Отверг ли Бог Израиль?

«Маслина» из 11 главы послания к Римлянам

«Семьдесят седмин» из 9 главы книги Даниила

Несостоятельность диспенсационализма

Пророчества о будущем обращении

Миссия «Илии»

Кто сегодня является Израилем?

Отзывы о книге «Тайна Израиля»

«Жак Дюкан издал книгу, которую должен прочесть каждый адвентист, особенно те люди, которые интересуются взаимосвязью адвентистского учения и миссии Церкви АСД по отношению к евреям. В ней содержится тщательный анализ богословских аргументов, библейских текстов и исторических данных, имеющих отношение к судьбе еврейского народа. Данное исследование продиктовано и проникнуто пасторской обеспокоенностью автора по поводу надлежащего христианского отношения к народу Израиля. Учитывая традиционно сложившееся в христианском мире отношение к еврейскому вопросу, эта книга бросает определенный вызов читателю. И все же адвентистское сообщество больше не может игнорировать вопросы, поднятые Жаком Дюканом». – Анхель Мануэль Родригес, доктор философии, директор Института библейских исследований Генеральной конференции Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня.

«В этом глубоком исследовании доктор Дюкан показывает ошибочность теологического основания суперсессионизма (замены) и диспенсационализма, касающихся Израиля, – которое разделяют многие современные христиане. Автор также предлагает обоснованные аргументы в пользу альтернативной модели, которая более соответствует свидетельству Писания. Как человек, который в прошлом невольно способствовал тому, что, как я теперь понимаю, является одной из форм суперсессионизма, я нахожу библейски убедительной позицию Дюкана о «двух взаимодополняющих свидетелях» – Законе и Евангелии. Модель Дюкана особенно актуальна для Адвентистов седьмого дня. Как объясняет автор, адвентистское движение играет особую роль в пророчестве о последних днях, касающемся объединения этих «двух свидетелей»: они примирены в одном эсхатологическом Израиле, который сохраняет как Закон, так и Евангелие». – Ричард М. Дэвидсон, доктор философии, кафедра Ветхого Завета университета Эндрюса, профессор и председатель кафедры перевода Ветхого Завета.

«Апостол Павел торжественно заявил, что Бог не отверг Свой народ, Израиль (Послание Римлянам 11:1-2). На основании этого заявления Жак Дюкан строит свое тщательное с точки зрения теологии и лингвистики исследование текста Писания и показывает, что Израиль не был заменен или замещен христианской Церковью. Напротив, Израиль по-прежнему играет важную роль в Божьем плане благословения мира, так же, как непреложен завет, который Бог заключил с Авраамом, объявив этот завет «вечным». Это книга, затрагивающая ключевую для христиан тему, полезна для христиан вообще, а особенно для тех, кто слишком легко и некритично принимает идею «суперсессионизма». Настоятельно рекомендую к прочтению». – Иван Т. Блазен, доктор философии, профессор библейского перевода и теологии, факультет религии университета Лома Линда.

Введение

Прусский король Фридрих II однажды спросил своего личного врача: «Можешь ли ты привести мне хотя бы одно доказательство существования Бога?» Доктор ответил: «Евреи, Ваше Величество». Эта классическая история ярко свидетельствует о «тайне Израиля».

