10. Просьба об обличении

Смирения невозможно достичь в одиночку. Поэтому следующий пункт – Проси и добивайся обличения – занимает солидное место в моём списке способов умерщвления гордости и взращивания смирения. Гордость не только разрушает; она обольщает. Грех с его властью обманывать зачастую отнимает способность видеть, оставляя нас в неведении о тех изъянах, которые отчётливо видны другим.

Рассмотрим пример человека, описанного в этой истории:

Сидя с семьёй в местном ресторанчике, я обратил внимание на прекрасно одетого мужчину за соседним столиком. Его костюм от Армани и выглаженная рубашка великолепно сочетались с галстуком. Его начищенные ботинки сверкали, а волосы и усы были аккуратно причёсаны и уложены.

Мужчина сидел один и ел рогалик, одновременно готовясь к деловой встрече. Он просматривал бумаги, лежащие перед ним, и кажется, нервничал, часто поглядывая на свои «Ролекс». Было заметно, что его ждала впереди очень важная встреча.

Мужчина поднялся, и я увидел, как он поправил свой галстук и приготовился уйти.

Тут же я заметил капельку сметанного крема на его прекрасных ухоженных усах. Он собирался выйти в мир, такой благородный, с каплей крема на лице.

Я думал о деловой встрече, на которую он собирался. Сказал ли ему кто-нибудь о креме? Должен ли был я сделать это? А что, если никто так и не сказал?

Вы считаете, что имеете ясное представление о том, где в вашей жизни действует гордость? Уверены ли вы, что всё будет в порядке, когда придётся смиряться? Каковы шансы, что вы не такой, как этот прекрасно одетый мужчина: великолепно причёсанный и уложенный, уверенный в себе, но с гигантской каплей сметанного крема на усах!

Мой собственный случай с кремом

Позвольте мне рассказать вам о своём собственном случае с кремом, одном из многих подобных случаев, которые убедили меня, что нет более обманчивого греха, чем гордость.

Я являюсь подотчётным группе мужчин, которые заботятся и следят за состоянием моей души. На встрече с этими братьями, я рассказал о специфической греховной манере поведения, что я заметил в своей жизни на прошлой неделе. Я осознал свой грех, был обличён, исповедал его перед Богом и получил Его прощение. Мне осталось рассказать обо всём этим мужчинам и идти дальше, потому что у меня было ещё кое-что, что я хотел обсудить, и что беспокоило меня гораздо больше.

Но по мере того, как я в подробностях описывал грех прошлой недели, мои друзья задавали осторожные, но точные вопросы о том, что лежит в корне этого греха. Я заверил их, что корень очевиден: это была гордость. Я даже немного коснулся учения о гордости и затем дал парням понять, что хочу перейти к чему-то ещё, что, по моему мнению, было намного важнее и серьёзнее. Я уверен, что в моём голосе даже чувствовалось небольшое раздражение.

Но у мужчин было много вопросов. И у них было что высказать. Они потребовали, чтобы я заглянул глубже в тот грех, что появился у меня на прошлой неделе.

Я снова испытал раздражение. Я полагал, что с этим грехом покончено. Почему мы тратим столько времени на что-то, что я уже понял?

В действительности же, сметанный крем был на всём моём лице, а я не знал об этом. Мой грех обманул меня. Я был слепым, не видел его и даже не мог увидеть. Но они отчётливо видели его.

Из-за гордости я думал, что никто не понимает, что в моём сердце так, как я. Но Писание не разделяет такие выводы. На самом деле, Божье Слово говорит мне: «Си Джей, грех скрытен, грех обманчив, и грех ослепляет тебя. И тебе нужно знать мнения других, чтобы понять своё сердце».

По милости Божьей, благодаря тому, что мужчины, сидящие рядом со мной в этой комнате, являются настоящими друзьями, которые заботятся обо мне и не боятся меня, они упорно продолжали. Хотя я был высокомерен – не только в предположении, что я полностью осознал свой грех и вычислил его корень, но также в моём нежелании исследовать его глубже – эти мужчины были упорны в своей доброте. И только благодаря их доброте и упорству, и действию Божьей благодати, я, наконец, начал осознавать, как сильно мой грех обманул меня. Я увидел, что моя уверенность в абсолютном знании положения своей души и предположение, что я не нуждаюсь ни в чьём взгляде со стороны, были на самом деле в высшей степени высокомерием.

Эти ребята оберегали моё сердце и помогали увидеть истинный размер моего греха. Я полагал, что уже вытер сметанный крем с моего лица и грех ушёл, но они заверяли меня: «Он не ушёл, мы смотрим прямо на него! И мы говорить тебе об этом, потому что любим тебя».

