Следите за своими мотивами

Употребить во зло можно почти что все. И даже понятие справедливости. Можно натравить справедливость на существующий закон (столкнуть) их. Обращаясь к «духу» закона, кто-то может уверять, что ничего не осталось от «буквы» закона. Это станет более понятным для нас, если мы подумаем о слове, которое уже использовалось в контексте справедливости: гуманность (человечность). В современной этике этот термин стал доминирующим мотивом. Все должно стремиться к гуманной, достойной человека жизни. Сегодня концепция гуманизма представляет собой ценность и для нас. Но каково ее содержание – библейское, или же современный человек сам определяет, что гуманно и что негуманно?

Давайте рассмотрим следующий пример. Если в браке возникли проблемы и один из партеров может найти «успокоение» на стороне, можете ли вы в этом случае говорить о гуманности? Тот, кто берет гуманность как основную идею и дает ей свое собственное содержание, скорее всего, ответит здесь утвердительно. Но христиане знают слова Иисуса о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мтф. 5:28). Из Писания мы знаем, что брак – священный институт и не может быть расторгнут. Мы также верим, что седьмая заповедь полезна для человека и поэтому он не может выдавать супружескую неверность за гуманность. Возможно, все это выглядит весьма гуманным, но не для того, кто с помощью Писания определяет, что есть истинно гуманно.

В предыдущих разделах мы видели, насколько опасно ссылаться на вырванные из контекста тексты. Но также опасно использовать основную идею, тему, а потом просто закрыть глаза на текст. Это относится к гуманности, а также ко многим другим идеям, которые играют определенную роль в этике, таких как справедливость, благополучие и любовь. Такие идеи полностью соответствуют Библии и христианству – в случае, когда они получают свое библейское и христианское содержание. Особенно это касается любви, которую Писание описывает как «любовь, которая не делает ближнему зла» (Рим. 13:10). Представьте себе, что кто-то может развестись по взаимному согласию, или же вступить в сексуальные отношения до брака, или иметь несколько сексуальных партеров, иметь гомосексуальные отношения или же совершить самоубийство – но при этом думать о своем ближнем и стараться не причинить ему беспокойства – но действительно ли это та любовь, которую требует от нас Бог? Или же мы опять почитаем саму идею, придаем ей определенное содержание и при этом отделяем ее от Божьих заповедей? Разве мы не противопоставляем тему тексту? Бог не только дал нам заповедь любить, но также указал, к чему мы должны стремиться в любви. Об этом мы читаем во многих отрывках Писания. Иногда богословские идеи играют основную роль в этике. Подумайте об известном разграничении (дифференцировании): сотворение – примирение – искупление. Возможно, всем трем из них дать одностороннее толкование, и тогда мы не сможем увидеть всю их полноту, открытую нам в Писании.

Тот, кто делает акцент на идее сотворения, может возвести уставы творения в абсолют. В этом случае, существующие общественные и политические отношения легко могут быть приняты за уставы творения, в то время как на самом деле они представляют собой только достижения и навыки, которые однажды «устареют». Особенно сильно доктрина уставов творения повлияла на лютеранскую этику. Велика опасность консерватизма, отвергающего новые отношения. Полезно обратить внимание на уставы творения (вспомните, что в 1 и 2 главах книги Бытия говорится о владычестве на земле, работе и браке), но никогда не отделяйте эти уставы от их значения «во Христе».

Тот, кто делает акцент на идее примирения, может справедливо сказать, что самое важное уже совершилось – на Голгофе. Христос заплатил за нас и освободил нас от рабства и смерти. Но и здесь можно расставить неверные акценты, и это приведет к неправильному пониманию пиетизма. Тогда примирение рассматривается вне контекста сотворения и нового творения. Этика становится личным делом и уже не имеет отношения к искуплению всего мира. Теперь она касается только обращения человека, тогда как Евангелие примирения остается вне общества и политики.

Тот, кто подчеркивает идею искупления, склонен сосредотачиваться на новом. Разве Писание не говорит о том, что «творю все новое» (Откр. 21:5)? Такая эсхатологическая идея хочет «свести счеты» со всем прежним (старым). Основная атака направлена на установленный порядок. Современные структуры в экономической, социальной и политической сферах должны быть изменены. Революция и освобождение – ключевые слова.

Эсхатологический мотив приобретает сильное влияние в современной этике. Его односторонность очевидна. Нет никакого внимания к примирению во Христе, так как оно уже совершилось. Все должно указывать вперед, все должно быть изменено. Тогда все разговоры об уставе творения просто неприемлемы. Такой краткий обзор богословских идей, присутствующих в этике и влияющих на нее, может предостеречь нас от односторонности. Следите за идеями! Мы должны стремиться к тому, чтобы в этике отражалось все Писание. Поэтому нельзя допускать библицизм, который приводит к тому, что мы основываем все наши решения на отдельных текстах. Но также не следует рассматривать темы изолированно от библейского контекста, когда эти темы начинают как бы «самостоятельную» жизнь. Снова и снова мы должны смотреть в Писание, чтобы корректировать наши взгляды.