10. Тишина и одиночество для достижения благочестия

Слово «дисциплина» исчезло из наших умов, наших уст, трибун, т нашей культуры. Мы почти не знаем, что означает дисциплина в современном американском обществе. Но тем не менее другого пути к приобретению благочестия нет; дисциплина — это единственный путь.

Джей Адамс, «Благочестие через упражнение»

У меня есть любимый рассказ, который написал Антон Чехов, русский писатель второй половины XIX века. Называется он «Пари». В этой истории описывается пари, которое заключили два образованных человека о заключении в одиночную камеру. Богатый, средних лет банкир считал, что смертная казнь является более гуманным видом наказания, чем одиночная камера, потому что «палач убивает в один момент, а одиночная камера убивает человека постепенно». Один из его гостей, молодой юрист двадцати пяти лет, был не согласен с ним, говоря: «Лучше жить при любых условиях, чем вообще не жить».

Разгневавшись, банкир в своем порыве предложил пари, говоря, что он даст два миллиона рублей (в то время это была огромная сумма, превышающая несколько миллионов современных долларов США), если этот юрист в полном одиночестве просидит пять лет в одной комнате. Юрист же был настолько уверен в своей выносливости, что объявил, что сможет просидеть там в одиночестве не только пять лет, а даже пятнадцать лет.

Оба согласились на это пари, составили договор, и молодой человек переехал в отдельное здание, принадлежавшее банкиру. Ему нельзя было встречаться с кем-либо или получать газеты. Ему можно было писать письма, а получать нельзя. За ним следили стражники, чтобы он не нарушил правил пари, однако они находились в таких местах, что он не мог их видеть, а также не мог видеть из своей комнаты ни одного человеческого лица. Он получал свою пищу в тишине и молчании через маленькое окошко, через которое ему никак нельзя было видеть тех, кто приносил эту еду. Все остальное, что он мог захотеть, например, книги, разные виды пищи, вина, музыкальные инструменты и т.п.- ему передавалось посредством написанного им прошения.

Ход событий в этой истории развивается по мере описания тех вещей, которые юрист заказывал для себя в течение этих лет, а также на основании наблюдений его стражников, бросавших украдкой свой взгляд в его комнату. Во время первого года можно было слышать игру на фортепьяно почти каждый час, он заказывал много книг, в основном романы и другие развлекательные книги. На следующий год музыка прекратилась и молодой человек начал заказывать труды разных классиков. В шестой год своей изоляции он начал изучать иностранные языки и вскоре овладел шестью языками. После десяти лет своего уединения он сидел неподвижно за столом и читал Новый Завет. После нескольких лет изучения Библии он начал изучать историю христианства и труды по теологии. За последние два года жизни его чтение приобрело еще более широкие масштабы, и в дополнение к теологии он исследовал и многие другие предметы.

Вторая часть этой истории сосредоточена на последнем вечере его изоляции и на следующем дне, когда истекал срок, обусловленный в пари, которое он вот-вот должен был выиграть. В этот момент банкир оказался в тупиковой финансовой ситуации. Его рискованные деловые операции и его неправильные невоздержанные подходы к делу разрушили его бизнес. Некогда самоуверенный миллионер стал теперь второразрядным банкиром, для которого заплатить те два миллиона означало полное разорение. Будучи исполненным гнева из-за своей глупости и ревности к своему оппоненту, который вот-вот должен был стать богатым в свои уже сорок лет, старый банкир решается убить юриста и обвинить в этом своих стражников. Прокравшись ночью к нему в комнату, он находит его заснувшим прямо за столом, а также находит на столе письмо, которое юрист написал ему. Он взял это письмо и прочел следующее:

«Завтра в 12 часов я буду свободным… но прежде чем покинуть эту •комнату, я должен сказать вам несколько слов. С чистой совестью и перед Богом, видевшим меня, я объявляю вам, что я презираю свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что ваши книги называют радостями этого мира. В течение пятнадцати лет я внимательно изучал жизнь этого мира. Да, это правда, что я не видел ни земли, ни людей, но в ваших книгах я жил… Я пел песни, я охотился в лесах на оленей и на дикого кабана. В ваших книгах я взбирался на вершину Эльбруса и на гору Бланс, и с тех высот я наблюдал за восходом солнца по утрам, а по вечерам оно изливало свое пурпурное сияние на небеса, океан и на вершины гор. Я видел зеленые лужайки, леса, реки, озера и города. Я слышал пение сирен и музыку пастушьих свирелей. Я касался крыльев ангелов, прилетавших ко мнet чтобы говорить мне о Боге… Ваши книги дали мне мудрость. Все, что было достигнуто неутомимым умом человека в течение долгих столетий, содержится теперь в моем уме в виде малой сжатой массы… Я знаю, что я мудрее всех вас… И я презираю все ваши книги, я презираю все земные благословения и мудрость. Все является ничтожным и ложным, мутным и обманчивым, как мираж. Вы можете быть гордым, мудрым и прекрасным, но смерть сотрет вас с лица земли, как мышь, которая живет под вашим полом; и ваши наследники, ваша история, ваши бессмертные гении заледенеют или сгорят во время уничтожения земли. Вы обезумели и следуете неверной дорогой. Вы принимаете неправду за истину и безобразие за красоту. И чтобы доказать вам, что я презираю ваши ценности, я отказываюсь от ваших двух миллионов, на которые я некогда смотрел, как на двери в рай, но которые я просто презираю. И чтобы лишить себя права на их получение, я уйду из своего изолированного местопребывания на пять часов раньше условленного времени и, сделав это, нарушу условия нашего контракта».

Банкир прочитал эти строки, заменил бумагу на столе, поцеловал этого странного спящего человека и со слезами на глазах тихонько ушел из дома. Чехов пишет: «Никогда раньше в своей жизни, даже в моменты сильнейшего финансового кризиса, старый банкир не презирал себя так, как в этот момент». Из-за продолжительных слез он не мог спать всю ночь. И в семь утра на следующий день один из стражников сообщил ему, что видел, как тот человек вылез из окна, подошел к калитке и куда-то беззвучно ушел.

