3. Насыщение Словом для достижения благочестия-2

Христианский рост тесно связан с дисциплиной. Скорость, с которой человек растет духовно, и степень, до которой он растет, зависят от дисциплины. Это есть упражнение в методах достижения духовного роста.

Ричард Халверсон, Д. Г. Келя, «Упражнение в искусстве самотренировки»

Два брата прогуливались по владениям своего отца аллеями, засаженными деревьями. Прогуливаясь, они подошли к одному молодому дереву, полному плодов. Они оба наелись досыта вкусных фруктов, и, когда уходили, один собрал все оставшиеся плоды и унес их к себе домой. А его брат взял само дерево и пересадил его в свой сад. Дерево цвело и постоянно приносило щедрый урожай, поэтому у этого человека постоянно были плоды, в то время как у того брата не было ничего.

Библия подобна плодоносному дереву из этой истории. Просто слушать Слово Божье — это быть подобным первому брату. Вы можете набрать много плода от неожиданной встречи и даже унести домой столько, чтобы питаться несколько дней, но как бы долго это ни было, это не сравнимо с тем, чтобы иметь свое собственное дерево. Через упражнения в чтении и изучении мы пересаживаем это дерево в свой сад и можем наслаждаться его плодами. Среди духовных упражнений мы также находим орудия запоминания, размышления и применения, которые щедро увеличивают урожай, собранный с нашего дерева.

Методы и польза запоминания Божьего Слова

Многие христиане смотрят на духовное упражнение в запоминании Божьего Слова, как на что-то равносильное мученической смерти. Вы просите их запоминать стихи Библии, и они реагируют на это с таким же рвением, как будто вы просите их добровольно броситься на съедение львам Нерона. Почему такое происходит? Возможно, потому, что у них это ассоциируется с тем, как от них в школе требовали заучить материал, который в основном был неинтересным и представлял собой мало ценности. Мы также часто слышим, как люди, оправдываясь, ссылаются на свою плохую память. Но если бы я предложил вам тысячу долларов за каждый стих, вы бы смогли запомнить его за семь дней? Разве ваше отношение и способность запоминать Писание не улучшились бы? Но никакое финансовое вознаграждение не сравнимо с ценностью сокровища Божьего Слова, накапливаемого в вашем уме.

Запоминание дает духовную силу

Когда Писание хранится в вашем уме, Святой Дух может напомнить вам место Писания, которое вам больше всего нужно. Вот почему автор 118-го Псалма написал: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (стих 11). Одно дело, когда вы, например, смотрите что-то или думаете о чем-то, зная, что вы не должны думать об этом. Но когда в нужный момент вы вспомнили конкретный стих, как, например, Колоссянам 3:2: «О горнем помышляйте, а не о земном», у вас появляется сила преодолеть это искушение.

Когда Святой Дух открывает подобный определенный стих, это является иллюстрацией того, что говорится в Ефесянам 6:17 о мече духовном, который есть слово Божье. Истина Писания, уместная для конкретной ситуации, которую вы можете вспомнить в нужный момент с помощью Духа Святого, может являться оружием, играющим главную роль в духовном сражении.

Самый лучший пример этому — противостояние Иисуса сатане в безжизненной иудейской пустыне (Матфея 4:1-11). Каждый раз, когда враг искушал Иисуса, Он отражал его духовным мечом. Это были конкретные места Писания, которые Иисус вспомнил благодаря действию Святого Духа и которые помогли Ему одержать победу. Один из способов, которым мы можем одержать победу, как Иисус, это запоминать Писание, чтобы Дух Святой мог напомнить нам нужное место в нужное время.

Запоминание укрепляет вашу веру

Хотите, чтобы ваша вера укреплялась? Какой христианин не хочет этого? Одно из того, что вы можете делать, чтобы укреплять веру — это упражнять себя в запоминании Писания. Давайте посмотрим на Притчи 22:17-20; там сказано: «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении»… Слова: «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию», конечно же, относятся к запоминанию Писания. Заметьте причину для сохранения мудрых слов Писания, которая здесь дается: «Они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа». Запоминание Писания укрепляет вашу веру, потому что вы повторно закрепляете истину в своем уме тогда, когда вам просто нужно услышать ее опять.

Наша церковь пыталась построить новый центр поклонения. Мы чувствовали, что если мы построим здание, не залезая при этом в долги, то этим мы сможем значительно почтить Бога. Были времена, когда моя вера в Божье обеспечение начинала ослабевать. И чаще всего мою веру обновляло именно то, когда я вспоминал о Божьем обетовании, записанном в Первой книге Царств 2:30: «Я прославлю прославляющих Меня». Память Писания — это как арматура прогибающейся веры.

Запоминание, свидетельство и давание советов

В день Пятидесятницы (иудейский праздник, когда Дух Святой впервые сошел, чтобы жить в христианах) апостол Петр был внезапно вдохновлен Богом встать и проповедовать народу об Иисусе. Большинство из того, что он говорил, состояло из цитат Ветхого Завета (смотрите Деяния 2:14-40). Хотя между удивительно вдохновленным служением Петра и нашими духовными разговорами существует заметная разница, его пример показывает, как память Писания может подготовить нас к неожиданной возможности свидетельствовать или давать советы.

Недавно я рассказывал о Христе одному человеку. И он сказал что-то такое, что напомнило мне один стих из Писания. Я процитировал ему этот стих, и это стало решающим моментом разговора. Закончилось это тем, что он верой принял Христа. Подобное часто случается, когда мы даем советы. Но этих стихов у вас не будет на устах, если они не сокрыты сперва в вашем сердце.

Методы Божьего руководства

Псалмопевец сказал: «Откровения Твои — утешение мое, советники мои» (Псалом 118:24). Как Святой Дух кладет нам на ум духовные истины из наших банков памяти, когда мы даем советы другим, точно так же Он напоминает их нам, обеспечивая нас руководством в нужное время.

Очень часто я пытаюсь решить, сказать ли мне в данной ситуации то, что я думаю, или нет, и Господь напоминает мне Ефесянам 4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Я уверен, что иногда я не различаю голоса Святого Духа, но Его водительство становится таким ясным и очевидным, когда Он напоминает мне подобные стихи Писания! Но это осуществимо только при тренированном запоминании Писания.

