Гипноз отчаяния

Молодая мать расплачивалась за покупки в магазине подарков, а ее пятилетнего сына занимало совсем другое. Он настойчиво дергал ее за рукав: “Мам, а дух может умереть”

Наверное, она сказала “нет”. Потому что через минуту он уже спросил: “Даже пулей не убьешь?” Причем слово “пуля” прозвучало так, будто он сам послал ее прямо в цель.

И вновь мать ответила отрицательно. Несколько минут ребенок молчал. А потом громко, на весь зал сказал: “Хотел бы я быть духом, чтобы не умирать!”

Понятно, что малышу живется довольно радостно, если ему не хочется умирать.

Но не у всех так обстоят дела. У некоторых в жизни было все, чтобы радоваться ей. Но мир для них неожиданно потерял всякий смысл. Происходящее утратило значение, исчезла цель жизни. И они решили, что смерть — единственно разумная альтернатива такому существованию. Но все же они продолжают жить, так как боятся умереть!

Отчаяние — новая философия двадцатого века. Подобно колдовству оно вовлекает людей в самый глубочайший пессимизм, который когда-либо знала наша планета. Отчаяние овладеет и вами, если вы не будете начеку!

Говорят, природа нас подвела. Вселенная более не является нашим домом. А Бог, если Он и есть, не хочет поднимать трубку. Жизнь- бессмысленна, абсурдна. Она — всего лишь злая шутка!

Один писатель сказал: “Мы одиноки на земле. Нет таких духов, которые могли бы помочь нам. Ничто не спасет нас кроме нашей собственной природной мудрости. И чем скорее мы это признаем, тем скорее будем благоденствовать. и тем грустнее нам будет”.

Было время, когда американцы пытались отрицать смерть. Но из этого ничего не вышло: смерть — слишком непреложный факт. Поэтому современная философия рассуждает примерно так: “Если вы не можете избежать смерти, примите ее. Смерть — это конец. Поэтому пусть она будет приятной. Смерть может быть красивой!”

Сегодня есть даже курсы по “искусству умирания”. Есть учебники, которые рассказывают о том, как умирать, как оставаться вдовой и т. д. На сцену вышло новое поколение

специалистов — эксперты по смерти. Нам говорят, что смерть может быть не только управляемым несчастьем, но, фактически, “историей с успешным концом”.

Тем не менее, несмотря на всю эту пропаганду счастливой смерти, отчаяние ничуть не исчезает. Многие из современных подростков — довольно меланхоличные существа. Кто-то сказал: “Американским подросткам позволено быть меланхоликами… фактически, от них этого ждут, и в этом они редко обманывают ожидания взрослых. Нет больших пессимистов, чем дети оптимистов”.

Итак, отчаяние продолжает терзать нас. Сегодня есть писатели, зарабатывающие себе на жизнь эксплуатацией философии отчаяния. Отчаяние проникло в современное

искусство, в современный театр. И даже в рок-музыку. Причем, чем она громче, тем безысходнее оно становится.

Автор одной из недавно опубликованных книг пытается ободрить своих читателей, говоря им: ”Все катастрофы я поместил во вторую главу, сведя ужасы до минимума”.

Мне нет нужды говорить вам о том, что отчаяние — реальность. Но почему оно существует? Что вызвало его? И что мы можем здесь сделать?

Как ни удивительно, но даже некоторые из наиболее рьяных сторонников философии отчаяния охотно признают, что причина отчаяния в том, что они оставили Бога. Или, по

крайней мере, попытались это сделать.

Конечно, если Бог умер или если Его никогда не было, или если Он жив, но почему-то забыл нас и Ему все стало безразличным, то есть все основания для уныния. Если нами

никто не управляет, если мы брошены, одиноки во Вселенной, оставлены для того, чтобы каждый кто как может устраивал свою судьбу, то о какой надежде может идти речь?

Как ни странно, но люди, которым не хватает ума для того, чтобы поверить в существование Бога, все же признают: без Бога нам не остается ничего кроме отчаяния!

Поверьте, в атеизме нет ничего героического. Зачастую атеизм есть признание отчаяния и зов о помощи. И обычно атеист- отчаянно напуганный человек!

Каждый шаг, который человек делает в сторону от Бога, является шагом к отчаянию. Всякий раз, когда человек отвергает Слово Божье и подменяет его человеческой философией, он лишает себя надежды!

Например, есть блестящие умы, отвергающие Библейское свидетельство о творении нашего мира, записанное в книге Бытие. Им трудно поверить, что Бог мог сотворить землю и человека именно так, как об этом говорится в Священном Писании. Они предпочитают какие-то другие теории или перекроенные толкования слов Божьих. Для того, чтобы поверить книге Бытие, говорят они, требуется слишком большое напряжение ума!

Безусловно, есть и такие, кто предпочитают вообще не иметь дела с Богом. Они более склонны верить в то, что существование нашей планеты — просто случайность, что человек произошел сам по себе.