Я не рекомендую, чтобы вы изолировали себя точно таким же образом, и я лично не одобряю некоторые выводы этого юриста. Но я действительно верю, что Чехов смотрит в такую комнату, где каждый мечтает пожить.

В одиночестве и тишине есть нечто одновременно как привлекательное, так и преобразовывающее. Помимо Иисуса Христа, думаю, что самые великие люди обоих заветов — Моисей и апостол Павел — прошли процесс преобразования через годы жизни в буквальной изоляции в отдаленной пустыне. И бывает такое, когда наша жизнь находится под сильным давлением, подобно еде, которая готовится в скороварке, так что нам очень хочется спрятаться от всего куда-нибудь в безлюдное место.

Когда мы подходим к этому с уравновешенным подходом, мы осознаем, что нам нельзя прятаться от нашей ответственности, связанной с жизнью других людей. Ответственностью, данной нам самим Богом. Библейская действительность призывает нас к семье, общению, евангелизму и служению ради Христа и Его Царства. И все же через Дух Святой «бездна бездну призывает» (Псалом 41:8), так что в нашем духе есть такая часть, которая страстно стремится к тишине и одиночеству. Точно так, как нам необходимо находиться вместе с другими, чтобы таким образом совершать христианские духовные дисциплины, нам так же иногда необходимо проводить некоторое время наедине, чтобы посредством этого практиковать дисциплину тишины и уединения.

В этой главе мы исследуем эти родственные дисциплины, найдем библейские причины для практикования и завершим некоторыми здравыми предложениями для того, чтобы их начать воплощать в жизнь.

Что такое тишина и уединение?

Дисциплина тишины или молчания означает добровольное временное воздержание от общения для того, чтобы достигнуть определенных духовных целей. Иногда люди прибегают к тишине и молчанию с целью почитать, помолиться и т.п. Хотя в такие моменты человек не произносит вслух ни слова, внутри его ведутся диалоги с самим собой и с Богом. Такое переживание можно назвать «внешним молчанием и тишиной». Бывают и такие времена, когда верующие находятся не только во внешнем молчании, но и во внутреннем, дабы им можно было слышать голос Божий более четким и ясным образом.

Уединение также является духовной дисциплиной. Оно означает добровольное и временное удаление от людей, чтобы побыть наедине для достижения духовных целей. Период такого уединения может длиться от нескольких минут до большого количества дней. Как и в случае с молчанием и тишиной, уединение может быть средством для беспрерывного практикования других духовных дисциплин или просто для того, чтобы побыть наедине с Богом.

Прежде чем перейти к более детальному рассмотрению этого предмета, коснемся трех небольших мыслей. Во-первых, подумайте о тишине и уединении как о вспомогательных дисциплинах, благотворно воздействующих на наше общение с Богом. Без тишины и уединения мы будем очень поверхностными. Без общения мы будем находиться в состоянии духовного застоя. Все требует баланса.

Во-вторых, уединение и тишина обычно идут рука об руку. Хотя они отличаются друг от друга, тем не менее в этой главе мы поговорим о них как об одной паре.

В третьих, осознайте, что западная культура заставляет нас приспосабливаться к шуму с тысячами людей, а не к тишине и уединению. Джина Флеминг в своей книге «Поиск фокуса сосредоточения в этом судорожном мире» пишет:

«Мы живем в шумном, суетливом мире, где все чем-то заняты. Такие слова как «тишина» и Уединение» не присущи двадцатому веку. Эти слова больше подходят к эре викторианских кружев, туфлей с большими пуговицами и керосиновых ламп, чем к нашему веку телевидения, пассажей с видеомагазинами и бегающих людей с наушниками от плеера в ушах. Мы стали такими людьми, которые питают отвращение к тишине и чувствуют себя нехорошо и неудобно, когда находятся в одиночестве. Потому будьте на страже и не позволяйте миру вселить в вас предубеждение относительно того, что Библия говорит об этих вопросах: имеющий ухо да услышит. (Матфея 11:15)».

Ценные и стоящие причины для практикования дисциплины тишины и уединения

Существует много библейских причин для предоставления приоритета дисциплины тишины и уединения.

Следуйте за примером Иисуса

Писание учит, что Иисус практиковал тишину и уединение. Обратите внимание на четыре ссылки:

1) Матфея 4:1: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Дух Святой повел Иисуса в этот продолжительный период поста и уединения. Лука пишет об этом переживании так: «Иисус, исполненный Духа Святого…» (Луки 4:1). Лука пишет, что Иисус был поведен в эту особую дисциплину, будучи «исполненный Духа Святого», однако когда Он прошел через это уединенное переживание, Он вернулся в Галилею «в силе Духа Святого» (Лука 4:14). Вы заметили это?

2) Матфея 14:23: «И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Он отослал от Себя всех ищущих Его людей, включая и Своих учеников, чтобы побыть наедине со Своим Отцом.

3) Марка 1:35: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Предыдущие стихи говорят нам, что при наступлении вечера «весь город» собрался к тому месту, где находился Иисус. Там Он исцелил многих людей и изгнал демонов. Но перед наступлением дня Он вновь удалялся в уединенное место. Иисус знал, что стоило Ему пропустить наступление утра, Ему так и не удалось бы побыть наедине в тишине.

4) Луки 4:42: «Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, пришед к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них». Поставьте себя на минуточку на место Иисуса. Люди просят вашей помощи и имеют множество реальных нужд,. И вы имеете возможность разрешить все те нужды. Сможете ли вы оправдать себя, если удалитесь от этих людей? Иисус мог. Мы любим, когда в нас нуждаются. Мы любим чувство важности, власти, незаменимости (выберите для себя любое из этих слов), которое приходит, когда мы делаем что-то такое, что никому больше не под силу. Но Иисус не поддался ни на одно из этих искушений. Он знал, как важно дисциплинировать Себя находиться наедине с Богом.

