2. Опасность гордости

Уинстон Черчилль, в совершенстве владевший искусством морального унижения, однажды охарактеризовал политического противника как «скромного маленького человека, у которого достаточно причин, чтобы быть таковым». Последняя часть этой фразы точно описывает меня – хотя я не могу сказать о себе, что я смиренный, у меня достаточно причин, чтобы быть таковым! Моя беспомощность хорошо известна даже тем, кто просто знаком со мной и это не преувеличение.

Если бы вы поговорили с кем-нибудь из моих друзей, они подтвердили бы то, как я постоянно преподношу им свежие открытия моей неспособности к чему-либо. Это является для них даже в некоторой степени развлечением, особенно если дело касается техники или починки чего-либо.

Однажды моя дочь сообщила, что наша машина издаёт странные звуки, и я пошел посмотреть. Она предупреждала меня, но всё же я никоим образом не ожидал услышать настолько страшный визг, оглушивший меня, когда я завёл автомобиль. Я тут же выключил двигатель.

В тот момент требовалось совершить всего лишь несколько разумных действий: выйти из машины, вернуться в дом и позвонить в надёжный сервис ремонта автомобилей.

Это была бы уместная и благоразумная реакция. Вместо этого, я последовал высокомерному мужскому инстинкту, который требовал как минимум поднять капот и посмотреть на двигатель. К тому же, соседи могли наблюдать за мной в этот момент, и хотелось, по крайней мере, создать видимость того, что я что-то смыслю в технике.

Но, к сожалению, когда я рос, моим увлечением была атлетика, а не автомобили. И честно говоря, двигатель автомобиля – не единственная вещь, в чём я абсолютно ничего не смыслю; я вообще не разбираюсь в машинах. Чтобы вы не подумали, что я преувеличиваю, позвольте мне ненадолго прервать эту историю и рассказать другую.

То, что последует дальше – реальная история. Правда.

Нужда в помощи

Некоторое время назад кто-то сообщил мне, что левая задняя шина (или это была правая шина?) моего автомобиля спустилась. Я и сейчас не знаю, как накачать воздух в шину. Так что я обратился к другу (к близкому другу, к вашему сведению) и попросил его о помощи.

В такой момент благочестивый друг, обладающий служащим Богу сердцем, ответил бы с радостью: «Конечно, позволь мне помочь тебе». Вместо этого мой добрый друг заявил: «Я не могу в это поверить. Я просто не могу в это поверить! Ты не знаешь, как накачать шину

Он подходил всё ближе и ближе ко мне, пока не оказался прямо передо мной, и добавил: «Друг мой, ты – бестолочь».

Мой друг просто позабавился за мой счёт; но дело в том, что в прошлый раз я действительно пытался самостоятельно накачать шину моего автомобиля. Только я встал на колени, чтобы прикрепить шланг к ниппелю (или как там называется эта штука, которая крепится к шине), как оттуда стал раздаваться чрезвычайно громкий шум, пугая меня: ПХХХХТ! ПХХХХХХХТ!

Потом громкий шум перешёл в звон: ДИНЬ! ДИНЬ! ДИНЬ! ДИНЬ! Я внезапно был охвачен страхом, что шина через несколько секунд взорвётся. Она взорвётся, — сказал я себе, — и ты умрёшь. И на похоронах все твои друзья – вытирая слёзы в самый разгар траура – будут качать головами и говорить себе: «Ну что за идиот!»

Я убедился, что суммарный эффект от моих стараний в тот день был таковым, что выпустил воздуха я больше, чем смог накачать. И поскольку уехал я со станции с ещё более спущенным колесом, то мне казалось, что я даже слышал слабый отголосок смеха дежурного станции, что преследовал меня почти до дома.

Вопреки логике

Итак, на примере моей личной истории, что в тот день заставило меня поднять капот, чтобы проверить двигатель? Единственное, что я могу сделать – проверить, не нужно ли залить жидкость в контейнер стеклоочистителя. И я, конечно, поспешил проверить его со знанием дела (кстати, он был наполовину полон).

После чего я закрыл капот (тоже со знанием дела), а затем с гордостью глупца, каковым я являюсь, вернулся в машину и повернул зажигание вновь – как будто моего пристального взгляда на двигатель было достаточно, чтобы починить его; как будто сломанные детали теперь кричали друг другу: «О, он посмотрел на нас! Давайте же соберёмся вместе, скорее!»

Как только я повернул ключ, тот же самый визг раздался снова.

