4. Молитва для цели благочестия

Мы, протестанты, являемся недисциплинированными людьми. И именно это является причиной упадка и смерти духовных откровений и серьезного недостатка и отсутствия нравственной силы.

Альберт Эдвард Дэй, цитата из Рональда Клага «Как вести духовный дневник»

Самый большой приемник радиоволн на земле находится в Нью-Мексико. Пилоты называют его «грибник». В действительности же он называется Очень Большая Совокупность. ОБС — это группа огромных спутниковых дисков, расположенных на железной дороге длиной в 38 миль. Взятые вместе, эти тарелки напоминают один огромный телескоп размером в город Вашингтон. Со всего мира приезжают астрономы, чтобы анализировать оптические образы небес, составленные с помощью ОБС, который принимает радиосигналы из космоса. Возникает вопрос: кому понадобился такой гигантский аппарат? Зачем он нужен? Дело в том, что радиоволны, которые излучают источники, находящиеся на расстоянии миллионов световых лет, очень слабы. Общая сумма энергии всех радиоволн, когда-либо записанных и зафиксированных, едва ли равно силе, с которой одна снежинка ударяется о землю.

Люди прилагают огромнейшие усилия и исследуют звездные дали, чтобы получить ничтожную, незначительную информацию из космоса, в то время как Сам Бог проговорил нам ясно и понятно через Своего Сына и через Свое Слово! С напряжением вглядываясь в глазок телескопа и прислушиваясь к электронным ушам ОБС, они исследуют безграничную тьму вселенной, чтобы получить всего лишь одно слово в то время, как мы все это время имеем в наличии «вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петра 1:19).

Но Бог не только ясно, четко и могущественно проговорил нам через Христа и Священное Писание, Он также имеет Очень Большое Ухо, которое постоянно открыто, чтобы нас слушать. Он слышит каждую молитву Своих детей даже тогда, когда их молитвы слабее, чем удар одной снежинки о землю. По этой причине по своей значимости молитва занимает второе место из всех духовных упражнений только после насыщения Словом Божьим.

Динамическое соотношение молитвы к насыщению Словом Божьим и их верховенство над всеми другими духовными упражнениями проиллюстрированы в истории христианства, составленной Карлом Ландквистом:

«Новозаветная церковь построила на молитве и на изучении Библии две другие дисциплины: Господню Вечерю и маленькие домашние группы. Джон Уэсли ставил ударение на пяти аспектах благочестия, добавив пост. Христианские мистики (в хорошем смысле этого слова), жившие в средние века, писали о девяти дисциплинах, которые разбивались на три вида переживаний: очищение от греха, просвещение от Святого Духа и союз с Богом. Позже подход Кесвикской конвенции к практической святости вращался вокруг пяти различных религиозных упражнений. Сегодня книга Ричарда Фостера «Радость от упражнений » дает нам список из двенадцати упражнений, каждое из которых является уместным для современного христианина. Но какими бы различными ни были наши религиозные упражнения, без двух основных упражнений, которые мы встречаем в случае, происшедшем с учениками в Еммаусе (встреча с воскресшим Христом), — молитвы и изучения Писания — все остальные упражнения являются пустыми и лишенными силы».

Если Ландквист был прав, а я верю, что он был прав, тогда одной из основных причин нашего недостатка благочестия является отсутствие хорошей молитвенной жизни.

В 80-е годы более чем 17 тысяч членов основной евангельской деноминации были опрошены относительно их молитвенной практики. Это происходило во время их посещения семинара о молитве за духовное пробуждение. В виду того что они посещали подобный семинар, мы можем с уверенностью предположить, что эти люди были намного больше заинтересованы в молитве, чем остальные христиане. Однако этот опрос показал, что эти люди (посетители семинара) в среднем молятся меньше, чем 5 минут в день. В число посетителей семинара входило две тысячи пасторов и их жен. Зги пастора признались, что они молятся менее семи минут в день. Очень легко вызвать в людях чувство вины из-за их недостаточной молитвенной жизни, но вовсе не это является целью данной главы. Но мы должны смело посмотреть в лицо факту, что если мы хотим быть такими, как Иисус, мы должны молиться.

От нас ожидается, что мы будем молиться

Я осознаю, что сказать, что от нас ожидают молитв, значит вызвать возмущение в этом непокорном, гордом поколении. Однако те, кто были воспитаны под властью Христа и Библии, знают, что воля Божья для нас — молиться. Но мы также верим в то, что воля Божья для нас является доброй и благой. Иисус ожидает, что мы будем молиться

Не думайте, что молитвы требует от вас какое-то безличностное существо. Поймите, что это Сам Господь Иисус Христос со всей Своей властью и любовью ожидает, что мы будем молиться. Вот Его слова, которые показывают, что Он Сам лично ожидает, что мы будем молиться: Матфея 6:5: «И когда молишься..»; Матфея6:6: «Ты же, когда молишься..»; Матфея 6:7: «А молясь..»; Матфея 6:9: «Молитесь же так..»;

Луки 11:9: «И Я скажу вам: просите… ищите… стучите..»; Луки 18:1: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать».