Просмотрев все это, вывод должен быть ясным и очевидным: чтобы стать таким, как Иисус, мы должны дисциплинировать себя находить время для уединенного пребывания в тишине. Тогда мы сможем найти через эти .дисциплины духовную силу, как это сделал Иисус. О том же говорит и Даллас Вилард:

«Мы должны вновь подчеркивать тот факт, что «пустыня» (или уединенная комната) является основным местом, в котором начинающий верующий может приобретать силу, как это было в случае со Христом и апостолом Павлом. Они на личном примере показали нам, что мы должны делать. Находясь наедине, можно побыть в тишине, остановиться и познать, что Господь есть Бог (Псалом 45:11), сосредоточиться на Господе с достаточной интенсивностью и продолжительностью, с сердцами, утвержденными в истине (Псалом 111:7-8) даже тогда, когда мы вновь оказываемся на своей работе, в магазине или дома».

Для того, чтобы лучше слышать голос Божий

Одной из наибелее очевидных причин для удаления от земного шума и человеческих голосов является лучшее слышание Голоса с Небес. На это есть библейские ‘примеры, такие как Илья, который пошел на гору Хорив, где услышал голос Божий в тихом веянии (3 Царств 19:11-13), Аввакум, стоящий на страже и внимательно слушающий, что скажет ему Бог (Аввакума 2:1), и апостол Павел, отправившийся в Аравию после своего обращения, дабы там побыть наедине с Богом (Галатам 16:17).

Конечно же, удаляться далеко от мира и людей для слушания голоса Божьего не является абсолютной необходимостью, иначе мы никогда не сумели бы уловить Его побуждения, которые Он дает нам в процессе нашей повседневной жизни или даже посреди многолюдного собрания во время поклонения в церкви. Но бывают такие времена, когда нужно исключить голоса этого мира, чтобы четко и ясно услышать голос Божий, не отвлекаясь ни на что другое.

Согласно Джонатану Эдвардсу, это было секретом благочестия его жены Сары. В своем первом описании ее, написанном в то время, когда его будущая жена была еще подростком, он писал:

«Она едва ли заботится о чем-нибудь, кроме постоянного размышления о Нем… Ей нравится находиться в уединенном месте, гуляя в поле или в роще, и кажется, что перед ней всегда стоит кто-то невидимый и беседует с ней».

У Сары были «поля и рощи», мы же можем пойти в парк или найти другие места для регулярного уединения. Где бы оно не находилось, мы должны найти место, чтобы побыть в уединении, чтобы услышать голос Божий, Чье присутствие невидимо, однако является более реальным, чем что-либо другое.

Многие из нас должны осознать, насколько сильно мы привязаны к шуму. Одно дело, когда мы слушаем телевизор, магнитофон или радио, гладя одежду или делая другие домашние дела, и совсем другое, когда мы, войдя в дом, сразу же, по привычке, включаем что-то из вышеуказанного только ради того, чтобы что-то играло. А хуже всего, когда мы чувствуем, что даже во время чтения Библии или молитвы все равно что-то должно создавать фон. Я считаю, что такое удобство и зависимость от звука возникло из-за духовной мелкоты и поверхностности современного западного христианства. То, что сейчас много недорогой портативной звуковой аппаратуры, стало частично благословением, а частично проклятием. Негативной стороной этого является то, что нам теперь нет надобности ходить куда-то, где нет людских голосов. В результате этого мы реже остаемся наедине со своими мыслями и Божьим голосом. И из-за того, что мы самое цивилизованное и самое шумное поколение, у нас есть огромная нужда учиться дисциплине тишины и уединения.

Чтобы выразить поклонение Богу

Поклонение Богу не всегда требует слов, звуков или действий. Иногда поклонение заключается в сосредоточенной на Боге тишине. Приводя этому пример из Писания, можно посмотреть на такие места, как Аввакума 2:20: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицеи Его!» А также Софонии 1:7: «Умолкни пред лицем Господа Бога». Перед Ним нужно умолкнуть не просто из-за удовольствия, а потому что Он — Господь Бог. Это и есть поклонение в тишине. Есть время говорить к Богу, а есть время просто замолчать и поклоняться Ему в тишине.

В дневниках Джорджа Уитфилда записан один пример поклонения в тишине, который однажды случился у него дома. Он написал о своем переживании:

«Богу было угодно излить в мою душу великий дух молитвы, и ощущение Его безграничной милости так наполнило меня любовью, смирением, радостью и трепетом, что я мог изливать мое сердце перед Ним только в безмолвии. Я был так наполнен, что не мог говорить».

Поклонение Богу в тишине может происходить потому, что ваше сердце, как сердце Уитфилда, так переполнено, что ваши слова не могут выразить любовь к Нему. Или вы можете чувствовать себя так, что все ваши слова будут казаться вам лицемерными. Но не смотря на состояние ваших эмоций, у вас всегда должно быть место для поклонения в безмолвии.

Чтобы выразить веру в Бога

Простой акт тишины перед Господом, который является противоположным многословной молитве, может быть проявлением веры в Него.

В Псалме 61 Давид дважды показывает такой вид веры. В стихах 2 и 3 он говорит: «Только в Боге успокойвается душа моя; от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Далее, в 6-7 стихах, он говорит: «Только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь».

Любимый многими 15-й стих 30-й главы Исайи, где тишина перед Богом связывается с верой в Него: «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша». Вера часто выражается через молитву. Но иногда она проявляется через безмолвие перед Господом, которое несет в себе упование на Его руководство.

Я нашел жизненную иллюстрацию этого, читая биографию одного из ранних американских свидетелей индейцам Давида Брейнерда. В среду, 28 апреля 1742 года, он записал в своем дневнике:

«Я ушел в свое обычное место уединения, где я находился в великом спокойствии, и провел там около двух часов, совершая таинство, и чувствовал себя так, как вчера утром, только слабее и более истощенным. Казалось, что я всецело зависел только от моего дорогого Господа и был полностью отречен от всего остального. Я не знал, что сказать моему Богу. Я только склонился на Его груди и открывал Ему свои желания после совершенного преображения в Него во всем. Жажда и изнеможение наполнили мою душу после совершенной святости. Бог был так драгоценен для моей души, что весь мир с его радостями стал для меня совершенно пустым. Я больше не видел никакой ценности в том, что так привлекает людей. Господь был для меня ВСЕМ; я восхищался тем, что Он один правит всем. Я думаю, моя вера и зависимость от Бога вряд ли возрастали

когда-нибудь так высоко. Я увидел Его, как поток благости, и мне казалось, что я больше никогда не смогу отойти от Него или заботиться о чем-то другом».

