Специальный выпуск «Защита библейской истины»

Новые истолкования некоторых пророческих тем книги Откровения множатся сегодня в церкви, «как грибы после дождя». Причем все они имеют одну характерную особенность: они противоречат свидетельствам Духа Пророчества и Библейскому Комментарию Церкви АСД на книгу Откровение.

В настоящем «Специальном выпуске» мы рассмотрим некоторые из этих новых толкований, сопоставим их со Свидетельствами Духа Пророчества и Комментарием АСД, чтобы читатели смогли сами убедиться в подлинной их природе.

1. Новое толкование 17 главы Откровения:

«В последние дни для народа Божия главная опасность будет исходить не от католицизма, а от павшего протестантизма. Жена, сидящая на звере багряном (Откр.17), — это не папство, а протестантизм».

Что же говорит по этому поводу Дух Пророчества, комментируя Откровение 17:1-5, где говорится о жене, сидящей на звере?

«…Таким образом представлена папская власть, которая со всяким неправедным обольщением, внешней притягательностью и показным великолепием, обманывает все народы, обещая им, как обещал сатана нашим прародителям, всякие блага, если они принимают его начертание и всякие беды, если они противятся его заблуждениям…» (Письмо 232, 1899, Дополнительный комментарий Э.Уайт. Библейский комментарий АСД, Николаев, 2007, с.363).

Что говорит об этом церковный комментарий АСД?

«Вавилон великий» — это имя, через которое Слово Божие говорит о великом тройственном союзе между папством, отступившим протестантизмом и спиритизмом» (Откр.16:13,18,19; 14:8; 18:2; ср. Великая борьба, с. 588, Э.Уайт. Библейский комментарий АСД, Николаев. — 2007, с. 233).

Какова же ситуация в связи с этим вопросом на сегодняшний день?

Не протестантизм берет верх над католицизмом, а наоборот, — католицизм становится наиболее могущественной церковной организацией в мире. Происходит размывание границ между католиками и протестантами в пользу католицизма. Никогда прежде престиж Католической церкви не был таким огромным. В мире, утратившем ценности, церковь кажется великой защитницей нравственных норм, т.к. она выступает против абортов и эвтаназии. Протестант Билли Грэм назвал папу «нравственным лидером мира».

Другие деноминации поддерживают католицизм беспрецендентным образом. Одним из поддерживающих его факторов является харизматическое движение. Оно возникло в протестантских церквах в начале 1960 годов, когда был созван Второй Ватиканский собор. В конце того же десятилетия харизматическое движение проникло в католицизм и быстро распространилось по многим церквам за каких-то десять лет» (Норман Галли. Христос грядет, с.141, 142; см. там же гл.8).

2. Новое толкование утверждает, что «»малый рог» (Дан. 8:25) безвозвратно канул в небытие, ожидаются иные формы «зверь», «образ зверя» и т.д.».

Что же говорит о «малом роге» сама Библия?

«И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою».

Кто этот «небольшой рог»?

«Этот «небольшой рог» представляет собой Рим, как языческий так и папский. Даниил видел вначале Рим в его языческой фазе развития, борющийся против иудейского народа и первых христиан. Затем он видел его в папской стадии развития вплоть до наших яней и отдаленного будущего, когда он будет сражаться против истинной ттеркви» (см. Комментарии АСД, т.4, с.9).

Когда и кем «малый рог» будет уничтожен?

— «…«будет сокрушен — не рукою» — «это означает, что Сам Христос в конце концов положит конец этой власти (см. Дан. 2:34). Церковная система представленная этой силой будет существовать до тех пор, пока без содействия человеческих рук Второе пришествие Христа не положит ей конец (2Фес. 2:8; Комментарий АСД, с.25).

Предположение: что «ожидаются новые формы «зверь», «образ зверя» и т.д.»

Ответ: «малый рог» из Даниила 8 и «зверь» из Откровения 13 и 14 одна и та же папская система, которая после «исцеления раны» продолжит борьбу с народом Божиим до конца истории.

«Однако пророк видел еще более полное возрождение. Он видел рану совершенно исцеленной, а в след за этим он видел, что «все живущие на земле», за исключением немногих верных детей Божиих, поклонятся зверю» (Комментарий АСД на Дан. 13:3).

