Определение Клааса Схилдера

Богослов Клаас Схилдер (1890-1952) дает определение этике, которое существенно помогает понять использование Писания в этике. Ниже приводится более простая формулировка, чем у Схилдера:

Этика – знание неизменных оснований, изменяющихся Заветных эпох[1] и релевантного, точного определения обязанностей, которые есть у человека в отношении Божьей явленной воли.

Давайте проанализируем это определение. Очевидно, что здесь Схилдер указывает на три аспекта:

1. Неизменные основания. Здесь Схилдер имеет в виду, что Писание включает в себя фундаментальные вопросы, которые остаются в силе, несмотря на все изменения. Человек – это творение; человек (в отличие от животного) – находится в Завете с Богом; человек создан по образу Бога, то есть он представляет Бога в этом мире, которым он должен управлять (Бытие 1:27, 28). Бог – царь; человек – регент[2]. Несмотря на различные обязанности человека – в единстве мужчины и женщины — в этом мире, главной его задачей всегда будет отображать образ Бога. Эта ответственность была у него в раю; после грехопадения – в Израиле; и сегодня он также несет эту ответственность. Это – постоянная реальность, которая остается в силе всегда и везде. Кроме тех неизменных оснований, о которых говорит Схилдер, можно назвать еще несколько. Подумайте о Десяти Заповедях, которые действительны не только для Израильского народа. Они формируют универсальный закон, которым и мы сегодня связаны. Прежде всего, необходимо назвать Великую заповедь любви; любви, которая характеризует все наши действия. Эпоха (dispensation) Нового Завета характеризуется следованием за Христом. Это может происходить в различных формах, но определенным образом должно проявляться в жизни людей, призванных следовать за Христом и готовых отречься от себя. Здесь можно называть еще несколько неизменных оснований. Мы уже говорили об освящении нашей жизни, которое невозможно без нашего оправдания во Христе. Тот, кто понимает неизменные основания, увидит, что его поведение соответствует поведению верующих, живших сотни, если не тысячи лет назад. Наши моральные устои отличаются от устоев в дни жизни Давида, но в то же время мы не живем в абсолютно другом мире, где жизнь Давида или его псалмы совсем нам не понятны.

Августин очень негативно относился к сексуальным отношениям – в этом мы не должны следовать ему. Однако искренний христианин будет чувствовать себя уютнее с Августином, жившим в четвертом/пятом столетии, чем среди многих людей нынешнего века, называющих себя христианами, но считающими, что и в браке и за его пределами может быть место для сексуальных «экспериментов». Кальвин настаивал на строгой дисциплине в Женеве; но в этом городе было больше Закона и Евангелия, чем в жизни любого современного города «христианского» запада.

Знание неизменных оснований сохраняет нас от того, чтобы поступать так, как будто сегодня все намного сложнее, чем было раньше. Многие решения в нашей жизни такие же простые или сложные, какими они были всегда: не убей, не прелюбодействуй, не кради, люби своего ближнего, отрекись от себя, чтобы любить Христа, и т.д. Иногда люди склонны думать, что сейчас все намного сложнее, чем это было раньше, например – вопрос аборта. Но на самом деле именно мы сами все усложняем. По существу, в христианской этике не происходит значительных изменений!

2. Следует указать на изменяющиеся Заветные (dispensations) эпохи в Писании. В период Нового Завета многие предписания Ветхого Завета утратили свою юридическую силу. Бог ясно показал Петру, что теперь он может есть ту пищу, которая раньше считалась нечистой (Деяния 10:9 и далее). У христиан есть б́ольшая свобода, чем у Иудеев в отношении того, что есть и пить, соблюдения религиозных праздников, новолуния или субботы – все это было только тенью Христа (Кол. 2:16 и далее). Когда спасение пришло не только к евреям, но также и язычникам, стало очевидным, что законы Ветхого Завета с социальными и экономическими постановлениями утратили свою силу именно как законы. В этом отношении можно думать о распределении и выкупе земли, правах и свободах рабов, уголовном законодательстве и формах правления.

Можно выделить 3 группы законов Ветхого Завета: церемониальные (обрядовые), гражданские и нравственные. Обрядовые законы, которые относились к храмовой службе, чистого и нечистого в ритуалах, жертвоприношений и т.д. исполнились во Христе, и их можно считать утратившими силу. Гражданские законы, предназначенные для народа Ветхого завета в Ханаанской земле, уже утратили свою силу как законы для христиан в других землях. С распространением христианства по миру эти законы не обрели свою прежнюю силу как неотъемлемые законы. Однако и сегодня гражданские законы признают и соблюдают. Но сегодня нельзя их считать образцом, потому что они очень тесно связаны с жизнью Израиля и его народом.

