Семнадцатая глава Откровения. Проблемы истолкования

Особенности современного папства

Одно из самых таинственных видений, данных апостолу Иоанну, находится в 17-й главе Книги Откровение. Сегодня мы обратимся к этой главе по той причине, что среди наших общин распространяются брошюры, в которых некоторые люди, считающие себя компетентными, дают свои объяснения этих видений. Существует несколько вариантов объяснений, которые отличаются от традиционного историко-библейского истолкования пророчеств, которым руководствуется наша церковь. Адвентисты седьмого дня рассматривают пророчества Библии в контексте великой борьбы, которая началась на небе и завершится на земле после Второго пришествия Иисуса Христа.

Первое ошибочное утверждение, на котором основаны все последующие, это то, что зверь в 17-й главе обозначает папство. В самом начале главы ясно указана главная цель, которая состоит в том, чтобы показать «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» (ст.1). Не зверь, а блудница в центре истолкования. Суд над зверем будет позже, о суде над зверем в этой главе ничего не говорится, а только упоминается, что в будущем он «пойдет в погибель» (ст. 8). Это важно отметить. В этой же главе повествуется о том, что десять рогов зверя совершат истребление блудницы (ст. 16). (Итак, в текстах с первого по шестой идет описание блудницы, далее, с пятнадцатого по восемнадцатый, описан суд над блудницей).

В Божьем плане спасения предстает сначала суд над Вавилоном, а потом, в самом конце, — над сатаной.

Итак, что такое жена — Вавилон великий? Жена в Библии обозначает религиозную систему. Это говорят все библейские пророки и апостолы Христовы. У Исайи читаем: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы» (Исайи 1:21; см. также Иер. 2:32-37). «У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» (Иер. 3:3); то же у Иезекииля (см. гл.16). Здесь Израиль — блудница — блудит с царями Египта, Ассирии и Халдеи.

В Новом Завете также Церковь — символ жены Христовой (см. Ефес. 5:24, 32). Здесь ключ к пониманию 17-й главы Откровения. Подобно тому, как ветхозаветная Церковь изменяла Богу и блудила с царями Египта, Ассирии, Вавилона, так и в эпоху средних веков Церковь блудила с царями земными: «С ней блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:2).

Итак, речь идет, во-первых, об измене Христу Его жены — Церкви. Она, т. е. папская церковная власть, проливала кровь свидетелей Божьих, она любодействовала с царями земными. Далее: зачем же пугать символы? Кто этот зверь в 17-й главе; что обозначают его семь голов и что значат десять рогов? Головы зверя — суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей (ст. 9 и 10). Десять рогов зверя — тоже цари (ст. 12). И теперь кто же сам зверь? Если головы и рога — это цари (а не папы), то кто так долго живет, что пережил пять голов, имеет еще две и десять рогов и будет носить их до конца истории? Сила, которая из века в век действовала против Бога, одна, это сатана. Он всегда действовал посредством земных царей против Христа и Его народа. (Зверь — это также государственно-политическая система, управляемая дьяволом, головы же — это цари и царства). Поскольку жена как символ церкви и религиозной власти сидит на звере, то это означает, что государственная власть подчинена религиозной, которая есть блудница.

Теперь важно определить время видения, где центр отсчета?

Видение было дано Иоанну в I веке (около 92 г.), а не исследователю, живущему в наши дни (в XXI веке). До дней апостола Иоанна «пять пали»; каждая из пяти голов пыталась уничтожить народ Божий своего времени:

1. Египет — фараоны XVIII династии во дни Моисея (Исх. 3:16, 14).

2. Ассирия — во дни Сеннахирима (4 Цар.18:13 — 19:37).

3. Вавилон — во дни Навуходоносора (4 Цар. 25).

4. Мидо-Персия — во дни Амана амаликитя-нина (Есф. 3:13).

5. Греция — во дни Антиоха IV Епифана (1 Мак.) Это были самые решительные попытки сатаны

уничтожить народ Божий. Каждое царство возглавлялось особенно агрессивным определенным царем (царства без царя не бывает). До времен служения апостола Иоанна пять империй пали, есть шестая голова — «один есть» (ст. 10) (Иоанн употребляет глагол в настоящем времени, говоря о современной ему Римской империи).

Итак, шестая голова — Римская империя в двух ее фазах: единая империя, а затем разделенная Римская империя — десять рогов. Эти десять рогов «еще не получили царства» (ст. 12) — во дни Иоанна они действительно еще не получили царства. Но они начали свое существование после развала Римской империи, т. е. с V века, ибо известно, что уже к 538 г. малый рог искоренил три рога из десяти (см. Дан. 7). Затем, в конце времени, их снова десять (см. Откр. 17:13, 14), и они будут единомысленны со зверем и разорвут блудницу незадолго перед Вторым пришествием.

