4. Проявленное величие

Итак, мы достигли решающего момента. Я не преувеличу, сказав, что понимание содержания этой главы крайне необходимо, чтобы уловить истину всей книги. Поэтому, если нужно, читайте медленно – мы вступаем на святую землю.

Вот необходимая нам истина: чтобы научиться истинному смирению, мы нуждаемся в чём-то большем, чем новое определение величия; мы нуждаемся в чём-то большем, чем личный пример смиренного служения, который показал Иисус. Больше всего мы нуждаемся в Его смерти.

Послушайте снова, что говорит Иисус в Мар.10:45: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Спаситель здесь объясняет ученикам, в чём отличие их примера от Его; Он подчёркивает уникальность Своей собственной жертвы. Он говорит им не только о том, что истинное величие достигается через подражание Его примеру, но также что его невозможно достичь отдельно от уникальной жертвы Спасителя. Иисус один пришёл, чтобы отдать Свою жизнь «для искупления многих» и это отличает Его служение от чьего-либо другого жертвенного служения, которое кто-либо, где-либо и когда-либо мог совершить. Здесь мы находим нечто совершенно уникальное о Спасителе и Его примере. И в истинном смирении, — нашем служении другим, всегда есть как действие Его уникальной жертвы, так и его подтверждение. Его жертва – единственное, что делает возможным для нас достичь и пережить истинное в Божьих глазах величие.

Дональд Инглиш так высказывается по этому поводу: «Источником всего христианского служения в мире является распятый и воскресший Господь, Который умер, чтобы освободить нас для служения». Поэтому христианское служение должно не только отражать пример Спасителя, но ещё и напоминать нам о Его жертве. Наше христианское служение существует только для того, чтобы привлечь внимание к этому источнику – нашему распятому и воскресшему Господу, Который отдал Себя для искупления многих.

Давайте же сосредоточим свой пристальный взгляд на этой несравнимой ни с чем жертве.

Иисус, идущий впереди

В Мар.10 мы встречаем Иисуса и Его учеников на пути в Иерусалим. Это последнее путешествие в служении Иисуса и окончательное место назначения. Час, ради которого Он пришёл, приближается. Крест уже виднеется на горизонте.

Этот длинный путь в Иерусалим и крест будут тем единственным для Спасителя, что Он делает без полного понимания и поддержки Его учеников. Они продолжают быть ослепленными эгоистичными стремлениями, поэтому Он должен продолжать учить и наставлять, противостоя их высокомерию.

И всё же, однако, насколько должно было быть опечалено Его сердце в тот момент, когда мы видим Его, идущего «впереди их» (32ст.). Никто не подталкивает Его, никто не принуждает Его. Он Сам возглавляет путь. И Тот, Кто ведёт их, является Единственным из группы путешествующих, Кто знает, какие неописуемые мучения ждут Его здесь.

Остановитесь, если можете, и представьте Его в своём сознании. Узрите эту одинокую фигуру впереди, знающую абсолютно обо всём, что ожидает Его в Иерусалиме. Увидьте верность в Его сердце; полный решимости, задавая темп Своим ученикам, Он целенаправленно шагает вперёд.

Куда?

В Иерусалим.

Зачем?

Чтобы умереть.

Ничто не может удержать Его. Он полон решимости, поскольку хранит это решение, принятое давным-давно в вечности. Он упорно приближается к месту, где будет предан и арестован, где будет обвинён и где Ему будет вынесен приговор, где будет осмеян и оплёван, избит и в конце концов казнён. И нет ни колебания, ни сомнения в Его шагах. Несмотря на невообразимые страдания, ожидающие Его, Он идёт впереди, возглавляя путь.

Выкуп

Это предыстория встречи Иисуса с надменными словами и действиями Его высокомерных и возмущённых учеников. И хотя Он сталкивается с их (и с нашей) гордостью, Иисус в первый раз разъясняет цель Его приближающейся смерти, и говорит о том, что будет в итоге: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).

Ранее в этой главе, Марк даёт дополнительную информацию, которая усиливает смысл этого серьёзнейшего момента: незадолго до этого Иисус беседовал с богатым молодым человеком, который хотел знать, как получить вечную жизнь. Слушая ответ Спасителя, ученики «чрезвычайно изумлялись» и затем спросили Его: «Кто же может спастись?» «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (27ст.).

Объяснив невозможность спасения вне Бога, теперь Иисус показывает, как Бог может спасать. Спаситель представляет Свою предстоящую смерть как «выкуп». Он намеренно употребляет это слово.

