4.

Часто, беседуя с иудеями, по причине жестокосердия их Господь о многом говорил прикровенно, в загадочных выражениях и притчах, о чем также задолго было предсказано: отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва (Пс. LXX, 2). И премудрость бесед Его задолго предвозвестил пророк в словах: излияся благодать во устнах Твоих (Пс. XLIV, 3). О том же предсказал и другой пророк так: се уразумеет Отрок Мой, и вознесется и прославится зело (Иса. LII, 13). Тот же пророк, кратко повествуя о благодеяниях пришествия Его, соединенных с знамениями, говорил так: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (Иса. LX, 1). И то было предсказано, что после столь многих благодеяний Его люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом. Послушай, как Давид предвозвестил об этом: с ненавидящими мира, говорит он, бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне (Псал. CXIX, 6, 7). Что Господь, возседая на жребяти, войдет в город, и это задолго предсказал Захария в таких словах: радуйяся зело, дщи Сионя; проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. IX, 9). — Он изгнал из храма торговавших голубями и менявших деньги (Матф. XXI, 12; Иоан. II, 15). Это сделал Он, ревнуя о доме Божием и вместе желая показать, что Он не противится Богу, но согласен с Отцем; посему и наказывал за дом Его, в котором производилась торговля. И это не оставлено без указания, но предсказал об этом пророк Давид, предвозвестив и намерение, с каким Христос совершал это наказание: ревность дому Твоего, говорит он, снеде Мя (Псал. LXVIII, 10). Что может быть яснее этого? Христу предстояло быть преданным, и это предательство имел совершить тот, кто разделял с Ним трапезу. Посмотри, как и это предсказал тот же пророк в словах: ядый хлебы Моя возвеличи на Мя запинание (Псал. XL, 10). Заметь, как согласно с ним повествует евангелист: омочивый со Мною в солило руку той Мя предаст (Мат. XXVI, 23). Предатель не просто предал Господа, но продав драгоценную кровь Его и получив за нее деньги. И об этом не умолчал пророк, но указал и на безстыдныя условия и совещания врагов Христовых. Боже, говорит он, хвалы Моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася (Псал. CVIII, 1). Тот же предатель, познав потом вину свою, бросил сребренники, прекратил жизнь свою, повесившись на дереве, оставив жену свою вдовою, детей — сиротами и дом опустевшим. Посмотри, как описывает пророк и это печальное событие: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове и да изгнани будут из домов своих (ст. 9, 10). Место предателя заступил Матфий; и это предсказал тот же пророк в словах: епископство его да приимет ин (ст. 8). После того, как Христос был предан и добровольно отдал Себя в руки врагов, составилось из иудеев и язычников судилище, исполненное великаго беззакония. Посмотри, как и это предвозвещает пророк: вскую, говорит он, шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Пс. II, 1)? И не только это предвозвестили пророки, но Исаия ясно сказал и о молчании Господа, которое Он хранил, когда окружавшие Его много говорили и обвиняли Его: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен: тако не отверзает уст Своих (Иса. LIII, 7). Потом, показывая несправедливость приговора, Он присовокупляет: во смирении Его суд Его взятся (ст. 8), то есть, никто не судил о Нем справедливо; а далее объясняет и причину смерти Христовой. Он, как непорочный и невинный, не за Свои грехи страдал, но предан был за грехи вселенной; на то и другое, посмотри, как указал пророк: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (ст. 9). Этими словами он объяснил, почему и Христос был предан. Следует и другая причина: ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть (ст. 8). Желая показать не только причину, но и плоды крестной смерти Его, посмотри, как предвозвещает о том пророк: вси, говорит, яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы вси исцелехом (ст. 5, 6). Потом тот же пророк предрекает и наказание, которому имели подвергнуться иудеи за эти беззакония в следующих словах: и дам лукавыя вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его (ст. 9). И Давид сказав: отвержим от нас иго их, присовокупил: живый на небесех посмеется им: тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятен я (Пс. III, 3-5), разумея разсеяние иудеев по всей вселенной, о чем и сам Христос в Евангелии предсказал в следующих словах: оны, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною (Лук. XIX, 27). Кроме того сказав о смерти Господа, пророки не умолчали и о самом способе смерти, но и его изъяснил Давид так: ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя (Пс. XXI, 17, 18). Не умолчал он и о беззаконии, совершенном после крестной смерти Христовой, сказав: разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (ст. 19). Далее, он сказал и о погребении Господа в словах: положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. LXXXVII, 7). Посмотри, как он же предсказала и о том, что Христос воскреснет: не оставиши, говорит, душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс. XV, 10). И пророк Исаия о том же, только другими словами, предсказывает так: Господь хощет очистити Его от язвы: явити Ему свет, оправдати праведнаго, благо служаща многим (Иса. LIII, 10, 11). Тот же пророк предсказал, что смерть Господа искупит людей от грехов: и той грехи многих вознесе (ст. 12); и то, что Христос будет изгонять из людей демонов: и крепких разделит корысти (ст. 12). Не умолчал он и о том, что Господь совершит это Своею смертию: зане, говорит, предана бысть на смерть душа Его (ст. 12); предсказал и то, что Христос получит власть над вселенною: той наследит многих (ст. 12). Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы (Пс. XXIII, 7); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Иса. XIV, 2), разумея здесь ад. Хотя это был ад, но он содержал души святыя и сосуды драгоценные, Авраама, Исаака и Иакова. Посему пророк и назвал их сокровищами, а темными потому, что тогда еще не озарило ада Солнце правды и не благовестило о воскресении. А что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к ангелам, ни к архангелам, ни к другой какой служебной силе, но возсядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1).