8. Замечайте действие благодати

Классический мультфильм «Арахисы» начинается с момента, когда Лин, свернувшийся в кресле, спокойно читает книгу, в то время как Люси стоит позади него со странным выражением лица.

– Странно, – говорит ему Люси. – Это случается только тогда, когда я смотрю на тебя.

– Что случается? – спрашивает Лин.

Люси спокойно отвечает: «Я чувствую, что начинаю критиковать».

Как часто вы ощущаете нечто подобное, когда смотрите на тех, кто вас окружает? Правда в том, что это склонность, которая есть у всех нас, несмотря на действие благодати.

В романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» один из главных персонажей, мистер Дарси, охарактеризован как мужчина, «которому достаточно посмотреть на любую женщину, чтобы сразу увидеть все ее недостатки».

Как часто ваши действия схожи с действиями Люси и мистера Дарси? Часто ли вы критикуете других? Вы смотрите на тех, кто окружает вас только чтобы отыскивать в них недостатки, один за другим? Это высокомерная наклонность является глубоко укоренившейся привычкой для многих из нас, кто годами сеял семена самопревозношения.

Вот почему следующий пункт в моём списке так важен для развития смирения: замечай действие благодати в других. Это означает активно искать те области их жизни, где работает Бог.

Пример Павла

Этот метод основан на первых девяти стихах первого послания Павла коринфянам. Я не помню ни дня, когда бы я не был под впечатлением от этого отрывка.

Мы видим здесь невероятно любящее отношение Павла к коринфской церкви и его искреннюю привязанность к верующим, что является существенным доказательством действие Божьей благодати – и я использую здесь слово «существенный» намеренно, чтобы сделать акцент. Я нахожу отношение Павла здесь выдающимся.

Вероятно, в то время не было ни одной церкви, где служил Павел, которая так отчаянно нуждалась бы в приведении в порядок, как церковь в Коринфе. Эта церковь было только частью всей работы. Рассмотрите список проблем, с которыми Павел был вынужден обратиться в своём послании.

Он говорит о серьёзном заблуждении в учении, в которое коринфяне были введены, убрав крест из центра и соблазнившись человеческой мудростью.

Он обращается к ним по поводу разделений в церкви, которые завершились появлением четырёх фракций, и все они нуждались в исправлении.

Он обращается к ним из-за формы безнравственности, что привела бы в ужас обычного язычника, но в коринфской церкви вызывает лишь терпимое отношение, которым они особенно гордились.

Коринфяне были готовы по любому пустяку бежать в суд, о чём мы узнаём из увещевания Павла.

Он также даёт эту нелестную оценку их общих собраний: «…вы собираетесь не на лучшее, а на худшее» (1Кор.11:17). Когда коринфяне собирались на Вечерю Господню, некоторые из них напивались.

Между тем, они имели неправильное понимание и применение даров Духа, о чём Павел также пишет им во всех подробностях.

И вдобавок ко всему этому, в церкви было заметное противостояние самому Павлу и его авторитету апостола. Это достаточно тяжело – руководить такой незрелой церковью; что может быть труднее, чем руководить церковью, которая активно противится вашему авторитету!

И всё же, в первых строках своего послания Павел сообщает о сильной привязанности к этой церкви, что я нахожу удивительным. Он говорит им: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас». Почему? «Ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе» (1Кор.1:4). Павел замечает действие благодати в коринфянах, и поэтому он непрестанно благодарит Бога за них.

Слепота гордости

Лично я никак не хотел бы быть связан с этой церковью. И будь я ответственным за их духовный рост и вынужденным написать им послание, я сомневаюсь, что начал бы со слов: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас».

Почему? Потому что я гордый. А только смиренные могут последовательно замечать действие благодати в тех, кто нуждается в исправлении. Это то, на что гордость и самоправедность просто неспособна.

Но Павел, с его смирением, видел коринфян в божественной перспективе, и он позволил этой перспективе определять его отношение к ним. И позвольте мне сказать, опираясь на авторитет Божьего Слова, что вы и я должны держаться той же самой перспективы по отношению к окружающим нас верующим. В конце концов, если Павел смог заметить действие переизбыточествующей благодати даже в коринфской церкви, какое возможное оправдание можем найти вы и я нашему нежеланию замечать действие благодати в наших братьях и сёстрах?

Замечайте действие благодати

Где мы находим и отмечаем это действие благодати? И как мы узнаем его, если увидим?

Я призываю вас начать вот с чего: как можно ближе познакомьтесь со списком плодов Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Возьмите себе за правило наблюдать за тем, как Дух проявляется в жизнях, которые вы видите вокруг себя.

Подобным образом ознакомьтесь со списком даров Духа (см. Рим.12:6-8; 1Кор.12:8-10 и 12:28; Еф.4:11; 1Пет.4:11) и наблюдайте, как Дух снаряжает верующих, чтобы учить, чтобы руководить и чтобы служить. И помните – эти списки не исчерпывающие, это всего лишь пример тех даров, что даёт Дух.

