1 Петра 1:1-25

1. Странники и пришельцы, которым оказана великая честь!

Ключевой текст: «…пришельцам, рассеянным в Понте… избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1-е Пет. 1:1, 2).

Первое послание Петра: страдать как чуждые этому миру, не приспосабливаясь к его требованиям.

Прочтение Первого послания Петра от начала до конца займет примерно столько же времени, сколько и чтение обычной статьи в журнале «Ридерс Дайджест». Попробуйте прочитать это послание за один присест. Во время чтения отметьте ссылки, в которых Павел употребляет слово «страдание». Дело в том, что на протяжении истории церкви верующие считали, что одной из основных тем данного послания является тема страдания (вопрос 1).

Апостол Петр говорит о двух страданиях – о страданиях Иисуса Христа и страданиях христиан. Позднее мы более подробно рассмотрим их взаимосвязь.

Но в данном послании есть и другие темы. Обратите внимание, сколько заповедей, сколько наставлений дает Петр: о святости и благости, о подчинении властям и любви к мужу или жене.

Создается впечатление, что страдания, трудности и борьба в этом мире являются неотъемлемой частью христианской жизни; можете на это рассчитывать (см. 2-е Тим. 3:12). Если страдал Христос, то и Его последователи также будут страдать. Но вот каким образом мы страдаем – в этом все дело!

То, что христиане должны страдать, а также каким образом и почему, объясняется положением верующих как «странников и пришельцев среди язычников». Странник – это человек, который направляется к новой стране. В путешествии ему требуется разбить свой шатер в определенном месте временно, даже возможно, на более длительный срок, чем он вначале предполагал. Слово «временно» отлично подходит для описания образа жизни странника. С его уст часто слетает слово «однажды», например, когда он говорит: «Однажды все изменится к лучшему», «Однажды мы будем наслаждаться жизнью, в которой не будет страданий и слез».

Очень важно, чтобы христиане, будучи странниками и пришельцами среди язычников, знали, как страдать и при этом не предать свою веру.

Каждое поколение таких странников и пришельцев подвергается искушению выбрать две крайности: 1) уход от мира, или избежание напряжения, обусловленного жизнью странников среди язычников, и 2) приспосабливание к требованиям этого мира, или отказ жить в напряженных отношениях с миром, которые обусловлены жизнью странников среди язычников. Обратите внимание, что оба подхода стремятся избежать напряжения, связанного с бытностью христианином в этом мире. Один подход заставляет избегать мира, а другой – раствориться в мире.

Таким образом, здесь представлена тема Первого послания Петра – «Христиане, живущие как странники и пришельцы среди язычников».

Приступая к изучению данного вопроса, давайте попросим Господа пробудить в нас желание присоединиться к молитве апостола Петра:

«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1-е Пет. 5:10, 11).

Камень (скала): посланник, наделенный властью (прочитайте 1-е Пет. 1:1)

«Камень» («скала») – так зовут автора этого послания, которым, как мы знаем, является Симон Петр. С твердой, непоколебимой уверенностью исповедав Иисуса Мессией, Петр услышал Его ответ (представляющий собой игру слов): «…ты – Петр [Камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою…» (Матф. 16:18).

Петр называет себя просто «апостол Иисуса Христа». Ему не нужно дополнительно объяснять, кто он такой, или подтверждать свой авторитет. Будучи апостолом Христа, Петр служит от Его имени и радуется, что Он поддерживает его служение. Это все, что нужно знать читателям, дабы принять послание Петра как авторитетное послание Самого Иисуса Христа.

Живущие в мире, но не чувствующие себя в нем как дома

Кто были читатели Первого послания Петра? Апостол называет их «избранными пришельцами». Только подумайте, разве эти слова не противоречат друг другу? Ведь пришелец – это чужеземец, или изгнанник, ищущий временного пристанища в чужой ему стране, где у него нет никаких связей. Тем не менее, эти читатели являются избранными пришельцами, которым была оказана великая честь и которые были призваны Самим Богом! Более того, именно Божьим призванием и избранием объясняется их коренным образом измененный образ жизни, результатом которого стали и новые отношения с Богом, и отстраненное отношение к окружающему миру.

