Трудности

Любой, кто верит в возможность существования христианской этики, должен объяснить значение слова «христианский». Почему что-то одно мы считаем христианским, а что-то другое – нет. Если мы хотим дать ответ на этот вопрос, то нам необходима так называемая норма, правило, с помощью которого мы сможем определить, что есть христианским, а что нет.

Слово «норма» происходит от латинского слова norma, оригинальное значение которого «наугольник» — инструмент плотника, используемый для того, чтобы определить будет ли угол стола или другого предмета прямым углом. Норма – это руководящий принцип, мера или же правило, с помощью которого мы делаем вывод относительно истинности или ложности чего-либо.

В Святом Писании мы видим нормы христианской этики. В них Бог открывает нам, что есть хорошо и чего Он требует от нас (Михея 6:8). Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118:105). Слово называется полезным для научения, для обличения, исправления, наставления в праведности – «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17). Но здесь возникают определенные трудности. Многие люди оправдывают свои действия Писанием. Но, безусловно, они не всегда делают это одинаково. Большинство противоречивых точек зрения можно подтвердить именно доказательствами из Библии. На основании Писания отрицали и утверждали рабство. На основании Библии защищается как подчинение правительству, так и восстания против властей; право на собственность и право на экспроприацию. И противники, и сторонники гомосексуальных отношений апеллируют к Писанию. Не кажется ли безнадежной задача определить, кто же прав? Что же на самом деле осталось от нормативного характера Писания? Ответ на этот вопрос должен быть следующим: несмотря на то, что Писанием злоупотребляют, такое злоупотребление не сводит на нет его надлежащее использование. Тот, кто считает, что вы не можете апеллировать к Писанию, потому что всегда есть люди, которые используют Писание для того, чтобы отстаивать противоположные взгляды, должен принять во внимание, что это не только современный феномен. Фарисеи использовали Писания, чтобы выступать против Иисуса, иудеи выступали против Павла; но Писания оставались в руках Иисуса и Павла. В посланиях Павла есть трудные отрывки, но Петр осуждает «невежд и неутвержденных», которые искажают эти послания «к своей собственной погибели», так же как они искажают и остальные книги Библии (2 Петра 3:15 и далее). Святое Писание, вдохновленное Богом (2 Тим. 3:16), остается Божьим Словом, несмотря на то, как много рук могут запачкать его.

Вторая трудность заключается в историческом характере Писаний. Писания дают нам возможность увидеть непрерывную историю Божьего спасения через Иисуса Христа. Не все, что Бог заповедовал Израильскому народу на протяжении истории, может быть применено к периоду Нового Завета. Подумайте, например, о законах относительно сельского хозяйства, религиозных праздниках и строгих правилах наказания. Но что должно быть названо «устаревшим», а что все еще имеет силу в заповедях, которые Бог записал в Писаниях?

Существует и третья трудность. Во времена Писания еще не существовало многих этических вопросов, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Как мы должны относиться к попыткам контролировать рождаемость посредством противозачаточных таблеток или стерилизации? Наше отношение к ядерному оружию, трансплантации и детям из пробирки? Мы не можем найти в Писании тексты, непосредственно относящиеся к этим вопросам. Может ли Писание дать ответы на эти вопросы, и если да, то как мы можем найти их?