Когда вы познакомитесь с плодами и дарами Духа и научитесь замечать их проявления, вы тотчас же осознаете, что Бог работает повсюду! Взгляните куда угодно, и вы увидите действие Бога, действие благодати. Какая же это радость и привилегия – наблюдать такое действие в жизнях тех, кого мы любим и о ком заботимся, и привлекать их внимание к тому, каким образом Бог работает в их жизнях.

Формирование этого божественного взгляда

Что сформировало божественный взгляд Павла таким образом, что его глаза были всегда широко открыты, чтобы видеть и ценить действие благодати в жизни коринфян?

Заметьте, во-первых, что Павел использует слово «призванные» целых три раза в первых стихах первого послания коринфянам. Он напоминает нам об инициативе Бога – все мы призваны. Все мы призваны к святости, а также к общению с Христом.

Синклер Фергюсон замечает, что призванный – это одно из самых часто употребляемых слов, характеризующих христианина. Употребляя его, Павел особенным образом признаёт и подтверждает превосходное действие Божьей благодати и напоминает нам о Его первоочередном действии: Бог воздействовал на нас, прежде чем мы ответили Ему.

Павел никогда не преуменьшал и не отменял ответственность человека. Но акцент как в его посланиях, так и во всём Писании делается на суверенитете Бога и на Его божественном призыве, на который мы отвечаем. Основное объяснение нашему обращению – не в том, что Бог выбрал нас, потому что мы были мудрее или нравственно превосходнее, чем другие люди, но в том, что Бог захотел явить нам Свою милость и вмешаться в наши жизни, показывая нашу потребность в Евангелии.

Я могу целиком и полностью согласиться со словами Чарльза Сперджена:

Я верю в доктрину избрания, потому что абсолютно уверен, что если бы Бог не избрал меня, то я никогда бы не выбрал Его сам; и я уверен, что Он избрал меня ещё до моего рождения, иначе Он никогда бы не избрал меня после; и Он выбрал меня по неизвестным мне причинам, потому что я никогда не мог найти в себе ни одной причины, почему Он должен смотреть на меня с такой любовью.

Вспоминая обращение, и честно объясняя, как это произошло, мистер Сперджен, я и вы сталкиваемся с тем фактом, что все мы были призваны. Первоочередное действие Бога поместило нас туда, где мы находимся сейчас.

И это справедливо для всех окружающих нас верующих. Мы должны напоминать себе, что на эту личность также воздействовал Бог. Это божественный взгляд, которого нам нужно держаться, иначе мы будем склонны скорее искать недостатки в других, чем действие благодати в их жизнях.

Павел знал, что коринфяне были призваны. Он знал, что эта церковь была создана Богом. И Павел знал об этом первоочередном действии Бога лучше, чем о настоящих недостатках. Этот факт поддерживал Павла, придавая веру для изменения и терпения – и то, что поддерживало Павла, может поддержать как вас, так и меня.

Бог работает

Призыв Бога в жизнях верующих означает, что Бог работал в них, а действие благодати показывает, что Он работает в них сейчас. И мы сможем ободрять других действием благодати, когда научимся понимать, где и как Бог работает в их жизнях, и будем смиренно говорить им об этом.

Им необходимо это знать, потому что зачастую они не знают. Так много христиан скорее ощущают отсутствие Бога, чем Его присутствие, и знают о грехе больше, чем о благодати.

Бог работает. Мы ободряем других действием благодати, когда помогаем им увидеть это, и одной из наибольших радостей, что мы можем испытать, является радость от того, когда мы наблюдает, как они приходят к этому осознанию.

В понимании многих Божье действие приравнено к спектаклю, и им кажется, что это что-то, что всегда случается с кем-то ещё, но никогда с ними. Вот почему нам необходимо изучать обширную работу Духа так, чтобы мы могли узнавать Его действие в жизнях других и указывать им на это. К примеру, одним из величайших проявлений силы, что я когда-либо видел в людях, является то, когда, несмотря на сильнейшие страдания, они не жалуются. Это божественная сила. Я стараюсь привлечь к этому их внимание, помогая им понять, что эта реакция – не просто их природный нрав или темперамент, — это Божья сила в действии! Если бы Он не работал, то, вне всякого сомнения, они испытывали бы горечь и злобу по отношению к Богу за их страдания.

Открытие того, что Бог работает, вовсе не означает, что мы отрицаем или исключаем ответственность человека. Напротив, мы должны стремиться к этой ответственности в наших собственных жизнях (а также воспитывать и поощрять это в других), потому что Бог работает, также как Павел говорит нам: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Филип.2:12-13). Эти «страх и трепет» включают в себя богобоязненное состояние смирения; это боязнь огорчить или обидеть нашего святого и милостивого Отца и осознание нашей полной подотчётности Ему. Наше стремление к послушанию и возрастание в святости – это не то, чего мы может достичь, будучи уверенными в себе, но то, что является выражением смиренного доверия Богу, Который активно работает.

