8. Плодотворное преумножение.

Благословение детьми

Если бы мы достали симфонию и попытались бы найти ссылку на предмет предохранения, нас постигло бы разочарование. Писание ничего конкретно не говорит на эту тему. Однако нельзя утверждать, что в Библии совсем не затрагивается эта тема. Предохранение, в конце концов, призвано регулировать количество детей, и Библии есть, что сказать на этот предмет.

Как это уже осознали многие христиане, наша культура отвратительно относится к детям. Поскольку негативное отношение слишком очевидно, многие христиане в ответ на этот грех придерживаются идеи, что большая семья – благословение от Бога, которое нельзя ограничивать, несмотря ни на что. Такая позиция гораздо ближе к истине, чем первая, но и она небезупречна.

Большая семья может принести огромное благословение. И поскольку Библия чётко выражает свою позицию, у нас нет оснований закатывать глаза и отпускать ехидные замечания, услышав о многодетной семье. «Что они не знают, откуда дети берутся?» К несчастью, подобные замечания не редки даже в церкви; их можно услышать от христиан, принявших враждебное мирское отношение к детям. Они заводят, положенные им 1,7 ребёнка, закидывают двухмесячного младенца в ясли и продолжают делать карьеру. Писание, однако, демонстрирует противоположное отношение к детям. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Псалом 126:3-5).

Хорошо, что всё больше и больше верующих приходят к осознанию того, насколько ужасно нетерпимое отношение к детям в христианской церкви. Но у этой проблемы есть ещё один аспект, который скрыт от христиан-реакционеров. Библия учит, что дети могут быть как благословением, так и проклятием. Следовательно, многодетность несёт либо большое благословение, либо большое проклятие. «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притчи 17:25). Когда дети воспитываются в вере и ходят в Господе всю жизнь, они приносят родителям невыразимое благословение. И чем чаще это происходит, тем лучше. Большие, послушные Богу семьи – благословение. Но когда дети не повинуются родителям, большое количество детей досаждает им. Самуил не возрадовался бы, если вместо двух сыновей взятки брали пятеро (1 Царств 8:3). С него было достаточно Иоиля и Авии.

Отрывок из 127-го псалма часто цитируется христианами, рассуждающими о семейном благословении. Всё это хорошо, но мы должны разобраться, в чём заключается истинное благословение. Псалом не говорит о топотании детских ножек по дому (хотя это очень мило). В псалме приводится сравнение: сыновья подобны стрелам в колчане человека, когда он толкует с врагами в воротах. Благословение относится к взрослым сынам, получившим должное воспитание и готовым к битве. Это результат труда родителей в течение нескольких десятилетий. Если у человека много сыновей, не получивших хорошее воспитание, колчан его полон, но полон горечи – погнутых и сломанных стрел.

Что требуется для того, чтобы в семье было много детей? Всего лишь физически развитые мужчина и женщина. А что требуется для получения обильного благословения? Получение благословения, которое в Библии ассоциируется с большой семьёй, требует гораздо большей отдачи, чем простой способности к воспроизводству. Желание получить благословение означает, что человек берёт на себя обязательство любить, усердно трудиться, жертвовать собой, проявлять чуткость и требовательность к себе на протяжении долгих лет.

Некоторые мужья считают, что они приверженцы библейского взгляда на семью, только лишь потому, что они – мужчины, которые имеют своё мнение и не любят презервативы. Это те, кто унаследуют печаль (т.е. глупость детей) и желчь жены. Господь говорит о безрассудстве человека, взявшегося строить башню без надлежащих средств. Насколько велико наше безрассудство, когда нашей жертвой падает семья! Нет никакой добродетели в самонадеянном рождении детей. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие (Псалом 127:1).

Я, разумеется, не ратую за ограничение рождаемости. Любая библейская доктрина или учение всегда будет сталкиваться с двойной угрозой. Первая, безусловно, исходит от тех, кто открыто противостоит учению. К сожалению, многие христиане сопротивляются семейному благословению. Мы должны быть на чеку общей проблемы – желания бороться с чужими искушениями. Если мы принимаем библейское учение о благословении детьми, нам следует спросить себя, в чём могут проявиться наши искушения.

