9. Ободрение других

Следующее в моём списке – Ободрять других каждый день – нет ничего важнее наших слов.

Знаете ли вы, что в среднем, каждый из нас выговаривает около двадцати пяти тысяч слов ежедневно? Даже моя последняя книга не содержит столько. Так много выражений исходит из наших уст каждый день, и оказывает влияние на тех, кто нас окружает. Но какая часть из этого потока выполняет заложенную Богом цель для нашей речи? Какая часть из этого выражает гордость, а не основанное на Евангелии смирение?

Слова, имеющие власть и определённую цель

Наши слова являются очень мощными. Они имеют огромное значение. «Смерть и жизнь — во власти языка» (Прит.18:22). Сам Бог придал силу и важность нашему устному общению. И Бог наделил речь такой важностью всего лишь с одной первоначальной целью. Знаете ли вы, какова эта цель?

В коротком, но невероятно глубоком отрывке Павел даёт прекрасное объяснение цели, заложенной в наши слова Богом – какими они должны быть и какими точно не должны:

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29).

Заметьте, как прямо это повеление относится к нашей речи: «Никакое…а только…» Существуют слова, которые никогда не должны исходить из наших уст, и есть другой вид слов, которые должны присутствовать в нашей речи всегда. Заметьте, насколько ёмко содержание этого повеления. Павел употребляет здесь контраст, чтобы научить нас – этот стих является утверждением типа «не то/но это», ясно показывая, какой род слов запрещён Богом, а употребление какого Он требует от нас.

Слова, несущие разложение

Запрещённая речь – это «испорченная речь». Знакомы ли вы с такой речью? Конечно. Это ежедневное искушение для нас и наша склонность.

Слово «испорченный» также употребляется для обозначения разлагающейся и гниющей пищи. Испорченные слова несут разложение; являются не созидающими, а напротив, убивающими словами. В этом отрывке Бог мудро предостерегает нас от всякой речи, которая приносит ущерб другим – слова, которые оскверняют кого-либо, слова, унижающие или вызывающие разногласия.

Эти слова имеют негативную форму, против которой Павел уже выступал в своём послании. Это «ложь» (Еф.4:25), «злоба» (Еф.4:31) и вульгарность (Еф.5:4). Но, говоря об испорченной речи, Павел представляет нам более обширную категорию. Он подразумевает всякое общение, которое препятствует возрастанию в святости; любую речь, которая мешает развивать чистые отношения; любые слова, которые оказывают ослабляющий или разрушающий эффект на душу другого человека.

Испорченным словам присуще вторгаться и распространяться, и они «оскорбляют Святаго Духа Божия» (4:30). Поэтому, не допускайте подобной речи. Среди верующих и их семей в церкви Иисуса Христа не должно быть разлагающего общения никакого рода, ни в какой форме, ни в какое время, ни у кого.

Как вы думаете, с точки зрения Бога, какая часть из ваших ежедневных двадцати пяти тысяч слов может быть охарактеризована как испорченная речь?

Слова созидающие

Кроме предупреждения о неправильном роде речи, Бог также даёт нам положительное повеление в Еф.4:29. Наши слова предназначены для ободряющего общения. Наши слова существуют, чтобы наставлять – они должны быть «добрыми для назидания». И это охватывает всю нашу речь. Нам дано определённое повеление, чтобы наше общением было «только» назидающим.

Какие это слова?

Здесь говорится о том, какими они не являются. Они не являются просто вежливыми словами. Этот стих не призывает только лишь к соблюдению хороших манер или правил этикета. И тем более здесь не говорится о лести, или о поверхностных словах, или о словах похвалы, сосредоточенных на человеке и его превозношении.

По-настоящему назидающие слова – те слова, которые раскрывают характер, обетования и действия Бога. Это слова, сосредоточенные на кресте. Это слова, взятые из Писания, слова, заверяющие в постоянном присутствии Бога и слова, сообщающие о действии благодати, которое вы наблюдаете в других. Это слова, которые исходят из смиренного сердца.

Нам дано повеление, чтобы наше общением было «только» таким, которое полезно для созидания других. Что за сладостное повеление! Вот это честь!

