XIII.

Иная из вас, может быть, скажет мне: я не имею нужды в одобрении людей, свидетельство их мало меня беспокоит, Бог видит сердце мое, Он один мой судия. – Пусть и так; но вспомним, что говорит на сей счет Апостол: кротость ваша известна да будет всем людям (Флп. 4,5). На какой конец? Не на тот ли, чтобы злоба не могла найти ничего противного в нашем поведении, и чтобы добрый ваш пример служил злым людям как бы укоризною? Какой также смысл заключается в сих словах: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мат. 5,16). Для чего Иисус Христос называет нас светом мира? Для чего сравнивает он нас с градом, который не может укрыться наверху горы? Не для того ли, чтобы мы просвещали людей, находящихся во тьме, и возвышались над людьми, погруженными в пороки? Да и в самом деле, когда вы будете ставить светильник под спудом: то всякой будет иметь право обвинять вас в преступном небрежении, потому что вы, как бы, гасите сей светил

Светильниками мира мы становимся от добрых наших дел, дела же сии, когда они истинно хороши, не любят мрака: они должны быть обнаруженными; и приличие требует, чтобы другие их знали и видели. Посему для христианина не довольно быть целомудренным: надобно ему таким и казаться. Чистота сия, если смею сказать, так должна быть изобильна, чтоб из сердца изливалась на платье, и из внутренности орошала всю особу. Она, таким образом, оградит цитадель внутренности надежными укреплениями внешности, и с большею безопасностью сохранит верность, подобающую Богу. Надлежит совершенно отказаться от всякой неги, обессиливающей строгую добродетель.