Мигни звездой, если ты меня слышишь

Приходилось ли вам в детстве — ну, когда вам было, скажем, лет пять,- молиться примерно так:

«Дорогой Боже, небо ночью такое огромное. Ты так далеко. Знаешь ли Ты, что я здесь? Мне так много нужно Тебе сказать. Спасибо Тебе за велосипед, который у меня есть. У меня еще есть просьбы. Можешь ли Ты кое-что для меня сделать, если Тебе, конечно, захочется? Но как я могу узнать, что Ты меня слышишь?!

Если бы я мог закричать очень-очень громко или если бы у меня была радиостанция, которая могла бы передавать туда, где Ты находишься, или если бы у меня был небесный телефон, тогда, конечно. Ты услышал бы меня. Но слышишь ли Ты меня, когда я говорю так, как сейчас?

Пожалуйста, Боже, если Ты меня слышишь, не мог бы ты что-нибудь сделать, чтобы я знал об этом? Что-нибудь особенное. Например, не мог бы Ты мигнуть звездой?»

С тех пор прошло много лет. Но скажите, то желание, исполнить которое вы просили Бога еще в детстве, живет ли оно и поныне в вас или исчезло? Жаждете ли вы иметь какое-то неоспоримое доказательство того, что Бог слушает вас?

Действительно ли Бог слышит молитву и отвечает на нее? Или христиане просто сами себе внушили это? Является ли молитва всего лишь психологической разрядкой, после

которой мы ощущаем какое-то облегчение, даже если никто ее не слышит? Можно ли иметь связь с Богом и знать, что наши просьбы как-то достигли Его слуха?

Жители одной уединенной долины на Новой Гвинее общаются с соседями с помощью барабанов. При этом для связи с отдаленными селениями используют очень большой барабан.

Но разве Бог советует нам обзавестись барабаном побольше или кричать, забравшись на высокую гору, сложив ладони рупором у рта? Если бы дело обстояло таким образом, тогда те люди, которые не могут взобраться, скажем, на Эверест, оказались бы в невыгодном положении.

Он не давал повеления людям развести костер и посылать Ему сигналы дымом. Или построить радиотелескоп диаметром в тысячу футов, подобный тому, который действует в Пуэрто-Рико, и попытаться вступить с Ним в контакт.

Нет. В Своей Нагорной проповеди Иисус говорил об этом очень просто. Он сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:6).

Совершенно очевидно, что расстояние для молитвы, даже сказанной шепотом,- не помеха и не проблема!

Но если Бог действительно слышит, отвечает ли Он так, как пообещал? Отвечает ли Он на молитвы простых людей или же только нескольким избранным? Откуда мы знаем, что Он действительно отвечает?

Допустим, что молодой человек возвращается с войны и рассказывает своей матери, что в бою пуля просвистела на волосок от его виска. Мать с радостью говорит, что это был ответ на ее молитвы. Так ли это? Разве он остался жив не потому, что стоял чуть левее или правее оттого места, куда ударила пуля? Было ли это скорее везение, чем чудо?

Есть множество людей, которые противятся самой мысли о чуде, поскольку, по их словам, физические законы неизменны и постоянны — их невозможно переделать. Пуля, мол, не может изменить свой полет независимо от того, молитесь вы или нет. Бог, говорят они, не станет нарушать Свои же законы.

Так ли это? Давайте, например, возьмем закон гравитации. Вот у меня в руке мяч. Я его отпускаю. Он, безусловно, падает. Иначе и быть не может!

Но если я решил его подбросить, могу ли это сделать? Конечно. Нарушаю ли я закон гравитации? Нет. Я просто ввожу в его действие некий дополнительный элемент.

Точно так же обстоит дело и с Богом. Он не нарушает законы природы. Он просто вводит в них нечто новое.

Может быть, было бы точнее не называть их законами, поскольку нельзя утверждать, будто они управляют физическими объектами или силами. Они, скорее, описывают различные явления природы, происходящие в обычных обстоятельствах. И до тех пор, пока нет вмешательства иных сил, эти явления, кажется, не

изменяются. Поэтому мы и говорим, что они происходят согласно физическим законам.

Иными словами, мы постоянно наблюдаем, как вода течет вниз. Потому что есть закон, согласно которому вода течет вниз. Но как быть с одним из гейзеров в Йеллоустонском парке? Вода в этом гейзере поднимается вертикально вверх. Нарушает ли это какой- либо из физических законов? Но это говорит о том, что в действие была введена большая, чем гравитация, сила.

Точно так же и Бог, совершая в ответ на молитву чудо, вовсе не нарушает законов природы. Он лишь вводит новые составляющие, новые обстоятельства в их функционирование. Разве не мог повлиять на траекторию полета пули, скажем порыв ураганного ветра? Разве не мог Бог просто воздействовать на чувства или на разум молодого солдата, побудив его переместиться в нужный момент с одного места на другое? У Бога есть такие способы воздействия на тот или иной ход событий, о которых мы даже и не подозреваем!