Посмотрим, что говорит относительно этого книга «Великая борьба»:

«Слово Божие учит, что события прошлого повторятся, когда католики и протестанты объединятся вместе, чтобы возвести воскресенье на должную высоту. Пророчество (Откр.13) говорит, что власть, представленная в виде зверя с агничьими рогами, заставит «всю землю и живущих на ней » поклониться папству, которое представлено «зверем, подобным барсу»» (Э.Уайт. Великая борьба, с.579, сравнения «малого рога» из Дан. 8 со зверем из Откр. 13 и 14 дополнительно см.: Глубины пророчеств, т. 3, стр.153,172,235).

Множество опубликованных писем Э.Уайт в «Ревью энд Геральд» и в «Знамениях времени» подтверждают одну и ту же истину: история повторится. Ложная религия будет возвеличена… Для всего мира должен выйти указ, навязывающий поклонение Богу в этот день (первый день недели). В какой-то степени это уже было. В некоторых местах гражданские власти говорят голосом дракона, как языческий царь говорил с еврейскими пленниками» (Знамение времени, 6 мая 1897 г.).

Так что не приходится ожидать «новых» форм зверя, образа зверя, как утверждают те, кто не исследует в необходимой мере ни историю, ни Библию, ни труды Духа Пророчества.

3. Истолкование семи труб, предложенное доктором П., полностью перечеркивает то истолкование, которое дает комментарий Церкви АСД на 9 главу Откровения. Можно ли считать это новым светом?

Во-первых, вспомним, как, согласно свидетельств Духа Пророчества, новый свет должен соотноситься со старым светом?

«В каждом веке происходит новое развитие истины так, что каждая новая истина является Божьей вестью к людям именно того времени. Однако при этом и старые истины не потеряли своей значимости; новая истина не является независимой от прежних, но представляет собой их продолжение, их раскрытие. Лишь понимая старые истины, мы можем уяснить новые» (Э.Уайт. Притчи Христа, с. 128).

Согласно нашего церковного комментария первая труба говорит о разграблении Рима вестготами в 410 г. по Р. X.

Было ли это знаковым событием в истории? Бесспорно, Римское владычество над миром продлилось более шести веков. Империя стала христианской по форме, но осталась языческой по духу. Бог показал свое неблаговоление к этой компромиссной системе, когда церковь Христова вступила в союз с имперской властью. В Откровении речь идет в основном о судьбах Народа Божия и необходимо было именно на ранней стадии истории христианской церкви показать, что Бог против церковно-государственного союза и союза с миром: после того, как император Феодосии узаконил христианство как государственную религию во всей Римской империи (около 390 г. по Р. X.), в нее сразу же вторглись орды варваров. Но поскольку в империи не произошло покаяния и на суд первой трубы не обратили никакого внимания, то последовали еще три удара: вторая, третья и четвертая трубы.

Если взять теперь толкование доктора П. первой трубы Откр. 8:7, то он относит это событие к разрушению Иерусалима в 70 году по Р. X. Но мы должны учесть, что земной Иерусалим уже потерял свое значение для истории христианской церкви — это во-первых. Во-вторых, Откровение было написано в девяностые годы первого века, т.е. спустя 20 лет после разрушения Иерусалима. Цель откровения была в том, чтобы предупредить Церковь, «чему надлежит быть вскоре» и «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3). Откровение явно нацелено на будущее Церкви, а не на прошлое иудеев (см. также Гал. 4:25,26; Откр. 11:2).

Экзегеза текста может считаться удовлетворительной, если учтен историко-культурный контекст эпохи, а именно это и не было сделано.

Еще более неубедительно и ущербно у доктора П. толкование пятой и шестой труб (Откр. 9:1-21).

У уважаемого доктора П. пятая труба трактуется как появление атеизма, а шестая труба — это «откат атеизма и возвращение Вавилона».