Представьте, что Иисус явился вам лично, точно так как Он явился апостолу Иоанну на острове Патмос, в книге Откровение, 1 -и главе, и сказал вам, что Он ожидает ваших молитв. Разве вы не стали бы тогда более верными в своей молитвенной жизни, зная, что Сам Иисус Христос ожидает этого от вас? В таком случае слова Иисуса, только что процитированные, являются в такой же мере Его волей для вас, как если бы Он лично назвал вас по имени и сказал бы это все вам при личной с вами встрече.

Слово Божье говорит об этом ясно

В дополнение к словам Иисуса, из всех остальных мест Писания ясно видно, что Бог ожидает, чтобы мы молились.

Колоссянам 4:2: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».

Или, как говорится в английском тексте: «Посвящайте себя молитве». Каждый человек чему-то себя посвящает. Большинство из нас посвящает себя многим различным вещам. Когда вы избираете что-либо своим приоритетом, когда вы жертвуете ради этого, когда вы уделяете этому время, тогда вы четко знаете, что вы посвятили себя этому. Бог ожидает, что христиане посвятят себя молитве.

1 Фессалоникийцам 5:17: «Непрестанно молитесь».

В то время как «посвящайте себя молитве» подчеркивает молитву как действие, «непрестанно молитесь» напоминает нам о том, что молитва является также и взаимоотношением. Молитва является выражением неразрывных взаимоотношений христианина с Отцом.

Этот стих, следовательно, не означает, что мы должны только молиться и больше ничего не делать. Нет, Библия ожидает от нас, кроме молитвы, еще многого другого, включая время отдыха, когда мы не можем сознательно молиться. Но это действительно означает, что если вы не можете держать разговор с Богом на переднем плане вашего ума, вы всегда должны быть способны быстро обращаться к Нему и сосредотачиваться на Нем вместо чего-то другого, что держит ваше внимание. Вы можете думать о непрестанной молитве как об общении с Богом на одной линии, в то время как вы отвечаете на телефонные звонки на другой линии. Даже в то время, когда вы говорите по другой линии, вы никогда не теряете осознание вашей нужды снова обратить свое внимание к Господу. Итак, «непрестанно молитесь» означает, что вы никогда по-настоящему не прекращаете общаться с Богом, у вас просто случаются частые перерывы.

Я мог бы избрать и другие места Писания из Нового Завета, которые указывают на то, что Бог ожидает, чтобы мы молились. Но эти два только что приведенные особенно значительны, потому что являются непосредственными повелениями. Это означает, что ни недостаток времени, ни слишком много ответственности, ни большое количество детей, ни перегруженность в работе, ни отсутствие желания, ни отсутствие опыта и т.п. не являются оправданиями и не освобождают нас от нашего долга молиться. Бог ожидает, чтобы каждый христианин посвящал себя молитве и молился непрестанно.

Один великий человек молитвы и реформатор церкви, Мартин Лютер, выразил Божье ожидание слышать наши молитвы таким образом: «Точно так, как работой портных является шить одежду, а работой сапожников ремонтировать обувь, точно так же работой христиан является молиться».

Но мы должны смотреть на наш молитвенный долг не только как на божественный призыв, но как и на царское приглашение. Как говорит нам автор книги Послания к евреям: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16). Мы можем быть пессимистами и смотреть на наш молитвенный долг как на обязанность или же мы можем быть оптимистами, которые смотрят на повеление молиться как на возможность получить милость и благодать от Бога.

Моя жена Кэффи ожидает, чтобы я звонил ей по телефону во время моих поездок. Но такое ожидание является ожиданием любви. Она требует, чтобы я ей звонил, потому что она хочет слышать меня. Божье ожидание, чтобы мы молились, аналогично. Его повеление молиться — это повеление любви. Бог в Своей любви желает общаться с нами и благословлять нас.

Бог также ожидает, чтобы мы молились, как генерал ожидает устных отчетов от своих солдат во время боя. Один писатель напоминает нам, что «молитва — это маленькая переносная рация, используемая для военных целей, а не внутренняя домашняя межкомнатная связь всего лишь для нашего удобства». Бог ожидает, что мы будем использовать эту «молитвенную рацию», потому что это есть средство, которое Он предназначил не только для достижения благочестия, • но также для ведения духовной войны между Царством Божьим и царством сатаны. Оставить молитву — это все равно, что воевать, полагаясь, в лучшем случае, всего лишь на свои собственные ресурсы, и в худшем случае — потерять интерес в этой войне.

Нам хорошо известно, что Иисус молился. Лука говорит нам: «Но Он уходил в пустынные места и молился» (Луки 5:16). Если Иисус нуждался в молитве, то насколько более мы нуждаемся в молитве? От нас ожидается, что мы будем молиться, потому что мы сами в этом нуждаемся. Без молитвы мы не будем такими, как Иисус.

Почему же тогда так много верующих признаются, что не молятся так, как им следовало бы? Иногда основной проблемой является недостаток или отсутствие дисциплины: молитва никогда не планируется; люди не рассчитывают время для молитвы. В то время как на словах мы уделяем большое значение молитве, в действительности же всегда кажется, что молитва вытесняется прочь другими более срочными делами.