Этих людей невозможно убедить в том, что, например, воздушный змей появился в небе сам по себе. Или что фольксваген может ехать сам по себе. И, все же, они утверждают, что несравненно более сложный человеческий разум появился сам по себе в результате случайности. Это ли не большое напряжение ума?

Отчаяние будто пулями изрешетило эволюционное мышление? Именно этот факт представляет для нас интерес.

Почему? Разве эволюция не верит в непрерывный прогресс? Да, мы привыкли думать, что уверенно шагаем к созданной нами же утопии. Но понадобилось всего лишь две

мировых войны, чтобы эта идея превратилась в нелепость. И вот вчерашние оптимисты уже стали сегодня пессимистами — они рассуждают о том, как бы нам дотянуть до конца этого столетия!

Эволюция изначально несет в себе отчаяние, причиной которого является убеждение в том, что будто — бы человек появился в результате случайности и идет в никуда, что он —

лишь загадочная случайность во Вселенной. Но для чего же нам тогда жить?

С другой стороны, если человек сотворен по образу Божьему и если сила Божья способна восстановить в нем этот образ, то у нас есть и надежда. Тогда есть, для чего жить!

Не люди отвернулись от Бога, от жизни, от смысла. И бродят в поисках выхода из избранного ими же состояния отчаяния. Жизнь превращается в порочный, бессмысленный круг! Но все это время Сын Божий идет рядом с ними и предлагает им не просто выход, но надежный, верный путь. Он говорит: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Иоан. 146).

Вот мы и подошли к сути проблемы. Мы уяснили, что человеческое отчаяние проистекает из отрицания Творца. Но почему люди с такой настойчивостью отвергают Бога, даже

если это несет им безысходность и отчаяние?

Все очень просто. Бог слишком требователен для сердца, склонного к материальному, видимому, плотскому!

Как выразился по этому поводу один писатель, дело не в том, что христианство якобы подвергли испытанию и признали несостоятельным. Скорее, его просто признали требовательными пытаясь разобраться!

Находятся такие люди, которые — что бы они ни говорили — отвергают Бога только потому, что их разум отказывается в Него поверить. Причин а здесь, очевидно, другая: люди желают отделаться от Бога, поскольку они не хотят иметь ограничений. Даже если они при этом потеряют такие непреходящие ценности как будущее, уверенность, смысл жизни, надежду!

“Бог умер”,- говорили они еще несколько лет тому назад. И в этом они не усматривали никакой трагедии. “Ныне.- говорили они,- открыты все пути дlя того, чтобы человек стал

Богом. Тогда он сможет пренебречь всеми запретами, ибо создаст Бога, более приемлемого для себя — Бога без всяких правил!”

Видите ли, если нет Бога, все дозволено! Все есть благо! Все правильно. Нет абсолютно никаких правил. Каждый человек предоставлен самому себе, и нет никаких ценностей, в соответствии с которыми следует жить. Он волен избирать свои собственный путь. Но ведь это — коварный курс в море, полном опасностей. И плывущие в нем страшно одиноки! Да, в этом море холодно. Всякий, кто там побывал, подтвердит это!

Идея о том, что каждый поступает по своему понятию, без всяких ограничений и запретов, звучит на первый взгляд заманчиво. Но истина заключается в том, что нет более

глубокого отчаяния, чем отчаяние, связанное с отсутствием абсолютов и постоянно действующего маяка. Корабли, не имеющие возможности ориентироваться на свет маяка,

находятся в опасности сесть на рифы!

Стоит ли удивляться, что миллионы людей сегодня живут, повиснув на последнем тонком волоске надежды? А как же иначе? Как может человек даже дышать без надежды? Надежда не есть что-то неопределенное, туманное. Надежда — это не слабый свет в конце туннеля. Надежда — это то, в чем вы нуждаетесь, оказавшись во мраке!

Но проблема была неверно понята. Мы уже говорили, что дело не в том, кто мы, а в том, что мы сделали. Наша проблема заключается в том, что мы согрешили. Мы отделились от Бога. Вот что стоит между нами и надеждой!

Задать вопрос: “Как мне обрести надежду?” в сущности означает спросить: “Как мне преодолеть это разделение, эту пропасть?” И Сам Иисус говорит нам, как это сделать. Вот Его слова: “се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20).

Зачем нам смотреть на отчаяние как на неизбежность? Путь избавления от него — это путь исцеления от боли, путь преодоления разделения. Надежда рядом, если вы желаете ее обрести!

Иисус Сам испытал жало отчаяния. Он Сам прошел через него. И Он до такой степени проникся нашим отчаянием, что люди, наблюдавшие Его смерть, полагали: Он наказан Богом. Они не знали, что когда Он воскликнул: “Свершилось!” – это был крик не поражения, но победы. Он означал надежду для всякого, кто захочет ее принять.

Не жалкий ли выбор — отчаяние?