Возможно, мы не можем изложить свои ощущения в дневниках так, как Брейнерд, но мы можем выразить нашу веру в Бога через прекрасные моменты красноречивого безмолвия.

Чтобы искать спасения у Господа

Время тишины и уединения с целью обрести спасение у Господа может относиться или к неверующему, который ищет у Христа спасения от греха и вины, или к верующему, который ищет Божье спасение от определенных обстоятельств. В Книге Плач Иеремии 3:25-28 есть слова, которые подходят к любому случаю: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него».

Проповедуя на эту тему, Ч. Сперджен сказал следующее о таком методе поиска Бога:

«Я рекомендую каждому, кто ищет спасения, проводить время в уединении. Во-первых, это поможет вам взглянуть на вашу ситуацию Божьими глазами. Очень немногие знают себя в истинном свете, мало кто знает, кем он действительно является. Многие люди видели себя в зеркале, но существует другое зеркало, дающее истинное отражение, в которое мало кто смотрит. Как полезно посмотреть на себя в свете Слова Божьего и тщательно рассмотреть свою ситуацию, исследуя при этом как внутренние грехи, так и внешние, используя все тесты, данные нам в Писании. Но как мало людей делают это!»

Со времен Сперджена многие стали явно верить, что человек начинает искать спасения только тогда, когда начинает играть религиозный гимн, завершающий проповедь, когда раздаются звуки органа, фортепьяно или церковного хора. Но мы не должны умалять значение и ценность тишины пред Богом, ибо в такой тишине человеку легче сосредоточиться на состоянии своей души и ничем не отвлекаться. Уединение и тишина могут помочь нам более в реальном свете увидеть свою греховность, увидеть смерть и следующий за этим суд. А ведь все эти темы очень редко приходят нам на ум со звуками повседневной жизни. Мы должны вдохновлять ищущих Бога больше проводить время с Ним наедине и, как сказал Сперджен, «исследовать себя в свете Божьего Слова».

Для того, чтобы восстановиться физически и духовно

Каждый нуждается в восстановлении своих ресурсов, причем как внутренних, так и внешних. Это касалось даже тех, кто находится к Иисусу очень близко. После того как Он провел с грешниками несколько дней в интенсивном духовном и физическом служении, обратите внимание, какие средства восстановления сил Иисус прописал для Своих учеников: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Марка 6:31).

Мы все нуждаемся в том, чтобы снимать тетиву с луков наших повседневных стрессов и наслаждаться восстановлением, которое могут доставить нашему телу и душе тишина и уединение.

Однажды вечером, в октябре 1982 года, я увидел статью в газете о жизни и недавней смерти пианиста Глена Гоулда. О нем писали как об удивительном, Чудном музыканте, который неожиданно появился на сцене в пятидесятых годах, будучи еще подростком. Он путешествовал по миру и удивлял слушателей своими, способностями. Но в 1964 году он перестал играть на публику. И начиная с того времени, хотя он был одним из лучших пианистов в мире, Гоулд играл только в уединенной обстановке и только для записи. И даже во время записи своей игры он старался находиться в полном одиночестве. Он был убежден, что заниматься творческой деятельностью можно только в полной изоляции. Мы не хотели бы, чтобы вы полностью копировали монашеский подход Глена. Однако не пренебрегайте физическими качествами тишины и уединения, ибо они имеют глубокое терапевтическое воздействие.

Чтобы вернуться к духовной перспективе

Нет лучшего метода стать более сбалансированным и научиться смотреть на вещи более правильным духовным образом, как через дисциплины тишины и уединения.

Когда ангел Гавриил сказал Захарии, что у него и его пожилой жены чудом родится сын, Захария усомнился. В ответ на это Гавриил сказал: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Луки 1:20). И что же произошло с перспективой Захарии относительно этих слов, сказанных ангелом, во время этого периода интенсивного молчания? В Луки 1:63-64 говорится, что, когда родился ребенок, Захария «потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Возможно, это негативная иллюстрация, но она показывает, как закрытие наших уст может помочь нам открыть наш ум.

Одно из наиболее известных и радикальных событий в жизни Билли Грема произошло в августе 1949 года, прямо перед началом евангелизации в Лос-Анджелесе. Той евангелизации, которая придала ему огромную известность по всей Америке. Многие из тех, кто еще не жил в то время, возможно, не знают, что в течение небольшого периода неофициальный титул «Самый выдающийся евангелист Северной Америки» принадлежал Чаку Темплетону. Однако в это время Темплетон попал под влияние людей, которые сомневались в богодухновенности Писания, и это в конце концов привело к тому, что он полностью отрекся от христианской веры. И он начал давать Билли Грему те книги и идеи, которые сформировали его неверие в Библию. И за несколько дней до приезда Грема в Калифорнию Темплетон сказал ему: «Если ты будешь продолжать верить в Библию, то это все равно, что совершить интеллектуальное самоубийство».

Выступая на молодежной конференции в Сан-Бернардино, Маунтенс, Грем знал, что ему необходимо получить Божью перспективу по этому вопросу. И он нашел ее посредством уединенности. И вот как он описал ту ночь: «Я вернулся сам в свой коттедж и в течение какого-то времени читал Библию, а затем решил пройтись по лесу». И там ему пришли на ум такие фразы, как «слово Господне пришло» и «так говорит Господь». Эти фразы встречаются в Библии более чем 2000 раз. Он размышлял над отношением Христа, Который исполнил закон, и пророков и Который постоянно цитировал из них и ни разу не говорил о том, что они могут быть ошибочными и небогодухновенными. Прогуливаясь, он сказал: «Господи, что мне делать? В каком направлении должна идти моя жизнь?» Он увидел, что один разум не может решить вопроса богодухновенности Библии и ее авторитета. И даже более этого, в конечном счете это стало вопросом веры. Он размышлял о том, как он мог верить в различные вещи, встречающиеся в его повседневной жизни, которые он не понимал, такие вещи, как самолеты или машины. И он задавал себе вопрос: «Почему самым неправильным считается иметь веру в то, что происходит от Духа? Так что я вернулся и взял свою Библию, — продолжает он, — и вышел на улицу при лунном свете. Я подошел к пеньку и положил на него Библию, затем стал на колени и сказал: «О Боже, есть некоторые вещи, которые я не могу объяснить или доказать. Я не могу ответить на некоторые вопросы, поставленные Чаком или некоторыми другими людьми, но я принимаю эту Книгу, веря, что это Слово Божье»». И благодаря этой ночи, которую он провел в уединении, и благодаря приобретенной через это духовной перспективе Билли Трем стал тем человеком, каким его и знает сегодняшний мир.

