10. Как обращаться с критикой?

Среди того, с чем лидерам часто бывает трудно справиться, находятся критика и необходимость отвечать на вопросы, которые часто следуют за ней. Они расстраиваются и сбиваются с толку этим, иногда обижаются и ожесточаются. Но критика редко отсутствует: лидеры обнаруживают, что она связана с их работой, как ценник, напечатанный на товаре; только никто их заранее не предупреждал об этом. Поэтому полезно изучить этот предмет с некоторым усердием.

Критика может идти от оппонентов и противников, она может идти от лидеров других церквей или христианских организаций, или она может идти из наших собственных рядов, от тех людей, кому мы пытаемся служить, и кого мы пытаемся вести.

Легче всего справиться с критикой извне. “В конце концов, — рассуждаем мы, — у нападающих может быть зуб на нас”, — и мы можем отнести её на счет предрассудков, невежества, духовной слепоты или сознательного противления истине. Вокруг этого есть даже нечто привлекательное, чувство нахождения на передовой духовной войны.

Критику, идущую от коллег, христианских лидеров, труднее вынести, потому что предполагается, что мы должны быть по одну сторону, несмотря на различия в названии деноминаций, учениях или стилях поклонения. Но мы всегда можем для себя отнести это на счет ограниченности, неуверенности или даже ревности.

Критика из наших собственных рядов является наихудшей, потому что теперь мы действительно находимся по одну сторону, и жалоба или критика имеют сильный привкус неверности или бунта. Мы можем быть сильно ранены, если это исходит от тех же людей, которые всего лишь пару лет тому назад ввели нас в лидерство и умоляли нас взять на себя эту работу. Внезапно наши самые горячие сторонники стали нашими критиками. Мы чувствуем, что нас предали, решаем, что мы не можем доверять кому-то по-настоящему, и думаем, стоит ли нам принять их способы и сражаться с ними их же оружием.

Почему возникает критика?

Если мы поймем с самого начала, что критика является неизбежной частью среды, окружающей роль и функции лидера, это поможет нам обращаться с критикой более объективно. Как говорится в пословице: “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. Необходимая черта, требуемая от лидеров, — это серьёзность намерения идти вперёд и завершать всё, что они наметили сделать, даже при негативной реакции. Если у них нет этой способности, они закончат тем, что вообще не будут вести, а будут просто следовать общественному мнению, наблюдаемому на данный моментвремени.

Но мы должны пойти дальше и понять, что критика — это не только нечто, с чем лидерам всегда приходится сталкиваться, она является также понятной и абсолютно законной, даже когда со стороны лидеров не было ошибки. Нам необходимо рассмотреть, почему это так.

1. Лидеры, если выполняют свою работу должным образом, обычно занимаются изменением, а для большинства людей перемена является чем-то неудобным, а для части и угрожающим, даже когда эта перемена к лучшему. Поэтому у статус-кво всегда будут решительные защитники, которые противятся перемене только потому, что это перемена, и которые рассматривают лидеров как источник своего дискомфорта.

2. Лидеры занимаются будущим и работают в направлении целей, лежащих в будущем, поэтому настоящее всегда несовершенно, и цели достигнуты только частично. Поэтому всегда может возникнуть оправданная критика, и могут быть выявлены действительно существующие недостатки и несоответствия. Даже когда достигнуты текущие цели, даже если они совершенно достигнуты, лидеры, если они занимаются чем должны, уже находятся на пути к следующему набору целей, поэтому опять будет несовершенство и неполнота, которые можно критиковать.

3. Критика и вопросы часто возникают, потому что люди не могут видеть будущее так же чётко и ясно, как лидеры. От них этого и не следует ожидать, иначе им не нужны были бы лидеры, или они сами были бы лидерами. Задача лидеров заключается в том, чтобы возвешать видение и продолжать указывать путь, а существование вопросов и сомнений может только означать, что они не делают этого

должным образом.

4. Критика может существовать потому, что люди не имеют доступа ко всей информации, которой обладают лидеры, и делают заключения, исходя из неточной информации. Это часто возникает, потому что лидеры не передают её достаточно ясно или достаточно полно, или потому что иногда они сознательно удерживают информацию для установления и сохранения своей силы.

5. В трудные времена видение тускнеет. Когда идти становится трудно, препятствия и преграды начинают казаться больше и более убедительными, чем цели. Проблемыреальны и осязаемы, в то время как цели всё ещё находятся в будущем. Историю Исхода нужно читать всем лидерам, и во многом для того, чтобы узнать, чему она может научить о динамике критики. Путь к любой важной цели лежит через пустыню. Но именно там и нужны лидеры. Когда всё идёт хорошо, любой может вести; лидеры могут чувствовать, что они излишни. Именно когда всё обстоит плохо, и все остальные готовы бросить начатое и вернуться в Египет, тогда лидеры берутся за дело.