Верность Бога

Вторая составляющая божественного взгляда – уверенность Павла в Божьей верности.

Эта церковь вовсе не была сильной и безгрешной, хотя Павел уверяет их, что Господь «утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.1:8). Павел полностью уверен в будущем этой церкви.

В силу гордости, я никогда не был так уверен о них. Каким образом Павел смог сказать такие вещи, зная, насколько они слабы и насколько справедливо они заслуживали осуждения? Он смог сделать это, основываясь на своей уверенности.

Следующие слова Павла таковы: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (ст.9). Это та же уверенность, что Павел выражал по отношению к церкви в Филиппах: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филип.1:6). И в практике смирения то, что является истинным источником нашей уверенности в других – это верность Бога.

В наших семьях

Только оценивая по достоинству действие благодати в жизнях других, мы сможем когда-либо действительно эффективно помогать людям меняться и расти, — в наших семьях, в наших церквах, и каждому верующему, с которым мы взаимодействуем. Только имея божественный взгляд, мы сможем ощутить как обещание изменений, так и долготерпение в их процессе.

А как насчёт вашей семьи? Как насчёт вашего мужа или жены? О чём ваш супруг знает лучше – о действии благодати, что вы замечаете или о потребности в изменениях и росте?

В практике душепопечительства, когда я встречаюсь с парами, имеющими нерешённый конфликт в браке, я иногда начинаю с того, что прошу мужа и жену описать действия благодати, которые они заметили в жизни друг друга. Если кто-нибудь из них не может сделать этого, тогда я точно знаю корень проблемы: один из них или оба испытывают горечь или самоправедность. Если есть хоть какая-нибудь надежда разрешить существующий конфликт, их взгляд нуждается в изменении.

Как насчёт ваших детей? Когда в последний раз вы сознательно и искренне говорили вашему ребёнку о действии благодати, которое вы заметили в его или её жизни? Если это было более недели назад, то это было слишком давно. Вам необходимо кое-что сделать и кое-чего ожидать.

Если поощрение – не ваш метод, то будьте уверены, что, в конце концов, вы будете раздражать вашего ребёнка. Но если вы всё же будете ободрять, то когда придётся обличить – а когда-нибудь вам придётся сделать это – обличение будет более эффективным, потому что окружающая среда, что вы создали, сосредоточена не на самом обличении, но на действии благодати.

В наших церквах

А как насчёт людей в ваших церквах? Видят ли они в вас человека, который постоянно ищет недостатки? Или они знают вас как кого-то, кто сосредотачивает внимание на действии милосердного Бога в их жизнях и в церкви?

В своих комментариях на 1 послание коринфянам Дэвид Приор делает акцент на бесценном примере Павла того, как мы должны оценивать свои церкви сегодня:

Павел смотрит на церковь в Коринфе и первым делом думает о том, что эта церковь создана Христом, а не о том, какой должна быть истинная церковь. Такое выражение веры необычно для поместных церквей; зачастую мы видим недостатки и сетуем на них, в то время как представление о том, что Бог уже сделал во Христе, совершенно отсутствует.

А кто вы: тот, кто скорее замечает недостатки в вашей церкви или тот, кто уделяет больше внимания работе Бога?

Если вы являетесь лидером малой группы или команды в церкви, то для вас будет полезным метод, используемый мною: я выбираю определённого человека и прошу каждого члена группы рассказать о действии благодати, что они наблюдали в его жизни. Это может быть невероятным ободрением, потому что удивительно, но зачастую верующие даже не подозревают о тех успехах, что они делают – даже если эти успехи очевидны для всех остальных.

Правильная забота

Мы умерщвляем гордость и взращиваем смирение, когда обращаем внимание на действие благодати в окружающих нас людях – действие, которое мы способны замечать, только если имеем божественный взгляд, признающий призвание и активную работу Бога в жизнях других, и это даёт уверенность в Его верности и в том, что Он обязательно закончит ту работу, что начал. Без этого взгляда, мы всегда будем скорее склонны к критике и пессимизму по отношению к другим.

Не поймите меня неправильно: мы вовсе не должны исключать или игнорировать необходимость в обличении, особенно в отношениях родителей и детей, а также лидеров и обычных членов церкви. Но ни одно обличение не будет эффективным до тех пор, пока вы не взгляните на него через эту божественную перспективу, потому что ваше сердце не будет наполнено привязанностью к этим людям и живой верой в их изменение. И они обязательно почувствуют этот недостаток в вашем сердце.

Поэтому давайте последуем смиренному примеру Павла и будем поглощены этой божественной перспективой, которая делает возможным достижение другими наилучшего результата и улучшение их служения. А в процессе этого, мы будем развивать настоящее смирение – в сердце, сосредоточенном на Божьей славе, а не на своей собственной, и посвящённое служению другим, а не себе. Это воистину то смирение, на которое призрит Бог.