Личное переживание Билли Грема демонстрирует то, что сказал один глубокий пуританский теолог Джон Оуэн о времени, проведенном нами в уединении: «Какими мы являемся в такие уединенные времена, такими мы являемся на самом деле и не более того. Это либо самые лучшие, либо самые худшие наши времена, где тот принцип, который господствует в нашей жизни, покажет себя и выйдет наружу».

Чтобы искать волю Божью

Возможно, одна из самых распространенных причин, по которой верующие уединяются в тишине с Богом (хотя бы иногда), заключается в том, что они хотят понять Его волю относительно какого-то дела. Иисус сделал так в Луки 6:12-13, решая, кого поставить апостолами, которые все время были бы с Ним: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».

Христианская история наполнена памятными историями о мужах и женах, которые уединялись от людей, чтобы найти волю Того, Кто имеет самое большое значение во всем. Одна из знаменитых историй рассказывает о Хатсоне Тейлоре, молодом миссионере-труженике в Китае. В 1865 году, возвратившись в Англию, чтобы отдохнуть и продолжить медицинское обучение, он столкнулся с серьезным выбором. Он чувствовал, что Бог ведет Его начать новую миссионерскую работу — донести Евангелие до многочисленных неспасенных народов на территории Китая. Десятилетиями почти все миссионеры трудились только в прибрежных городах, но почти никто не отправлялся в глубь материка. Тейлор боялся вести такое великое предприятие, зная, что забота о содержании миссионеров, нахождение и поддержка материальными средствами для них будет лежать на его плечах.

В тихое летнее воскресенье 25 июня Хатсон Тейлор решил, что он больше не может терпеть такой неопределенности. Истощенный и больной, он поехал отдохнуть с друзьями в Брайтон. Но вместо того чтобы получать удовольствие от их компании, он знал, что должен уединиться и побыть в тишине. Он бродил вдоль морского берега и хотя внешне выглядел спокойным, его внутренность была в агонии. Ему нужно было принять решение, он должен знать Божью волю. Когда он гулял, ему пришла мысль:

«Но ведь если мы повинуемся Господу, то ответственность лежит на Нем, а не на нас! Ты, Господи, Ты заботься о всем! Повинуясь Твоему повелению, я, слуга Твой, иду вперед, оставляя результаты Тебе». «Каким отдохнувшим вернулся я с той прогулки, — сказал он, вспоминая об освобождении в тот час. — Терзания прекратились, меня наполнили радость и мир. Мне казалось, что я сейчас полечу на вершину холма к дому мистера Пирса* А как я спал в ту ночь! Моя дорогая жена подумала, что в Брайтоне осуществились мои желания, и так оно и было».

Итак, через поиск Его воли в уединении и в тишине Бог открыл дверь для миссии в среднем Китае. Бог продолжает использовать это дело, и оно переросло в международное миссионерское общение, одно из величайших миссионерских предприятий.

Бог часто открывает нам Свою волю публично, но иногда Он показывает нам определенные вещи только наедине. И чтобы познать их, требуется дисциплина тишины и уединения.

Чтобы научиться сдерживать язык

Молчание в течение продолжительных периодов времени может помочь нам постоянно контролировать наш язык.

Контроль языка, несомненно, является чрезвычайно важным в преображении во Христа. Библия говорит, что благочестие человека является пустым, если он не обуздывает своего языка (Иакова 1:26). В Притчах 17:27-28 качества Христа, такие как Божье ведение, разумение, мудрость и способность различать, относятся к силе управлять своим языком: «Разумный воздержен в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным».

У Екклесиаста 3:7 сказано о временах уединенной тишины так: есть «время молчать, и время говорить». Упражнение в этом может помочь вам развиватьконтроль над языком, потому что тот, кто не знает, как или когда молчать, не знает также, как и когда говорить.

В Новом Завете 1-я глава, 19-й стих Иакова также показывает связь между обучением тишине и обуздыванием языка: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев».

Как упражнение в тишине и уединении может научить нас сдерживать язык? При долгом посте вы обнаруживаете, что большая часть той еды, которую вы обычно едите, вовсе не является необходимой. Когда вы упражняетесь в тишине к уединении, вы видите, что вам совсем не обязательно говорить многое из того, что вы считали необходимым сказать. В тишине мы учимся полагаться на Божий контроль в тех ситуациях, где мы обычно считаем нужным говорить очень много..Мы находим, что Он силен управлять ситуацией, в которой, как мы думали раньше,» основной была наша роль. Навыки наблюдения и слушания также заострены у тех, кто упражняются в тишине и уединении. Поэтому, когда они говорят, в их словах больше свежести и глубины.

И еще в одном месте Писания, Иакова 3:2, мы находим такое учение: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Упражнение в тишине все больше преображает нас в Христа, потому что оно помогает обуздывать язык. И здесь мы видим, что от сдерживания языка происходит сдерживание «всего тела». Глядя на такое влияние языка на всю нашу жизнь, становится понятно, почему Даллас Вилард говорит о тишине и уединении, как о «самой радикальной дисциплине для духовной жизни».

Одна из причин, по которой дисциплина тишины и уединения может быть такой преобразовывающей, состоит в том, что она помогает нам учиться другим духовным дисциплинам. Она обычно является частью, например, молитвы и индивидуального насыщения Словом Божьим. Она является неотъемлемой частью личного поклонения. Уединяясь в тишине, мы можем увеличить упражнение в таких дисциплинах, как обучение и ведение дневника. Но в основном дисциплина тишины и уединения является такой существенной потому, что предоставляет нам время подумать о жизни и послушать Бога. Мы все знаем, что никто из нас не делает этого достаточно. Несколько поколений назад большинство из наших предков проводили свои дни, работая на полях или в доме, где были слышны только звуки природы и человеческие голоса. Тогда не было электронных средств массовой информации, и поэтому их мало что отвлекало от голоса совести и тихого кроткого голоса Бога. Я говорю об этом не для того, чтобы мы идеализировали «старые добрые времена» (Екклесиаст 7: 10 говорит, что это грех) или старались вернуть их назад. Я просто подчеркиваю то, что было сказано в начале этой главы: технологические достижения принесли с собой огромное искушение избежать тишины. Расширяя наше восприятие новостей и всевозможной информации, мы можем поплатиться нашей духовной глубиной, если не упражняем себя в тишине и уединении.