Поскольку Писание воодушевляет нас тем, что Бог работает в каждой душе, которая была действительно возрождена, то мы имеем эту радость – доносить до внимания каждого христианина, с которым мы общаемся, каким образом мы ощущаем работу Бога в его жизни. Мы входим в его жизнь, узнаём, как Бог активно присутствует, сосредотачиваем на этом внимание и затем празднуем! И таким образом мы оставляем после себя душу, которая была улучшена и наставлена.

Это – наша привилегия, но также и наша ответственность, то, для чего нам даётся определённое повеление. Это повеление говорить слова, которые ободряют и назидают. Но есть нечто большее.

Подходящие слова

Павел учит нас, что поддержка – это результат подходящих слов – «когда нужно» (ст.29[3]) – подходящих тому человеку, которому я хочу послужить.

Чтобы ободрять или назидать человека эффективно, я должен знать о нём что-то, что можно узнать, изучая его личность, задавая вопросы и внимательного слушая то, о чём он говорит. Это то, что нам необходимо делать, если мы стараемся искренне служить другим нашими словами, а не просто производить на них впечатление. Общаясь с другими, мы делаем выводы о них и отвечаем на вопросы: В чём они сейчас нуждаются? Это совет? Увещевание? Предостережение? Утешение? Прощение? Всё перечисленное?

В 1 послании фессалоникийцам 5:14, Павел призывает нас, «вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем». Поэтому нам необходимо подходить к этому с осторожностью. Мы должны различать: являются ли они бесчинными? Или малодушными? Или слабыми? Потому что будет неразумно с нашей стороны вразумлять слабых или поддерживать бесчинных. Поэтому необходимо знать, каково их настоящее положение? Испытывают ли они горе или процветают? Какая пора в их жизни сейчас? Не важно, каково их положение, есть что-то, что мы можем сказать им, чтобы ободрить.

Ежедневно увещевайте друг друга

В послании евреям 3:12-13 говорится: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».

Подходящие слова и слова в нужное время, которые назидают, зачастую могут включать в себя увещевающие слова, – слова, которые помогают другим противостоять греху. И наша каждодневная речь должна быть именно такой. Это должно быть постоянно, а не от случая к случаю – потому что грех действует не изредка, а постоянно.

Говоря подобным образом, мы, прежде всего, защищаем авторитет и главенство Божьего Слова, и важность послушания ему. Это вид библейской ответственности. Мы ответственны в первую очередь не друг перед другом, а перед Богом. Поскольку мы оберегаем сердца других от обольщения грехом, то стараемся беречь важность Божьего Слова, потому что мы всецело подотчётны Ему. В этом контексте, практика защиты друг друга – явно библейская практика. Это дар от Бога, живая возможность испытать действие Его благодати для защиты от греха.

К тому же, это носит межличностный характер. Мы должны «увещать друг друга», как говорится в отрывке из послания евреям. Этот отрывок говорит не о проповеди. Я вовсе не хочу уменьшить важность проповеди или пасторского служения; они не просто желательны, а необходимы. И если проповедь и пасторское служение эффективны, то результатом будет церковь, где верующие оберегают сердца друг друга, по-родственному взаимодействуя и зная о существовании, влиянии и силе греха. Защита – это нечто личное.

В Священном Писании Бог не просто описывает корень нашей проблемы; Он учит нас, как её решить. В следующих словах Он говорит нам: «Как Отец, я хочу защитить вас от обольщения грехом и его ожесточающего воздействия. Поэтому, по милости Своей, я создал Мою церковь и позаботился о том, чтобы вы поддерживали и оберегали друг друга».

Мы нуждаемся в этой помощи и нуждаемся ежедневно.

Целенаправленные слова

Наконец, в послании ефесянам 4:29 Павел повелевает, чтобы наше устное общение всегда было целенаправленным, и верной целью наших слов является «доставление благодати слушающим». Библейской целью каждой личной беседы является то, чтобы человек, слушающий вас, получил благодать.

Все мы нуждаемся в благодати. Нет никого, кого вы знаете, кто бы не нуждался в ней. И Бог создал Свою церковь таким образом, что когда мы собираемся вместе в общем собрании, или в малых группах, или просто беседуя с кем-либо, мы можем как получить благодать, так и поделиться ею, благодаря созидающим и подходящим словам.