Часто мы не молимся просто из-за того, что у нас есть сомнения, что в результате нашей молитвы что-либо произойдет. Конечно же, мы не признаемся в этом перед всеми. Но если бы мы были уверены, что в течение 60 секунд после каждой молитвы мы будем получать видимые явные результаты, на коленях брюк всех христиан мира были бы дырки! Очевидно, что Библия нигде не обещает нам такое, хотя, несомненно, Бог дал обетование отвечать на наши молитвы. Молитва связана с общением в сверхъестественной духовной сфере. Многие молитвы получают ответы такими путями, которые невозможно осязать. По многим причинам после того, как мы открываем наши глаза после молитвы, мы не всегда видим явные видимые результаты наших молитв. Когда мы не бодрствуем, мы можем попасть в искушение сомневаться в реальности действия силы Божьей через нашу молитву.

Отсутствие ощущения Божьего присутствия также может обескуражить нашу молитву. В нашей жизни бывают такие чудесные моменты, когда Господь кажется настолько близким к нам, что мы почти ожидаем услышать Его явно слышимый голос. В такие времена драгоценной близости с Богом никого не нужно заставлять и подталкивать молиться. Хотя в основном мы такого не ощущаем. Иногда мы вообще не ощущаем Божьего присутствия. Хотя наша молитва (как и другие аспекты христианской жизни) должна руководствоваться истинами Священного Писания, а не эмоциями, тем не менее хрупкость наших эмоций часто лишает нас желания молиться. Когда наше желание молиться ослабевает, мы можем начать заниматься совершенно другими вещами.

Когда мы очень мало осознаем нашу реальную нужду в молитве, тогда у нас очень мало реальных, молитв. Некоторые обстоятельства заставляют нас становиться на колени. Но бывают времена, когда жизнь кажется нам вполне управляемой. Хотя Иисус сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5), эта истина иногда бьет в точку сильнее, чем в другие времена. В нашей гордости и самоуверенности мы, бывает, живем долгое время так, как будто молитва нужна только тогда, когда в нашей жизни случается нечто очень тяжелое, с чем мы не можем справиться самостоятельно. До тех пор, пока мы не увидим опасность и глупость такого отношения, Божье ожидание, чтобы мы молились, может показаться неуместным.

Когда у нас меркнет наше осознание величия Бога и Евангелия, наша молитвенная жизнь становится очень слабой. Чем меньше мы думаем о природе и характере Бога и чем меньше нам напоминают о том, что Иисус Христос сделал для нас на кресте, тем меньше у нас будет возникать желание молиться.

Сегодня, когда я ехал на машине, я слушал по радио программу, в которой выступал один астрофизик, рассказывающий о миллиардах галактик во вселенной. Поразмыслив об этом всего лишь какой-то момент, я автоматически перешел на хвалу и молитву. Почему? Потому что я заново осознал, насколько действительно велик наш Бог. И когда я думаю о том, от чего меня спас Христос, когда я вспоминаю тот позор, который Он добровольно перенес ради меня, когда я вспоминаю, чем по-настоящему является спасение, мне становится очень легко молиться. Когда вы редко задумываетесь о подобных вещах, редкой становится и осмысленная, направленная молитва.

Другая причина, по которой христиане мало молятся, это потому, что они не научены, как надо молиться.

Молитве учатся

Если вы обескуражены повелением молиться из-за того, что чувствуете, что вы не знаете, как хорошо молиться, тот факт, что молитве учатся, должен придать вам надежду. Это означает, что это вполне нормально начинать христианскую жизнь, не имея каких-либо знаний или опыта в области молитвы. Какой бы сильной или слабой ни была бы сейчас ваша молитвенная жизнь, вы можете научиться, как сделать ее более сильной.

Есть такое мнение, что дитя Божье должно быть обучено молитве, так же как младенец нуждается в том, чтобы его научили кричать. Но такой крик с целью удовлетворить основные потребности стоит на минимальном уровне общения, и мы должны быстро вырасти из этого младенческого возраста. Библия говорит, что мы должны молиться о славе Божьей, молиться согласно Его воле, в вере, во имя Иисуса, с терпением, настойчивостью и т.д. Божье дитя постепенно учится молиться таким образом, подобно тому как растущий ребенок учится членораздельно говорить. Чтобы молиться так, как от нас ожидается, чтобы молиться, как взрослый христианин, чтобы молиться эффективно, мы должны сказать вместе с учениками в Евангелии от Луки 11:1: «Господи! научи нас молиться».

Посредством самой же молитвы

Если вы когда-либо изучали иностранный язык, то знаете, что лучше всего его можно изучить тогда, когда вам приходится на нем говорить. То же самое касается «иностранного языка» молитвы. Есть много различных хороших способов учиться молитве, но самый лучший способ научиться, как молиться — это просто молиться.

Эндрю Мюррей, южноафриканский служитель и автор книги «Со Христом в школе молитвы», писал: «Читать книги о молитве, слушать лекции и беседовать о ней, конечно же, очень хорошо, но это не научит вас молиться. Без практики и упражнений вы’ничему не научитесь. Я могу целый год слушать профессора музыки, играющего самую прекрасную музыку, но это не научит меня владеть инструментом».

Дух Святой учит молящихся людей, как молиться еще лучше. Это есть одно из применений Иоанна 16:13, где Иисус сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» Как самолет лучше поддается управлению, когда он несется по воздуху, чем когда он на земле с выключенным двигателем, так и Дух Святой лучше наставляет и ведет нас в молитве, когда мы несемся в потоке молитвы, а не молчим.