В нашем церковном комментарии пятая и шестая трубы объяснены как суды Божий над Восточной Римской империей, просуществовавшей почти 1000 лет после падения Западной Римской империи. В шестой трубе также говорится о длительной власти Османской империи и ее падении. В эпоху шестой трубы также входит Французская революция 1798 г., которая завершает эпоху в 1260 лет господства папства в Европе (см. Откр. 11:3-14).

Наш церковный комментарий основательно и последовательно излагает причины судов Божиих над империями: Византийской, Оттоманской (Османской) и Европейской цивилизацией, управляемой католической церковью в течение 1260 лет (Откр. 11; Э.Уайт. Великая борьба, гл.15).

Такое объяснение пятой и шестой труб не было нарушением исторической последовательности и непрерывности основных событий, свершавшихся в мире. Это утверждает и «Великая борьба» в ходе

всего повествования. Так, Э.Уайт в «Великой борьбе» о шестой трубе говорит следующее: «В 1840 году замечательным образом исполнилось другое пророчество, вызвав широкий интерес. За два года до этого события Иосиф Литч, один из видных служителей, проповедующих о близости Второго пришествия Христа, опубликовал толкование 9-й главы Откровения, предсказывая падение Оттоманской империи. Согласно его подсчетам, это должно было произойти в августе 1840 г.

В указанное время Турция через своих послов приняла покровительство союзных держав Европы… Все это произошло в точно предсказанное время» (Э.Уайт. Великая борьба, с. 334, 335).

Наш церковный комментарий утверждает:

«Адвентисты седьмого дня, комментируя пятую и шестую трубы, придерживаются точек зрения изложенных И. Литчем» (Комментарий АСД на Откровение, с. 796).

В нашем церковном комментарии в объяснении пятой и шестой труб отражено взаимоотношение трех исторических миров: Восточной Римской империи (Византии), Исламского мира (Арабский халифат и Оттоманская империя) и Западной Европы (до конца шестой трубы т.е. до 1840 г.). Нельзя рассматривать историю Европейского христианства изолированно от его ближайшего окружения. Полная картина исторического процесса, в таком случае, не получается. Что бы мы уяснили из Ветхого Завета относительно истории народа Божия, если бы там описывалась только история Израиля и ничего бы не было сказано об окружающих его народах? К сожалению, доктор П. дает толкование всех труб, ограничив их действие одной лишь территорией Западной Европы. Этим он сузил тот широкий историко-культурный контекст, который прекрасно отражен в нашем церковном комментарии. Цивилизации на Востоке и на Юге сдерживали средневековое папство Запада и Севера Европы от расширения на юг и восток. С другой стороны, Северо-Западная Европа сдерживала экспансию арабского и оттоманского миров в Европу. Так Богом осуществлялась система международного равновесия, чтобы ни одна из сторон не могла достичь глобального господства. Подобная же система удерживания равновесия существует и сегодня, пока не завершится проповедь Трехангельской вести (см. Откр.7).

Доктор П., который полностью отошел от нашего традиционного истолкования, также допустил в своей трактовке пятой и шестой труб смещение во времени. Он помещает возникновение атеизма в период пятой трубы, тогда как возникновение атеизма в Европе произошло во время шестой трубы (1798 г. во Франции) (см. Откр. 11:7-13; Э.Уайт. Великая борьба, гл. 15).

В период шестой трубы он поместил «откат атеизма и возврат Вавилона». В действительности «откат атеизма» в Восточной Европе и России произошел в конце XX века, а «возврат Вавилона» — восстановление его духовной власти произойдет в конце времени. Оба эти события происходят в пери од седьмой трубы (напоминаем, что согласно Комментария АСД на Откр. 11:15-19 седьмая труба звучит с 1844 г. и до конца дней). Такое толкование подтверждает и Э.Уайт, объясняя Откр. 11:18, как события последних дней (см. Дополнительные объяснения Э.Уайт по этому вопросу к Откр. 11:18).

Я, автор данной статьи, прослушал лекции доктора П. о семи печатях и семи трубах на магистерской программе, а так же познакомился с его докторской диссертацией. Кроме всего прочего, в третьем томе «Глубины пророчеств» помещена его большая статья против футуризма и о семи печатях. Должен признать, что эта статья имеет определенную ценность.