Все великие древние цивилизации, такие, как Египет, Рим и Греция исчезли. Только евреи сохранились как народ и культурное сообщество, несмотря на погромы, гонения, все попытки их уничтожить, включая Холокост. С библейских времен до нашего XXI века, от Моисея, Исайи, Иисуса и Павла до Маркса, Фрейда и Эйнштейна евреи всегда занимали заметное место в жизни государств, где они жили, лишившись своей собственной страны. И нынче, когда они обрели свое собственное государство, Израиль, о них говорят в выпусках новостей больше, чем когда-либо раньше. Евреи составляют менее половины процента мирового населения, но их жизнь привлекает внимание всего человечества. Или «неевреи – жертвы галлюцинации?» – задается вопросом христианский теолог Ф. Ловски.[1] Тайна еврейского народа действительно беспокоит и озадачивает многих людей, и особенно христиан. Она может скрывать самые странные значения, лежащие за пределами нашего понимания. Тайна Израиля вызывает подозрения и страхи по отношению к неизвестному, вдохновляя антисемитские теории и мифы. Примечательно, что многие использовали выражение «тайна Израиля» в контексте теологии отвержения и проклятия Израиля. Для Павла же, который впервые является автором выражения «тайна Израиля», оно содержит скорее положительный аспект. Текст Римлянам 11:25 говорит о необходимости раскрыть эту «тайну» для того, чтобы рассеять неведение: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей». Слово «тайна» указывает на особое откровение. Действительно, в большинстве случаев в Новом Завете слово «тайна» сочетается с объяснением, комментарием, «словами оглашения и раскрытия».[2] Исследование «тайны Израиля» означает больше, чем просто интеллектуальное упражнение, попытку расшифровать странный исторический феномен. Речь идет о Божьем откровении и, значит, исследование включает в себя решение теологических задач. Так как это выражение принадлежит тексту, который говорит о пророчестве и миссии христиан по отношению к Израилю, формулирование теологии Израиля подразумевает и делает необходимым изучение пророчеств о нем и его миссии.

Об Израиле много написано, но большинство исследований мало чего достигли в теологии Израиля. Слишком часто это либо потакание сенсуализму[3], либо опасно поверхностные очерки, полные исторической и богословской путаницы и нравственных компромиссов. Несколько теологических концепций адвентистских богословов относительно Израиля[4] также содержат недостатки в трех областях:

1. Эти концепции часто заимствуют традиционную теорию отвержения и суперсессионизма[5], не приводя серьезных аргументов из библейских источников.

2. Сильная апологетическая заинтересованность некоторых адвентистских теологов и евангелистов в теории диспенсационализма[6] привела их к чрезмерному подчеркиванию идеи о Божьем отвержении Израиля и даже проклятии евреев. Откровенно или косвенно антисемитская, такая позиция мало способствует (если способствует вообще) повышению уровня информированности и чувствительности людей к реальным проблемам еврейского народа и абсолютно несостоятельна в свете таких уроков истории, как Холокост.

3. Учение отвержения и суперсессионизма несовместимо с особой перспективой истории Церкви Христиан адвентистов седьмого дня. Оно несовместимо с адвентистским пониманием несостоятельности и осуждением теологического отступничества исторической христианской церкви (угнетение инакомыслящих, отвержение Закона Божьего и субботы) и, в конечном счете, с пророческой сущностью и эсхатологической ролью церкви Адвентистов как «восстановителя развалин»[7] по отношению к христианской церкви и Израилю.

Действительно, эти недостатки являются серьезным вызовом для нас, побуждая к детальному изучению и осмыслению этого вопроса. Цель этой книги – привлечь внимание к позиции, стремящейся к максимальной точности в библейском, экзегетическом и теологическом отношении, которая поможет адвентистам более внимательно и заинтересованно взглянуть на Израиль.

Нам предстоит преодолеть этот путь в четыре этапа. Во-первых, обсудим две традиционные теологии Израиля – отвержение-суперсессионизм и диспенсационализм, обращаясь к тем библейским текстам, которые традиционно используют для поддержки соответствующей теории. Мой подход – максимально экзегетический, что гарантирует контроль библейского свидетельства[8] над нашей теологией Израиля и нашими толкованиями пророчеств. Далее я предложу третью теорию, которая принимает во внимание историческую катастрофу христианского отступничества и связанное с этим еврейско-христианское разделение. Я рассматриваю этот вопрос в связи с конкретной пророческой и эсхатологической сущностью и миссией Церкви адвентистов седьмого дня по отношению к христианской церкви в целом и к Израилю в частности. И, наконец, в свете всех этих исследований мы прикоснемся к тайне Израиля и постараемся ее раскрыть. С этой точки зрения мы сможем извлечь свои уроки и оценить наше духовное путешествие как народа Израиля.