6. Иногда критика высказывается, потому что люди видят действительную опасность и ошибки, которые пропустили лидеры. Дело обстоит таким образом, что погружение в долгосрочные цели и посвящение себя им могут иногда сделать лидеров слепыми по отношению к огромным ловушкам прямо у их ног. Наступающая опасность иногда более чётко обнаруживается людьми, не находящимися в лидерстве.

7. Вопросы возникают, потому что наше восприятие ситуации различается, а это, в свою очередь, происходит потому, что у нас разные основные мотивации. То есть человек, который требует чёткого и конкретного определения задачи, будет требовать больше деталей;человек, занимающийся решением проблем, всегда будет искать потенциальные проблемы, и человек, которому нужно время, чтобы приготовиться к чему-то новому, будет всегда против немедленной реакции.

8. Лидеры владеют силой, и сила, используемая неосторожно, калечит. Было бы легко впасть в отчаяние, если бы мы расспросили христиан, обиженных и израненных авторитарными, нечувствительными, а часто и просто неосторожными лидерами. Многие из этих людей обнаруживают, что не могут доверять снова какому-то лидерству,потому что они были так ранены. Необходимо различение, чтобы разобраться с критикой, исходящей из обиды.

9. Опять же, так как лидерство обладает силой и потому кажется блистательным и увлекательным, оно можетдаже вызвать зависть среди тех, кто хотел бы быть лидерами и не являются таковыми. Так же среди тех, кто надеялся на получение должности, но был обойден или отвергнут. Ревность и зависть могут проявиться в критике и личной атаке, как это было с Моисеем. “Я позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню» (Пс. 105:16).

10. Наконец, мы часто критикуем, потому что гораздо проще найти вину, чем создать что-либо. Начать или построить что-то очень трудно, и для этого требуется время, энергия и желание рисковать. Более того, часто ставка делается на многое, даже если это только репутация того, кто начинает. Но, как говорит Джин Эдварде: “Способность видеть ошибки является низкопробным и обычным даром”.

Критика — привлекательная возможность ещё по одной причине. Она несёт невысказанный намёк, что мы сделали бы гораздо лучше сделанного, в то время как мы не показываем на деле, так это или не так.

Как обращаться с критикой?

Если лидеры осознали, что в критике нет ничего неестественного и обязательно вредного, и что в любом случае они должны научиться уживаться с ней, возникает вопрос: как лучше всего и наиболее творчески обращаться с ней? Вот некоторые основные правила.

1. Не отвергайте её с ходу

Мы уже замечали, что у лидеров должна быть смелость и сила устремления, чтобы не терять курс даже при наличии негативного фона. Это приходит легче к лидеру, который по природе или темпераменту предпочитает игнорировать оппозицию и идти вперёд, не смотря ни на что. Такой автоматический подход к критике или вопросам, тем не менее, не стоит рекомендовать хотя бы по той причине, что это может легко привести к высокомерию или питать отношение доминирования. Высокомерие и самообман, ккоторому оно ведёт, так смертельны, что лидеры должны быть благодарны за любую критику, какой бы неразумной она ни была, потому что она, по крайней мере, является защитой от этих серьёзных болезней.

2. Не будьте обескуражены ей

Критика может легко подорвать смелость лидеров, особенно когда она исходит из их рядов или от людей, к которым они обратились за поддержкой, или от тех, чье мнение они ценят. Иногда существуют другие люди или сверстники, к которым лидеры могут обратиться за поддержкой, но в конце концов они должны покопаться, чтобы найти источник силы и смелости в самом себе, чтобы справиться с ситуацией. Это значит найти нашу силу во Христе и уверенности в Его присутствии. Во время катастрофы в Секелаге, когда собственные люди Давида говорили о том, чтобы побить его камнями, мы читаем, что “Но Давид укрепился надеждою на Господа, Бога своего…” (1 Цар. 30:7)

3. Не будьте деморализованы ей

Деморализация — это еще один шаг по пути обескураженности. Это происходит, когда лидеры, загнанные в угол оппозицией и трудностями, искушаются предпринять неэтичные и беспринципные действия, потому что это предлагает кажущуюся возможность слезть с крючка. Или это может произойти, когда внешнее давление критики и противления становится слишком большим, и крепость лидеров, их смелость и желание сопротивляться внезапно рушатся. Тогда нам нужно то, о чем молился Павел: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3:16).

4. Не управляйтесь ею

Иногда лидеры искушаются поддаться критике и изменить планы и политику ради мира и спокойствия. В церкви это часто оправдывается тем, что ради единства стоит идти на уступки. Однако, обычно происходит лишь то, что изменения производят новых оппонентов из тех, кто был доволен предыдущей политикой и теперь недоволен переменами. Лидеры пытаются идти посередине: умиротворить обе стороны, и обнаруживают, что ни одна из них не довольна компромиссом. Более того, молчавшее до этого большинство становится теперь разочарованным, потому что оно видит, что лидеры “заигрывают с галеркой” и склоняются к той группе давления, которая более голосистая. Это ни в коем случае не означает, чток критике нужно подходить с жёсткой неуступчивостью, но это говорится для того, чтобы указать, что краткосрочная подгонка, совершаемая только для того, чтобы утихомирить критика, может увести нас от правильных долгосрочных целей.