Видите ли, каждый, кто во Христе, является чужим в этом мире. В определенных аспектах своего существования верующие отчуждены от мира, пребывая в постоянном напряжении и постоянно испытывая чувство неудовлетворенности, стесненности и неудобства (вопрос 2).

В отличие от многих адресатов посланий апостола Павла, проживавших в таких городах, как Коринф или Ефес, читатели послания Петра были рассеяны по всей Римской империи. Возьмите карту Малой Азии и посмотрите, где находятся области Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния. Вы увидите, что их географическим положением и был обусловлен круговой маршрут Силуана (также назван Силой; см. 1-е Пет. 5:12), который доставил послание Петра в церкви этих регионов.

Избранные к жизни странников и пришельцев Триединым Богом (прочитайте 1-е Пет. 1:2).

Значение их избрания в качестве странников и пришельцев объясняется во втором стихе. Они были избраны Триединым Богом. Обратите внимание на предпосылки их избрания; их избрание произошло:

по предведению Бога Отца,

при освящении (отделении к святости) от Духа,

к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа.

Также обратите внимание на последовательность перечисления Ипостасей Бога (Отец, Дух и Сын), которая указывает на порядок Божьего действия в жизни читателей послания.

Давайте рассмотрим каждое из этих положений.

Во-первых, христианское странничество Отец замыслил прежде всех веков. Бог был Отцом, а верующие были Его детьми еще до того, как возникло время! Какое утешение для верующих, находящихся в изгнании: они были детьми Бога еще задолго до того, как стали странниками! (вопрос 3)

Во-вторых, освящение, или отделение к святости, указывает на средства, с помощью которых осуществляется Божий замысел. Дух, ниспосланный с небес, насаждая Слово Божье в человеческих сердцах, помогает верующим исполнять Божье призвание. Эта помощь Святого Духа выражается в том, что Он отделяет верующих от греха, наделяет их способностью служить Богу, дабы использовать их в осуществлении Его замыслов.

В-третьих, цель Божьего избрания – послушание, посвящение Богу, сравнимое с посвящением Богу ветхозаветных священников.

Пожалуйста, прочитайте отрывки из книги Исход, 29:19–21, 30:22–33, и книги Левит, 8:30, где изложены четкие правила Моисея относительно посвящения священников Израиля. И тело, и одеяние священника помазывалось елеем и окроплялось кровью. Окропление кровью было видимым знаком посвящения священника на служение.

По всей видимости, в приветствии Петра подразумевается эта ветхозаветная практика. Труд Святого Духа по отделению верующих от греха имеет своей целью послушание верующих Богу и их посвящение на особое служение Богу. Новозаветное таинство крещения указывает на такое кропление кровью Христа и запечатлевает причисление верующего к священству (вопрос 4).

Укрепление верующего посредством «умноженного благословения»

Приветствие Петра заканчивается апостольским благословением, связанным с духовным ростом: «Благодать вам и мир да умножится».

Это благословение, конечно же, подразумевает, что благодать и мир уже присутствуют в церкви. Благодать – это источник мира странника; и вместе благодать и мир наделяют странника силой для жизни во временном изгнании среди язычников. Апостол молится об умножении благодати и мира, чтобы читатели могли обладать ими во всей полноте в течение совместного странствования.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Во время прочтения от начала до конца Первого послания Петра запишите ссылки, где упоминается страдание.

2. Приведите конкретные примеры из собственной жизни, когда вы чувствовали себя чужим, сталкивались с трудностями или испытывали неудобства из-за своего христианского образа жизни во враждебном мире.

3. На основании отрывка из Первого послания Иоанна, 3:1–3, объясните, почему мир враждебно относится к Божьим детям.

4. Будучи крещенным, вы принадлежите к священническому роду. Ознакомьтесь с вопросом/ответом 32 Гейдельбергского катехизиса (двенадцатый воскресный день). Что собой представляет призвание христианского «священника»? Объясните, какого рода жертвы, согласно призыву, записанному в Послании к римлянам, 12:1–2, мы должны приносить Богу.