Запоминание стимулирует мышление

Крайне недооценивается то, что запоминание Писания дает нам пищу для размышлений над Словом. Когда вы запомнили стих из Писания, вы можете размышлять над ним где угодно, в любое время дня и ночи. Если вы любите Божье Слово настолько, чтобы запоминать его, вы можете воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Псалом 118:97). Ведете ли вы машину, едете ли на поезде, ожидаете ли свой самолет, стоите ли в очереди, качаете ли ребенка, едите ли — вы всегда можете извлекать пользу из духовного упражнения в размышлении, если сохраняли в памяти Слово.

Слово Божье — это «меч духовный», но Дух Святой не может дать вам оружие, если вы не отложили его прежде в оружейной своего ума. Представьте, что вы нуждаетесь в руководстве, чтобы принять какое-то решение, или сражаетесь против серьезного искушения и вам нужна победа. Святой Дух бросается к вашему умственному арсеналу, распахивает дверь, но все, что Он там находит — только Иоанна 3:16, Бытие 1:1 и Великое Поручение. Это грандиозные мечи, но не для всякой битвы. Как же нам пополнять наш личный духовный арсенал мечей, которыми может пользоваться Дух Святой?

Вы можете запоминать Писание

Большинство людей думает, что у них плохая память, но это не так. Как мы уже обнаружили, в основном проблема с запоминанием заключается в желании. Если вы помните дату своего рождения, номер своего телефона, свой адрес и имена своих друзей, то вы так же способны помнить Писание. Вопрос здесь в том, желаете ли вы дисциплинировать себя и заниматься этим или нет.

Когда Досон Тротман, основатель христианской организаций «Навигаторы» «обратился к вере во Христа в 1926 году, он начал заучивать каждый день по одному стиху из Библии. В то время он был водителем грузовика на лесозаготовительной базе в Лос-Анджелесе. Во время езды по городу он работал над своим очередным стихом весь день. За первые три года христианской жизни он заучил свою первую тысячу стихов. Если он мог запоминать более 300 стихов в год, то тем более мы можем как-нибудь запомнить несколько стихов.

Иметь план

В христианских книжных магазинах есть сейчас несколько хороших обработанных планов запоминания Писания. Но, возможно, вы предпочтете учить выборочные стихи по конкретной ситуации, которую Бог поместил в вашу жизнь прямо сейчас. Если ваша вера слаба, запоминайте стихи о вере. Если вы боретесь с плохой привычкой, найдите стихи, которые помогут вам одержать победу над ней. Один человек сказал Досону Тротману, что ему страшно следовать его примеру, т.к. он боится возгордиться. Тротман ответил: «Тогда пусть твои первые десять стихов будут о смирении!» Вы также можете запоминать целый раздел Писания, например Псалом, а не отдельные стихи.

Выписывать стихи

Ведите список стихов на листке бумаги или записывайте каждый стих на открытку.

Рисовать напоминающие картинки

Здесь не нужно изощряться, а просто набросать несколько линий или штрихов возле каждого стиха. Но этот принцип рассчитан на вашу зрительную память. Один простой рисунок

может напомнить вам массу слов, особенно если рисунок изображает действие, описываемое в этом стихе. Например, возле Псалма 118:11 вы можете примитивно изобразить сердце с Библией в середине, что будет напоминать вам о сохранении Божьего Слова в сердце. Для Ефесянам 6:17 прямым напоминанием послужит эскиз меча. Этот метод покажется вам практически полезным, если запоминать несколько последовательных стихов.

Я понимаю, что вы, наверное, не лучший художник, чем я, но не обязательно показывать кому-то эти картинки. Они могут облегчить запоминание Писания.

Запоминание стихов дословно

Существует огромное искушение понизить этот стандарт, особенно когда стих учится впервые. Нельзя просто ознакамливаться или запоминать суть или объяснение стиха. Без объективного стандарта измерения цель неясна, и вы можете продолжать понижать этот стандарт, пока совсем не остановитесь. Более того, не запомнив стих дословно, вы теряете уверенность, используя его в разговоре или свидетельстве. Итак, хотя сначала трудно запоминать «каждую букву и черту», впоследствии это станет легче и продуктивнее в использовании. Между прочим, стихи, заученные дословно, легче запомнить, чем те, которые вы заучили не так точно.

Найдите метод ответственности

Из-за нашей склонности к лени, большинству из нас требуется больше ответственности перед запоминанием Писания, чем перед другими упражнениями. И чем больше мы заняты, тем больше мы склонны оправдывать себя в отступлении от этого обязательства. Некоторые люди, как Досон Тротман, создают свои методы ответственности перед этим упражнением и остаются верными им. Большинство христиан, однако, остаются более последовательными в этом, когда встречаются или- регулярно говорят об этих стихах с кем-либо, причем как с верующими, так и с неверующими.

Повторять и размышлять каждый день

Никакой принцип запоминания Писания не важен так, как принцип повторения. Без соответствующего повторения вы в конце концов утратите большинство из того, что вы помните. Но как только вы действительно изучили стих, вы можете повторять его в своем уме всякий раз, когда вам придется говорить о нем. Зная стих очень хорошо, его можно повторять и вспоминать раз в неделю, в месяц или даже раз в шесть месяцев, чтобы точно помнить его. Тем не менее нет ничего необычного в том, чтобы отводить 80% вашего времени, в которое вы запоминаете Писание, на повторение. Не жалейте посвящать столько времени шлифовке ваших мечей. Лучше радуйтесь, что у вас их так много!

Прекрасное время для повтора ваших лучше запомнившихся стихов — это время перед сном. Так как вам не нужно смотреть в Библию, вы можете повторять их и размышлять над ними, пока засыпаете, или когда у вас бессонница. Если вы не можете не спать, то ничего страшного, вы же все равно должны поспать. Но если вам не спится, вы можете заниматься очень полезным и приятным делом, возобновляя в вашей памяти всю эту информацию.

Заканчивая этот раздел упражнений в запоминании Писания, напомню, что запоминать — это еще не все. Цель не в том, чтобы увидеть, сколько стихов вы можете запомнить; целью является благочестие. Цель в том, чтобы запоминание Слова Божьего могло преобразить наши умы и жизни.

