Когда замолкает музыка

Обратите внимание на необычный парад, которому нет конца, — парад одиноких людей. Посмотрите на их озабоченные лица и деланные улыбки. Они подчинены ритму шумного города, они стараются идти в ногу с толпой.

Они надеются, что одиночество — временное явление. Надеются, что от него можно укрыться за какой-то вращающейся дверью или оставить, как ненужную газету, в переполненном автобусе.

Но затем приходит ночь. Музыка затихает. Умолкают барабаны, и гаснут яркие огни. Двери запираются. И они – в одиночестве! Что тогда?

…Группа выпускников была на экскурсии в компьютерном центре одного из крупных университетов. Гид сказал: “Это очень простая модель. Вы можете обратиться к компьютеру, воспользовавшись вот этой клавиатурой и задать ему любой вопрос’’.

Наступила неловкая пауза, а затем один из студентов сел и напечатал: “Привет! Как дела?’’ И тут же компьютер ответил: “Привет! Мы рады видеть вас в университете штата Техас’’.

Молодой человек задумался на несколько секунд. Затем обратился к группе и грустно сказал: “Это были самые теплые слова, которые я здесь услышал за три года!’’

Все одобрительно засмеялись — истина сказанного не ускользнула от них.

Мир ранит. Но мы запрограммировали себя на отрицание этого. Десятки раз в день мы говорим сами себе: “Все в порядке’’, хотя внутри у нас боль. Какой из навыков мы прежде всего приобретаем? Как казаться счастливым, не чувствуя себя таковым. Жизнь — просто веселый маскарад. Мы живем так, будто у нас есть некая гарантированная защита от жизненных ожогов!

Но это не так. Нам скучно, нас одолевает страх, мы одиноки. Нас влечет куда-то воля некоей грубой силы.

Никто из нас не защищен от одиночества. У некоторых это просто настроение, которое приходит и уходит. На других же оно обрушивается, подобно жестокому шторму. Но для очень многих оно становится непроходящим ощущением, монотонным, тихим и отвратительным.

Вы помните песню Элеонор Ригби? Может быть, за музыкой вы не разобрали слов. Но они очень точно изображают состояние людей:

“Ах, посмотрите на всех одиноких людей. Ах, посмотрите на всех одиноких людей.Элеонор Ригби подбирает рис в церкви, Где только что было венчание — она живет мечтой,

‘Надев маску, которая всегда под рукой — для кого она? Одинокие люди — откуда они? Одинокие люди — чьи они дети?

Отец Маккензи, пишущий проповеди, которые никто не услышит, Потому что никто не придет на них. Посмотрите на него, как он работает, штопает носки по ночам, когда никого нет. О чем он думает?

Элеонор Ригби умерла в церкви, ее похоронили и имя ее было предано забвению — Никто не пришел… Одинoкие люди — откуда они ? Одинокие люди — чьи они дети?”

/Дж. Ленной, П. Маккартни, Элеонор Ригби/

Когда человек одинок, он нуждается в теплом прикосновении дружеской руки, ему нужно услышать человеческий голос, встретить заботливый взгляд. Невозможно

влюбиться в машину или молиться некоей безразличной, безликой силе?

…Маленького мальчика по имени Бобби, которого положили в одну из больниц, оснащенную самым современным медицинским оборудованием, поместили в

палату, где пациент мог разговаривать с медсестрой с помощью микрофона. Это избавляло ее от необходимости отходить от своего рабочего стола.

Когда после анестезии Бобби пришел в себя, медсестра по селектору спросила: “Бобби, как ты себя чувствуешь?’’ Молчание. Она спросила вновь: “Бобби, с тобой все в порядке? Как ты себя чувствуешь?’’ Тишина. “Бобби, ответь мне. Как ты себя чувствуешь?’’ — спросила сестра в третий раз, уже более настойчиво.

Послышался тихий, робкий ответ: “У меня все в порядке, Стенка’’.

О, как много людей беседуют со стеной, считают мух на подоконнике и играют в игры с обоями. О, как много людей спрашивают время по автоответчику с единственной целью: просто услышать человеческий голос, учат попугаев говорить: “Я люблю тебя’’, глотают снимающие страх наркотики в попытке облегчить боль!

Беда в том, что, вроде бы, никому ни до кого нет дела. Мы изобретаем все больше и больше сложных механизмов, которые в конечном счете окончательно лишат нас

индивидуальности.

Давид Игнатов написал стихотворение, представляющее собой типичную беседу двух приятелей. Послушайте:

“Я хочу тебе что-то сказать. Слушаю.

Я умираю. Жаль.

старею. Ужасно.

Именно. Мне казалось, ты должен знать об этом. Да, конечно. Мне жаль. Звони.

И ты тоже. Если будут новости, позвони мне.

Конечно. Хотя вряд ли что-то особенное случится. Будь здоров.

И ты тоже.’’

Вам это что-то напоминает?

Это, как если бы добрый самаритянин сказал тому несчастному в канаве: “Ты еще живой?’’ А затем, услышав в ответ стон, спокойно продолжил бы свой путь!

Пока наши друзья живы, нам безразлично. А когда они умирают, мы посылаем цветы!

Не удивительно, что вокруг столько одиноких людей. Столько людей, потерявших надежду! В сущности, невозможно отделить одиночество от безнадежности: они сплетены

воедино. Если хроническое одиночество не прерывается проникшим откуда-то солнечным лучиком, возникает чувство безнадежности. А когда человек перестает надеяться, ему

приходит конец. Он не может вздохнуть. Задушена воля к жизни!