Любой разговор имеет подобную силу. Поэтому давайте молиться: «Господь, помоги мне увидеть, в каком действии благодати нуждается этот человек». Тем, кто чувствует осуждение, мы должны принести благодать, оправдывающую их души. Тем же, кто борется с преобладающим грехом – благодать освящающую. Тем, кто испытывает страдания – благодать утешающую. Тем, кто просто утомился, мы должны принести благодать поддерживающую, – для обновления их душ. Список может продолжаться до бесконечности.

В каждой беседе, как в случайной, так и в целенаправленной, я должен делиться благодатью через мои слова, потому что в этом заключается Божья цель, для которой Он наделил нас даром речи. В сущности, у нас есть Божье обещание, состоящее в том, что когда мы используем назидающие и подходящие слова, это приносит благодать.

Поэтому нам следует спросить себя: какое воздействие производит моя речь на других? Каковы их обычные ощущения после нашего разговора? Ощутили ли они действие благодати через мои слова?

Когда приходится обличать

Особенно важным при обличении является знание верного стандарта. Прежде чем обличить кого-либо, мне необходимо подготовиться к этому, и я задаюсь вопросом: «Как обличение может принести благодать?» Это не означает, что мы должны уклоняться от обличения или урезать истину. Но нам необходимо подготовиться, чтобы принести благодать через наше обличение, и в нём мы обязательно должны дать надежду.

Как?

Вот как: никогда не обличайте, не напомнив в определённый момент Евангелие. Любая беседа, содержащая обличение, должна содержать также и Евангелие, потому что библейское обличение невозможно без Евангелия.

Недавно я вынужден был обличать моего сына, и поскольку я припозднился с предыдущими делами, то у меня было довольно мало времени на это. Каролин наблюдала со стороны, и позже сказала мне что-то, что было необычно для моих взаимоотношений с сыном: «Я не слышала даже упоминания о Благой вести».

Она была права. Я сосредоточил внимание своего сына на том, что он нарушил стандарты морали, вместо того, чтобы сосредоточиться на Евангелии и дать ему надежду. Это были неподходящие слова с моей стороны в свете Еф.4:29; они были неприемлемы для обличения.

В сущности, это не составило бы труда для меня, – донести Евангелие, исправляя сына, потому что тот, кто обличает его, является худшим грешником из всех, кого он знает; и тот, кто обличает, не хотел бы сам быть исправляемым без того, чтобы кто-то дал ему надежду. А надежда всегда находится в Евангелии.

Проверьте свои слова, узнайте своё сердце

В обличении или в любом другом виде общения с другими людьми, проверяя свои слова, вы узнаете своё сердце. Синклер Фергюсон пишет, что наша манера использования языка – «это петля, на которой держится дверь в нашу души, что распахивается, обнажая нашу сущность. Фактически, наши слова подобны репортёрам, стремящимся передать свои сообщения о состоянии нашей души».

Что ваши слова могут сказать о вашем духе? Какие сообщения о состоянии вашей души они передают?

Как я понимаю, испорченные слова являются плодом гордости и её показателем, в то время как слова назидания являются плодом сердец, которые были изменены Евангелием, и доказательством того, что сердце было смирено им. Только смирение действительно беспокоится о назидании и ободрении других.

По своему опыту я знаю, что там, где отсутствуют слова назидания, также вполне естественно присутствует гордость и самоправедность, потому что гордые слишком озабочены собой и думают о себе слишком высоко, чтобы заботиться о созидании других людей и быть чувствительными к их нуждам. Смиренны те, кто проницательны, восприимчивы; они искусно умеют различить Божью работу в других, потому что они заботятся о других и хотят служить им.

Поэтому я поощряю вас запомнить и поразмышлять над Еф.4:29 и применять этот стих во всех ваших разговорах день за днём. Также хочу порекомендовать вам книгу, – лучшую из тех, что я знаю на эту тему – «Война слов» Пола Триппа.

Давайте же снова испытаем преобразующую силу и могущество этого повеления и обетования так, чтобы увеличить процентное содержание назидающих душу, изменяющих жизнь, славящих Бога слов, из тех двадцати пяти тысяч, что мы выговариваем ежедневно.