Посредством размышления над Писанием

Это одно из наиболее побуждающих понятий о молитве, которому я когда-либо учился. Размышление является недостающим звеном между насыщением Словом Божьим и молитвой. Эти два аспекта часто разъединены, в то время как они должны быть соединены. Мы читаем Библию, закрываем ее и затем пытаемся запустить шестеренки нашей молитвы в действие. Но очень часто кажется, что эти шестеренки не стыкуются друг с другом. Фактически, после нашего некоторого прогресса в изучении Слова переход к молитве иногда подобен тому, как мы переключаем ручку коробки передач резко обратно в нейтральное положение или даже на задний ход. Вместо этого должен происходить гладкий, почти незаметный переход от насыщения Писанием к молитвенному выходу, дабы мы в это время все более и более приближались к Богу. Такое происходит, когда между этими двумя аспектами находится промежуточное звено размышления.

Есть, как минимум, два места Писания, которые ясно этому учат. Давид молился в Псалме 5:2: «Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои». Еврейское слово, стоящее на месте нашего «помышления», может также быть переведено как «размышление». Фактически, это же самое слово употребляется в этом значении в другом месте Писания, Псалме 18:15: «Да будут слова уст моих и помышление (в английском «размышление») сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой». Обратите внимание, что оба эти стиха являются молитвами и относятся к другим «словам», сказанным в молитве. Однако в каждом случае размышление служило катализатором, который катапультировал Давида из истины Божьей в общение с Богом. В Псалме 5:2 он находился в размышлении, а теперь он просит Господа преклонить к нему ухо и внимать ему. В 18-м Псалме мы находим одно из наиболее известных утверждений о Писании, оно начинается со знаменитых слов в 8-м стихе: «Закон Господа совершен, укрепляет (в английском «оживляет») душу». Эта часть продолжается до 11-го стиха, а затем Давид молится в 14-м стихе, что является результатом этих слов и его размышлений.

Этот процесс действует следующим образом: после поглощения места Писания размышление позволяет нам взять то, что Бог нам сказал, и глубоко над этим поразмыслить, переварить это, а затем говорить об этом Богу в осмысленной молитве. В результате этого мы молимся о том, что мы встретили в Библии и что присовокупилось к нашей личности посредством размышления. И таким образом у нас есть не только нечто существенное, что мы можем сказать в молитве, но и уверенность в том, что мы молимся согласно Божьему намерению, и мы плавно переходим в молитву, молясь страстно и с пламенным сердцем. Затем, идя дальше с нашей молитвой, мы не дергаемся и не спотыкаемся, потому что мы уже набрали хорошую духовную инерцию.

Мне кажется, что лучше всех этот секрет знали английские пуритане, жившие в XIV-XVI столетиях. Позвольте мне процитировать некоторых пуританских писателей, не только для того, чтобы показать вам, насколько обычным для них была эта необычная для нынешнего поколения связь между размышлением и молитвой, но также для того, чтобы прочно утвердить эту истину в вашу молитвенную жизнь. В этой коллекции удачных метких советов и наставлений есть много того, к чему стоит прислушаться.

Ричард Бакстер, пастор и автор все еще публикующейся классической книги «Реформированный пастор»., писал:

«Таким образом, в наших размышлениях смешивцние размышления вслух и молитвы, иногда говоря к своим собственным сердцам, а иногда к Богу, является, как я полагаю, высочайшей ступенью, которую мы можем достичь в этом небесном труде. И мы не должны воображать, что это будет так же хорошо, если мы отбросим размышление и возьмемся только за молитву; ибо это отличные друг от друга обязанности, которые обе должны исполняться. Нам нужно как одно, так и другое. Поэтому, пренебрегая этим, мы поступим неправильно. Кроме того, если мы смешаем их между собой, подобно тому, как смешиваются различные инструменты в оркестре, результат будет еще лучше, ибо один аспект будет вливать жизнь в другой. И наше, говорение к самим себе во время размышления должно предшествовать нашему говорению Богу в молитве».

Джон Оуэн, капитан Оливера Кромвеля, а также великий пуританский теолог, сказал: «Молитесь во время вашего размышления, сознательно принимая своим сердцем каждый луч света и истины, приходящий вам на разум. Благодарите Бога и молитесь обо всем, что вас сильно поражает и впечатляет».

Пуританский пастор и библейский комментатор Мэфью Генри говорит о Псалме 18:15: «Молитвы Давида были не только его словами, но и его размышлениями; как размышление является лучшей подготовкой для молитвы, так молитва является лучшей темой для размышления. Размышление и молитва идут рука об руку».

Одним из наиболее продуктивных пуританских проповедников и писателей был Томас Мэнтон. В своей проповеди о размышлении Исаака в поле (ссылаясь на Бытие 24:63) он непосредственно указывает на размышление как на связь между насыщением Словом Божьим и молитвой. Он писал:

«Размышление является чем-то средним по обязанности между Словом и молитвой и относится к ним обоим. Слово Божье дает волю размышлению, а размышление дает свободу молитве. Эти два духовных упражнения должны идти рука об руку; размышление должно следовать за слышанием и предшествовать молитве. Только слушать и не размышлять — не принесет плода. Мы можем слышать и слышать^ это подобно тому, как кто-то кладет вещь в дырявую сумку. Это есть поспешность молиться и не размышлять. То что мы принимаем от Слова Божьего, мы перевариваем посредством размышления и высвобождаем наружу через молитву. Эти три упражнения должны осуществляться в таком порядке, чтобы одно не вытесняло другое. Люди бесплодны, сухи и безжизненны в своих молитвах из-за того, что не упражняют себя в святом размышлении».

