Библицизм

Во многих случаях несложно определить Божью волю относительно того или иного вопроса. Писание четко говорит об этом. Иногда мы просто не хотим делать то, что Писание говорит нам делать и возможно, мы пытаемся делать вид, что нам что-то непонятно, неясно. Однако Писание остается неизменным.

Увы, но бывают такие случаи, когда мы думаем, что Писание очень четко говорит относительно тех или иных вопросов, когда на самом деле Писание не дает четкого или быстрого ответа на эти вопросы. Поступая так, мы сталкиваемся с опасностью использования Писания библицистическим образом.

Библицизм рассматривает текст по маленьким отрывочкам. Отрывки вырываются из контекста. Не принимаются во внимание ни обстоятельства, ни время написания – то, что придает тексту определенную окраску. С такой же легкостью ставится знак равенства между событиями в прежнюю эпоху и настоящими событиями. Тогда Писание становится книгой с множеством различных примеров, применяемых по следующей схеме: мы должны поступать так же, как поступали люди в то время.

Такое «примерное» толкование не раскрывает характер Писания как откровения Божьего спасения в истории. История – то, что было раньше и будет в будущем; постоянное и временное. Не все, что характеризовало жизнь человека в определенный период истории спасения, должно быть применено и в следующем периоде.

Давайте рассмотрим несколько примеров библицистического использования Писания. Вильям Перкинс (1558-1602) указывал на Бытие 41:42 (фараон одевает Иосифа в виссонные одежды) для того, чтобы убедить своих современников носить одежду, соответствующую их общественному положению. Он жаловался на то, что ремесленники одеваются как сквайры (помещики), сквайры как аристократы, аристократы как бароны, а бароны как князья. Это нарушало порядок, установленный Богом для различного социального положения людей.

Этот же автор осуждает ношение импортной одежды — на основании Соф. 1:8, где написано, что Бог накажет правителей, князей и других людей, которые одеваются в одежды иноплеменников (чужеземцев). Говоря об украшениях, Тертуллиан считал, что женщины не должны носить шиньоны (сделанные из чужих волос). Разве Матфея 6:27 не говорит о том, что никто не может прибавить себе росту хотя на один локоть? Более недавний пример: женщины не должны носить брюки, потому что Второзаконие 22:5 утверждает, что на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье.

Примеры библицизма можно увидеть не только в контексте одежды, но и в сфере социальных отношений. Проклятие Ханаана (Бытие 9:25) цитировалось очень много раз для того, чтобы оправдать рабство по отношению к неграм. Восьмичасовый рабочий день ставился под сомнение словами Иисуса, что мы должны работать так долго, пока длится световой день (Иоанна 11:9). Пятидневная рабочая неделя, кажется, не соответствует заповеди, что мы должны работать шесть дней (Исход 20:9). Национализация имущества отрицается на основании истории Ахава и Навуфея, где Навуфей отказался отдать царю виноградник, унаследованный от его отца. Рабочие совещания не считаются необходимыми для тех людей, которые полагают, что у Вооза были хорошие отношения со своими работниками без каких-либо совещаний (Руфь 2), или для тех, кто знает, что владелец виноградника (Мтф. 20:15) говорит: «Разве я не властен в своем делать, что хочу?»

Можно привести еще много примеров библицизма. Игральные кубики (кости) запрещаются во многих христианских домах, потому что Притчи 16:33 учат нас тому, что жребий священен и не должен использоваться в игре. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Сегодня во многих семьях кровяная колбаса все еще запрещена, потому что в Деяниях 15:20 мы видим, что мы должны воздерживаться от «удавленного» и от «крови».

Такие примеры из прошлого вызывают улыбку. Однако и сегодня существуют формы этического библицизма! Кто-то может взять историю очищения Христом храма и провозгласить Иисуса великим революционером — поставить знак равенства между переворачиванием столов менял тогда и изменением политического устройства сегодня. Так же, как Амос осуждал богатых в свое время (Амос 5:11; 6:3; 8:4), и мы сегодня должны осуждать капитализм. Юбилейный год в Израиле был годом освобождения для всех – поэтому сегодня надо протестовать против могущественных мира сего, против института монархии, армии, полиции и бюрократии.