Помощь в нашей слепоте

Суровая реальность заключается в том, что у всех нас на лицах есть сметанный крем; неважно, осознаёте вы это или нет, но на вашем лице прямо сейчас есть этот крем. Окружающие отчётливо видят его. И вы нуждаетесь в их помощи, чтобы распознать его присутствие.

В своей книге «Инструменты в руках Искупителя» Пол Дэвид Трипп замечает: «Моё восприятие себя так же «точно», как зеркало в комнате смеха». Затем добавляет: «Если я хочу увидеть себя отчётливо, я нуждаюсь в том, чтобы вы держали передо мной зеркало Божьего Слова». Он замечает, что послание евреям 3:12-13 «ясно учит нас, что человеческое понимание себя – это результат взаимодействия с обществом» и объясняет, почему мы не можем достичь этого абсолютного понимания сами: «Поскольку внутри каждого из нас всё ещё пребывает грех, мы будем находиться в очаге духовной слепоты…. Библия говорит, что мы можем быть духовно слепы и, тем не менее, полагать, что видим достаточно хорошо».

Вот где мои друзья встретили меня в тот день – в очаге духовной слепоты. Я был неспособен видеть, но из-за своего высокомерия – к моему стыду – я думал, что вижу достаточно хорошо. «Мы можем даже обижаться, — добавляет Трип, — когда люди ведут себя так, будто знают нас лучше, чем мы сами». Это точно обо мне.

Если другие не помогут мне увидеть себя в истинном свете, я буду слушать собственные доводы, верить собственной лжи, увлекусь собственными заблуждениями. Я забуду предупреждение Бога: «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Прит.12:15).

Просто быть вместе недостаточно

Вы можете регулярно встречаться с другими с целью построения библейских отношений и подотчётности, но простое исполнение этого недостаточно само по себе. Это необходимо, но недостаточно. Постоянное посещение такой группы, безусловно, увеличивает вероятность и эффективность послушного применения Божьего Слова, но не гарантирует этого. Из личного опыта я знаю, что это возможно – присутствовать на встречах, где другие признаются в своих грехах, охотно принимают обличения и отзываются на них, и всё же не следовать их примеру.

Я надеюсь, что вы регулярно встречаетесь с другими для дружбы и подотчётности, но, пожалуйста, знайте — для того, чтобы это было средством благодати и роста в вашей жизни, требуются две вещи, выражающие вашу веру.

Первое, смиренно осознавайте свою потребность в других людях. Я убеждён, что, будучи предоставлен самому себе в поиске роста, я смогу рассмотреть грех лишь изнутри, и поэтому мой рост в святости будет сильно ограниченным. Вот почему я нуждаюсь в заботе и обличении от моей жены и членов моей группы, и я должен добиваться их заботы и обличения. Я нуждаюсь в помощи, также как и вы. Вы не сможете эффективно следить за собой в одиночку; вы нуждаетесь в проницательном взгляде со стороны.

Второе требование для эффективных отношений в малой группе и для подотчётности – вы и я должны смиренно, но активно участвовать. Не думайте, что просто присутствуя на группе, просто общаясь с верующими, вы приносите Богу удовольствие и возрастаете в святости. Это ложь.

Мы должны стремиться к смирению и активному участию, а это означает постоянное исповедование греха, просьба об обличении и принятие его от других, ведь мы идём вместе к одной и той же великой цели.

Если вы посещаете малую группу с целью дружбы и подотчётности, то что характерно для вас: смиренное и активное участие или пассивное наблюдение? Стараетесь ли вы уклониться от обличения? Испытываете ли вы необычное облегчение, когда ваш грех уходит незамеченным? Регулярно ли вы сообщаете другим о ваших искушениях и согрешениях или вы показываете им только тщательно отредактированную и приукрашенную версию себя?

Чтобы помочь вам оценить это, позвольте мне посоветовать вам спросить супруга и тех, кто близок вам вот о чём:

Постоянно ли я признаюсь в грехах?

Исповедую ли я специфические виды греха, а не только основные?

Легко ли другим обличать меня?

Знают ли другие, какая область моей жизни подвергается сейчас искушению?

Знают ли они, какой грех наиболее ярко выражен в моей жизни сейчас?

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я не наделяю других способностью наблюдать и оценивать безошибочно. Но достаточно ли у вас веры, чтобы понимать, что по Своей милости Он даст самым близким важное представление о вашей душе, которое вы не сможете постигнуть самостоятельно? Верите ли вы, что Бог будет использовать других, чтобы показать вам вашу душу и ваш грех?

Знания недостаточно

Ещё одна причина, почему мы нуждаемся в помощи других – чтобы быть уверенными, что мы применяем истину, которую знаем. Хотя знание Писания необходимо, а не просто желательно, само по себе его недостаточно. Как напоминает нам Иаков: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Изучение библейского смирения даёт нам силы, чтобы добиться серьёзного успеха в познании Бога, успеха, который очевиден во всём и приносит пользу, но который также может постепенно привести к самообману.

В своих комментариях на послание Иакова, Питер Дэвидс пишет:

Не важно, насколько обширны чьи-либо знания Писания или насколько поразительна чья-либо память; полагать, что этого достаточно – значит обманывать себя. Истинное знание – это лишь прелюдия к действию, заключающемуся в послушании Слову Божьему, которое будет оценено в самом конце.

Простое знание Писания – это не кульминация; это всего лишь прелюдия к активному действию, и это то, что будет оценено в конце. Эта истина представлена в словах нашего Спасителя: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13:17).

Всё просто! Только исполнение является достаточным. Только наше побуждаемое благодатью послушание и применение Священного Писания способствует росту в познании Бога.

Внутренняя борьба не закончится никогда

Библейское учение о грехе напоминает, что грех активно пребывает в нас, он настроен враждебно по отношению к благодати и к стремлению познать Бога. «Как часто, — пишет Крис Лундгор в книге «Враг внутри», — вы думаете о том, что повсюду носите с собой смертельного компаньона?»

Павел напоминает нам о реальности этого смертоносного внутреннего противника:

Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал.5:17).

Очевидно, это описание человеческого сердца не до обращения, но после него – описание внутренней борьбы возрождённого сердца и жизни. Ежедневное противостояние плоти – это то, что мы должны совершать, посвящая себя росту в познании Бога через благодать, и таким образом мы сможем способствовать работе, совершаемой в нас.

Джон Оуэн мудро предупреждает нас:

Нет ни одного дела, выполняемого нами для Бога, которому бы не противостоял грех. И с чем большей одухотворённостью и святостью мы делаем это, тем более враждебно он настроен. Таким образом, те, кто ищут прежде всего Божьего, испытывают сильнейшее противостояние.

По мере того, как наша жажда Бога будет возрастать, мы будем видеть не уменьшение сопротивления со стороны греха, но напротив – его усиление. Ожидаете ли вы усиления этого противостояния? Знаете ли вы о нём? Вот из-за чего нам дано повеление пристально следить за собой. Мы наблюдаем за нашими сердцами и изучаем их в тени креста, чтобы быть защищёнными от ежедневного присутствия и противостояния греха. Если вы не будете следить за этим, то неизбежно ослабнете.

По мере того, как мы развиваемся, как развиваются наши семьи и церкви, мы всё больше нуждаемся в учении о грехе, никак не меньше; и нам необходимо расти, сохраняя правильное понимание и применение этого учения.

Будьте уверены, что это относится и к вам, даже если вы – пастор, или учитель, или служитель. Нет никакой привилегии для пасторов в отношении греха. Нет никакого освобождения для служителей от сопротивления плоти. Напротив, ваша ответственность в противостоянии греху и покорении плоти серьёзнее, потому что вы – пример для паствы.

Мы всегда будем нуждаться в помощи

Джон Оуэн заметил, что хотя каждый из нас может показать свои умения в различных областях, то в отношении греха это не так. Сами по себе, вы и я никогда не научимся в совершенстве распознавать грех. Мы всегда будем нуждаться в помощи.

Никогда не забывайте, что другие видят то, чего не видите вы. Там, где вы неспособны разглядеть грех, их взгляд зачастую является стопроцентным. И по Божьей милости, они могут поделиться ясностью, чтобы помочь нам защититься от разрушающего действия греха. Другие могут увещевать вас, ободрять вас и исправлять. Они являются Божьим даром в нашей борьбе с грехом. И вы никогда не избавитесь от этой необходимости. Никогда.

И не унывайте, когда замечания друзей оказываются не совсем точными. Я обнаружил, что временами польза извлекается даже из критики недруга. Смирение не требует математической точности; смирение старается извлечь Божью благодать при любой возможности.

Поэтому я побуждаю вас подходить к другим и просить их пристально наблюдать за вашей жизнью. Скажите им: «Я нуждаюсь в вашем внимательном наблюдении за моей душой. Мне необходима ваша помощь. Где на мне вы видите сметанный крем?» И я также побуждаю вас подходить к другим и говорить им свои замечания. Делайте это, будучи абсолютно уверенными, что в конечном итоге все мы находимся под Его защитой – нашего Спасителя. Он будет хранить нас и совершать в нас Свою работу, чтобы мы были совершенны в день Христов.