Евангелие от Марка 16:9-14

Во-первых, в этом отрывке мы видим неоспоримые доказательства тому, что наш Господь Иисус Христос действительно воскрес из мертвых. В одном коротком отрывке св. Марк описывает не менее трех случаев, когда Христос являлся людям после воскресения. Сначала наш Господь явился одной свидетельнице — Марии Магдалине. Затем Он является двум свидетелям — ученикам, идущим по дороге. И наконец, одиннадцати свидетелям — собранным вместе апостолам. Будем также помнить, что кроме тех случаев, которые описал св. Марк, наш Господь являлся и в других случаях, что было записано другими евангелистами. Будем твердо уверены, что из всех жизненных фактов нашего Господа нет факта более основательного, чем Его воскресение из мертвых.

В этом — великая милость. Воскресение Христа является краеугольным камнем христианства. Оно было печатью того великого дела, которое Он пришел исполнить на землю. Это было важнейшим доказательством того, что Его выкуп за грешников был принят, искупление совершено и что Он поразил в голову имеющего власть смерти и одержал победу. На воскресение Христа часто ссылались апостолы. «Он предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего», — говорит апостол Павел. «Возродивший нас к упованию живому, — говорит Петр, — воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет. 1:3).

Мы должны благодарить Бога за то, что факт воскресения так ясно изложен. Иудеи, язычники, священники, римские воины, женщины, пришедшие ко гробу, сомневающиеся ученики — их объединенному свидетельству трудно возразить. Христос не только умер за нас, но и воскрес. Для того, чтобы отвергнуть это, нужно больше веры, чем чтобы поверить в это. Для опровержения этого факта необходимо поверить неправдоподобным вымыслам. Для того, чтобы убедиться в этом, необходимо обратиться к простым и неопровержимым фактам.

Во-вторых, отметим особую благость нашего Господа Иисуса Христа по отношению к Марии Магдалине. Мы читаем, что «воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». Из всех детей Адама именно ей Он оказывает честь первой увидеть воскресшего Спасителя. Мария, мать нашего Господа, была все еще жива. Иоанн, возлюбленный ученик, еще был на земле. Однако в этом случае Он является не им, а Марии Магдалине. Женщина, бывшая некогда первой грешницей, одержимая когда-то семью бесами, стала первой, кому явился Иисус после Своего славного воскресения из мертвых. Из этого необычного факта можно многому научиться068 *.

Нет причин сомневаться в том, что, пожелав явиться Марии Магдалине первой, наш Господь хотел показать нам, как важна для Него любовь и верность. Она была последней у креста и первой у могилы, она последней назвала Его своим Господином, когда Он был жив, и первой почтила Его, когда Он был мертв. Этой ученице с таким горячим сердцем было первой позволено увидеть победившего смерть Христа. Это должно было стать вечным напоминанием церкви, что Он почтит тех, кто чтит Его; и тем, кто много трудится для Него на земле, Он также много сделает не только в вечности, но даже здесь. Не будем забывать этого. Будем всегда помнить, что оставляющие все ради Христа получат во сто крат более даже в нынешнее время.

Вторая причина, по которой наш Господь является «сперва Марии Магдалине», состоит в том, что Он хочет явить Свое утешение тем верующим, которые некогда тяжело согрешили. Это показывает нам, что как бы низко мы ни пали, если мы раскаемся и поверим, мы обретем полный мир с Богом. Некогда далекие, мы стали близкими. Некогда враги, мы стали возлюбленными детьми. Старое прошло, теперь все новое (1 Кор. 5:17). Кровь Христа делает нас абсолютно чистыми в Божьих глазах. В прошлом мы могли творить многочисленные беззакония, как в свое время Августин и Джон Ньютон. Но когда обратились ко Христу, мы больше не должны сомневаться, что все наши грехи прощены. Мы можем смело приблизиться к Нему. Все наши грехи и беззакония не вспомнятся более.

И наконец, мы видим из этого отрывка, что вера даже лучших из христиан может порой быть очень слабой. Трижды в этом отрывке св. Марк описывает неверие одиннадцати апостолов. Сначала, когда Мария Магдалина сказала им, что наш Господь воскрес, «они не поверили». Потом, когда наш Господь явился двоим из них на дороге, мы читаем, что остальные «и им не поверили». И наконец, когда Сам Господь явился им на вечере, мы читаем, что Он «упрекал их за неверие и жестокосердие». Вряд ли можно лучше проиллюстрировать нежелание человека верить тому, что противоречит его привычным представлениям. Это лучшее доказательство тому, как быстро способен человек забыть простое учение. Господь многократно говорил Своим одиннадцати ученикам о том, что Он воскреснет. Когда же это совершилось, все забылось, и их сердца наполнились неверием.

Но мы можем видеть, как даже сомнения этих добрых людей мудрый Бог обращает к Своей славе. Если эти люди, не верующие вначале, смогли убедиться в том, что это правда, какое сильное мы имеем доказательство тому, что Христос воскрес! Бог прославляет Себя тем, что обращает зло в добро. Даже сомнения одиннадцати апостолов служат укреплению веры в нас, живущих в это последнее время.

Видя маловерие апостолов, извлечем для себя ценный практический урок. Перестанем удивляться тому, что иногда в наши сердца вкрадываются сомнения. Не будем ожидать найти совершенную веру в других верующих. Мы все еще телесны, мы такие же люди, какими были апостолы. Нам не стоит удивляться, когда мы совершаем те же ошибки, что и они, или когда, подобно им, мы ослабеваем в вере. Будем мужественно сражаться с неверием. Будем бодрствовать, молиться, чтобы освободиться от его власти. Но не стоит думать, что у нас нет благодати, раз мы иногда испытываем сомнения или временами наша вера слабеет.

Задайте себе вопрос: воскресли ли вы со Христом и стали ли духовными причастниками Его воскресения? Ведь это самое важное. Познание христианских доктрин умом и способность красноречиво доказывать их не спасет души. Нужно представить себя Богу ожившим из мертвых (см. Рим. 6:13). Необходимо воскреснуть из смерти греха и жить обновленной жизнью. Это и только это является спасительной верой.