Не ошибка ли это — ограничить Бога попытками определить, что Он может, а что не может сделать? Бог, который сотворил прежде всего саму природу и ее законы, — а о некоторых из них мы пока еще ничего не знаем — может вводить в них такие элементы, что это приводит порой к непостижимым для нас результатам. Он сказал пророку Иеремни: «Вот, Я- Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27).

Совершенно очевидно, что Бог использует законы физики и знает такие способы их комбинирования, которые мы даже представить себе не можем. Все это — за пределами наших возможностей. Но для нас важно вот что: Бог отвечает на молитву. И ограничена наша вера, а не Его власть и не Его сила.

Конечно, нам трудно понять, что передать что-то Богу так же легко, как позвонить своему приятелю через континент. В сущности, связаться с Богом несравненно легче, чем связаться с кем-то по телефону.

Мы можем общаться с Ним непосредственно. Для этого нам не нужен оператор коммутатора. Нам нет нужды искать кого-то, кто знает Бога лучше, чем мы, чтобы просить замолвить Ему за нас словечко!

На протяжение многих лет эта мысль не укладывалась в наши представления. Многие полагали, что они не могут молиться непосредственно Богу, что для этого необходимо чье-то посредничество. Апостол Павел говорит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» ( 1 Тим. 2:5).

Мы можем обращаться непосредственно к Богу. Иисус сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23). Нам следует молиться Отцу во имя Иисуса. Это имя является тем звеном, которое связывает нас с небесами. В нем заключается наша уверенность, что Бог слушает нас!

Но означает ли это, что Бог сделает все, о чем мы попросим, лишь бы эта просьба была изложена во имя Иисуса?

Фактически, это одно из множества обетований, помещенных в Евангелии, которые воспринимаются нами как невероятные. Вот еще один текст, который зачастую неверно

понимают, а поэтому неверно и поступают: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Матф. 18:19).

К сожалению, многие христиане не понимают сути этого обещания. Они просто недостаточно вдумываются в его смысл.

Действительно ли Бог взял на Себя обязательство выполнить абсолютно все, о чем Его могут попросить два человека? Скажем, сегодня двое футболистов попросят в молитве о том, чтобы во время завтрашнего матча не было дождя. А в то же время буквально в миле от них два фермера молятся о том, чтобы пошел дождь. Какое из этих желаний должен выполнить Бог?

Так что же подразумевал Бог, давая такие обещания? Действительно ли Господь подобен некоему небесному автомату, в который мы можем вместо монет опустить свои желания — и получим то, чего хотим? Может ли Бог уподобиться некоему небесному дежурному, только и ждущему сигнала, чтобы стремглав броситься выполнять наши желания, какими бы неразумными они ни были? Навряд ли!

В этом стихе следовало бы обратить внимание на слово «согласятся»: «…если двое из вас согласятся». В греческом оригинале употреблено слово, означающее буквально

«пребывать в гармонии». Оно вызывает ассоциации с оркестром. Два музыканта могут играть в гармонии друг с другом. А если они играют вразлад с остальными членами оркестра?

Если бы каждый из оркестрантов играл на свой лад, какое это было бы сумбурное, хаотическое нагромождение звуков! Гобой не обращает внимания на скрипку. Скрипка играет, пренебрегая трубой. Труба играет Гойе вместо рапо. Контрабас пытается отвоевать свое право на внимание. Валторна солирует, когда ей заблагорассудится, а флейта играет какую-то совсем другую мелодию. И над всей этой неразберихой звуков — оглушительная барабанная дробь! Если в оркестре только двое «пребывают в гармонии», то ничего хорошего из этого не выйдет!

Наши молитвы, наши просьбы должны гармонировать с волей Божьей. Они должны быть угодны Ему. Апостол Иоанн говорит: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14.

Отвечая на наши молитвы. Бог оставил за Собой право выбора. Иначе молитвы стали бы слишком опасным средством в руках людей.

Как молиться во имя Иисуса, веря, что наши просьбы будут удовлетворены? Если в наших сердцах пребывает Дух Иисуса, вдохновляющий наши молитвы, то и молитвы наши будут правильными. Именно тогда, когда в нас обитает Иисус, мы можем воистину молиться во имя Его’

Реальное чудо молитвы заключается не в том, что она может изменять то, что вне нас, но в том, что она может изменить нас самих. Суть не в том, что благодаря молитве мы обретаем связь с силой, способной изменять события, но в том, что через нее мы соприкасаемся с кровью Иисуса Христа, которая очищает нас? Человек, который в своей молитве говорит: «Боже, будь милостив ко мне, грешному», соприкасается с непостижимым чудом молитвы!

Итак, подведем итоги. Бог действительно слышит молитву. Он действительно отвечает на молитву. Иногда Он отвечает на наши просьбы положительно. Иногда Он говорит «Нет». И порой Его «нет» — наилучший из всех ответов!

Но можем ли мы быть абсолютно уверены в том, что Он слушает, заботится о нас и даст такой ответ, который избрали бы и мы сами, будь у нас такая же, как у Него, способность видеть будущее? Да, безусловно!