Уильям Бэйтс, которого называли «самый классический и культурный из всех последних пуританских проповедников», сказал: «Какая причина в том, что наши желания, подобно стреле, пущенной из слабого лука, не достигают своей цели? Причина одна — мы не размышляем перед молитвой… Основная причина, почему наши молитвы не эффективны — потому что мы не размышляем перед ними».

Одними из самых лучших практических трудов, вышедших из под пера пуритан, были труды Уильяма Бриджа. Вот что он утверждал о размышлениях:

«Так как оно является сестрой чтения, оно в такой же мере является матерью молитвы. Хотя человеческое сердце не расположено к тому, чтобы молиться, тем не менее, если человек хотя бы прибегнет к размышлению о Боге, о божественных вещах, его сердце вскоре обратится к молитве… Начните с чтения или слушания. Продолжайте в размышлении; окончите молитвой… Чтение без размышления не приносит плода; размышление без чтения причиняет неприятности; размышление и чтение без молитвы превратится в занятие, лишенное благословения».

Современный британский писатель Питер Тун в своей книге «От ума к сердцу» сводит учение пуритан по этому вопросу к следующему:

«Читать Библию и не размышлять считалось бесплодным упражнением: лучше прочитать одну главу и затем поразмышлять, чем прочитать несколько глав и совсем не размышлять. Точно так же размышлять и при этом не молиться подобно приготовлению к тому, чтобы бежать на дистанцию, но никогда так и не пересечь линии старта. Эти три упражнения — чтение Писания, размышление и молитва — связаны между собой, и хотя иногда можно совершать каждое в отдельности, как обычный долг перед Богом, лучше всего их совершать в совокупности».

Спустя 200 лет после пуритан, появился один человек, который считался одним из наиболее помазанных Богом для молитвы. Его звали Джордж Мюллер. Две трети прошлого столетия он содержал и поддерживал работу приюта для сирот в городе Бристоль в Англии. Опираясь всецело на молитву и веру, совершенно не рекламируя свою нужду и не влезая в долги, он содержал две тысячи сирот в одно время и поддерживал миссионерскую работу по всему миру. Он ни у кого не выпрашивал деньги, однако через его руки прошли миллионы долларов, и десятки тысяч записанных ответов на его молитвы стали легендарными.

Любой человек, слышавший историю о Джордже Мюллере, начинает задумываться о необычайном секрете эффективности его молитв. Хотя споры о «секрете» Мюллера бывают самые разнообразные, я верю, что в конечном итоге мы должны приписать успех его необычайно продуктивной молитвенной жизни божественной суверенности. Но если мы поищем в его жизни нечто такое, что можно применить к нашей жизни, то я подал бы свой голос за нечто такое, что никогда, как я слышал, не называлось и не считалось его «секретом».

Весной 1841 года Джордж Мюллер открыл связь, существующую между размышлением и молитвой, которая преобразила его духовную жизнь. И вот как он описал свое новое открытие:

«Раньше, по крайней мере, последние десять лет до моего открытия, я обычно молился сразу после того, как одевался утром; это было привычным делом. Сейчас же я увидел, что самым важным для меня было отдаться чтению Слова Божьего и размышлению над ним, дабы таким образом мое сердце получало утешение, ободрение, теплоту, наставление, обличение; чтобы таким образом, посредством Слова Божьего, во время размышления над ним мое сердце было приведено к переживанию общения с Господом.

Поэтому я начал размышлять над Новым Заветом с самого начала, рано по утрам. Первое, что я делал после того, как просил в нескольких словах Господнего благословения на Его драгоценное Слово, было то, что я начинал размышлять над Словом Божьим, исследуя каждый стих с целью извлечь из него благословение; не ради публичного служения или проповеди Слова, не ради того, чтобы проповедовать то, о чем я размышлял, но для того, чтобы обрести пищу для своей души.

Почти неизменно я приходил к такому результату: после нескольких минут моя душа приводилась либо к исповеданию, либо к благодарению, либо к ходатайственной молитве, либо к прошению; так-что, хотя я и не отдавал себя молитве, как это было раньше, тем не менее получалось так, что я почти мгновенно вовлекался в молитву. Когда я совершал таким образом непродолжительное время исповедания или ходатайства, или прошения, или воздавал благодарение, я переходил к следующим словам или стиху по мере продвижения вперед, молясь за себя или за других, по мере того, как меня вело Слово, продолжая при этом искать пищу для своей собственной души, что и было объектом моих размышлений. В результате этого мне почти всегда приходилось совершать большое количество исповеданий^ благодарений, прошений или ходатайств, смешанных с моим размышлением, и мой внутренний человек почти неизменно укреплялся и обильно питался, и во время завтрака я почти всегда находился в мирном, если не счастливом, состоянии сердца.

Таким образом, разница между моей старой практикой и теперешней в следующем: раньше, когда я вставал, я начинал как можно быстрее приступать к молитве и в основном проводил все или почти все время до завтрака в молитве. Чтобы ни происходило, я почти всегда начинал с молитвы… Но каков же был результат ? Я часто проводил 15 минут или полчаса, или почти целый час на коленях^ перед тем, как осознавал, что получаю утешение, ободрение и смирение для своей души; и часто только после того, как я намучился оттого что мои мысли блуждали в течение первых десяти или пятнадцати минут, или получаса, я начинал по-настоящему молиться.