Шестая голова с десятью рогами существует до конца истории, более того: десять рогов зверя разорвут блудницу, а не самого зверя (ст. 16 и 17). Как видим, Библия говорит совсем не так, как учат наши оппоненты, убеждая всех, что зверь в этой главе это папство. Дракон из 12-й главы Откровения символизирует языческий Рим как государственно-политическую машину, а также сатану. Подобно этому зверь 17-й главы имеет двойное значение. Это сам сатана, который управляет враждебными Богу государственными системами.

Зверь не собирался раньше времени разрушить свое детище — Вавилон, не собирался разорить блудницу, но десять рогов это сделают. Почему? «Потому что Бог положил на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий» (ст. 17).

Из этого текста видна различная роль трех участников:

1. Жена — духовно царствует над царями земными.

2. Десять рогов — имеют одни мысли со зверем, но они выполнят однажды волю Божью — разорят блудницу.

3. Зверь. Десять рогов-цари, они не разоряют зверя, а отдают царство свое зверю.

Итак, мы видим, что блудница разорена, а зверь продолжает жить. Если бы зверь был папство, то он был бы разорен вместе с женою, т. е. с церковью, как ее глава. Но зверь остался после разорения блудницы, потому что это сатана. Он будет уничтожен после всех (см. Откр. 20).

Теперь еще раз рассмотрим самый сложный текст о седьмой голове и о восьмом звере (это тексты 10 и 11). Мы уже определились с шестью головами как с шестью великими империями, которые пытались каждая в свое время уничтожить народ Божий.

Седьмая голова — также символ империи последних дней, и притом мирового масштаба. Этот двурогий зверь (с агничьими рогами) из 13-й главы Откровения является лидером последней глобальной системы. Седьмая голова попытается уничтожить народ Божий во всем мире, и произойдет это в ближайшем будущем.

А как же восьмой зверь? О нем сказано, что он был, его нет и он явится. Это дьявол: он был главным инициатором войны на небе, он действовал там явно и лично возглавил начало восстания. После грехопадения человека он действует через людей, через земные силы и власти. Он невидим на протяжении всех веков борьбы на земле, он за кулисами. Его как бы нет, хотя он подстрекает людей к вражде против Бога. Но придет время, когда он явится.

Он явится — он станет видим снова в конце великой борьбы после тысячи лет, когда он выйдет из бездны (см. Откр. 20). Он снова лично и видимо возглавит последний поход против Бога. Он возглавит всех, чьи имена не вписаны в книгу жизни, и они поклонятся ему. Они восстанут после тысячи лет, они осуждены. А почему он восьмой из числа семи? Потому что теперь сатана впервые за всю историю имеет под своей рукой все семь империй, воскресших из мертвых во время второго воскресения. Это его ударные

силы, которыми он пользовался во все века истории, и теперь он собрал их вместе и возглавил. Это его восьмая империя. Они пойдут на приступ Небесного Иерусалима (Откр. 20:1-8). И только после этого времени сатана вместе со своим воинством пойдет в погибель.

Семь наиболее типичных ошибок при истолковании последних событий

1. Зверь с семью головами — папство

Зверь — не папство, а сатана, живущий много веков и ведущий великую борьбу со Христом через царства — мощные империи, государственные машины. Это — его детища, через которые сатана насаждает свою разрушительную волю миру.

2. Головы зверя — папы

Не папы, а цари и царства, ибо не бывает царства без царя.

3. Шесть пап, перечисленных с 1929 г.: Пий XI, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел I и шестой папа Иоанн Павел II истолковываются как шесть голов зверя в 17-й главе

Но кто из них убил хотя бы одного адвентиста, баптиста, пятидесятника, католика или православного? Кто из них по степени агрессивности может сравниться с фараоном Исхода, с Ассирийским царем Сеннахеримом, Навуходоносором или же Аманом во дни Артаксеркса, с Антиохом IV Эпифаном или Нероном? Кто из них «дотягивает» по количеству жертв до средневековых пап, таких как Иннокентий VIII, Григорий VII или Урбан III?

Итак, здесь выдается меньшее за большее. Если бы в прошлом адвентисты так толковали историю и пророчества, то кто на сегодня посчитал бы верным наше истолкование?

4. 1929 год выдается за полное исцеление раны зверя

Такие поспешные выводы делали некоторые адвентистские евангелисты, но это не значит, что вся Церковь так понимает этот вопрос. Можно согласиться с тем, что с 1929 года начался процесс заживания раны, но она еще не исцелилась полностью. Полное исцеление раны будет завершено тогда, когда современное папство достигнет той полноты власти, какая была у них в средние века. Это дело близкого будущего, а не периода с 1929 г. по сей день. Сегодня еще нет церковно-государственного союза, какой был в Европе в средние века. Сегодня ..в проекте европейской конституции даже исключена поправка Ватикана о том., что Европа принимает христианские ценности как конституционное положение (объявлено в начале 2005 г.). Не нужно забегать вперед, ибо это всегда вредило детям Божьим.