Помните, что величайшей целью участия в этих дисциплинах является благочестие, возможность уподобиться Иисусу, возможность все больше освящаться. Остин Фельпс в своей книге «Тихий час» писал:

«Говорят, что ни одно великое достижение литературы или науки не достигалось человеком, который не любил уединения. Мы можем смотреть на это, как на элементарный принцип религии: ни один существенный рост в святости не был совершен человеком, который не уделял время частому уединению с Богом».

Советы по поводу тишины и уединения

Некоторым людям дисциплина тишины и одиночества нравится так же, как чтение книги с потрясающими приключениями. Но вместо того чтобы лично участвовать в этой дисциплине, они восхищаются ею только со стороны. Они мечтают о ней, но не практикуют ее. Далее приводится некоторая практическая помощь, как сделать тишину и уединение более реальным и привычным.

Минутные уединения

В том месте, где я живу, есть христианская радиостанция, которая уделяет около 30 секунд тому, чтобы подчеркнуть огромную духовную пользу, которую приносит тишина. Затем следуют десять секунд молчания, чтобы продемонстрировать то, о чем говорилось. Такой неожиданный момент молчания оставляет очень заметный отпечаток на слушателей.

На протяжении вашего дня вы тоже можете освежиться таким же образом в подходящий момент. Когда вы остановились на свет светофора или когда едете в лифте, вы можете «на минутку уединиться», проведя это время в тишине и безмолвии. Используйте время молитвы перед едой в качестве паузы для духовной цели. Если вы говорите по телефону и ваш собеседник временно отлучился, употребите этот момент для практики этой духовной дисциплины.

Я не могу дать советы относительно обстоятельств каждого человека, но я могу призвать вас найти такие «минуты уединения», которые могут наделить силой даже самые занятые дни.

Конечно же, суть не в том, чтобы просто сесть и задержать дыхание. Я призываю вас к тому, чтобы вы взирали на Христа и прислушивались к Его Духу. Это и есть практикование того, о чем мы поем в гимне: «Все дни мои возьми Себе, пусть текут они в нескончаемой хвале». Пользуйтесь этими возможностями, когда они неожиданно предоставляются вам, и сосредотачивайтесь исключительно на Нем и на жизни по Духу. Даже если у вас есть всего несколько секунд, даже если вокруг вас не совсем тихо и это не полностью уединенное место, наслаждайтесь тем оживлением, которое можно найти только в сознательном присутствии Иисуса Христа.

Цель ежедневного упражнения в тишине и уединении

Все, без исключения, мужи и жены, которых я знаю, очень быстро и явно возрастающие в благочестии, ежедневно посвящают время уединению с Богом. Этими моментами внешней тишины является время молитвы и насыщения от Слова Божьего. Во время такого уединения как раз и происходит личное поклонение.

Такое ежедневное посвящение нелегко развивать, потому что мы ведем занятую жизнь, и к тому же у нас есть враг, который прекрасно понимает, какими могут быть последствия такого посвящения. Миссионер-мученик Джим Эллиот сказал об этом сражении: «Я думаю, что дьявол полностью овладел и управляет тремя элементами нашей жизни: шумом, спешкой и толпами… Сатана прекрасно осознает силу тишины». Наши дни более чем преисполнены шумом, спешкой и ответственностью… И если мы не уделяем ежедневно время уединению с Богом, то все это устремится наполнить наше время, как вода наполнила «Титаник».

Это ежедневное время уединения и тишины перед Богом является источником нашей жизненной силы. Те, кто постоянно упражняют себя в тишине и уединении, со временем начинают получать удовольствие от таких «минутных уединений». Человек, который редко занимается физкультурой, с огромным трудом может взобраться наверх по ступенькам или пробежать километр. А тот, кто упражняется каждый день, делает это с легкостью. Точно так же и человек, который ежедневно упражняется в духовном, больше всего наслаждается как от «минутных уединений», так и от продолжительных периодов тишины и покоя.

Уединение в тихие и уединенные места

«Удаление» на продолжительный промежуток времени с целью найти тишину — это может быть простое уединение в пустой комнате вашей церкви, где можно провести полдень, вечер или субботу. Можно также провести вечер или выходные на даче.

Когда вы удаляетесь подобным образом, иногда вам не хочется брать с собой ничего, кроме своей Библии и записной книжки. В другой раз вам ужасно хочется взять с собой книгу, которая, по вашему мнению, должна оставить драматический отпечаток на вашей жизни. Такие удаления очень помогают добиться целей, которые вы ставите перед собой.

Если вы никогда не проводили вечер, полдня или больше времени в тишине и уединении, вам может быть интересно, чем можно заниматься все это время. Я бы посоветовал вам сделать небольшой план на это время, потому что вы будете удивлены, как быстро оно пролетит. Вам совсем не обязательно рабски исполнять все, что вы изложите в этом плане. Если хотите, можете поспать, даже днем, если нужно. Но этот план может помочь вам использовать время так, чтобы достигнуть поставленных целей, а не просто провести его беспечно.

Хотя такие уединения на один вечер в отдаленные места могут принести много пользы, вам не следует выжидать таких моментов, когда вы, как Илия, можете отправиться на гору Хорив на сорок дней, прежде чем вы начнете упражняться в тишине и покое. Помните, что все духовные дисциплины, включая и эту, нужно проводить всем подряд, причем в тех местах, где проходит наша повседневная жизнь.

Особые места

Определите особые места, где можно побыть в тишине и покое. Найдите их или у себя в доме, или где-нибудь поблизости того места, где вы живете.

