10.

Но если ты так безстыден, что считаешь это за ничто и возстаешь против истины, и остаешься слепым при свете; то теперь я представлю тебе и другое доказательство того, как это важно. Какое же это доказательство? У судей есть много видов орудий для мучения: дерево, кнуты, когти, свинцовые зубцы, которыми скоблят тело, расторгают и раздробляют члены. Кто решился бы внести такия орудия в дом свой? Кто согласился бы прикоснуться к рукам делающих их палачей, или видеть их близко? Напротив, большая часть людей не отвращается ли, а некоторые не считают ли встречу с ними дурным признаком, и не решаются ни коснуться их, ни смотреть на них? Не убегают ли прочь и не отвращают ли своих взоров? Таков в древности был и крест, или еще гораздо страшнее; потому что, как я выше сказал, он был знаком не только смерти, но смерти проклятой. От чего же, скажи мне, он теперь сделался столь вожделенным и столь любезным для всех и досточтимее всего? Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес. Все это предвидя, пророк сказал: и будет покой Его честь. Этот знак смерти (не перестану постоянно говорить о нем) соделался источником великаго благословения, стеною от всякой опасности, смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою сопротивным силам; он попрал смерть, сокрушил медныя врата ада, сломил его железныя вереи, разрушил твердыню диавола, разсек путы греха, избавил всю вселенную от осуждения, исцелил рану, нанесенную нашей природе по определению Божию. Что я говорю? Чего не могли сделать ни море разступившееся, ни камни раздавшиеся, ни воздух изменившийся, ни манна посылаемая в течение сорока лет столь многим тысячам, ни закон, ни другия знамения, совершенныя как в пустыне, так и в Палестине, то возмог сделать крест, и не в одной стране, но во всей вселенной; крест, этот знак некогда проклятый, всеми избегаемый, всем ненавистный, позорный, возмог по смерти Распятого легко совершить все это. И не только эти, но и последующия действия являют его силу. Прежде вселенная была безплодна в отношении к добродетели; земля была нисколько не лучше пустыни и не надеялась произвести что-либо доброе; а крест вдруг сделал ее раем и материю многочаднейшею. И об этом пророк задолго предсказал так: возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Иса. LIV, 1). Сделав ее такою, Господь дал ей и закон превосходнейший прежняго, о чем также не умолчали пророки; посмотри, что они предвозвестили: завещаю им завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю им, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иерем. XXXI, 31-33). Далее пророк изображает быструю перемену их и легкое принятие учения: и не научит, говорит он, кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего глаголя: познай Господа: яко вси познают Мя от мала даже и до великаго их (ст. 34). Что пришедший Господь дарует всем прощение грехов, и это также предсказал пророк в словах: милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (ст. 34). Что может быть яснее этого? Такими предсказаниями он возвестил призвание язычников, превосходство Новаго Завета пред Ветхим, легкость обращения и благодатные дары, получаемые верующими чрез крещение.