И в старых, и в новых формах библицизма Библии сначала приписывается какое-то содержание, которое потом из нее извлекается. Кажется, что статус-кво общественного положения, одежды и общественных отношений – единственно допустимый и объявлен более или менее священным. Тогда библейские тексты дают необходимое благословение. Или статус-кво должен быть изменен и для этого также находят «подтверждения» из Библии. Уже подчеркивалось, насколько внимательно мы должны относиться к подтверждающим текстам, к loca probantia (доказательствам), в этике. Нет необходимости в том, чтобы исследовать все ошибки в вышеприведенных примерах. Нескольких примеров достаточно для иллюстрации постоянно повторяющейся основной ошибки: «отрывочное» использование Писания, при котором из внимания выпадает контекст, время и обстоятельства.

Тот, кто не хочет, чтобы девушки носили брюки, не может ссылаться на Второзаконие 22:5, потому что здесь речь идет о религиозных обычаях ханаанского народа – когда мужчины и женщины менялись одеждой, чтобы совершать прелюбодеяние. Текст, где речь идет о прелюбодеянии, не может применяться к девушке или женщине, которая носит брюки для удобства или для того, чтобы не мерзнуть. Таким же образом, нельзя сравнивать того, кто в Нидерландах носит футболку с надписью «Университет штата Канзас» с ситуацией в дни Софонии, когда иностранная (чужеземная) одежда свидетельствовала о принадлежности к иностранной (чужеземной) религии.

Безусловно, световой день длится около 12 часов, но в Библии нигде не написано, что мы должны работать 12 часов в день. Но, если принять во внимание, сколько свободного времени было у израильтян со всеми субботами, субботним годом, разными религиозными праздниками — то восьмичасовой рабочий день уже не покажется непозволительной роскошью.

Ханаан был проклят, но если вы подумаете о поручении нести Евангелие всем народам, в том числе и неграм, вы уже не будете говорить о том, что негры должны быть рабами. Здесь не идет речь о рабстве. Израильтяне не были рабами друг другу, но все они были слугами Господа (Исход 13:3; 19:4; Левит 25:42; 26:13). Такая вера рано или поздно открывает путь к отмене рабства. Когда с течением времени рабство и колониальная политика привели к затруднительному положению, то ни один христианин не имел права апеллировать к Писанию в защиту этих явлений. Национализация земли, на которую у государства нет права собственности – это незаконно. Но мы не можете ссылаться на историю Навуфея для того, чтобы отвергать национализацию земли в обществе, где несколько богатых землевладельцев живет среди нищих людей.

Наши отцы считали Притчи 16:33 особенным текстом. Но можно с уверенностью сказать, что этот текст записан в Библии, потому что бросать жребий было обычной практикой, также как и думать о будущем (Притчи 16:9), направлять свои шаги (Притчи 20:24), видеть траву и растения, растущие для человека и животных (Пс. 103:14), видеть, как падают маленькие птички или как выпадает волосок с нашей головы (Мтф. 10:29). Писание говорит о том, что именно в таких обычных вещах мы можем увидеть Божье водительство. Также и в результате жребия — без превращения его в нечто священное.

В ранней христианской церкви христианин языческого происхождения должен был воздерживаться от употребления в пищу еды с кровью для того, чтобы не оскорбить чувства еврейских братьев. Но потом пришло время, когда употребление в пищу кровяной колбасы или мяса, которое раньше считалось идолопоклонством, уже больше не вызывало ассоциаций с жертвоприношениями Ветхого Завета, когда должна была пролиться кровь, или с языческими храмами. Также и костелы Римско-католической церкви могут вызвать у нас воспоминания о том, что протестантов казнили у столбов. Не надо цитировать Иисуса или Амоса и использовать Библию для оправдания революционных целей, если вы не собираетесь призывать людей к тому, чтобы отдать свое сердце Богу. Потому что Иисус и Амос призывали именно к этому. Социальные и экономические проблемы были религиозными проблемами, поскольку к ним так относились. И любой, кто обходится без Бога и обращения к Богу в своих аргументах, лишает Библию ее сущности.