И только после этого я, наконец, вернулся в дом, чтобы сделать то, что следовало сделать раньше: я позвонил в ремонтный магазин, соответствующий условиям моего автомобиля, – готовый пройти к ним, пребывая в твёрдой уверенности, что проблема уж точно не в контейнере стеклоочистителя.

Теперь вы, вероятно, предположите, что в обычном человеке подобная беспомощность не может сосуществовать даже с небольшим количеством гордости. Кто-то, такой же тёмный, как я, по своей природе должен быть смиренным, не так ли? Однако без сомнения могу заверить вас, что в моей жизни явно присутствуют как беспомощность, так и гордость. Мы узнаем из этой книги, каким странным, но надёжным способом гордость игнорирует логику. Улавливаете связь?

Грустный факт, но никто из нас не застрахован от пренебрежения логикой, будучи ослеплённым гордостью. Проявляясь по-разному и в различной степени, она поражает всех нас. И главный вопрос не в том, живёт ли гордость в вашем сердце; но где и как она выражается в вашей жизни. Писание показывает, что гордость основательно пустила корни в нас, — всё намного серьёзнее, чем думаем.

Джон Стотт предельно ясно пишет об этом следующее: «На каждом этапе нашего духовного развития и в каждой сфере нашего христианского ученичества гордость – самый большой враг, а смирение – наш самый большой друг».

Нам нужно довериться обетованию смирения – милостивой поддержке Бога. Но мы также должны осознавать огромный риск возгордиться – не просто случайно или при определённых обстоятельствах, но на каждом этапе и в каждой сфере. До конца нашей жизни на земле, в каждой битве, вы и я делим одного общего противника: гордость.

Первый грех

Гордость имеет историю, начавшуюся ещё до Адама и Евы.

Гордость была первым грехом. В Ис.14 описано падение царя, но не просто земного правителя. Этот царь – воплощение высокомерия, бросающего вызов Самому Богу, и речь, использованная здесь, явно указывает на восстание и падение сатаны.

В Ис.14:13 раскрываются стремления сатаны, способствовавшие падению: «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера». Последовав за гордым Люцифером, могучие ангельские создания, наделённые красотой и славой, невероятно далёкими от нашего представления, надменно возжелали быть такими, как Бог. В ответ на это Бог незамедлительно и строго осудил их.

Гордость – это не только самый ранний грех, это ещё и корень всех других грехов. «Гордость, — пишет Джон Стотт, — это не только первый из семи смертных грехов; она – основа всех грехов».

В самом деле, с точки зрения Бога, гордость – самый серьёзный грех. В процессе моего обучения я понял, что нет ничего, что Бог ненавидит также сильно, как гордость. Безусловно, Бог праведно ненавидит любой грех, но библейские факты изобилуют выводами, что для Него нет ничего более отвратительного, чем гордость.

Когда Его Слово описывает то, что «ненавидит Господь» и что «мерзость душе Его», то первое в списке – «гордые глаза» (Прит.6:16-17).

Когда Бог говорит от лица мудрости, то делается явный акцент на том, что: «Гордость и высокомерие…я ненавижу».

Посмотрите, какова перспектива гордости, представленная в Прит.16:5: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным».

Просто невозможно найти в Писании высказывания о грехе, сильнее этого.

Соперничество с Богом

Почему Бог так явно ненавидит гордость?

Вот почему: «Гордость – это когда грешные человеческие существа стремятся занять место и положение Бога и отказываются признавать свою зависимость от Него».

Чарльз Бриджес однажды заметил, что гордость заставляет сердце каждого восставать против Бога и «сражаться за первенство» с Ним. Это точное библейское определение сути гордости: сражение с Богом за первенство и восстание против Него.

С целью личного исповедования я начал принимать это определение гордости несколько лет назад, после того как пришёл к осознанию того, что в некоторой степени я оставался безучастным к гордости в моей жизни. И хотя я признавал свою гордость, я всё же не чувствовал вину. Поэтому вместо того, чтобы как обычно просто признаваться перед Богом, что «я был горд в этой ситуации» и просить Его о прощении, я учился говорить: «Господь, в тот момент, то отношение и то действие было соперничеством за превосходство с Тобой. Вот чем это было. Прости меня».

А вместо того, чтобы признаваться перед другим человеком так: «То, что я сказал, было гордостью с моей стороны; прости меня, пожалуйста», я начал говорить: «То, что я только что сделал, было соперничеством с Богом за превосходство» и только потом просьба о прощении. Это практика помогла мне осознать вину и серьёзность греха в моём сердце.