Даллас Виллардс сказал по этому поводу: «Будучи пастором, учителем и советником, я постоянно видел преображение внутренней и внешней жизни, приходящее от простого запоминания Писания и размышления над ним. Я сам никогда бы не решился быть пастором церкви или вести такой проект христианского обучения, в котором не было бы программы запоминания самых известных мест Писания».

Размышление над Божьим Словом — методы и польза

Одна из печальных сторон нашей совершенной культуры такова, что размышление в основном характерно для нехристианских форм учения, а не для библейского христианства. Даже среди верующих такое понятие, как медитация, или размышление, чаще всего ассоциируется с йогой, трансцендентальной медитацией, расслабляющей терапией или с движением «Новый век». Так как медитация является очень важной частью многих ложных духовных групп и движений, некоторые христиане опасаются этого и с подозрением смотрят на само это слово (которое в русском языке означает «размышление») и на людей, занимающихся этим. Но мы должны помнить, что размышлять (в христианском смысле этого слова) нам сказано самим Богом, и мы видим, что так делали благочестивые люди в Писании. Если культы используют крест в качестве символа, это не значит, что церковь должна прекратить использовать его. Точно так же мы не должны сторониться духовного размышления только потому, что мир использует его для своих целей.

Вид размышления, о котором говорится в Библии, совершенно отличается от других видов медитации. Некоторые практикуют медитацию, в которой нужно делать все возможное, чтобы освободить свой разум, в то время как при христианской медитации ваш разум наполняется Богом и истиной. Для некоторых медитация является попыткой достигнуть полной умственной пассивности, но библейская медитация основывается на созидательной активности ума. Мирская медитация представляет собой способы визуализации, предназначенные для «создания своей собственной реальности». В истории христианства всегда имело место освященное использование данного нам Богом представления и размышления. Представление служит нам помощником размышлять над тем, что истинно (Филиппийцам 4:8). К тому же, вместо «создания своей собственной реальности через визуализацию», мы связываем медитацию с молитвой Богу и ответственным занятием исполненного Духом человека с целью добиться благочестивых перемен.

В придачу к этим различиям, медитацию можно определить еще и как глубокое размышление над истинами и духовными реальностями, явленными в Писании, с целью понять их и научиться их применять. Медитация идет дальше слушания, чтения, изучения и даже запоминания, которые используются для углубления в Слово Божье. Простую аналогию этого можно провести с чашкой чая. Вы являетесь чашкой горячей воды, а изучение Писания представлено пакетиком чая. Когда вы слышите Слово Божье, это подобно тому, как пакетик чая один раз макают в чашку. Немного чаевого экстракта поглощается водой, но еще не столько, сколько после более длительного нахождения пакета. В этой аналогии чтение, изучение и запоминание Божьего Слова предоставлены дополнительными погружениями пакета чая в чашку. Чем чаще чай макается в воду, тем больше эффекта это производит. Однако медитация подобна полному погружению пакета в чай до тех пор, пока экстракт чая не растворится в воде полностью и чай не станет коричневым.

Иисуса Навина 1:8 и обещание успеха

В Книге Иисуса Навина 1:8 мы находим определенную духовную связь между успехом и размышлением над Словом Божьим. Когда Господь поручал Иисусу Навину занять место Моисея и стать мудрецом Его народа, Он сказал ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».

Мы должны помнить, что успешность и процветание, о которых здесь говорит Господь — это успешность в Его глазах, а не в глазах мира. Глядя на перспективу Нового Завета, мы знаем, что в основном это обетование относится к процветанию души и духовному успеху (хотя этот успех будет, естественно, приходить в какой-то мере также и от наших дел, если мы живем согласно Божьей мудрости). Но тем не менее не станем терять из виду отношение размышления над Божьим Словом к успеху.

Истинный успех обещан тем, кто сосредотачивается на Слове Божьем, кто глубоко размышляет над Писанием не просто раз в день, а в определенные моменты дня и ночи. Они размышляют так много, что Писание пропитывает их разговоры и общение. Плодом их размышления является действие. Они исполняют то, что написано в Слове Божьем, и в результате этого Бог делает успешными их пути.

Как упражнение в размышлении изменяет нас и выводит нас на пути Божьего благословения? Давид сказал в 38-м Псалме, стих 4: «В мыслях моих разгорелся огонь». В еврейском Писании в этом месте употребляются те же слова, что и в Иисуса Навина 1:8. Когда мы читаем, слышим или запоминаем огонь Божьего Слова (Иеремии 23:29), дополнительное размышление становится подобным кузнечным мехам для раздувания огня. Чем ярче пылает пламя, тем больше оно дает света (видения и понимания) и тепла (страсть к послушному хождению). «Тогда, — говорит Господь,- ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».

Почему же насыщение Божьим Словом часто оставляет нас голодными и почему мы не преуспеваем в нашей духовной жизни? У пуританского пастора Томаса Уотсона есть ответ: «Причина, по которой мы остаемся такими холодными после чтения Слова заключается в том, что мы не согреваемся огнем размышления».

Псалом 1:1-3 — обещания

Божьи обещания в Псалме 1:1-3 относительно размышления являются такими же щедрыми, как и обещание в книге Иисуса Навина 1:8:

Poetry

Псалом Давида.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей;

Но в законе Господа воля его,

и о законе Его размышляет он день и ночь!

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,

которое приносит плод свой во время свое,

и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Мы думаем о том, что доставляет нам радость. Два человека, которые романтически восхищены друг другом, думают друг о друге весь день. И когда мы восхищены Божьим Словом, мы думаем о нем, т.е. мы размышляем над ним все время, днем и ночью. Результатом такого размышления является настойчивость, плодоносность, стабильность и процветание. Один писатель четко выразил это словами: «Лучше всего процветают те, кто размышляют больше всего».

Дерево вашей духовной жизни цветет лучше всего при размышлениях, потому что они помогают впитывать воду Божьего Слова (Ефесянам 5:26). Простое слушание или чтение Библии подобно короткому ливню на сухую землю. Несмотря на количество и силу дождя, большинство воды просто утекает и только очень немного впитывается в землю. Размышление взрыхляет почву нашей души и позволяет воде Божьего Слова просачиваться глубоко внутрь. И результатом этого является необычайная плодоносность и духовное процветание.