К сожалению, выкуп имеет довольно ограниченное значение для нас. Мы не часто встречаем его, разве что только во время просмотра телевизионных шоу или фильмов с похищением детей и заговором. Но в те времена значение этого слова было более наполненным и прямым, ученики хорошо знали его. Как напоминает нам Дональд Инглиш: «Выкуп был привычным прообразом в еврейской, римской и греческой культурах. Это была плата за освобождение раба, заключённого воина или осуждённого». Выкуп представлял собой плату, требуемую за освобождение из различных форм рабства, пленения или осуждения, что было очень распространено в те дни.

Потерянное уважение

Более того, термин выкуп не имеет ничего общего с уважением. Выкупленный является либо рабом, либо пленённым воином, либо осуждённым преступником.

Как это относится к нам? Напрямую. Как пишет Джон Стотт, акцент в образе искупления «делается на нашем жалком состоянии (в частности на нашем пленении грехом), которое крайне нуждается в действии дивного спасения». Вот в чём суть. Поэтому слышать, как Спаситель произносит слово выкуп и понимать его правильно, означает постоянно вспоминать о нашем тяжелом и плачевном положении, о нашей несчастной потерянности и жалком подчинении греху. Мы не можем сами освободить себя от гордых и эгоистичных стремлений; нам крайне необходимо божественное спасение.

Иисус старается донести это до каждого из нас: «Ты потерян. Твоё положение просто не может быть более безнадёжным. И самостоятельно ты не способен измениться или избежать этого».

Почему Иисусу было необходимо умереть? Потому что всё человечество развращено и осуждено, и все мы имеем склонность к отрицанию реальности нашего потерянного положения перед Богом.

Таковы мы

Чтобы до конца осознать наше незавидное положение, нам нужно посмотреть в Мар.10. Понаблюдайте – и вы увидите свой собственный портрет среди тех, кого описывает Марк в этом отрывке Писания. Возможно, вы узнаете себя в богатом молодом человеке, который ценил своё имение больше, чем слова Спасителя. Возможно, вы узнаете свои черты в Иакове и Иоанне с их эгоистичными стремлениями. Если же вы считаете себя выше Иакова и Иоанна с их положением, то автоматически можете отнести себя к другим ученикам с их негодованием, которые показали не только собственную жажду славы, но и свою самоправедность – возможно даже намного более серьёзный грех, чем тот, что совершили Иаков и Иоанн.

Но позвольте мне говорить открыто. Каждый из нас может увидеть свой портрет в галерее грешников Марка. И Иисус доводит до нашего сознания, что это означает – наше неизменное положение – в плену у греха.

Наше положение просто не может быть более серьёзным. Мы были рабами греха до нашей с вами беседы, и даже после неё мы продолжим сражаться с присутствием греха в нашей жизни, хотя освобождены от его власти и от наказания. И если вы не осознаете всей опасности, то никогда в полной мере не оцените Его смерть. Это рабство греха и продолжающаяся склонность к греху делает необходимой смерть Спасителя как искупление многих. Вот цена искупления: жизнь Единородного Божьего Сына.

Не в силах учеников было освободиться от эгоистичного желания прославиться, так же, как это не в наших силах. Но Бог совершил то, что невозможно сделать человеку! Он заплатил за нашу свободу, и это цена заместительной жертвы безгрешного Сына Божьего на кресте.

Хорошие новости

Как Бог спасает? Он спасает, казнив однажды Своего Сына – ради богатого юноши, ради Иакова и Иоанна, ради десяти возмущённых учеников и ради надменных грешников таких, как вы и я. Как Бог даёт нам свободу от рабства гордости? Как он освобождает нас от влияния ложного представления о величии, что навязывает мир?

Для тех, кто ощущает серьёзность своего положения, кто осознаёт беспомощность своего положения, хорошие новости заключаются в том, что есть Тот, Кто появляется на сцене и говорит: «Я иду. Я возглавляю путь. Я неотступно продвигаюсь к месту, где буду пригвождён к кресту и поднят, как пример наивысшего страдания, и где будет сосредоточен яростный гнев Отца за твои грехи, которые будут возложены на Меня. И Я буду взывать, потому что безгрешен и Мне не знаком никакой грех, ни один. Ещё на кресте Я испытаю тяжесть грехов, возложенных на Моё тело. И Я умру».

Это смерть, ожидающая Его. Но радость последует за страданием: твёрдая радость, что Его смерть искупила многих!