Сейчас же я почти не страдаю от этого. Ибо мое сердце, получив питание от истины, будучи приведенным в реальное духовное практическое общение с Богом, начинает говорить к моему Отцу и Другу (хотя я не достоин этого) о тех вещах, которые Он показал мне в Своем драгоценном Слове. И сейчас меня часто удивляет то, как я мог не заметить этого раньше. И все же сейчас, когда Бог научил меня этому, для меня это настолько же ясно, как то, что первым, что должно делать дитя Божье по утрам — приобретать пищу для своего внутреннего человека.

А что является пищей для внутреннего человека? Не молитва, но Слово Божье; и вновь, не простое чтение Слова Божьего, которое проходит через наши умы, подобно воде через трубу, но углубленное размышление над тем, что мы читаем, и применение этого к нашим сердцам.

Когда мы молимся, мы говорим к Богу. Молитва же, чтобы быть длительной и продолжаться в течение какого-либо времени в какой-либо манере, отличающейся от обычной, говоря в общем, требует меру крепости или благочестивого желания, и поэтому наиболее эффективно это упражнение души может совершаться тогда, когда внутренний человек насытился от размышления над Словом Божьим, где мы находим нашего Отца, говорящего к нам, ободряющего нас, утешающего нас, наставляющего нас, смиряющего нас, обличающего нас. Поэтому мы можем с пользой для нас размышлять с Божьим благословением, несмотря на то что мы всегда настолько слабы духовно; впрочем, чем мы слабее, тем больше мы нуждаемся в размышлении для укрепления нашего внутреннего человека. Таким образом, нам нужно меньше бояться того, что наши мысли будут летать где попало, чем приступать к молитве без предварительного размышления.

Я уделяю этому моменту особенное внимание, потому что в нем содержится огромная духовная польза и освежающее воздействие, которое я могу извлекать для себя, и я настоятельно с любовью умоляю всех моих братьев и сестер глубоко подумать над этим вопросом. Посредством Божьего благословения я приписываю этому методу всю ту помощь и силу, которую я получал от Бога для прохождения с внутренним миром через все испытания и различные трудности, которые когда-либо случались со мной; и проведя 14 лет в этой практике, я могу полностью, в страхе Божьем, похвалить этот метод».

Как мы учимся молиться? Каким образом мы учимся молиться, как Давид, пуритане, Джордж Мюллер? Мы учимся молиться посредством размышления над Писанием, ибо размышление является недостающим звеном между насыщением Словом Божьим и молитвой.

Молясь с другими

Ученики учились молиться, не только слушая учение Иисуса о молитве, но также находясь вместе с Ним, когда Он молился. Давайте не будем забывать, что слова: «Господи! научи нас молиться» не были сказаны просто наобум. Ученики попросили Иисуса об этом после того, как они находились с Ним во время Его молитвы (Луки 11:1). Таким же образом мы можем научиться молиться, находясь с теми людьми, которые сами умеют хорошо молиться и могут показать нам хороший пример.

Я не имею ввиду всего лишь заимствование новых слов и фраз, употребляемых ими в молитве. Что касается всех случаев научения по чьему-либо примеру, глядя на других людей, мы можем извлечь как плохие привычки, так и хорошие. Я слышал людей, которые, казалось, никогда не молились своими собственными молитвами. Каждый раз, когда они молятся, они говорят одно и то же. Глядя на них, явно видно, что они просто употребляют высокопарные суперблагочестивые фразы, которых они нахватались от других людей за многие годы. Иисус сказал: «Не употребляйте бессмысленных повторений, когда молитесь» (Матфея 6:7, перевод с английского). Такие молитвы очень редко исходят из сердца. Такие молитвы адресуются вовсе не Богу. На самом деле такие молитвы возносятся с целью произвести сильное впечатление на слушателей.

Вокруг нас всегда есть другие верующие, от которых мы можем научиться, как лучше молиться, молясь рядом с ними. Но мы молимся с ними для того, чтобы научиться принципам молитвы, а не просто набраться молитвенных фраз. Один ваш верующий товарищ может дать вам во время своей молитвы библейские основания, почему Господь должен ответить на молитву. Другой может показать, как можно молиться, используя при этом места Писания. Молясь с верным ходатаем, мы можем научиться, как молиться за миссионерскую деятельность. Регулярные молитвы с другими христианами могут в значительной степени обогатить вашу христианскую жизнь. Если проследить, как начинались многие великие пробуждения и Божьи, действия, мы увидим, что они начинались с того, что Бог собирал вместе группу людей для совместной молитвы.

Посредством чтения о молитве

Если мы будем просто читать о молитве, но не будем сами молиться, то нам это не поможет. Но если мы будем читать о молитве в дополнение к личной молитве, то это может нам значительно помочь. «Как железо точит железо, так один человек точит другого» (Притчи 27:17, английский перевод). Почитайте уроки, полученные ветеранами, которые находились в молитвенных окопах, и пусть они отточат ваше молитвенное оружие для ведения духовной войны. Притчи Соломона учат: «Обращающийся с мудрыми будет мудр…» (Притчи 13:20). Чтение книг мудрых мужей и жен молитвы дает нам привилегию «общаться» с ними и учиться от них тем мудрым глубоким урокам, которые они получили во время своей молитвенной жизни.