Автор 118-го Псалма был уверен, что он мудрее всех своих врагов (стих 98). Более того, он сказал: «Я стал разумнее всех учителей моих» (стих 99). Почему такое произошло? Потому что он слышал или изучал, или читал, или запоминал Божье Слово больше, чем все его враги и учителя? Скорее всего, что нет. Псалмопевец был мудрее не из-за большего количества поглощенного Слова, а из-за большего количества полученных откровений. И как же он приобрел больше мудрости, откровений и разумения, чем другие? Вот его объяснение:

Poetry

«Заповедию Твоею Ты соделал меня

мудрее врагов моих;

ибо она всегда со мною.

Я стал разумнее всех учителей моих;

ибо размышляю об откровениях Твоих»

(Псалом 118:98-99).

Возможно, на вас обрушивается обильный поток Божьей истины, но если вы не поглощаете ее, вам это мало что даст. Размышление — это и есть поглощение.

Я считаю, что размышление является даже более важным для духовной плодоносности и процветания в наши дни, чем во дни древнего Израиля. Даже если поглощение Божьего Слова было таким же, псалмопевец никогда не мог представить себе того плотского потока информации, который обрушивается сейчас на нас. Прибавьте к этому еще некоторые наши современные ответственности и результатом будет умственное рассредоточение и отвлечение, которое душит наше поглощение Писания. Мне сказали, что благодаря информационному взрыву, который удваивает общий объем человеческих знаний каждые несколько лет, мы уже дошли до того, что обычное еженедельное издание «Нью-Йорк Тайме» содержит больше информации, чем Джонатан Эдварде в восемнадцатом веке мог узнать за всю свою жизнь. Конечно же, у него было много ответственных дел, требующих времени (например, забота о своем коне), о которых мы сегодня не беспокоимся. Но, с другой стороны, ему ни разу в жизни не пришлось ответить ни на один телефонный звонок! Несмотря на его беспокойства, его разум, как разум псалмопевца, не был отвлечен мимолетными моментальными новостями мира, телевидением и радио, сотовыми телефонами, личными стереосистемами, постоянным передвижением, рекламой, получаемой по почте, и так далее. Из-за всего этого собраться с мыслями, особенно сосредоточить их на Боге и Писании, нам сегодня труднее, чем когда-либо раньше.

Это является частью огромной загадки, которая начала проясняться для меня. Я часто удивлялся, как люди, жившие сотни лет назад, могли с пером в руках производить больше, чем современные писатели с печатными машинками и компьютерами. Я недавно получил экземпляр христианского словаря Ричарда Бакстера. Это практическое руководство, относящееся буквально к любому аспекту христианской жизни, которые только можно представить. В этой удивительной книге почти тысячу страниц мелкого шрифта, и в ней содержится полтора миллиона слов. Если вас это не впечатляет, подумайте о том, что Бакстер исследовал и записал это все меньше чем за два года (1664-1665). И у него не было помощи электрического света, а тем более электрической печатной машинки или компьютерных редакторских программ. Я понимаю, что у него не было никаких других обязанностей, кроме семейных, в течение этих двух лет, но тем не менее это потрясающее достижение. Если бы у меня не было никаких забот, кроме исследования и писания книги в течение двух лет, все равно я бы и близко не сделал того, что сделал Бакстер. Более того, я уверен, что не знаю никого, кто бы мог так сделать. Как он это сделал? Разве люди, которые рождались в то время, имели больше природной умственной силы, чем последующие поколения? Я думаю, нет.

Я думаю, такие люди, как Бакстер, были исключениями даже в то время. И я считаю, что помазание Господа было на нем для выполнения этой задачи так же, как оно было на Генделе, когда он написал увертюру «Мессия» меньше чем за месяц. Но я также думаю, что между такими людьми, как Бакстер, и между такими, как мы, существует практическая разница. Его ум получал меньше общей информации и меньше разных фактов, которые били бы по его мышлению, поэтому он не был так отвлечен, как мы.

Так что же нам делать? Мы не можем возвратиться ко дням Ричарда Бакстера пока мы не переедем в джунгли Папуа Новой Гвинеи. Но даже в таком случае мы никуда не убежим от влияния нашего информационного века, так как мы прожили под его влиянием слишком долго. Но мы можем восстановить порядок в нашем мышлении и вновь приобрести способность сосредотачиваться — особенно на истине — через размышления над Библией.

И кстати, именно так и упражняли себя такие люди, как Бакстер и Эдварде. В своей прекрасной биографии Сары Эдварде Элизабет Доде сказала о Джонатане так:

«Когда Эдварде был молодым, он обдумывал, как полезно использовать время, которое он проводил в поездках. После поездки в Норсемптон он придумал вот что: когда он думал о чем-то, он прикалывал к своему пальто маленькие кусочки бумаги с номером, который напоминал бы ему позже о том, над чем он думал или что увидел. После трехдневной поездки из Бостона он был весь облеплен бумажками. Затем он снимал эти кусочки бумаги по порядку и записывал в тетрадь все то, о чем напоминал ему каждый из них».

Нам не нужно ходить обвешанными бумагами, как бумажный дикобраз, но мы можем преобразовываться обновлением ума нашего (Римлянам 12:2) через дисциплинированное размышление над Писанием. Мы можем не приносить так много плода, как Ричард Бакстер, и можем не быть такими духовно успешными, как Джонатан Эдварде. Но мы можем быть мудрее наших врагов, разумнее наших учителей, получить все обещания из Иисуса Навина 1:8 и первого Псалма, а также быть более благочестивыми, если мы будем размышлять в библейском смысле этого слова.

Как же нам размышлять по-христиански?

Выберите подходящее место Писания

Чтобы решить, над чем размышлять, легче всего избрать стих(и), фразу или слово, которое больше всего поражает вас, когда вы читаете Писание. Очевидно, что это субъективный подход, но любой подход кое в чем субъективен. Кроме того, размышление, естественно, является субъективной деятельностью, фактом, подчеркивающим важность основания на Писании, которое является прекрасным объективным источником.

Наше понимание служения Святого Духа также ведет нас к познанию того, что очень часто Он, будучи автором Библии, сильно впечатляет нас определенным местом Писания, потому что это именно то место, над которым Он хочет, чтобы мы размышляли в определенный день. Несомненно, такой подход может быть неверно понят или доведен до крайности. Мы должны поступать мудро и убедиться, что мы не забываем размышлять о Личности Спасителя, о работе Иисуса Христа и о великих темах Библии.