Гордость может принимать бесчисленное количество форм, но у неё всего лишь одна цель – прославить себя. Это и мотив, и окончательная цель гордости – лишить Бога законной славы и добиться похвалы, соперничая с Ним за превосходство. Гордый человек ищет своей славы, а не Божьей, пытаясь таким образом лишить Бога чего-то, что на самом деле достоин получить только Он.

Не удивительно, что Бог противится гордости. Не удивительно, что Он ненавидит гордость. Пусть эта истина хорошо закрепится в вашем сознании.

Божье активное противостояние гордости

А сейчас позвольте мне задать вам вопрос: что вы ненавидите?

Я расскажу вам, что ненавижу я. У меня есть два списка. Один – это список всяких глупостей, который начинается с еды, которая, как мне иногда кажется, должно быть является результатом грехопадения. Я терпеть не могу мясной рулет. Я не переношу квашеную капусту. И я ненавижу творог. Я не выношу, даже когда кто-то ест творог в моём присутствии; это портит мне аппетит.

Я также терпеть не могу все профессиональные спортивные команды из Нью-Йорка (на самом деле это просто часть моего наследия, ведь я родился и вырос в Вашингтоне, что в штате Колумбия).

И это только начало, небольшая выдержка из моего шуточного списка вещей, что я ненавижу. Но у меня также есть серьёзный список того, что я ненавижу. Уверен, у вас тоже есть такой.

Я ненавижу аборт.

Я ненавижу издевательство над детьми.

Я ненавижу расизм.

Что вы ненавидите?

Ни вы, ни я ничто не ненавидим сильнее, чем Бог ненавидит гордость. Его ненависть к гордости чиста, и Его ненависть свята.

Джон Кальвин написал: «Бог не выносит смотреть, как Его слава даже в малой степени присваивается творением; это так невыносимо для Него — кощунственное высокомерие тех, кто, превознося себя, пытается максимально заслонить собой Его славу».

Бог открывается в Писании как активный противник гордости, и поэтому Он не выносит высокомерия. Бог потому не выносит высокомерия, что открывается в Писании как Тот, Кто активно противостоит гордости. Активно.

«Бог гордым противится» (Иак.4:6; 1Пет.5:5). «Противится» – активный глагол настоящего времени, показывающий, что Божье противостояние гордости – это постоянный и непосредственный вид Его деятельности. Гордому никоим образом не удастся избежать наказания.

Эффективность гордости

Чтобы лучше понять взгляд Бога на гордость мы поступим хорошо, если обратим особое внимание на свойственную ей разрушительную силу. Джонатан Эдвардс называл гордость «злейшей гадюкой, живущей в сердце» и «величайшим разрушителем душевного спокойствия и сладостного общения со Христом»; он называл гордость самым трудно искореняемым грехом и «самым скрытым, тайным и лживым из всех вожделений».

Несмотря на абсолютное понимание её скверности, Эдвардс сам постоянно сражался с собственной гордостью (факт, дающий мне надежду, осознание, что я не одинок в этой борьбе). «Каким же глупым, безрассудным, жалким, слепым, обманутым и убогим червём я являюсь, когда гордость действует во мне», — написал Эдвардс однажды. В его проповедях и писательских трудах постоянно встречаются предостережения о гордости, особенно о духовной гордости, которую он рассматривал как основную причину преждевременного завершения эпохи Великого Пробуждения, — возрождения, что принесло так много жизненной силы в церковь в дни Эдвардса.

Гордость также разрушает единство и может в конечном итоге разделить церковь. Покажите мне церковь, где есть разделения, где есть ссоры, и я покажу вам церковь, где есть гордость.

Гордость также поражает руководителей. «Гордость сильнее, чем что-либо другое губит пасторов и их церкви, — пишет Майк Рениган, — В церкви она намного коварнее, чем дома». Когда вы будете читать дальше, вспоминайте Притчи 16:18 – «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Может казаться, что виной всему – обстоятельства, на самом деле причина не в них: погибели предшествует гордость.

Милосердные Божьи предостережения

Предостережения, что даёт Писание о гордости, просто не могут быть более серьёзными и отрезвляющими. И все они – выражение Божьей милости, предназначенные для нашей же пользы.

Бог проявляет сострадательность, предостерегая нас таким образом. Он проявляет сострадательность, обличая нас в этом грехе и показывая всю его серьёзность и возможные последствия. Он проявляет сострадательность и хочет защитить нас. Поэтому повсюду в Своём Слове Он представляет гордость, как нашего самого большого противника.

Разоблачая гордость (и приводя нас к смирению – нашему самому большому союзнику), Бог прокладывает путь истинного величия, который мы может чётко увидеть в жизни и смерти Спасителя. Давайте же вместе вступим на него в следующей главе.