Мы познали на собственном опыте, как другие могут видеть в Библии то, чего не видим мы, или насколько они способны объяснить известное всем учение по-новому, так что это освежает и углубляет наше понимание его. Таким же образом чтение того, чему научились другие в области молитвы при изучении Писания и их личного духовного опыта может быть Божьим инструментом для нашего обучения, которого мы не смогли бы приобрести в противном случае. Есть ли такие люди, которые ничему не научились о молитве в вере после прочтения о молитвенной жизни Джорджа Мюллера или кто мог не загореться желанием молиться после прочтения биографии Давида Брэйнерда? Я надеюсь, что чтение этой главы о молитвенной дисциплине обличит вас, что вы можете научиться молиться, читая о молитве!

Позвольте мне добавить еще одно слово ободрения. Как бы трудно ни давалась бы вам сейчас молитва, если вы с терпением будете ей учиться, то у вас всегда будет надежда достичь более сильной и плодотворной молитвенной жизни.

Бог отвечает на молитвы

Мне нравится, как Давид обращается к Богу в Псалме 64:3: «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть».

Вероятно, нет другого такого принципа молитвы, который принимался бы, как само собой разумеющееся, как тот, что Бог всегда отвечает на молитвы. Попробуйте прочитать это обетование Иисуса так, как будто оно дается в первый раз: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).

Эндрю Мюррей дает смелый, но, я думаю, правильный комментарий на это обетование Христа:

«Просите и получите; каждый, кто просит, получает. Это есть утвержденный вечный закон царства: если вы просите и не получаете, значит это происходит из-за того, что в вашей молитве чего-то не достает или в ней что-то неладно. Подождите; пусть Слово и Святой Дух научат вас правильно молиться, но пусть не ослабевает ваше дерзновение, которого Он ищет: каждый, кто просит — получает… Поэтому пусть всякий учащийся в школе Христа примет слова Учителя во всей их простоте… Давайте будем беречься, чтобы не ослабить Слово Божье своей человеческой мудростью».

Так как Бог не отвечает на молитвы, когда мы «просим и не получаем», мы должны не думать о возможности того, что, вероятно, в нашей молитве чего-то не хватает или что-то неладно. Помните, может быть, Бог действительно ответил на молитву, но не явным, привычным для нас образом. И вполне возможно, что с нашей молитвой все в порядке, но мы не увидели Божьего ответа на нее только потому, что Бог хочет, чтобы мы проявляли настойчивость в молитве и еще какое-то время подождали. Но мы также должны научиться исследовать свои молитвы. Не просим ли мы того, что идет против воли Божьей и не приносит Ему славу? Не эгоистичны ли наши мотивы? Может быть, мы не расправились еще с каким-либо явным грехом, из-за которого Бог удерживает Свой ответ на наши молитвы? Однако несмотря на то, что мы видим в ответе на наши молитвы, давайте не будем настолько привыкать к нашим промахам в молитве и к такому понятию, когда мы просим, не ожидая при этом получить, из-за чего наша вера в силу обетования Иисуса уменьшается и ослабевает. Бог отвечает на молитвы.

Моя жена Кэффи — независимый художник, не имеющий постоянной работы. Она составляет специальные иллюстрации в маленькой студии в нашем доме. Хотя она создала сотни иллюстраций для разнообразных христианских организаций, тем не менее она имеет работу лишь только время от времени. Часто мы молимся Господу, чтобы Он открыл ей двери и дал работу в этой отрасли. Поскольку у нее нет живой работы, я недавно сказал ей, что нам нужно начать молиться за новые проекты. На следующее утро, перед обедом, Кэффи позвонила мне и сказала: «Пожалуйста, прекрати молить Господа об обеспечении меня художественной работой! За сегодняшнее утро я получила столько заказов, что мне понадобятся месяцы, чтобы выполнить их!» Никогда на нее так быстро не обрушивался такой объем работы. Было много других вещей, за которые я молился (включая не только самого себя, но мою церковь и других), на что Господь мог ответить по Своему усмотрению. Я не знаю, почему Ему было угодно ответить именно на прошение, связанное с работой моей жены. Были ли те множества появившихся заказов ответом на молитву или это было всего лишь собрание совпадений? Только Бог знает на 100%. Но я согласен с одним человеком, который сказал: «Если это совпадение, то я уверен, что такие совпадения случаются чаще, когда я молюсь, чем когда я молчу».

Бог не насмехается над нами, не сдерживая Свое обещание ответить на молитву. Сперджен сказал:

«Я не представляю себе, чтобы кто-нибудь из вас дразнил своего ребенка ложными надеждами, разжигая в нем желание получить то, чего не собирается ему дать. Было бы очень некрасиво предложить милостыню бедному, а потом, когда он протягивает свою руку, осмеять его бедность отказом. Жалкое состояние больного человека жестоко ухудшилось бы, если бы его забрали в больницу, но оставили бы там умирать без лечения и присмотра. Если Бог побуждает вас молиться о чем-то, Он хочет, чтобы вы получили это».