Стихи, заметно относящиеся к вашим заботам и личным нуждам, явно являются предметом для размышления. Хотя мы не должны подходить к Библии просто как к сборнику мудрых советов, собранию обетовании или как к «ответчику», Бог желает, чтобы мы уделяли внимание тем вещам, написанным в Его книге, которые имеют прямое отношение к нашим обстоятельствам. Если вы постоянно боролись со своими мыслями, не зная, о чем думать, вам, возможно, следует поразмыслить над Филиппийцам 4:8: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Если вы постоянно думаете о спасении друга или члена семьи, то вам нужно прочитать Иоанна 4 и поразмышлять над тем, как говорил Иисус, а затем проведите параллели с вашей ситуацией. Чувствуете между вами и Богом пропасть или сухость вашего духовного состояния? Правильным выбором будет найти описание Божьего характера и подумать о нем.

Один из самых верных способов выбрать место для размышления — выделить главное место из раздела Писания, который вы читаете, и поразмышлять над его значением и применением. Например, недавно я прочитал Луки 11. В версии Библии, которую я читаю, эта глава разделена на десять абзацев. Я выбрал один из них, с 5-го по 13-й стих. Главной темой этого абзаца является настойчивость в молитве. Я поразмыслил над этой идеей, особенно над 9-м и 10-м стихами, которые учат просить, искать и стучать. Это труднее делать в таких книгах, как Притчи, где каждый стих несет в себе отдельную мысль и не является частью абзаца. В таких разделах вы должны опираться на один из методов, упомянутых выше, чтобы выбрать ваш текст для размышлений.

Повторяйте стих по-разному

Этот метод берет стих или фразу из Писания и поворачивает ее, как алмаз, чтобы рассмотреть каждую грань. Размышления над словами Иисуса в начале Иоанна 11:25 могут выглядеть так:

«Я семь воскресение и жизнь».

«Я есмь воскресение и жизнь».

«Я есмь воскресение и жизнь».

«Я есмь воскресение и жизнь».

«Я семь воскресение и жизнь».

Конечно, суть не в том, чтобы просто повторять каждое слово стиха, делая на нем ударение; Цель в том, чтобы глубоко подумать о свете (истине), который вспыхивает в вашем уме каждый раз, когда вы изменяете стих. Это просто, но эффективно. Я обнаружил, что мне это особенно помогает, когда у меня трудности со сосредоточением на стихе или когда я его плохо понимаю.

Перепишите стих собственными словами

Отец Джонатана Эдвардса с ранних школьных лет учил его размышлять с ручкой в руке. Это была привычка, которую он приобрел на протяжении своей жизни. Это помогает вам сосредотачивать свое внимание на определенных мыслях, поддерживая ваш поток мыслей. Перефразировка стихов, над которыми вы размышляете — также хороший способ убедиться, что вы понимаете их значение. Для одного моего друга самый продуктивный метод перефразировки стихов содержится в расширенном переводе Библии (Amplified Bible). Подбор синонимов и перефразировка вдохновленного значения какой-то части Божьего Слова уже является размышлением.

Ищите применения места Писания

Спросите себя: «Как я должен отреагировать на этот стих? Что бы Бог хотел, чтобы я сделал в результате прочтения этой части Его Слова?»

Результатом размышления должно быть применение. Размышление не является законченным без определенного применения, так же как и жевание без проглатывания. Это так важно, что применению Божьего Слова посвящен весь следующий раздел.

Молитесь, когда читаете библейский текст

Дух Псалма 118 такой: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (стих 18). Святой Дух — это Великий Проводник к истине (Иоанна 14:26). Размышления — это не просто прикованная человеческая сосредоточенность или творческая умственная энергия. Молитва при чтении стиха из Писания подчиняет ваш ум Святому Духу, Который просвещает вам смысл стиха и усиливает ваше духовное восприятие. Библия была написана по вдохновению Святого Духа; молитесь о Его просвещении в вашем размышлении. Я недавно размышлял над Псалмом 118:50: «Это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня». Читая эти строки, я молился:

«Господи, Ты знаешь бедствия, через которые я прохожу сейчас. Твое Слово обещает утешить меня в моем бедствии. Твое слово может оживить меня в моем бедствии. Я искренне верю, что это правда. Твое Слово оживляло меня в бедствиях моих в прошлом, и я исповедую и верю, что оно оживит меня и сейчас. Я молюсь, чтобы Ты оживил меня сейчас через утешение Твоим Словом».

Когда я молился, читая эти стихи, Святой Дух начал прояснять в моем уме истины из Писания о верховенстве Бога над Его Церковью, Его провидении над обстоятельствами моей жизни, Его власти, Его постоянном присутствии, любви и так далее. В это время, продолжительного размышления и молитвы, моя душа была оживлена, и я был утешен Утешителем.

В размышлении должны участвовать две личности: христианин и Святой Дух. Молитва при чтении — это приглашение Святого Духа просвещать Своим божественным светом слова Писания и показывать вам то, чего вы не можете увидеть без Него.

Не торопитесь, делайте не спеша!

Что пользы в том, если вы прочитали одну, три или больше глав из Писания, а потом оказалось, что после прочтения вы не можете пересказать прочитанное? Лучше прочитать несколько стихов и поразмыслить над ними, чем прочитать длинный раздел, не обдумывая его.

Маурис Робертс из Шотландии написал в 1990 году такие слова:

«В нашем веке наблюдается огромный недостаток того, что можно назвать духовным величием. В корне этого лежит современная болезнь, называемая поверхностность. У нас всех слишком мало терпения для размышления над той верой, которую мы исповедуем. Сильная христианская вера не строится на быстром просматривании и перелистывании религиозных книг или на беспечном торопливом исполнении религиозных обязанностей. Она, скорее, строится на неторопливом размышлении над евангельскими истинами, которые, действуя в нашем разуме, приносят плод. Этим плодом является наш освященный характер».

