Вступление к специальному выпуску

Во все времена вопрос истины волновал ищущих, пытливых людей. Волнует этот вопрос и нас — адвентистов. Мы как Церковь были призваны Богом восстановить истину о Четвертой Заповеди в Десятисловном Законе и приготовить мир ко Второму пришествию Христа. К великому сожалению, на сегодняшний момент в нашей среде усилилась угроза либеральных, размытых толкований книги Откровения. Появилось немало трактатов и видеозаписей, в которых произвольно излагаются пророческие истины, которые являются фундаментальной основой библейского вероучения Церкви АСД. Даже на некоторых евангельских компаниях можно услышать противоречащие истине заявления. Почему возникло такое легковесное отношение к тому, что было ясно и четко изложено в трудах Духа Пророчества и в Комментарии АСД? Источников уклонения от испытанной на протяжении 160 лет истины множество. Это и недостаточно образованные люди, энергично настаивающие на своих понятиях, это и недавно обращенные интеллектуалы, амбициозно излагающие свое видение пророчеств, но есть также и служители, освоившие в целом доктрины, но недостаточно углубляющиеся в излагаемые темы и не знающие трудов Э. Уайт.

Как преподаватель книг Даниила и Откровения с многолетним стажем, откровенно скажу, что особые трудности в преподавании этих пророческих книг (и особенно Откровения) возникли в последние два десятилетия в связи с различными толкованиями, вошедшими в адвентистскую богословскую литературу. В нашей Церкви сегодня за рубежом признается свобода богословских исследований. Издаются книги, пишутся докторские диссертации, которые предлагают высокий научный уровень, но недостаточно учитывают свидетельства Духа Пророчества. Таким образом, создается тенденция преобладания независимого научного метода и библейской экзегезы над тем светом, который дан нашей Церкви Богом для понимания истин Трехангельской вести. Даже тогда, когда богослов или служитель предполагает, что для него вполне достаточно руководствоваться принципом «Библия сама себя объясняет», чтобы раскрыть тайны Откровения, он может уклониться от истины.

«Библия и только Библия» — классически верный протестантский принцип, но почему же он дал такие «сбои» в критическом протестантском богословии 19 века, ибо именно там появились самые разрушительные критики Библии?! — Это результат амбициозного превышения возможностей человеческого разума, недостаток смиренномудрия и личного подчинения Духу Святому.

В то время, когда зарождалось адвентистское движение, в христианском мире уже существовало немало духовных академий, профессоров и богословов высокого уровня. Почему же Господь избрал для проповеди Трехангельской вести не их, а простых фермеров и рабочих — ничего не значащих в этом мире мужчин и женщин? Потому что, кроме глубокого личного исследования Слова Божия, они настойчиво и ревностно искали подтверждения своих исследований самим Богом, они твердо верили в то, что, даже имея Библию как светоч истины, им необходимо получить откровение свыше. И для этой цели им был дан «меньший свет» Дара пророчества для Церкви Остатка.

Во все времена Слово Божье просвещало людей, ищущих истину. Такими были вальденсы и многие другие верующие разных церквей. Вспомним хотя бы крестьянина киевской губернии Ф. Бабиенко, который, читая Библию, принял субботу Господню. Но только нашей Церкви Господь даровал целостное стройное понимание пророческого учения через Дух Пророчества, ибо «… никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою [что пытаются делать некоторые богословы либерального толка]. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий чело веки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:20,21).

Повторяю: наша Церковь — это не одно из многих протестантских течений, а особо вызванное Богом движение, которое отмечено даром целостного пророческого учения, данного свыше.

Я никого не обвиняю сегодня — ни наших богословов, ни наученных ими служителей: все мы люди и всем нам свойственно ошибаться. Но мы обязаны исправить крен, заданный нам некоторыми модными либеральными богословскими звездами, и выйти снова на проверенный добрый путь. Я против воинствующего невежества точно так же, как и против научной самодостаточности. Э. Уайт получила, как мы знаем, только начальное школьное образование, но всю жизнь продолжала учиться. Обратите внимание на то, сколько исторических трудов были изучены ею прежде, чем вышла в свет книга «Великая борьба».

Мы — проповедующие, кроме исследования Писания и свидетельств Духа Пророчества, также должны углублять свои исторические знания, которые необходимы сегодня для подтверждения истины. Еще раз отмечу: необходимо четко различать уровни авторитетности. Слово Божье и Дух Пророчества — это первостепенный уровень, а научная богословская литература — это вспомогательный материал, ни в коем случае не равный первостепенному, который необходимо сверять с главными духовными авторитетами.

Будем же избегать крайностей и искать водительства Божия, чтобы устоять в святой вере, переданной нам свыше.