В Ветхом Завете существовали и нравственные законы, ядро которых – Десять Заповедей. Эти законы не утратили свою силу, то есть – свою непосредственную законную силу. Здесь эти законы — неизменные основания, которые остаются в силе и сейчас – в период Нового Завета. Разница между обрядовыми, гражданскими и нравственными законами условна, так как ни один израильтянин не мог провести различие между ними. Для израильтянина в своей стране с храмом, со структурой управления и ответственностью за нарушения законов — все это, безусловно, было одним законом. Такая дифференциация стала необходимой и правомерной только тогда, когда храм уже был не нужен, и не было пути назад в Ханаан. Тогда какие из этих законов остаются в силе, а какие нет? Невозможно провести четкие границы. Обрядовый и гражданский законы также имеют значение для христианской этики. Мы можем спросить — в чем суть, значение этих законов. Например: можно отменить форму поста, но не его суть (смирение перед Богом). Мы уже не исполняем закон субботы и юбилейного года; но Бог хотел, чтобы Его народ понял: Он — Господь жатвы, Владелец земли и Господин рабов, Он не только смотрит за людьми и за их отношениями, но также за землей и животными — и все это имеет огромное значение для этики сегодня.

3. Также мы должны обратить внимание на релевантное, точное определение обязанностей, которые есть у человека в отношении Божьей явленной воли. Писание учит нас, что есть неизменные основания, но изменяющиеся Заветные эпохи (dispensation) в Писании уже показывают нам, что модель нравственности не одинакова для различных периодов. Где мы живем? В какое время мы живем? С какими новыми проблемами мы сталкивается из-за технологических открытий? Все эти и еще множество других факторов необходимо принять во внимание для того, чтобы объяснить, что среди всего постоянного есть место для изменения и развития христианская нравственности.

Форма власти государства над своими гражданами, начальника над подчиненным, мужа над женою, родителей над детьми, существовавшая в прежние времена, существенно отличается от современной формы власти. Герман Бавинк правильно указал, что в Писании взаимоотношения государства и гражданина, господ и рабов, детей и родителей, мужа и жены находятся на одинаковом уровне. Однако эти отношения отличаются друг от друга и с течением времени они значительно видоизменились. Мы уже не говорим, что служащий так же подчиняется начальнику, как в прежнее время раб подчинялся хозяину. Сейчас мы предпочитаем использовать слово «руководство» — когда говорим о власти в бизнесе. Характеризуя отношения между мужем и женой, мы также говорим о «руководстве» мужа и о том, что жена «доверяет себя руководству мужа», а не о «господстве» и «подчинении этому господству». Иерархия осталась (неизменные основания), но изменился способ ее выражения. Это же справедливо и в отношении государства к своим гражданам. Прежде немного можно было сказать о влиянии народа на политическую жизнь. Сейчас многие народы выбирают свое правительство. Это уже иная модель послушания правительству по сравнению с прежними временами. Авторитет правительства и послушание правительству будут оставаться всегда; в принципе, потому что в правовом государстве без этого не обойтись. Но, безусловно, они уже не диаметрально противоположны друг к другу, как это было раньше. Они налаживают контакты друг с другом и достигают определенного компромисса.

Мы не можем игнорировать такие обстоятельства. То, что было возможно в прошлом, неприемлемо для сегодняшнего дня – например, кровная месть и рабство. Общество изменилось, и исчезли патриархальные структуры. Отец уже не устраивает брак своей дочери, так как Павел пишет об этом в 1 Коринфянам 7:38 (хотя для нас вполне нормально, когда родители дают свое согласие на брак сына или дочери). Церемония бракосочетания проводится уже не только в семейном кругу, но регистрируется гражданскими властями. Можно назвать множество примеров таких изменений.

Иногда определенный вопрос рассматривается по-другому, ввиду изменения значения используемого слова. Так, например, разрыв помолвки (обручения) несет другой характер, чем в 16 веке. Тогда обручение считалось ответом «да» в церемонии заключения брака. Сейчас это уже не так. Мы должны принимать во внимание значение обручения сегодня. Поэтому вы не можете сказать, что разрыв помолвки — это нарушение седьмой заповеди, хотя вы можете сказать, что поспешный разрыв помолвки — это ненормально. Новые обстоятельства допускают другую этическую точку зрения. Восхищение собором и его витражами с библейскими образами вызвало бы осуждение наших протестантских предков иконоборцев, но сегодня уже никто не обидится. Нам легче провести различие между эстетическим и библейским аспектами собора и тем, что было или есть небиблейским в использовании самого собора.

Также то место, где мы находимся, может стать причиной такого различия. Христианин на Западе может работать сторожем в музее восточного искусства, в котором экспонируются образы Будды, тогда как христианин на Востоке (в Азии), живущий среди буддистов, не может так поступать. Когда мы принимаем во внимание определенную ситуацию, это не значит, что мы отклоняемся от принципов в пользу так называемой ситуационной этики. Ситуационная этика не признает никаких неизменных норм или правил вне ситуации. Но в определении Схилдера, размышляя над третьим аспектом (конкретная ситуация), мы не должны упускать из виду первый аспект (неизменные основания). Неизменные Божьи заповеди должны соблюдаться в изменяющихся обстоятельствах.