Читайте меньше (если необходимо), чтобы размышлять больше. Хотя многим христианам необходимо найти время, чтобы больше читать Библию, существуют такие христиане, которые впустую тратят время, в которое они могут или должны читать Библию. Если у вас не получается выделить дополнительное время для посвященного размышления над Писанием, читайте меньше, чтобы у вас было время не спеша поразмыслить. Даже если вы на протяжении дня можете найти время, чтобы поразмышлять над Божьим словом (смотрите Псалом 118:97), самое эффективное размышление обычно происходит тогда, когда оно является частью вашего ежедневного времени, в которое вы читаете Библию.

Пусть наше духовное размышление будет таким же радостным и плодоносным, как у Джонатана Эдвардса, который вскоре после своего обращения записал в дневнике такие строки: «Мне казалось, что я видел так много света, излучаемого каждым предложением, и столько освежающей духовной пищи, что я не успевал обдумывать его, поэтому я часто подолгу заострял свое внимание на одном предложении, чтобы увидеть чудеса, содержащиеся в нем, и казалось, что каждое предложение было полно чудес».

Применение Божьего Слова — методы и польза

На изучении Библии Холмана взрослых попросили назвать их основные трудности в чтении Библии. Их ответ был такой: «Применять Писание к конкретным ситуациям». Несмотря на наше стремительное желание понять определенную часть Писания, это не является нашей основной проблемой. Большая часть Писания нам абсолютно ясна. Чаще всего наша трудность заключается в том, как применить ясно понятые части Божьего Слова к повседневной жизни. Что Библия говорит о воспитании детей? Как Писание должно влиять на мои решения и отношения на работе? Какая в Библии перспектива относительно предстоящего мне выбора? Как мне узнать Бога лучше? Это те вопросы, которые часто задают читатели Библии. Они подтверждают, что требуется настойчивость в упражнении применения Божьего Слова.

Ценность применения Слова Божьего

Библия обещает Божьи благословения тем, кто применяет Слово Божье в жизни. Классическим новозаветным стихом о ценности совмещения духовного с физическим является Иакова 1:22-25: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». Сильным и мощным является похожее утверждение Иисуса: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоанна 13:17).

Эти стихи говорят нам, что, слыша Божье Слово, можно попасть в заблуждение. Я ни в коей мере не хочу преуменьшать достаточность Писания или силу Святого Духа, которая может проявляться даже через незначительные обыденные столкновения с Библией, но мы часто можем заблуждаться относительно воздействия Писания на нашу жизнь. Согласно Иакову, мы можем переживать Божью истину так сильно, что то, что говорит Господь нам делать, становится таким ясным, как лицо утром в зеркале. Но если мы, познавая истину, не применяем ее, мы заблуждаемся, думая, что приобрели практическую ценность, несмотря на то, каким чудесным было переживание открытия истины. Исполняющий то, что говорит Писание, «блажен будет в своем действовании».

Некоторым людям фраза «быть благословенным в своем действовании» говорит об обещаниях благословения, успехе и процветании тех, кто размышляет над Божьим Словом, как об этом говорится в Иисуса Навина 1:8 и Псалме 1:1-3. Это потому, что размышление в конечном счете должно привести к применению. Бог, повелевая Иисусу Навину поучаться в Слове, сказал ему, что целью размышления является следующее: «…дабы ты старался исполнять все написанное в ней». И тогда обетование «тогда ты будешь успешным» исполнится, причем не только как результат размышлений, но как результат Божьего благословения, сходящего на применение, основанное на размышлении.

Ожидайте того, чтобы открыть само применение

Так как воля Божья для вас должна быть исполнителем Его Слова, вы можете не сомневаться в том, что Он хочет, чтобы вы нашли применение тому, что вы познаете из Писания. По той же самой причине вы можете верить, что Дух Святой желает помочь вам найти применение всем полученным вами откровениям. Поэтому, открывайте Книгу с ожиданием. Ожидайте обнаружения практического подхода к истине Божьей. Есть большая разница между чтением Библии с верой вто, что вы найдете ей применение и чтением без веры в это.

Пуританский служитель и писатель Томас Уатсон, чье влияние было настолько большим, что его назвали «кормильцем», воодушевлял иметь ожидание применения, когда сказал следующее: «Принимайте каждое слово как сказанное лично вам. Когда слово гремит против греха, думайте так: «Бог здесь говорит о моих грехах»; когда говорится о каком-то долге — «Бог имеет ввиду меня». Многие удаляют от себя сказанного в Писании, как будто это касается только тех, кто жил во время написания Библии. Но если вы хотите извлечь из Слова пользу, применяйте его к себе; лекарство не принесет никакой пользы, если его не применять к больному».

Ввиду того что Писание было написано по Божьему вдохновению, верьте, что то, что вы читаете, также предназначалось и для вас. Не имея такого отношения, вы будете редко видеть, как применять места Писания к ситуации, в которой вы находитесь.

Поймите сам текст

Неправильное понимание значения стиха ведет к его неправильному применению. Например, некоторые люди стали употреблять повеления, взятые из Послания к колоссянам 2:21: «»Не прикасайся.'», «Не вкушай!», «Не дотрогивайся!»» — для запрещения всего, что только можно представить. И в то время, как есть хорошие причины, по которым следует воздерживаться от некоторых вещей, против которых и употребляли этот стих, тем не менее этот стих неправильно применяют, потому что его значение понято неверно. Если брать этот стих в контексте, то ясно видно, что эти слова в действительности были лозунгами одной аскетической группы, которую апостол Павел разоблачал и считал врагом Евангелия. Так что если, читая этот стих, вы подумали, что его можно применить к вашей нужде похудеть, то, возможно, вы будете рады, если узнаете, что это является неправильным применением, основанным на неправильном истолковании. (Однако, возможно. что Дух Святой ведет вас к личной диете на основании 1 Коринфянам 9:27.)

Уотсон был прав, когда сказал: «Берите каждое слово, как сказанное лично вам». Но мы не сможем этого сделать, пока не поймем, что именно оно подразумевало для самых первых слушателей. Если вы возьмете каждое слово Божье, сказанное Аврааму в Бытии 12:1-7, и примените к себе, то вскоре вы просто переедете в Израиль. Но если вы поймете, что это призвание касалось только Авраама, то вы все равно сможете извлечь из него вечные истины и применить каждое слово к себе. Последовали ли вы за Божьим призывом прийти ко Христу? Готовы ли вы послушаться Божьего гласа, куда бы Он вас ни призывал: к новой работе, на новое место жительства, на миссионерское поле и тому подобное?