Такие вопросы необходимы, потому что вторая угроза исходит от тех, кто полагают, что исповедуют это учение, а затем губят его. Никто так не порочит истину, как те, кто поступают, словно любой другой человек (заводят ребёнка, например) и затем не могут воспитать его в страхе Господнем. Первое приятно и доставляет известную долю удовольствия. Последнее – утомительно и требует жертвенности и любви мужа.

Господь сказал, что лучше было бы такому человеку, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Что же нам делать с тем, кто производит детей, которых он не будет учить, кормить и наставлять в вере?

Когда мы впервые сталкиваемся с суровой реальностью ситуации, наше естественное желание – зарыть талант в земле. Наш Господь может показаться на первый взгляд «жестоким господином». Мы склонны отреагировать на библейское учение о браке словами: «Уж лучше не жениться!» Мы говорим (или думаем): «Раз так, то лучше не иметь детей вовсе!» Безответственность не даёт укрыться от проблемы – неважно, бездетны ли вы или у вас семеро детей, оставленных без пастыря.

Итак, это написано не для того, чтобы отбить желание у молодых пар заводить детей. Скорее, я хочу показать, что благословение не даётся легко или автоматически. Бог предлагает нам обильное благословение в детях, а кому много дано, с того и много спросится.

Конечный итог

«Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит ее: ‘много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их’ (Притчи 31:28-29).

Всё больше молодожёнов решают довериться Господу в сфере планирования семьи – воспитать столько детей, сколько пошлёт Бог. В момент принятия решения они радуются. Но после пяти лет совместной жизни, у молодого мужа на руках четверо малышей и жена, трезво оценивающая ситуацию.

Как может муж ободрить свою жену? Сначала он должен попытаться определить возможную причину её уныния. Далее я привожу некоторые советы, призванные поддержать женщин, рождающих детей.

Основная причина уныния – физическое истощение. Если женщина ведёт хозяйство с малышами на руках, она будет уставать гораздо больше, чем до рождения детей. Чем может помочь ей муж?

Во-первых, ему нужно помогать ей с детьми и самому перестать быть ребёнком. Мужу следует присматривать за детьми, чтобы жена могла выбираться из дома, по крайней мере, раз в неделю. Он должен также позаботиться о няне, чтобы самому пойти с ней куда-нибудь – жене нужно время покоя.

Во-вторых, необходимо помнить, что дети постоянно создают нагрузку её телу весь день напролёт – их нужно кормить грудью, носить на руках, держать, обнимать и т.д. Следовательно, он должен проявлять чуткость в сексе. Его голос в семье – не единственный.

В-третьих, он должен научить жену ожидать будущего благословения, в земной жизни и в вечности. Добрые всходы не взойдут в первые пять лет семейной жизни. Пока дети растут, родители должны вкладывать в них больше времени и энергии. Если дети дисциплинированы и хорошо научены, то они отдадут семье значительно больше, чем получили он неё. Мы рождаемся с одним ртом и двумя руками. Если мы послушны Богу, то мы производим больше, чем потребляем. Но в начале, малыши только прибавляют забот.

Итак, мужу следует ободрять жену, напоминая ей о непреходящей ценности её труда. «Пройдет немало тысяч лет» прежде, чем кажущаяся бесконечной кучей белья в конечном итоге обретёт свой смысл.

Рождение детей может вызвать уныние из-за враждебности мира и «доброжелательности» христиан. Однажды меня с женой и двумя (!) детьми остановила на улице пожилая женщина и сказала: «Ну и ну! Сдаётся мне, что таблетки не для вас!» В представлении мира многодетная мать – измученная женщина с целым выводком сопливых недоумков, держащихся за подол её обтрепанного платья. Вполне очевидно, что муж обязан ободрять свою жену в противовес враждебности мира. Он должен не только ценить её труд в душе, но и постоянно говорить ей об этом.