У уэльского пророка-проповедника Хоуэла Харриса, друга Джорджа Уитфилда, такое особое место для тишины и покоя было в церковном здании. Описывая его время перед евангельским служением, Арнольд Дилламор, написавший биографию Уитфилда, говорит:

«Б эти дни Харрис еще мало что знал о божественных вещах. Он просто знал, что любит Господа и хочет любить Его еще больше, и для этого он выискивал укромные уголки, где мог бы уединиться с Богом в молитве. Одним из его любимых мест была церковь в Лангасти — поселке, где он раньше преподавал в школе.

Однажды, вскоре после обращения, он вскарабкался на часовню, чтобы остаться наедине с Господом.

В тот день, пробыв в молитве несколько часов, он пережил ошеломляющее ощущение присутствия и силы Бога. Та одинокая церковная башня стала для него Святым Святых. Позже он писал: «Я вдруг почувствовал, что мое сердце начало таять внутри меня, как тает воск перед огнем. Оно таяло из-за любви к Богу, моему Спасителю; я ощущал не только любовь и мир, но также страстное желание раствориться во Христе. Из глубины моей души раздавался крик, с которым я был совершенно незнаком до этого: «Авва Отче!»… Я знал, что я Его чадо и что Он любит и слышит меня. Моя наполненная и пересыщенная душа вопияла: «Довольно! Я удовлетворен! Дай мне силу, и я последую за Тобой через огонь и воду»».

Джонатан Эдварде находил уединение в открытом поле. Путешествуя по реке Коннектикут, он записал: «В субботу мы пошли вдоль берега из Сейбрука до перевала и там соблюли субботу; я один гулял на открытых полях, и это был такой прекрасный и свежий день!» Но обычно он удалялся в леса для тишины и уединения с Богом: «Я выезжал в леса, чтобы улучшить свое здоровье, и, сойдя с коня в уединенном месте, по своему обычаю, уходил для божественного созерцания и молитвы». Возможно, вы не живете рядом с лесами или полями, но неподалеку от вас может быть парк, где можно прогуляться, поразмыслить и помолиться без многочисленных отвлечений. В моей церкви есть один фармацевт, который, возвращаясь с работы, останавливается на несколько минут в парке в двух кварталах от его дома, чтобы побыть в тишине и уединении перед тем, как ехать домой. Моим любимым местом является парк Мортон Арборетум возле моего дома.

Досон Тротман постоянно уходил на холм в конце его улицы. «Здесь он проводил драгоценные часы один, молясь вслух, воспевая хвалу Господу, цитируя обетования Писания, которые наполняли его разум».

Один из моих лучших друзей берет почтовые открытки, на которых записывает нужды и просьбы, и гуляет кварталами, в тишине изливая свое сердце перед Богом.

У Сюзанны Уэсли, матери Джона и Чарльза, была очень большая семья, и на протяжении многих лет она очень редко оставалась практически одна. Известно, что когда ей были нужны тишина и покой, она накрывалась своим фартуком и под ним читала Библию и молилась. Фартук, конечно же, не защищал ее от всего шума, но это было знаком для ее детей, что в те минуты ее нельзя беспокоить, и старшие дети смотрели за младшими.

У вас, как у Сюзанны Уэсли, может и не быть идеального места, и оно может меняться время от времени, но все равно вы можете найти себе какое-то место для достижения благочестия через тишину и уединения. Где ваше особое место?!

Обмен ежедневными обязанностями

Организуйте систему обмена ежедневными обязанностями с вашим супругом или другом, если необходимо, для того, чтобы иметь свободу для продолжительного времени тишины и уединения.

Ваша первая реакция на идею провождения продолжительного времени в этой дисциплине могла быть такой: «Вы не знаете, в каком я положении! Мне нужно кормить семью и заботиться о ней. Я не могу просто так взять и оставить ее на несколько часов сразу!»

Большинство людей, включая тех, кто упражняются в тишине и уединении, имеет похожие обстоятельства, которыми нельзя пренебрегать. Самый практический и простой способ преодолеть эту проблему — попросить вашего мужа (жену) или друга временно взять на себя ваши обязанности, чтобы вам можно было немного побыть одному. А потом вы можете отплатить ему таким же или другим служением. Матери маленьких детей говорят мне, что это самый лучший и практический способ получить возможность уделять продолжительное время этой дисциплине.

Небольшое предостережение: повседневная обычная жизнь может ударить особенно тяжело, когда вы опять возвращаетесь домой. Одна мать пятерых детей сказала мне, что она смягчает этот удар тем, что приготавливает пищу заранее, перед уездом, чтобы потом ее осталось только разогреть в микроволновой печи. Если после своего возвращения она находит беспорядок везде, она может убрать все, не беспокоясь о срочном приготовлении пищи. Такие жесткие удары реальности только подтверждают нашу огромную нужду в освежении через тишину и уединение.

Более широкое применение

Стремитесь ли вы ежедневно уделять время тишине и уединению?

Когда возводился храм Соломона, «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Царств 6:7). Подобным образом наш личный храм Святого Духа (1 Коринфянам 6:19) нужно строить с перерывами тишины и уединения. Постарайтесь, чтобы такие удаления были у вас каждый день. Чем больше вы заняты, чем возбужденнее ваш мир, тем больше вам нужно ежедневно пребывать в тишине и уединении.

А.У. Тозер сказал об этом более широко: «Удаляйтесь от мира каждый день в какое-нибудь личное место, даже если это просто спальня (было время, когда я удалялся в кладовку, т.к. лучшего места не было). Оставайтесь в этом тайном месте до тех пор, пока окружающие вас звуки не начнут испаряться из вашего сердца и ощущение Божьего присутствия не заполнит вас… Вслушивайтесь во внутренний голос до тех пор, пока не научитесь различать его. Прекратите всякие попытки соревноваться с другими. Представьте себя Богу и будьте самим собой, не смотря на то что думают другие… Учитесь внутренне молиться каждую минуту. Со временем вы сможете делать это даже во время работы…

Старайтесь читать только то, что является важным для вашей внутренней жизни. Смотрите, чтобы ваш разум никогда не оставался рассредоточенным слишком долго. Зовите домой ваши блуждающие мысли. Пристально всмотритесь в Христа глазами вашей души. Старайтесь быть духовно сосредоточенными. Все это является показателем правильного отношения к Богу через Христа и ежедневного размышления над Писанием. Без всего этого нам ничто не поможет; но если у нас есть все это, духовное упражнение в конце концов умертвит все внешние нечестивые раздражители и более приблизит нас к Богу и к нашим собственным душам».