Мы должны понять, как то или иное место применялось в момент, когда оно впервые было дано, прежде чем мы сможем понять, как его можно применять сейчас. Когда Иисус сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:43), это относилось к разбойнику на кресте. Но так как этот стих является частью Писания и так как «все Писание богодухновенно и полезно», Господь намеревался, чтобы все Писание было применено для всех верующих. Естественно, нельзя сделать вывод, что все христиане умрут сегодня и попадут к Иисусу в рай. Как же мы можем применить к себе этот стих? Хотя бы тем, что будем правильно готовиться к смерти. (Готовиться в духовном смысле.) Мы осознаем, что смерть может наступить даже сегодня, так что мы можем исследовать самих себя на готовность перейти в вечность. Мы можем также применить к себе этот стих по отношению к присутствию Христа. Христос всегда с нами, если мы христиане, так что Он действительно с нами сегодня несмотря на то, что мы еще не в раю. Как осознание присутствия Христа воздействует на ваши молитвы или взгляды в течение дня?

Обещание Иисуса разбойнику является примером того, что не все обетования должны применяться сегодня в той же форме, в какой они были первоначально даны. Однако многие другие обетования имеют общий универсальный и вечный характер. Один из явных примеров — это Иоанна 3:16, а также 1 Иоанна 1:9. Как же нам знать, какое место нужно применить аналогично с первоначальным, а какое нет? Вот где мы получаем дивиденды за возрастающее познание Писания через слушание, чтение и, особенно, изучение Библии. Ибо чем лучше мы понимаем Библию, тем лучше мы будем ее применять.

Сказав все это, я все же утверждаю, что большая часть Библии является ясной, прямой и конкретной в своем значении. Наша проблема остается скорее в недостаточном действии, чем недостаточном постижении. Слова Писания должны быть поняты для применения, но пока мы не применяем их, мы не понимаем их по-настоящему.

Размышляйте, чтобы найти применение

Мы уже заметили, что на самом размышлении все не оканчивается. Глубокое осмысление истин и духовных реальностей Писания является ключом к их практическому применению. Посредством размышления факты библейской информации воплощаются в практическое применение.

Если мы читаем, слушаем или изучаем Слово Божье без того, чтобы размышлять над ним, Не стоит удивляться, что нам так тяжело применять Писание к конкретным ситуациям. Возможно, мы сможем научить даже попугая запомнить все те места Писания, которые знаем, но если мы не применяем их в жизни, то нам они принесут столько же пользы, сколько и попугаю. Как то слово, которое мы запомнили наизусть, становится применяемым словом? Это происходит через размышление.

Большинство информации, даже библейской, протекает через наши умы, как вода через решето. К нам ежедневно поступает множество информации, причем так быстро, что мы мало что сохраняем. Но когда мы размышляем, истина просачивается в нас и сохраняется. И мы более полно можем вкушать ее и обонять ее аромат. И с ее влиянием к нам приходит откровение. Сердце разогрето размышлением, и холодная истина, тая, как лед, превращается в горячее действие.

В Псалме 118:15 об этом говорится так: «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои». Именно через размышление над Божьим Словом псалмист уразумел, как ходить Божьими путями. То же самое касается и над. Через размышление над Писанием мы можем определить, как то или другое место’ Писания может применяться к конкретным жизненным ситуациям.

Вопросы к тексту, связанные с его применением

Одним из лучших способов размышлять над Словом, является такой подход к тексту, при котором ему задаются вопросы. Чем больше вы задаете таких вопросов и чем больше вы на них отвечаете, тем лучше вы его сможете понять и тем яснее сможете увидеть, как его применить.

Вот некоторые вопросы, которые могут помочь вам стать исполнителем Слова Божьего:

Открывает ли этот текст нечто такое о Боге, во что я должен верить?

Открывает ли этот текст нечто такое, за что я должен хвалить Бога, благодарить или уповать на Него?

Открывает ли этот текст нечто такое, за что я должен молиться, причем, как за себя, так и за других?

Открывает ли этот текст нечто такое, к чему у меня должно быть новое отношение?

Может быть, согласно этому тексту я должен принять некоторые решения?

Может быть, согласно этому тексту я должен сделать нечто ради Христа, других или себя?

Иногда стих из Писания будет иметь настолько очевидное применение для вашей жизни, что будет буквально прыгать со страницы и умолять вас сделать то, что в нем говорится. Однако очень часто вы должны будете тщательно просматривать стих, терпеливо задавая ему вопросы, пока не станет ясным его практическое жизненное применение.

Реагируйте конкретным образом

Встреча с Богом через Его Слово должна привести, по крайней мере, к одной конкретной реакции. Другими словами, после изучения Библии вы должны быть способными назвать, как минимум, одну конкретную реакцию, которая у вас возникла после прочитанного. Этой реакцией может быть ясный акт веры, поклонения, хвалы, благодарения или молитвы. Он может выразиться в форме прошения о прощении или подбадривания кого-нибудь. Реакцией может быть прощение греха или проявление любви. Несмотря на характер этой реакции, добросовестно посвящайте себя хотя бы одному действию, чтобы исполнять то, чему вы учитесь из Слова Божьего.

Насколько это важно? Сколько раз вы закрывали Библию и внезапно осознавали, что вы не помните ничего из прочитанного? На скольких библейских занятиях вы присутствовали и сколько проповедей вы слышали, после которых ваша жизнь осталась вообще без отпечатка Писания? Я знаю людей, которые ходили на изучение Библии шесть раз в неделю, но они возрастали только в знании, а не во Христе, потому что не применяли то, чему учились. Их молитвенная жизнь не была сильной, они никак не влияли на потерянных людей Евангелием, их семейные отношения были натянутыми. Если мы начнем упражнять себя в том, чтобы настроиться конкретно реагировать на места Писания, мы намного быстрее возрастем в благодати. Без такого применения мы не являемся исполнителями Божьего Слова.

Больше применения

Начнете ли вы запоминать Божье Слово?

Если вы были христианином уже долгий срок, вы, скорее всего, запомнили намного больше мест Писания, чем вы думаете. Один из стихов, который вы, возможно, знаете — это Филиппийцам 4:13: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Вы верите, что этот стих истинен? Вы верите, что слово «всё», употребленное здесь, включает в себя и запоминание Писания? Поскольку вы можете это делать, сделаете ли вы это? Когда же вы начнете?