С этим связана важность уважительного отношения к беременности. На протяжении всей Библии мы видим, как воспевается чадородие женщины. Одна из самых замечательных вещей, которую я усвоил на примере своего отца, — привлекательность женщины во время беременности. Итак, вместо того, чтобы посмеиваться и отпускать язвительные шуточки, христиане должны уважать тех, кого благословил Господь. Но также важно, чтобы верующий муж оказывал честь жене видимым образом и, прежде всего, не давать ей почувствовать себя неряхой. Писание учит, что одной из основных обязанностей мужа состоит в том, чтобы не лишать жену одежды (Исход 21:10). Она не должна быть одета вычурно (на самом деле вычурность запрещена); муж должен следить за тем, чтобы жена была хорошо всё время, и особенно во время беременности.

Другой источник уныния заключён в чрезмерных предположениях относительно Божьего промысла. Противники многодетных семей внушают нам, что если супружеская пара с нормальными сексуальными запросами не предохраняется, то в конечном итоге они могут ожидать рождения сорока двух детей до наступления климакса. Но как говорится: «Не тут-то было!» При появлении в семье большого количества детей Бог остаётся верен – Он никогда подведёт нас. Например, Бог благословил нашу семью тремя детьми в течение первых пяти лет совместной жизни. При таком положении дел, жена с успехом может начать решать задачки в уме. (У женщины рождается один ребёнок каждые 18-24 месяца в течение 4-х лет. Она будет способна к деторождению ещё в течение 20 лет. Так что же ей делать?) Её проблема заключается в том, что она мыслит на основании ложных предпосылок – т.е. вселенная – обиталище безличностого Бога, Чей промысел имеет мало отношения к благословению данной семьи. В нашем случае, при всем желании иметь больше детей, Бог не дал нам ни одного малыша на протяжении последних 14-ти лет нашего брака.

Некоторые супружеские пары, не пользующиеся контрацептивами, имеют десять детей, некоторые троих, а другие, вообще, бездетны. Библия учит, что количество детей – не воля слепого случая, ибо Господь отворяет и затворяет утробу матери. Я не утверждаю здесь, что предохранение ведёт к беззаконию, но христиане не должны поступать так, потому что они принимают ложь мира, недолюбливающего детей.

Итак, для поддержания тонуса жены, мужу необходимо насыщать её духовно и эмоционально. Он должен непрестанно молиться о ней, и она должна знать об этом. Он должен обнимать и утешать её, давать советы и наставлять в слове Божьем. Хотя мир может презирать её призвание, благодарному мужу следует хвалить свою жену. Это поистине высокое призвание. «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тимофею 2:15). Вместо неряшливого вида и ватаги ребятишек, говорящей цинику о том, как часто они занимаются любовью, её привлекательная внешность и ухоженные дети должны показывать всем, насколько она любима.

Так как же насчёт предохранения?

В одном смысле сам факт дискуссии по данному вопросу внутри церкви – добрый знак. Уже не все христиане автоматически воспринимают укоренившуюся в мире практику как данность. Но в то же самое время не всё, что делают неверующие, автоматически ведёт к беззаконию. Так с какой же позиции подойти нам к этому вопросу?

Во-первых, убедиться если прямые библейские указания на этот счёт. На этом уровне становится вполне ясно, что в Библии запрещены определённые формы предохранения. Начиная с самого очевидного – убийства детей или аборта. Библия исключает подобные действия словами заповеди – «не убий». Многие люди до сих пор не понимают, что это повеление также запрещает контрацептивы, предотвращающие развитие оплодотворённой яйцеклетки и отнимающие только что начавшуюся человеческую жизнь.

А как насчёт других противозачаточных средств? Говорит ли Библия что-нибудь о праве мужа и жены ограничивать количество детей? И, да и нет. Нигде в Писании не упоминается, что использование противозачаточных средств противозаконно само по себе. Тем не менее, большинство средств, применяемых сегодня, греховны вследствие побуждений и применения. Для ясности понимания, давайте сначала рассмотрим близкий к нашей теме предмет.

В то время как Библия ничего не говорит о предохранении, она неоднократно наставляет нас относительно семьи и детей. Итак, прежде чем мы зададимся вопросом, насколько законно предохранение, нам следует определить основано ли оно или нет на библейском учении о семье.

