оправдывает нечестивых. Он делает это на том основании, что Христос пострадал вместо них, праведный за неправедных. Они заслужили наказания, но великий Заместитель пострадал за них. Они заслужили вечную смерть, но Ходатай умер за них. Мы все по своей природе находимся в положении Вараввы. Мы виновны, злы и достойны осуждения. Но когда мы были в безнадежном положении, безгрешный Христос умер за нечестивых. И поэтому благодаря Христу Бог остается справедливым, оправдывая верующего в Иисуса.

Благословим Бога за чудесное спасение, приготовленное Им. Основание для нашего спасения не в том, что мы заслуживаем оправдания, а в том, что Христос умер за нас. Поэтому, зная об этом удивительном спасении, не примените им воспользоваться ради блага своей души. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете с верой сказать: «Христос — мой. Я заслуживал гибели в аду. Но Христос умер за меня, и, веря в Него, я имею надежду на небеса».