Как жить, не имея ответа на все вопросы

В 1752 году Бенджамин Франклин провел в поле эксперимент: во время грозы он запустил в небо шелкового воздушного змея. А затем с помощью привязанного к шнуру

приспособления направил удар молнии в землю. Будь разряд молнии помощнее, он безусловно был бы убит.

Фактически, эксперимент Франклина был не нужен, хотя он об этом и не знал. Дело в том, что немного раньше, летом того же года, один француз, использовав железный прут,

прикрепленный к башне, уже продемонстрировал, что молния есть одна из форм электричества.

Прут заземления был лишь одним из полезных изобретений Бенджамина Франклина. Он проявлял неизменный интерес к электричеству. Терпеливо проведя серию экспериментов, которую он начал еще в 1747 году, Франклин обнаружил, что у электричества есть положительный и отрицательный заряды. Этой терминологией мы пользуемся до сих пор. Но интересы его были разнообразны — он исследовал вихри, смерчи, северное сияние. Франклин составил первую из известных нам надежную карту Гольфстрима. Он впервые вырастил ревень в’ Филадельфии. Ученый пришел к верному заключению о происхождении угля, утверждая, что уголь фактически представляет собой окаменевшие остатки растительного мира, похороненного в недрах земли, как он выразился, в результате «конвульсий природы». Франклин исследовал найденные в результате раскопок морские раковины и пришел к заключению, что даже вершины самых высоких гор в Аппалачах были некогда покрыты водой. Он изучал магниты и их поля. Он проткнул намагниченной иглой кусочек пробки и заявил, что этот предмет, плавая в воде, может служить компасом для потерпевших кораблекрушение моряков’

Всякое знание представляло для него ценность, независимо от того, приносит ли оно какую-нибудь немедленную пользу или нет. Говорят, что однажды, когда он наблюдал запуск воздушного шара в Париже, кто-то спросил его, какая может быть польза от этой «игрушки». «А какая польза от новорожденного?'»- был ответ.

Бенджамин Франклин — интересная личность. Но чаще всего мы вспоминаем его в связи с экспериментом с воздушным змеем!

Т. Карлейль однажды сказал: «Мы называем вспыхивающий в черных тучах огонь «электричеством»; мы читаем о нем лекции, мы можем вызывать его с помощью стекла и шелка, но что это такое?»

Да, мы используем его могучую силу. Мы управляем им, нажимая кончиками пальцев на выключатели. Мы заставляем его «работать» на нас. Мы научились использовать для работы огромного количества устройств и механизмов силу, которая рождается в грозовых тучах, и забываем о ней до тех пор, пока не отключается энергия или нам не приходит слишком большой счет за электричество. Мы скрываем свое невежество за научной терминологией. Но что такое электричество, мы не знаем. До сих пор не знаем!

То, что мы стремимся сделать эту таинственную силу частью нашей повседневной жизни — даже если мы и не понимаем ее сути,- ни для кого не секрет!

Неужели мы хотим найти ответы на все вопросы? А может быть стоит оставить кое-что неразгаданным? Неужели мы желаем все понять, все объять, так что и помечтать будет не о чем, и открывать будет нечего?

Кое-кто расстраивается из-за того, что Библия не похожа на учебник. Эти люди хотели бы, чтобы в первой главе объяснялось. Кто такой Бог, а во второй — где Он находится, в

третьей — как Он выглядит и т. д. Им нужно, чтобы в приложении был специальный раздел, содержащий ответы на любой, какой только ни приходит на ум, вопрос. Но непонятно

одно: что же им, в сущности, нужно- Библия или компьютер?

Такие люди жалуются, что они не понимают Бога. Они не понимают сути воплощения Христа и Его рождения от девственницы, не понимают воскресения. Для них все это

тайна.

Я рад тому, что они не понимают Бога. Я рад, что и мне Он непонятен. Что это был бы за Бог, если бы мы могли постигнуть Его своим несовершенным разумом? Если бы мы были в силах понять Его, это означало бы, что Бог — нисколько не выше нас. Можно ли подобное сказать о боге, которого вырезают из дерева или из камня? Нет, разумеется. Но такой бог мне не нужен!

Да что говорить! Мы не можем понять электричество. Н если бы смогли понять Бога, то тем самым низвели бы Его ниже такого физического явления как электричество. Так пусть же Он останется тем, кем Он является на самом деле — непознанным и недосягаемым!!

Мне нравится, определение христианина, которое дает А.У. Тоузер. Он говорит: «Настоящий христианин, в сущности, очень любопытное и странное существо. Он испытывает высочайшую любовь к Тому, Кого никогда не видел; ежедневно задушевно беседует с Тем, Кого не может видеть; рассчитывает попасть на небеса, благодаря достоинствам Другого; опустошает себя, чтобы ощутить полноту; признает свою неправоту, чтобы его признали праведным; принижает себя для того, чтобы подняться высоко; он сильнее всего в моменты наибольшей слабости; богаче всего, когда он беден и счастливее всего, когда находится в самом бедственном положении. Он умирает, чтобы жить; жертвует, чтобы обрести; отдает, чтобы иметь; видит невидимое, слышит неслышимое и знает то, что превосходит знание. И при всем этом он поставит своих критиков в тупик удивительной практичностью: хозяйство его может быть самым продуктивным, дело — процветать, а в практических навыках ему нет равных среди соседей» («Корень праведности», с. 156).