Давайте начнём с ситуации, в которой предохранение супругов не свидетельствует об их благочестивости. Представьте, что они размышляют так: «С детьми такая морока, а мы успешно продвигаемся по службе, планета и так перенаселена, к тому же мы всегда сможем перестать принимать таблетки». Мирские представления так и бросаются в глаза.

Теперь противоположный пример: «Бог по милости Своей даровал нам шестерых детей, и все они благословение для нас. Но с некоторых пор мы стали думать о том, чтобы начать предохраняться, потому что нам всё труднее становится уделять детям столько внимания, сколько того требует Библия. Нам не легко прокормить всех шестерых плюс ещё расходы на христианское образование (или затраты времени на домашнее обучение)».

Мнение второй пары может основываться на неверном представлении (например, они могут заблуждаться в отношении своей способности обеспечить седьмого ребёнка). Но их заблуждение, не идёт ни в какое сравнение с греховной и бунтарской позицией первой пары. Напротив, мы видим семью, принимающую детей как благословение, и поступающую соответственно. Поскольку Библия умалчивает о предохранении, мы должны сами оценивать нашу мотивацию в отношении детей и семьи.

Некоторые христиане спорят, что случай с Онаном, изливающим семя на землю, в книге Бытие – пример Божьего суда над теми, кто предохраняется. Так оно и есть – но этим наше предположение (относительно первостепенной важности мотивации) только подтверждается. Всё дело было в том, что Онан сознательно не желал восстановить семя брату своему (Бытие 38:9). Другими словами, его постигла кара, ибо его побуждения были злы. Следовательно, все, кто предохраняются из нечестивых побуждений, идут по стопам Онана. Однако потребуется большая изобретательность, чтобы связать злые побуждения Онана с мотивами благочестивой пары, которая предохраняется ради возможности иметь как можно больше детей с промежутком в несколько лет (потому что ей придётся делать кесарево сечение, например). Итак, когда в Писании нет ясного учения относительно морали и этики в определённом вопросе, нам стоит помалкивать. Мы не можем осуждать нечто как грех, только лишь на основании того, что большинство людей, поступающих подобным образом, греховны в своих помыслах.

И всё же это не дает повода мужу и жене считать, что, предохраняясь, они поступают правильно. Верно и то, как указывалось выше, что всю проблему следует рассматривать с точки зрения наших побуждений и нашего подчинения библейскому представлению о семье. Но также верно и то, что мы в ответе за наши побуждения перед Богом и только Богом. Решение этой проблемы не зависит о вмешательства городских властей или братского совета церкви. Но они должны вести себя как подобает в подобной ситуации (например, в случае с алкоголем – сама по себе жидкость не имеет греха, но ею можно злоупотреблять).

Родители – распорядители в Божьих глазах, и Бог вверяет детей им. Некоторые родители получают средства, которые им посылает Господь, и воспитывают многочисленных детей для служения Богу. Они имеют обильное благословение. Другие могут ограничить количество детей в семье, но верить в то, что дети – благословение от Бога, и также воспитать их для служения Богу. Такие семьи тоже благословенны. Когда Иисус рассказывал притчу о талантах, Он не упомянул о разногласиях между тем, у кого было 10 талантов и тем, у кого было 5. В переделку попал тот, (с господином, а не с другими слугами) кто испугался доверенной ему ответственности. Он зарыл вверенные ему деньги и был проклят за это господином. Это то, что делали и делают многие христианские семьи. Они не жалеют родительской ответственности, но Господь сказал, что Он сотворил их для того, чтобы имели потомство от Бога (Малахия 2:15).

Итак, наш сегодняшний спор о предохранении, к сожалению, тяготеет к обсуждению используемых методов – как будто ленивый слуга мог бы оправдаться тем, что сам процесс зарывания денег в землю не несёт в себе греха. Это, правда, но к делу не относится.

Нигде в Библии не сказано, что предохранение греховно. И поэтому нельзя это утверждать однозначно. Писание постоянно говорит о том, что дети – благословение от Господа. И поэтому это грех думать или вести себя, словно это не так.