Будете ли вы развивать упражнения размышления над Божьим Словом?

Случайные мысли о Боге не являются размышлением. «Человек может думать о Боге каждый день, — говорил Уильям Гринж, — но не размышлять о Нем никогда». Через Писание Бог призывает нас развивать наше пребывание в Нем в наших мыслях.

Я уверен, сейчас вы осознаете, что развитию упражнения в размышлении требуется посвятить определенное время. Бридж, один из старейших, но самых лучших евангельских писателей и мыслителей, предвидел эту проблему уделения времени размышлению. Он говорит:

«Я бы думал о Боге всем своим сердцем, но размышление требует времени, за него нужно платить временем, а у меня нет времени; мои руки так полны дел и так заняты, что у меня нет времени для этой работы. Размышление — это не мимолетная мысль, это работа, требующая времени, которого у меня нет. Поэтому заметьте, что сказал псалмопевец в 118-м Псалме: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим». Как это? «Отврати они мои, чтобы не видеть суеты «. Чтобы приклонить свое сердце к откровениям Божьим, нужно отвратить свои очи от внешней суеты. Поэтому вам необходимо размышлять о Боге и Его делах, а не заполнять свое сердце и руки миром и его заботами. Друзья, существуют навыки и искусство размышления, которым может научить только Бог. Если хотите научиться, тогда идите к Богу и умоляйте Его дать вам все это».

По этому поводу мы обычно склонны задавать вопрос: «Стоит ли посвящать время упражнению в размышлении?» Я не могу ответить лучше, чем Бридж:

«Это улучшает ваше знание, поэтому оно растет. Поэтому укрепляется ваша память. Поэтому согревается ваше сердце. Поэтому вы освобождаетесь от греховных мыслей. Поэтому ваше сердце будет настроено на любое обязательство. Поэтому вы будете возрастать в благодати. Поэтому вы сможете заполнить все трещины и пробелы вашей жизни и узнаете, как проводить свое свободное время и приближаться к Богу. Поэтому вы будете обращать зло в добро. Поэтому вы сможете общаться с Богом и наслаждаться Богом. И я прошу, скажите мне, разве это не стоит того, чтобы сосредоточивать свои мысли в размышлении?»

Когда вы смотрите на то, что говорит Писание о размышлении, когда вы взвешиваете свидетельства некоторых самых благочестивых мужей и жен из истории церкви, важность и ценность христианского размышления для возрастания во Христе становится неоспоримой.

Подумайте над еще одной цитатой по этой теме. Она бросает вызов к размышлению. Она была высказана Ричардом Бакстером, самым практическим писателем из всех пуритан. И я присоединяюсь к его призыву развивать упражнение в размышлении.

«Если, делая сие, вы не обнаруживаете возрастание благодати и не растете дальше обычного состояния христиан, не становитесь более способными для служения и более драгоценными в глазах всех людей, умеющих различать, если ваша душа больше не наслаждается общением с Богом и жизнь не исполняется больше утешением — тогда отбросьте все эти направления и навеки провозгласите меня обольстителем».

Докажете ли вы, что вы «применитель» Слова?

В этой главе вы прочитали много стихов из Слова Божьего. Как вы отреагируете на прочитанные места Писания?

Большинство из нас считают себя исполнителями Слова, не просто слушателями. Но помните, что Иакова 1:22 говорит нам, что надо еще доказать это. «Будьте же исполнителями слова». Чем вы докажете, что вы исполнитель Слова Божьего?

Упражнение в чтении Библии, особенно упражнение в применении Божьего Слова, часто будет нудным по многим причинам, не последняя из которых — духовное противление. Д. Пакер выразил свою мысль так:

«Если бы я был дьяволом, одной из моих первых целей было бы помешать людям изучать Библию. Зная, что именно Слово Божье учит людей познавать, любить и служить Богу этого Слова, я бы делал все возможное, чтобы окружить их такими духовными терниями и ловушками, которые могли бы отпугнуть их. Любой ценой я бы желал удержать их от упорядоченного размышления над Словом, чтобы они не получили полного понимания того, о чем в нем говорится».

Желаете ли вы, несмотря на трудности и духовное противление, любой ценой упорядочения использовать ваш ум для насыщения от Слова Божьего с «целью благочестия»?

Библия говорит о четырех общих объектах размышления. Чаще всего встречается размышление над самим содержанием Писания. Второй объект размышления — это Божье творение. И хотя для размышления над славой Божьей во время заката или при рассмотрении творческой, искусной Божьей работы в подсолнухе нам не обязательно держать в руках Библию, тем не менее наше размышление над творением всегда должно черпать информацию из Писаний. Библия часто говорит о размышлении над Божьим провидением и Его характером. И то, и другое можно видеть во время разных обстоятельств, но в непогрешимом виде они открыты только в Писании. Суть того, о чем я здесь говорю, в том, чтобы показать, что Библия не ограничивает размышление, низводя его только до библейских принципов. Однако все размышление должно сосредотачиваться либо на том, что открыто в Писаниях, либо на том, что информируется Писаниями. Этот список, который вы сейчас увидите, называет все библейские стихи, которые исчерпывающим образом указывают на объекты медитаций:

Божье слово:

Иисуса Навина 1:8: «в ней»;

Псалом 1:2: «о законе Его»;

Псалом 118:15: «о заповедях Твоих»;

Псалом 118:15: «на пути Твои»;

Псалом 118:23: «об уставах Твоих»;

Псалом 118:78: «о повелениях Твоих»;

Псалом 118:97: «закон Твой»;

Псалом 118:99: «об откровениях Твоих»;

Псалом 118:148: «углубляться в слово Твое»;

Божье творение:

Псалом 142:5: «о делах Твоих»;

Божье провидение:

Псалом 76:13: «о великих Твоих деяниях»;

Псалом 76:12: «о чудесах Твоих»;

Псалом 118:27: «о чудесах Твоих»;

Псалом 142:5: «о всех делах Твоих»;

Псалом 144:5: «о дивных делах Твоих»;

Божий характер:

Псалом 62:7: «о Тебе»;

Псалом 144:5: «о высокой славе величия Твоего».