Живет ли христианин в мире иллюзий? Нет. Противоречит ли его вера разуму? Нет. Но есть же такие вещи, которые невозможно доказать с помощью разума. Есть нечто такое, что невозможно проверить лабораторным путем. Вера не противоречит разуму. Она просто поднимается над ним и выходит за пределы понимания!

И вера наша возрастает по мере того, как мы узнаем Господа Иисуса Христа. И чем лучше мы узнаем нашего Творца, чем больше узнаем о характере Того, Кто управляет всем, и тем меньше нас тревожит то, что происходит, и результат происходящего. Чтобы обрести уверенность, достаточно узнать характер нашего Бога!

Примером того, как можно достаточно хорошо узнать Бога, является патриарх Иов. Он сказал: «Хотя Он убивает меня .но я буду доверять Ему»(Иов. 13:15 — перевод с английского варианта Библии). В другой раз он сказал: «Я знаю. Искупитель мой жив» (Иов. 19:25). А апостол Павел писал: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1:12).

Не всегда легко понять, почему Бог поступает именно так, а не иначе. Все дело в том, что поле нашего зрения весьма ограничено. Мы напоминаем маленького мальчика, который в щелку наблюдает за парадом. Он не может видеть всю картину в целом и не может рассказать, куда движутся войска.

Кто-то сказал, что мы в чем-то напоминаем муху, ползущую по шедевру Рафаэля. Муха знает, что на полотне есть шероховатые, а есть и гладкие места, есть темные, а есть и

светлые места. Но тысячи, десятков тысяч жизней не хватит мухе, чтобы понять картину или замысел художника. А проблема тут, безусловно, не в художнике и не в картине, но в ограниченности поля зрения мухи и абсолютной ее неспособности к пониманию.

Неудачный пример? Да, наверное. Ведь мы не мухи, ползающие по картине Божьей. Мы сотворены по образу Божьему. И нам дана возможность узнать Художника, общаться с Ним. В силу нашей зависимости от часов и календарей нам не всегда удается сразу понять намерения вечного Бога. Но мы можем узнать характер божественного

Художника. И этого будет достаточно’

Мы знаем, что Господь Иисус Христос держит в Своих сильных, пронзенных гвоздями руках раскачивающийся маятник веков. Мы не оставлены. И мы знаем Того, Кто заботится о нас. Зачем же нам тревожиться?

Однажды Чарли Шедл ехал в поезде со своей шестилетней дочкой Карей. К ним подошла четырехлетняя малышка, чтобы познакомиться. Она сказала, что ее зовут Анни Лу и что она едет в гости к другу.

Чарли Шедд спросила «А где же твой друг живет?» Анни Лу сказала: «А я не знаю».

«Тогда как же ты едешь, не зная, где тебе выходить и куда идти?»

Анни Лу ослепительно улыбнулась и сказала: «А мне всего этого знать и не нужно: я еду с бабушкой, а она знает».

Мы «едем» с нашим Господом. И Ему ведомо будущее. А нам и не нужно знать!

Вскоре мы убедимся, что чем лучше мы узнаем Христа, тем меньше нас будут беспокоить наши мелкие проблемы, малозначащие вопросы, раздражающие пустяки повседневной жизни.

Летом 1896 года двое друзей отправились вместе с проводником на охоту в леса штата Мэн. Один из них был астрономом, а другой профессором геологии. Их проводник

был ярый республиканец, которого очень тревожило, что в ноябре президентом может быть избран Уильям Дженнингс Брайан. Вместе с большинством других граждан штата Мэн он задавался вопросом: что же произойдет со страной, если такой демократ, как Брайан, станет главой Белого дома!

Однажды вечером астроном и геолог тихо беседовали у костра. Они говорили о чудесах нашей земли, о грандиозных размерах звезд, об огромных расстояниях во Вселенной – о миллиардах миль, измеряющихся световыми годами. Проводник никогда ничего подобного не слышал — все это произвело на него сильнейшее впечатление. Он был просто потрясен!

Когда астроном и геолог ушли спать, проводник, гася костер пробормотал: «В общем-то, я думаю, не так уж важно, если даже изберут и Брайана»!

Поучительный случай, не так ли?

Цель Божья заключается не в том, чтобы раскрыть будущее во всех его деталях. Бог никогда не прибегает к силе. Ему чуждо принуждение. Он никого никогда не тянет за руку, а равно и не подкупает никого. Он хочет привлечь нас. А привлекает Он нас необычным путем — Он показывает нам крест, а не корону. Поэтому «Он скрывает за завесой все, что может оказывать давление, ущемлять нашу волю. Он скрывает от нас славу небесную. Он укрывает от наших взоров жемчужные ворота и покрытые золотом улицы, а от нашего слуха – пение небесного хора. Он скрывает в небесах знамение Сына человеческого. Он запрещает часам вечности отбивать удары. Он ступает по тропе, покрытой бархатом, чтобы звуки Его шагов не испугали и не заставили повиноваться из-за страха — ведь наши сердца должны быть покорены любовью» (Джордж Маттесон, «Размышления для жизненного пути», с. 70, 74).

Друг мой, мы можем прожить, не получив ответы на все вопросы. Мы не понимаем тайны действия кислорода — как он попадает в наши легкие и поддерживает в нас жизнь. Но от этого наше дыхание не прекращается. Мы не понимаем, каким образом кровь Иисуса Христа может смыть наши грехи. Но Бог повелевает нам, не теряя ни минуты, пасть к стопам Агнца Божьего и позволить Ему очистить нас!