Как телу нужны каждый день сон и отдых, так и душе каждый день нужны молчание и уединение. Эта дисциплина способна проветрить ваш разум и разгладить морщины вашей души. Старайтесь каждый день побыть немного в покое, чтобы познавать Бога через Его Слово и молитву.

Стараетесь ли вы проводить продолжительное время в тишине и уединении?

Стремитесь к этому. Внесите такие дни в ваше расписание. Если вы не начнете действовать решительно, суета и обязанности повседневной жизни увеличатся, чтобы заполнить все ваше время и удержать вас от долгих периодов уединения с Богом.

Вам может понадобиться много времени, чтобы отогнать все сомнения или перестроиться духовно. Так сделал Френсис Шеффер во время его критического периода тишины и уединения в 1951 году. Глядя на двуликую реальность, он пришел к кризису. Свои терзания он описал так:

«Во-первых, мне казалось, что среди тех, кто занимал ортодоксальную позицию, я не видел реального проявления тех вещей, которые, согласно Библии, должны быть плодом христианства. Во-вторых, я все больше видел, что моя собственная реальность уже не была так наполнена силой, как в первые дни моего обращения в христианство. Я осознал, что должен вернуться и в простоте сердца обдумать мое положение».

Такой кризис был достаточно серьезным, чтобы пребывать продолжительное время в тишине и уединении. Он сказал о периоде этих дней:

«Когда погода была ясной, я уходил в горы, а когда шел дождь, я ходил взад и вперед по сеновалу старого загородного домика, в котором мы жили. Я ходил, молился, все время размышлял над тем, чему учит Писание, обдумывая при этом свои собственные причины обращения в христианство».

Со временем он увидел, что его беда была в недостатке понимания того, что говорит Библия о значении работы, которую совершил Христос для нас. И спустя еще немного Шеффер сказал, что солнце опять взошло и песнь снова стала слышна. Те дни тишины и уединения были основным поворотным моментом в его жизни, они были основанием, на котором было построено его уникальное и знаменитое служение в Эл-Абрй, Швейцария.

Возможно, вам нужно остаться наедине с Богом и рассказать Ему о своих сомнениях и непониманиях. Если у вас наступил кризис веры, то вам нужно много времени для молитвы, глубокого размышления и исследования своей души. Вы рискуете очень многим, если пренебрегаете этим кризисом или смотрите на него поверхностно. Если бы вашему телу что-то угрожало, вы бы уделили все необходимое время, чтобы обеспечить ему безопасность. Если в опасности ваша душа, вам тем более следует сделать все возможное, чтобы вновь обрести покой.

Не думайте, что продолжительные периоды тишины и уединения нужны только для того, чтобы избавиться от сомнений и срочно позаботиться о душе. В своих мемуарах Адонирам Джудсон, первый американский миссионер, рассказывает такую историю:

«Однажды он жутко устал от переводов и, очень нуждаясь в отдыхе, отправился за холм в джунгли. В это место, удаленное от всякого обитания человека, он принес свою Библию и сел под дикими деревьями джунглей почитать, поразмышлять и помолиться. К ночи он вернулся в свой «эрмитаж » (бамбуковый домик, который он соорудил на опушке джунглей)».

Джудсон провел сорок таких невероятных дней в джунглях Бирмы, полных опасностей. Но нам сказано о таком стиле жизни, что «он принял его на время». Зачем ему было ломать свое установившееся расписание ради такого долгого периода тишины и уединения? В его биографии сказано, что это было «как средство морального улучшения, благодаря которому вся его будущая жизнь могла пройти в большей гармонии с совершенным примером Спасителя, Которому он поклонялся». Джоудсон пребывал продолжительное время в тишине и уединении с целью отдохнуть, быть полезным в будущем и «с целью достигнуть благочестия». Не следует ли вам стараться делать то же самое (даже если сорок часов выглядят для вас реальнее, чем сорок дней)?

Начнете ли вы сейчас?

Время для тишины и уединения зачастую будет очень трудно выделить из вашего расписания. Мир, плоть и враг вашей души позаботятся об этом. Но если вы устремитесь к тому, чтобы выполнять это, сожалеть вы будете только о том, что не начали раньше.

Не думайте, что каждый раз тишина и уединение будут иметь такой же эффект на вашу жизнь, каким был эффект у некоторых людей, которых мы процитировали из христианской истории. Такие грандиозные результаты и возвышенные эмоции встречаются не всегда. Чаще всего эмоции бывают простыми и спокойными. Тем не менее как и все духовные дисциплины, тишина и уединение являются очень полезными, даже если иногда вы считаете, что «ничего особенного» вы не испытываете. Почему бы не начать это освежающее упражнение сейчас?

Слова Джонатана Эдвардса были бы подходящим напоминанием:

«На некоторых это производит огромное впечатление, когда они находятся в понимании, но они не делают ничего, что имело бы хоть какое-нибудь отношение к тайному, глубокому размышлению, молитве и преображению с Богом наедине, оставшись отделенными от мира. Истинный христианин, несомненно, наслаждается религиозным христианским общением и находит в нем много такого, что влияет на его сердце; но он также наслаждается временами удаления от человечества, чтобы слиться с Богом в уединении. Это тоже во многом помогает его сердцу и требует от него привязанности. Истинная религия располагает людей проводить много времени в уединенных местах для святого размышления и молитвы… Это и является природой истинной благодати. Однако частью этой природы, несомненно, является любовь к христианскому обществу, она любит, когда оно наслаждается удалением и тайным соединением с Богом».

Посвятите ли вы себя дисциплине тишины и уединения?

Если вы когда-нибудь переживали Божью спасающую благодать, то тишина и уединение должны быть для вас как сказал Эдварде, «наслаждением», истинным потоком ‘свежести, радости и преображения.

Если бы у меня было все это, я бы мог поспорить с вами на два миллиона рублей.