Через места Писания о молитве и через Духа Святого Бог ведет нас к молитве. Он не побуждает нас молиться, чтобы потом захлопнуть двери Неба прямо перед нашим носом. Станем же упражнять себя в молитве и учиться всему, что касается молитвы, чтобы становиться больше похожими на Христа в переживании радости из-за отвеченной молитвы.

Больше применения

Ввиду того что Бог ожидает от вас молитв, станете ли вы молиться?

Я прямо призываю вас к этому, потому что думаю, что нам необходимо принять некоторые сознательные решения в нашей молитвенной жизни. Один пастор пишет следующее:

«Если я не ошибаюсь, одна из основных причин, по которой Божьи дети не ведут значительную молитвенную жизнь, заключается в том, что они не планируют ее вести. Если вы решили взять отпуск на месяц, вы не просыпаетесь летним утром и не говорите: «Эй, поехали прямо сегодня!» У вас ничего не будет собрано. Вы не будете знать еще, куда ехать, так как ничего еще не было запланировано. Но именно так многие из нас и относятся к молитве. Мы просыпаемся день за днем и осознаем, что значительное время нашей жизни должно проходить в молитве, но у нас ничего никогда не готово. Мы не знаем, куда пойти. Ничего не было запланировано. Нет времени. Нет места. И мы все знаем, что без такого планирования мы не сможем иметь потоки глубоких, спонтанных переживаний в молитве. Если вы не планируете, как провести отпуск, вы, скорее всего, остаетесь дома и смотрите телевизор. Обычный незапланированный поток духовных стремлений снижается по своей активности до минимума. Но существует-дистанция, которую нужно пробежать, и битва, в которой нужно сражаться. Если вы хотите обновления в вашей молитвенной жизни, вы должны запланировать увидеть его».

Станете ли вы молиться, чтобы стать благочестивым? Сегодня? Планируете ли вы молиться завтра? А послезавтра?

Так как молитве нужно учиться, станете ли вы учиться молиться?

Когда вы больше учитесь молиться, это часто улучшает молитвенную жизнь. Но так же, как и сама молитва, обучение молитве требует планирования. Станете ли вы молиться, связывая чтение Библии с молитвой через размышление? Есть ли у вас в планах молиться с другими? Желаете ли вы больше узнавать о молитве через чтение? Что вам читать? Существует достаточно книг на эту тему, а также биографий великих молитвенных воинов. Подумайте о цитатах, приведенных в этой главе, а также посоветуйтесь с пастором или попросите рекомендации у продавца христианских книг. Итак, когда вы начнете?

Так как Бог отвечает на вашу молитву, станете ли вы молиться настойчиво?

Помните, что слова «просите, ищите и стучите» в Матфея 7:7 в оригинале употреблены в настоящем продолжительном времени. Это значит, что мы должны молиться часто и настойчиво до того, как получим ответы на эти молитвы. Начиная с Луки 18:1, Иисус рассказывает целую притчу «чтобы показать (нам), что (мы) должны молиться и не сдаваться». Иногда снижение настойчивости в молитве доказывает, что мы не были серьезными в нашей просьбе сначала. Иногда Бог хочет, чтобы мы были настойчивыми в молитве, чтобы укрепить нашу веру в Него. Вера никогда не возросла бы, если бы Бог отвечал на все молитвы сразу же. Настойчивая молитва также склонна развивать более глубокую благодарность. Как радость рождения ребенка велика из-за месяцев ожидания, так велика радость, когда приходит ответ на настойчивую молитву. И так как это поколение измеряет время, считая каждую долю секунды, и не желает признать свою нужду в терпении, Бог вырабатывает его в нас, требуя от нас настойчивости в молитве.

Джордж Мюллер заметил:

«Огромная вина детей Божьих в том, что они не настойчивы в молитве, они не продолжают молиться; они не настойчивы. Если они желают чего-то ради славы Божьей, они должны молиться об этом, пока не получат. О, какой хороший, добрый, прекрасный и снисходительный у нас Бог! Хотя я недостоин Его милости, Он все же дает безмерно, превыше всего, о чем я просил или помышлял!»

Возможно, причина, по которой такие свидетельства не распространены, состоит в том, что немногие настойчивы в молитве. Но такой поиск Бога достоин этого. Он достоин любого расстройства. Не позволяйте врагу искушать вас стать тихим и циничным к Божьему желанию и способности ответить. Пусть любовь к Богу побуждает вас усердствовать в молитве к Тому, Который любит вас, даже когда Его судьбы непостижимы и Его пути неисследимы (Римлянам 11:33).

Давайте остановимся и немного разберемся. Для чего нужен этот призыв к упражнению себя в молитве? Для «достижения благочестия». Там, где благочестие, там и много молитв. Сперджен сказал своим типичным живописным языком: «Как луна влияет на приливы моря, так же и молитва влияет на приливы благочестия».

Мужи и жены Божьи — это всегда мужи и жены молитвы. Мой пасторский опыт подтверждает слова Д. Райла: «По какой причине одни верующие намного святее и ярче других? Я верю, что в девятнадцати случаях из двадцати эта причина заключается в разных подходах к личной молитве. Я верю, что те, кто не очень святы, молятся мало, а те, святость которых высока, молятся много».

Хотите ли вы быть подобными Христу? Тогда делайте так, как делал Он — упражняйте себя, чтобы быть человеком молитвы.