Однако его «революционное» истолкование семи труб создало кризис в истолковании 8 и 9 глав Откровения. Почему я говорю это? Потому что он, вопреки явному свидетельству Духа Пророчества, и вопреки определенным истинам Комментария АСД, утверждает свое собственное толкование. Объяснение, которое содержится в комментарии АСД, было развитием и продолжением света, которым пользовались ранние реформаторы, затем Мартин Лютер, позже швейцарский реформатор Генрих Буллингер (1504-1575 г. по Р.Х.). Ульям Миллер продолжил и уточнил толкование пятой и шестой труб, его помощник Иосиф Литч также усовершенствовал это толкование. Эллен Уайт признала толкование Иосифа Литча и назвала его замечательным. Понятно, что Урия Смит использовал его в своем комментарии. Наш церковный комментарий признал толкования Иосифа Литча правильным. Таким образом свет истины развивался на протяжении пятисот лет, и новый свет каждой последующей эпохи не противоречил старому свету, но’ подтверждал и усиливал его.

Что можно сказать об экзегетической обоснованности толкования доктора П. семи труб?

Он подверг сомнению библейское толкование семи труб, особенно в изложении Урии Смита (см. Глубины пророчеств, т.З, с. 136). Доктор П. не дал библейски обоснованного истолкования всех символов, которые содержатся в описании пятой трубы, не дал библейски обоснованного истолкования всех символов, которые имеются при описании шестой трубы (Откр. 9:1-19).

Так зачем же подвергать сомнению то, что по утверждению У. Джонсона является «классическим трудом для понимания Откровения 12-14,.. и то, что Елена Уайт поддержала основные положения толкования пророчеств пионерами нашей Церкви?» (см. Глубины пророчеств, т.3, с. 146).

Пора признать истину, что библейская экзегеза сама по себе не является еще гарантией истины, ибо сегодня все конфессии имеют докторов богословия, умеющих делать научную библейскую экзегезу.

Как только богословская мысль даже косвенно пытается быть самодостаточной и теряет зависимость от водительства Духа Святого (а Дух Пророчества есть дар Святого Духа), то она непременно ведет к заблуждению.

Я, пожилой служитель с сорокашестилетним стажем пребывания в Церкви АСД, преподаватель книг Даниила и Откровения Духовной академии с многолетним стажем, свидетельствую Вам: то толкование, которым мы пользовались многие годы, не противоречит и не мешает новому свету, поэтому оставьте без изменений то, что нам передали предыдущие поколения.

Мы живем в эпоху седьмой трубы и нам поручено нести Трехангельскую весть, а также все истины, связанные с приближением Второго пришествия Христа.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об особенностях событий, которые совершаются в эпоху седьмой трубы (т.е. после 1844 г.). Фактически, до 1844 года исполнились все временные библейские пророческие периоды. Они были предсказаны и даны Богом, чтобы раскрылись и проявили себя основные, противоборствующие Ему силы и заблуждения, что и произошло в течение 2300 лет.

В этот, отведенный Богом пророческий период, сатане и всему человечеству была дана возможность перепробовать все варианты различных социальных, религиозных, государственных форм противостояния Богу, Его закону, Его Святилищу.

А после 1844 года врагу рода человеческого остается только повторять наработанные приемы и модели систем противостояния.

Поэтому в современной истории повторяется то, что проявило себя в прошлом: исцеляется рана зверя, возникает образ зверя, повторился атеизм в Восточной Европе и Азии, имевший ранее свою модель во времена Французской революции. Вновь возвращаются в современную жизнь спиритизм, магия, оккультизм, которые являются составляющими духовного Вавилона и наполняют его религию. После столетнего перерыва возрождается средневековое противостояние севера и юга.

Все эти явления сегодня усовершенствованы сатаной и принимают глобальные масштабы.

Потому и суды Божие, постигавшие мир в шести трубах, получают свое новое эсхатологическое звучание в наши дни и достигают своего апогея в семи последних язвах в периоде седьмой трубы.

Такой подход к объяснению современных событий не разрушает старого истолкования, ибо оно помогает лучше понять сегодняшнюю ситуацию в мире, что я и попытался изложить в своей книге «Тайны апокалипсиса».