Это результат искупительной смерти Сына Божьего.

Если Бог захочет вернуть нас…

Леон Моррис описал наше плачевное состояние так:

«Бог создал человека, создал его для Себя… Бог поместил его в Эдем, чтобы человеку жить в союзе с Ним, но человек согрешил. Человек стал рабом злого. Это и есть именно то положение, которое древний мир видел как призыв к искуплению. Мы, принадлежащие Богу, были захвачены сильным врагом и не могли вырваться из его власти. И если Бог хочет нас вернуть – скажем это с благоговением – Ему нужно заплатить цену.

И великое учение Нового Завета заключается в том, что Бог заплатил за нас. Он выкупил нас. Христос стал нашим Искупителем… Чтобы освободить рабов от греха, Он заплатил выкуп. Мы были в плену. Мы были в могучих объятиях зла. Мы не могли вырваться на свободу. Но выкуп был заплачен, и в результате мы стали свободными».

Это абсолютная правда. Мы действительно стали свободными! Мы выкуплены… освобождены… нам прощены грехи. Какое облегчение!

И теперь мы постепенно преображаемся, уподобляясь Его Сыну, служа другим ради Божьей славы. Вот результат этой жертвы: многие искуплены, многие изменены. Включая Иакова и Иоанна. Потому что Мар.10 – не последняя глава в этой истории.

Изменённые Иаков и Иоанн

Иаков и Иоанн были искуплены смертью Спасителя, и им были прощены гордость и другие их грехи. После они были преобразованы из самоуверенных мужчин в скромных служителей Евангелия, живущих и служащих для славы Божьей.

И они страдали.

После воскресения и вознесения Христа, Иаков был первым из апостолов, кто умер мученической смертью, о чём мы читаем в книге Деяний: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян.12-1-2).

Писание говорит нам: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс.115:15) Насколько драгоценным в Его очах должен быть вид этих самоуверенных, эгоистичных, полных амбиций людей, стоящих на коленях, в то время как над ними возносится меч палача! Что изменило Иакова? Что произошло между Мар.10 и Деян.12?

Умер Спаситель, заплатив выкуп.

Иоанн, его брат, также был изменён. Несмотря на то, что Иоанн умер последним из апостолов, он страдал морально и был сослан на остров Патмос. Это хорошо видно из послания Иоанна, в котором он пишет, что понял учение Спасителя о смиренном служении: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16). Иоанн познал это в совершенстве.

Что изменило Иоанна? Что произошло между Мар.10 и написанием Иоанном послания?

Умер Спаситель, заплатив выкуп.

Иаков и Иоанн, которых мы видим в Мар.10 совершенно не были намерены отдавать свои жизни за других, но они были полностью изменены. И объяснением этим изменениям послужил не просто пример нашего Господа, но Его жертва. Его жертва была платой за грехи, и результатом стало освобождение Иакова и Иоанна от эгоизма и гордости.

Вот два человека, которых жертва Спасителя преобразовала в смиренных служителей Евангелия и церкви. Два человека, которые закончили свои жизни действительно торжественно в глазах Бога.

Почему? Как?

«Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28).

В поисках источника

Как только вы встретите тех, кто служит смиренно, знайте, что они поистине велики в глазах Бога. Но также понимайте, в чём источник их служения. Их служение должно напоминать вам о той смерти, о той цене, о том выкупе, что был заплачен для освобождения каждого их тех, кого мы видим служащими теперь.

Задумайтесь всего на мгновение о вашей собственной жизни. Какими вы были бы, если бы Он не выкупил вас, если бы Он не освободил вас? Я расскажу вам какими. Вы были бы самоуверенными, стремящимися к самоутверждению, чтобы прославить самих себя.

Но что произошло с вами? Если вы действительно обратились, вы были прощены и изменены. И хотя сейчас вы всё ещё искушаемы и имеете склонность к греху, существенные и радикальные перемены уже произошли, и поэтому вы имеете желание служить другим, чтобы видеть Божью славу. Нам знаком этот внутренний призыв положить свои жизни друг за друга, потому что Он положил Свою жизнь за нас.

Какая могущественная смерть! Крест искупляет, крест освобождает, крест изменяет! Поэтому пусть это станет вашей целью, вашей привычкой на всю жизнь, — когда вы видите чьё-то служение, вспоминайте о жертве Спасителя, потому что без Его жертвы служение невозможно. Истинное величие достигается только следованием примеру Спасителя, и возможно только благодаря Его жертве.