Справедливость

Нельзя называть поражением признание того, что Писание не дает ответы на все вопросы. Писание всегда остается светильником нашим ногам и светом нашей стези. Тот, у кого есть лампа, все равно должен внимательно следить, чтобы оставаться на верной стезе. Писание – это не автомат для выдачи ответов на все вопросы, где достаточно только нажать на кнопку и вы сразу же получаете необходимые тексты для ответов на все вопросы. Скорее, Писание помогает нам видеть и принимать правильные решения. Мы можем использовать наши сердца, душу, понимание и силы надлежащим образом. Мы знаем, как справиться со многими проблемами и поступать во многих случаях, даже, несмотря на то, что в Писании нет прямого указания на это. Безусловно, нельзя утверждать, что если что-либо не одобрено Писанием, то это значит, что оно запрещено. В Писании не написано, что женщинам разрешено принимать участие в Вечере Господней; что воскресенье заняло место субботы (шабата) и что можно крестить младенцев. Тем не менее, мы считаем, что все это соответствует Божьей воле.

Можно привести еще больше подобных примеров. Разрешено ли усыновить ребенка? Писание не дает ни отрицательного, ни положительного ответа. Мы читаем о случаях усыновления и видим, что Бог не осуждает их (Бытие 48:5 и далее; Есфирь 2:7, 15). Но это не дает ответа на вопрос. Хотя в библейские времена было усыновление, мы все равно должны рассмотреть вопрос — говорим ли мы об одном и том же, когда говорим об усыновлении тогда и об усыновлении сейчас. Тогда детей (сыновей) усыновляли, чтобы сохранить наследство и/или другую семью, деловые интересы. Сейчас это происходит ради защиты ребенка. Поэтому, необходимо ответить на более глубокие вопросы, а не просто посмотреть, говорит Библия об усыновлении или нет. Например, запрещено ли государству вмешиваться в отношения кровного родства (детей и родителей); всегда ли авторитет родителей основывается на кровных узах.

Также можно сформулировать еще один вопрос. Тот, кто хочет узнать, можно ли начинать войну, может обратиться к Писанию за положительным ответом. В Писании можно прочитать о «войнах Господа» и мече, который правительство носит не напрасно (Римлянам 13:4). Здесь достаточно доказательств, чтобы отрицать позицию пацифиста. Но мы должны помнить об определенной, релевантной ситуации. Можем ли мы начать ядерную войну? Должны ли мы осуждать людей, выступающих против ядерной войны? Для этого мы должны взвесить все факторы за и против; например – серьезность коммунистической угрозы, эффективность ядерного оружия как сдерживающего фактора и риск глобального самоубийства.

Вывод: во многих случаях мы должны думать сами. Вслед за Писанием реформаты спокойно обращались к природе или здравому смыслу для того, чтобы продемонстрировать очевидный характер определенных решений. Таким образом, Кальвин в своих «Наставлениях» говорил о том, что у народов есть свобода принимать законы, которые они считают благоприятными для себя, главное – чтобы основой их был принцип любви (IV, 20.15). Обратите внимание на то, что здесь неизменные основания представлены как общее основание среди всех различий. Так же интересно посмотреть, что Кальвин пишет далее. Во всяком законе, – говорит он, – необходимо различать две взаимосвязанные стороны: предписание закона (constitutio) и справедливость (aequitas), на которой основано предписание. Предписания могут различаться между собой – при условии, что все они устремлены к справедливости. Справедливость должна быть единственной целью, правилом и венцом всякого закона. Закон должен демонстрировать гуманность (humanitas). Законы должны соответствовать обстоятельствам, сложившимся в определенное время, в определенном месте и среди определенных людей. Иногда, иные законы более приемлемы в таких обстоятельствах, чем законы Моисея («Наставления», IV, 20.15 и далее).

Эти комментарии важны не только для юристов и политиков, но также и для наших размышлений об этике. Мы должны спрашивать не только о букве (библейского) закона, но также и о духе закона. То, что Иисус сказал о субботе, можно сказать и обо всех заповедях: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Поэтому любой, кто пытается придать определенную форму божественным заповедям, чтобы загнать человеческую жизнь в смирительную рубашку, находится на неверном пути.

Если мы знаем, что такое справедливость, мы не допустим библицистического использования Писания и не будем оставаться приверженцами древнего взгляда на этику. Необходимы новые размышления. Невозможно избегать процессов, которые приведут нас к решению новых проблем. Мы – в наших обстоятельствах и в наше время должны соблюдать неизменные Божьи заповеди, данные нам в Писании. Для этого необходимо не только Писание, но также и наше понимание. Понимание не в смысле «автономного разума», но в смысле Псалма 118:34 «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем».