I. Наш самый большой друг, наш самый большой враг

Битва смирения против гордости.

1. Обетование смирения

В современной культуре, где так часто поощряют гордецов (мир, превозносящий и одобряющий гордых; люди, стремящиеся одарить титулом «великий» точно таких же людей, как они сами) смирению редко уделяют внимание.

Возьмите, к примеру, бестселлер «От хорошего к лучшему». С 2001 года это руководство по лидерству Джима Коллинза стало самым популярным и влиятельным в современном деловом мире. Я почти не встречал руководителя, который не читал бы его. В этой книге задаётся вопрос: может ли хорошая компания стать лучшей, и если да, то каким образом? Чтобы ответить на этот вопрос Коллинз с командой исследователей потратили пять лет на изучение одиннадцати крупных корпораций, которые однажды совершили «скачок», превратившись из просто хорошей компании в одну из лучших.

У меня была возможность слушать выступление Коллинза на эту тему на семинаре для пасторов и деловых руководителей. Коллинз выделил два специфических качества характера, которыми обладали исполнительные директоры добившихся успеха компаний.

Первое не будет для вас открытием: эти мужчины и женщины обладали невероятной профессиональной волей – они были движимы желанием делать всё, чтобы привести компанию к успеху.

Но вторая черта этих руководителей была не тем обычным, что ожидали увидеть исследователи: эти целеустремлённые люди были скромны и даже застенчивы. Они все указывали на вклад других людей и не любили сосредотачивать внимание на себе. «Лучшие руководители компаний никогда не хотели стать всеобщими героями», — пишет Коллинз. «Они никогда не стремились быть вознесёнными на пьедестал или стать недостижимыми «иконами». Они выглядели как обычные люди, добивающиеся при этом выдающихся результатов».

Когда Коллинз опрашивал людей, работающих в компаниях этих руководителей, он заметил, что они «постоянно использовали такие слова, как миролюбивый, скромный, застенчивый, сдержанный, стеснительный, благосклонный, кроткий, держащийся в тени, умалённый, не верящий в собственные силы; и т.д.», чтобы описать их».

Взгляд Бога

Здесь, как видно, раскрывается подтверждение ценности смирения – признание, что смирение работает, что оно преуспевает в формировании уважительного отношения к тем, кто обладает им и в распространении доверия и уверенности среди людей, окружающих их.

Да, это удивительно, но смирение иногда привлекает внимание мира.

Но есть что-то более изумляющее: смирение привлекает внимание Бога. В Ис.66:2 мы читаем слова Самого Бога:

А вот на кого Я призрю:

на смиренного и сокрушенного духом

и на трепещущего пред словом Моим.

Этот глубокий отрывок указывает нам на стимул и цель смирения, совершенно отличающиеся от тех, что мы найдём на страницах светского делового руководства. Здесь мы находим стимул и цель, коренящиеся в этом удивительном факте: смирение притягивает взгляд нашего суверенного Бога.

Если мы изучим контекст этого отрывка, мы увидим ещё более обширное значение. Бог адресует эти слова Израилю, уникальному народу. Избранные Богом среди всех других народов земли, они обладали скинией и Торой – законом Божьим. Но они не трепетали перед Его словом. В некотором смысле им было дано всё, чтобы отличить то, что действительно важно. Но им не доставало смирения перед Богом.

Так в этом отрывке Бог удаляется от Израиля и его гордого положения избранного народа и от их сосредоточенности на внешних атрибутах религиозности. Это не привлекает Его живой и милостивый взгляд. Но смирение привлекает.

Бог помогает тем, кто…

Глаза Бога – это тема, проходящая через всё Писание. Возьмите, к примеру, 2Парал.16:9: «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему». Ясно, что Бог не имеет физических глаз; Бог есть дух (Иоан.4:24). Он не нуждается в физических глазах, потому что Он всеведущ. Ничто не ускользает от Его внимания. Он знает абсолютно всё.

Но хотя Он сведущ во всём, Он также ищет чего-то особенного – того, что действует как магнит, привлекая Его внимание и приглашая Его живое участие. Бога однозначно привлекает смирение. Смиренный человек – тот, кто привлекает Божье внимание и в некотором смысле привлечение Его внимания означает также привлечение Его благодати – Его незаслуженной доброты. Подумайте вот о чём: есть что-то, что вы сами можете сделать, чтобы привлечь Божью милость, незаслуженную сверхъестественную силу и помощь!

Вот это обещание! Прислушайтесь снова к этому знакомому отрывку, как будто вы слышите его в первый раз: «Бог… даёт смиренным благодать» (Иак.4:6). Вопреки распространённому и неверному убеждению, «не тем, кто помогает себе сам» помогает Бог; но тем, кто смиряет себя.

Это обетование смирения. Бог Сам лично, чудесным образом поддерживает смирение. И та благодать, что Он дарует смиренным, невыразимо обильна. Джонатан Эдвардс писал: «Блаженство смирения – самое глубокое, чистое и изысканное чувство в мире». Цель этой книги – помочь вам испытать это утончённое блаженство.

Что такое смирение?

Для меня книга Джима Коллинза была ободряющим напоминанием, что даже в мире, где торжествует гордость, всё ещё ценится смирение. Но книги, подобные «От хорошего к лучшему» имеют серьёзные недостатки; они могут дать нам лишь поверхностное понимание смирения, потому что их взгляд – небиблейский. Наше же определение смирения должно быть именно библейским, а не просто прагматичным; а чтобы ему быть библейским, оно должно исходить от Бога. Джон Кальвин писал: «Это очевидно, что человек никогда не сможет достичь истинного знания о себе до тех пор, пока предварительно не рассмотрит лицо Бога и не падёт перед Ним после подобного созерцания, чтобы заглянуть внутрь себя».

Следующее определение также может помочь: смирение помогает нам честно оценить себя в свете Божьей святости и нашей греховности.

Это двоякая действительность, в которой кроется подлинное смирение: Божья святость и наша греховность. Без честного признания этой действительности (а мы будем размышлять над ней на протяжении всей книги), наша самооценка будет искажена, и мы потерпим неудачу как в понимании истины о смирении, так и в её практическом применении. Мы упустим переживание обетования и блаженство смирение.

Поэтому я хочу направить вас к Богу, чтобы Он Сам помог вам честно оценить вашу жизнь, чтобы понять, возрастаете ли вы в смирении, которое привлекает Его взгляд и дарует благодать.

Есть ли это у вас?

Несколько лет назад наша церковь (церковь «Ковенант Лайф» в Гейзерцбурге, штат Мэрилэнд) отмечала свою 25-летнюю годовщину. Как только все мы собрались по этому случаю, чтобы порадоваться вместе, Гэри Рикуччи, член нашего пасторского совета и один из основателей церкви, встал перед нами, чтобы представить обзор нашей истории. Он заметил, что хотя многое изменилось за последние двадцать пять лет (к примеру, внешний вид пасторов, таких как я), ценности, что были первоначально в нашей церкви, остались неизменными.

Увлечённо слушающим Гэри в то утро был также член церкви и лидер малой группы Джим. До прихода в нашу церковь он был частью братства, где, к сожалению, имел место серьёзный раскол. Слушая перечисление ценностей, сохранённых нашей церковью, Джим сравнивал их с теми, что были в его прежней церкви. «Почему мой случай так отличается?» — удивлялся Джим.

Он слушал, как Гэри торжественно объявил, что с самого начала наша церковь имела любовь к слову Божьему.

Джим сказал про себя: «Да, и у нас это было».

Гэри продолжал:

— Мы пребывали в любви с Иисусом Христом и благодарили Его за заместительную жертву на кресте.

«Да, — подумал Джим, — мы тоже».

— Мы ценили благодать и любили поклонение.

«Да, и мы».

— Мы верили в важность отношений друг с другом, – добавил Гэри.

И снова он ответил про себя: «Хорошо, и мы тоже».

Затем Гэри сказал:

— И ещё был сильный акцент на смирении, особенно среди руководителей.

И Джим подумал: «Нет. Этого у нас не было».

Давайте спросим себя: что однажды скажут о нас другие, когда столкнутся с ценностями, которыми мы живём? Подтвердят ли они, что наша жизнь отличается смирением?

Так много дел, так много великих проектов человечества было подорвано, потому что участникам не хватало смирения. В следующей главе мы взглянем на то, как опасна гордость, и наше стремление искоренить её должно превышать простое знание её ловушек и их опасности. Нашему стремлению следует быть ведомым удивительным обетованием, которое обнадеживает нас: Бог даёт благодать смиренным!

Во что вы вкладываете все свои силы? Брак? Семья? Своё дело? Церковь? Карьера? Осознаёте ли вы нужду в благодати Божьей во всех ваших делах? Жаждете ли вы Божьей помощи и Его благословения? Тогда давайте позволим обетованию смирения формировать нашу жизнь и наш выбор, так чтобы наши дети и другие люди, оглянувшись назад однажды, сказали о нас: «У них это было. У них было смирение. У них было то, что действительно важно».