Что же делать? Предлагалось множество лекарств. Все они испробованы, но оказались неэффективными. Жалость к самому себе, безусловно, проблемы не решает. Вряд ли можно кому-то порекомендовать жить в помещении без окон, но уставленном зеркалами.

Теoрия может также оказаться безуспешной, если она только указывает на пожар, но не дает средств для его тушения!

Кроме того, есть немало таких людей, которые не любят когда их лечат. Им не нравится ощущать себя объектами чьей-либо миссионерской работы. Они хотят, чтобы проявляемое к ним внимание и любовь были искренними и естественными — ничего общего не имеющими с такими, за которые полагается почасовая оплата. И отнюдь не такими, которые засчитывались бы кому-то в заслугу!

Лечение от одиночества невозможно ни ввести законодательно, ни запрограммировать в людях, как в машинах. И одними словами здесь не поможешь.

Кит Миллер вспоминает, как по воскресеньям после обеда его отец объявлял сквозь зубы: “Сегодня мы чем-нибудь займемся всей семьей. Просто, чтобы вместе поразвлечься. Всем ясно?’’

Но искусственно создать атмосферу всеобщего веселья и радости невозможно, как невозможно создать лекарство от одиночества!

Все мы знаем, вакцина, вводимая для того, чтобы выработать иммунитет к какой-то болезни, должна содержать в себе определенное количество возбудителей этой болезни.

Вакцина от полиомиелита должна содержать в себе его вирус. Погибший, не живой вирус.

Точно так же, вакцина от одиночества должна содержать в себе вирус этой болезни — пережитое одиночество. Не формулу. Не что-то, взятое из учебника. Это должно быть нечто личное. Ибо индивидуальная проблема требует индивидуальных решений. А как может помочь вам избавиться от одиночества человек, никогда его не испытавший, не знающий, в сущности, что это такое?

Теперь мы подходим к самой сути проблемы. Вы слышали, как профессиональные психотерапевты говорят,- а говорят они это сегодня довольно часто,- что, если человек хочет жить здоровой, нормальной жизнью, он должен кому-то принадлежать. Должен быть кто-то, которому не все равно, что с вами происходит, и который действительно о вас заботится!

Может быть для некоторых это звучит немного пугающе? Но я уверен, что эти слова понятны многим одиноким людям. Число их куда больше, чем может показаться. Конечно, есть среди вас люди, которые считают невероятным, что кто-то еще может о них заботиться и быть к ним неравнодушным! Ну и что же вы намерены делать? Не сходить же с ума!? Нет, мой друг, этого не стоит делать. Лучше послушайте меня. Вы действительно принадлежите Тому, Кому небезразличны. Тому, Кто в состоянии решить проблему

вашего одиночества лучше, чем кто бы то ни был. “Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя… и устроивший тебя…: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя’’ (Ис. 43:1, 2).

Есть Тот, Кому вы принадлежите. Есть Тот, Кто с вами. Есть Тот, Кому вы небезразличны! Вы не одиноки.

Он может исцелить вас от одиночества, поскольку и Он Сам, будучи распятым на кресте, испытал острое, глубочайшее чувство одиночества и покинутости.

Там, на кресте, во тьме, когда Отец оставил Его, Иисус не мог видеть далее могилы. У Него не было никакой уверенности в том, что Он сможет из нее выйти. Он боялся, что ужасная природа греха, за который Он страдал вместо нас, сделает пропасть между Ним и Его Отцом настолько глубокой, то ее не удастся преодолеть. Он боялся этого вечного разделения с Отцом.

Когда Иисус Христос предлагает нам “прививку” от одиночества, в ее вакцине присутствует смертоносная сущность этой болезни. Но это мертвый вирус. Это

побежденное одиночество. Иисус открыто противостоял ему и победил!

Теперь мы уже вплотную подошли к пониманию сущности одиночества. Мы уже можем рассмотреть его глубокие, изначальные корни.

Бог сотворил человека по Своему образу. Поэтому человек из всех творений Бога, наиболее напоминает Его Самого. В течение какого-то времени их счастливые взаимоотношения ничто не омрачало. Он сам виноват, что произошло отчуждение от Бога.

Итак, Бог был одинок. Человек был также одинок. Адам постепенно стал понимать, что именно имел ввиду Бог, сказав, что в тот день, когда тот согрешит, он начнет умирать. Умирать начали не только клетки его тела — умирало все его существо, разделенное с Богом. Ибо разделение с Богом всегда приводит к смерти. Поэтому каждый день одиночества Адама приближал его смерть.

Каждый день чуть ближе к смерти! А мы называем это одиночеством! Теперь вы понимаете, почему одиночество невозможно вылечить лекарствами? Понимаете ли вы, что

никакие препараты тут не помогут? Потому что суть этой болезни — в наших отношениях с Богом. И единственный способ покончить с одиночеством — это положить конец нашей разделеннести с Ним!

Бог желает этого. Он до сих пор ходит по саду в проводе дня, в тишине полночной и с первыми лучами восхода и зовет: “Где ты?’’ Он желает положить конец этой разделенности. Но все зависит от вас!

Каким образом вы можете положить этому конец? Вернувшись. Попросив прощения. Приняв Господа Иисуса Христа. Приняв то, что Он сделал ради вас на кресте две тысячи лет тому назад. Все так просто!

Само ваше одиночество готово взять вас за руку и привести к Господу. И зачем вам страдать, живя в одиночестве?!