5. Время отсчета — наше время, а не время апостола Иоанна

Как мог Иоанн сказать о шестой голове «один есть», если она «появилась» только в конце XX века? Тогда все люди, читавшие Книгу Откровение на протяжении двадцати веков, были бы сбиты с толку, совершенно не понимая 17-ю главу. Эта книга дана, чтобы понимать то, что было, что есть и что будет, т. е. весь процесс борьбы между Христом и сатаной на протяжении веков. Нельзя

сводить всю долгую, кровопролитную историю, показанную в 17-й главе Откровения, к периоду с 1929 года и до конца наших дней. Ибо этот период был не таким тяжким, как средние века, и папство в эти дни никого не гнало и не угнетало.

Время показания видения — I век нашей эры. Это дни шестой головы — Рима языческого, который во второй его фазе (десять рогов) просуществует до конца истории.

Наши оппоненты отвергают все предыдущие толкования 17-й главы Откровения Церковью, заявляя тем самым, что христиане ничего не понимали до них, и предлагают свои «откровения». Нужно сказать, что никто из предыдущих толкователей, в том числе и комментарий АСД, не претендовал на полноту истины. Но они были правы в том, что рассматривали великую борьбу, показанную в 17-й главе, как длительный многовековой процесс.

6. Все три великих периода 1260,1290,1335 дней истолковываются как обычные дни. Раньше они рассматривались как годы, а теперь это все повторится в реальных днях последнего времени

Но на чем основано такое утверждение? Это только предположение, и притом рискованное предположение.

Некоторые расписывают все последние события с точностью до одного дня, привязывая их, как то: указ о праздновании воскресного дня или всемирный указ об истреблении народа Божьего, к определенным календарным срокам. Дух Пророчества в «Великой борьбе» перечисляет все последние

события, и мы — Церковь АСД принимаем это за истину и признаем, что все они произойдут вскоре.

Но нигде Е. Уайт не указывает продолжительность времени между этими событиями, связывая их жесткими рамками 1290, 1260 или 1335 дней. Это опасный ход, потому что Бог может сократить или продлить время между указами, между язвами, как посчитает нужным для блага Своих детей. Жесткий календарный регламент между событиями может сбить с толку и подорвать веру народа Божьего.

Серьезным возражением против такого метода истолкования являются следующие библейские положения:

1. Указанные периоды 1290, 1260 и 1335 дней(лет) органически и экзегетически связаны с периодом 2300 дней (лет) и непосредственно входят в него. Дан. 8:14 утверждает, что мерзость запустения, попирания святилища и народа Божьего располагаются внутри этого периода — в 2300 лет, а не за его пределами. 1260 лет заканчиваются, и только после того садятся судьи (см. Дан. 7:26). После 1844 года зверь разоблачен — он не имеет больше пророчески допущенных временных сроков своей деятельности. Он будет действовать до конца, но Бог вправе положить ему предел, и это будет так же неожиданно и неисчислимо, как и Второе пришествие.

2. Нельзя «вырывать» 1260, 1290 и 1335 дней из контекста 2300 дней, ибо одно без другого не существует. Если вы хотите увидеть повторение 1260лет в днях, тогда и 2300 лет растолкуйте как дни в будущем! Но это было бы полнейшим издевательством над всем, чему учит наша Церковь, основываясь на Библии и имея подтверждение тому в дополнительном свете — трудах Эллен Уайт.

7. Ошибка заключается в поспешности толкователей. Не получив одобрения и признания Церкви АСД, избранных Богом служителей, они спешат распространить свои брошюры на всю Церковь, призывая печатать их труды, распространять всеми путями и присылать им средства в рублях, долларах и евро

Вред от такой несанкционированной Церковью деятельности может быть огромен. Это и нездоровое эсхатологическое возбуждение, и обманчивые ожидания. А если пап окажется больше или меньше, чем расписано в брошюре? А если периоды будут короче или длиннее? Тогда все поношение ляжет на адвентистов; люди будут разочарованы и смущены, а великая истина будет скомпрометирована.

Не спешите «колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания» (2 Фес. 2:2). Мы имеем вернейшее пророческое слово, мы имеем прекрасное и глубокое истолкование последних событий в трудах Духа Пророчества. Мы имеем историческую школу истолкования великой борьбы между добром и злом. Все заключительные события сбываются и сбудутся, но нельзя превращать великие и панорамные пророчества в микросхему, которая выдается за великий свет.