5. Не персонализируйте её

Это, вероятно, самая важная из всех рекомендаций и самая трудная для выполнения. Лидеры здесь могут заблуждаться в двух направлениях. Во-первых, они могут воспринимать критику их политики или их планов как критику на личном уровне и, следовательно, как атаку на их непорочность, характер или способности. Во-вторых, они могут реагировать на критику на личном уровне и отвергать человека, а не только его точку зрения и мнение.

Всегда рассматривайте критику как направленную объективно и в соответствии с её объективными достоинствами. Отношение лидеров всегда должно быть таким: •“Если вы можете помочь нам принять лучшее решение, мы открыты для вашей помощи и благодарны за неё”.

Даже неправильная мотивация критики не является достаточным основанием для того, чтобы её автоматически отвергали. Честность побуждает меня признать, что есть случаи, когда абсолютно не тот человек, в абсолютно не то время, с абсолютно не той мотивацией тем не менее говорит абсолютно правильные вещи.

6. Стремитесь распознать причину критики

Во многих случаях критика, или то, как её выражают, не является истинной проблемой, а только результатом или симптомом истинной проблемы. Обнаружение истинных причин, стоящих за вопросом или критикой, часто обусловит реакцию, уместную в данных обстоятельствах. Для одного и того же, сказанного разными людьми, могут потребоваться разные реакции. Причиной данной критики может, например, быть:

а. Страх перед переменами, страх перед будущим. В этом случае человеку требуется убеждение.

б. Ошибка, неправильное понимание или недостаток понимания. В этом случае требуется информация, объяснение и просвещение, в. Уныние перед трудностями и испытаниями. Людей, поддавшихся ему, необходимо воодушевить и разубедить.

г. Замеченная ошибка или опасность. Критику необходимо принять во внимание и предпринять действия, чтобы исправить ошибку или избежать угрозы.

д. Отклонение или бесполезный спор, который ни к чему не приведёт. Критику необходимо разоблачать, иначе она загасит энергию людей и остановит прогресс.

е. Выражение обиды и ран, полученных вследствие того, что человек испытал от лидеров в настоящем или прошлом. В некоторых случаях лидерам, возможно, нужно будет взять на себя ответственность за это, искать прощения и перевязать раны. В других случаях, возможно, необходимо исцеление, хотя лидеры и не виноваты. Например, человек, которого обошли при назначении на должность, которую он желал,может быть обижен, хотя решение и было правильным.

ж. Неправильное отношение или неправильный дух, например: зависть, ревность, противление, разделение. Этому необходимо противостать. В тоже время лидеры должны быть осторожны, чтобы реакцией на характеризующую, неправильно мотивированную критику не была самооборона, гордость или чувство неуверенности.

Я хотел бы посоветовать, чтобы заключения о мотивах и отношениях делались осторожно, исходя из честного стремления поместить ситуацию под одним или несколькими вышеперечисленными заголовками. Но решение не должно приниматься по первым догадкам; мы редко можем быть уверены даже по поводу наших собственных мотивов и обладаем плохими способностями судить других.

Как встречать атаки на личном уровне?

Что происходит, когда критика становится атакой на личном уровне? Иногда критика лидеров может опуститься до личностей или быть даже формой нападки на характер, когда становится ясно, что не политика, а лидеры как личности становятся целью атаки. В этих случаях важно:

1. Не воздавать тем, что вы получаете

• Когда за критикой стоит неправильный дух, она может быть побеждена, только если вы реагируете в противоположном духе:

• Если она движима злобой, отвечайте в любви.

• Если она движима низостью, отвечайте в щедрости.

• Если она движима гордостью, отвечайте в смирении.

• Если она движима высокомерием, отвечайте в учтивости.

• Если она движима обманом, отвечайте в истине.

• Если она движима недоверием, отвечайте в вере.

2. Не позволяйте своим эмоциям диктовать, какой будет ваша реакция, чтобы вы не говорили, исходя из обиды или гнева.

Также не становитесь обиженными, ожесточенными и не впадайте в грех жалости к себе, синдром “бедный я, бедный”. Помните, что есть, возможно, другие люди, кроме вас, чувствительные к этой атаке, например, ваш супруг и семья.

3. Не становитесь фокусом разделении

Разделение редко, если вообще когда-либо, является плодотворным решением проблемы. Но если разделение становится необходимым, оно должно совершаться мирно и из-за принципов, которые не могут сосуществовать в доброй совести в одной группе людей или на пути к одной цели. Никогда не должно быть разделения из-за личностей.

4. Не позволяйте, чтобы другие подвергались атаке через вас, и не отдаляйте себя от тех, кому вы должны хранить верность, когда их атакуют.

Верность говорит: “Я за тебя, даже если другие против тебя, и я буду защищать тебя, даже рискуя собой”.