9. Развод и повторный брак.

Развод

Развод приводит к расторжению брака. Как сказано ранее, брак существует там, где есть союз двух полов в контексте клятвы завета (Малахия 2:14). Когда нарушается завет, то страдает и брак.

Брак не возникает посредством слияния пары в одну плоть. Павел использует тот же термин «одна плоть», описывая связь мужчины с проституткой (1 Коринфянм 6:16), что, очевидно, происходит вне брака. Брак существует там, где гетеросексуальные отношения были освящены клятвой. Итак, требуется, чтобы двое стали одной плотью по произнесении клятвы завета.

Это помогает нам понять, почему Бог ненавидит развод (Малахия 2:16, New King James Bible). Бог ненавидит развод, потому что основная задача брака – произведение потомства от Бога (Малахия 2:15). Развод уменьшает шансы воспитания детей в вере. Вдобавок, поскольку Бог ненавидит нарушение брачного завета, Он ненавидит и вероломство человека. Он Бог завета и Ему ненавистны все, кто порочит завет, основанный на верности.

Поскольку Бог ненавидит развод, неудивительно, что некоторые пришли к выводу, что развод всегда сопровождается грехом. К сожалению, эта позиция не справедлива по отношению ко всему учению относительно развода. Конечно, грех всегда совершает, по крайней мере, одна из сторон. Но очень часто грешат обе половины. Тем не менее, иногда развод – праведный поступок, совершаемый оскорблённой и невиновной половиной.

Это не означает, что развод становится автоматически законным для невиновной стороны. Существует разница между «быть в праве» и «быть правым». Невиновная сторона может оказаться таковой, в конечном итоге, но нет гарантии, что он или она вели себя безупречно до этого момента или не будут изливать желчь в процессе развода. Итак, кто-то может обладать правом или даже быть обязанным развестись с партнёром, но всё делать недостойным образом.

В качестве примера, давайте представим христианку, которая уже десять лет замужем. Её муж (неверующий) в течение пяти лет был активным гомосексуалистом. Наконец она узнаёт об этом, но её муж и не собирается раскаиваться. Если у неё право на развод? Да, ей, наверное, следовало бы развестись с ним. И в случае развода у неё есть право вторично выйти замуж.

Тем не менее, она не застрахована от искушений и греха во время бракоразводного процесса. Согрешит она или нет, будет зависеть от её поведения. Разводится ли она, потому что её заботит сохранение праведности в глазах Бога или она движима горечью и злобой? Ей захочется сказать: «Посмотрите, что он со мной сделал!» Но даже в таких трудных обстоятельствах она всегда должна помнить о том, как Иисус заповедовал нам относиться к тем, кто причиняет нам боль. Истинное прощение приходит, когда грех действительно совершён. Его поведение поистине грешно.

Много раз женщина в подобной ситуации отказывается прощать, потому что считает, что, простив мужа, она обязана с ним расстаться. Это не совсем так. Всё будет зависеть от его дальнейшего образа жизни, состояния здоровья (болен ли он СПИДом, например), наличия христианской веры, и т.д. И даже тогда – ей решать, при условии достойного поведения и отказа от желания доказать свою правоту.

В то же время ей следует рассмотреть её собственное поведение на протяжении тех десяти лет супружеской жизни. Пыталась ли она привести его к Господу так, как призывает нас к тому Библия (1 Петра 3:1-6), или же она жила с ним по своим законам? В последнем случае, она должна признать этот грех перед Богом до того, как она потребует развода. В противном случае, у неё нет ясного понимания, почему её брак потерпел крушение и что произошло за годы, предшествующие разрыву.

Некоторые могут возразить, что мы заставляем её чувствовать себя виноватой за расторжение брака, в то время как за это должен отвечать её муж. Безусловно, он несёт ответственность как глава семьи. Именно он является распорядителем завета, даже если он не христианин и понятия не имеет о завете. Тем не менее, она должна разобраться как христианка, в чём она была не послушна Богу. Это ни к коей мере не облегчает тяжести его греха. Размышления и прощение дадут ей возможность понять, как поступать дальше.

Поскольку муж – распорядитель брачного союза, пол потерпевшей стороны играет важную роль в принятии решений относительно развода. Христианские общины полны благочестивых жён, у которых неверующие мужья. Благочестивые мужья с неверующими жёнами встречаются гораздо реже. Это показывает, какое влияние оказывают мужья на духовное состояние брака.

Соответственно вероятность того, что именно мужья плохо обращаются с жёнами, а не наоборот, очень велика. Если муж не верен жене, то вполне возможно, что она добрая жена в глазах Бога. Если женщина не верна мужу, то менее вероятно, что он правильно исполнял свои обязанности.

Развод, тем не менее, возможен, но при этом мужчина должен полностью понести ответственность за то, что он сделал (или, что более вероятно, он не сделал). Если он принимает ответственность на себя, то у него больше шансов сделать то, что Бог хочет от него. Иными словами, если потерпевший – муж, то, как правило, он не безупречен.

Библейские основания для развода

Прежде чем перейти к рассмотрению оснований для развода, мы должны определить разницу между теми, кто руководствуется внешней стороной закона Бога и теми, кто понимает его суть. Первые используют его в качестве проверочного листа. «Ага, вот оно. Мне нужно развестись с ним». Вторые, понимающие природу завета в браке, видят, почему Бог установил определённые требования. Они будут также готовы к возможному примирению.

Тем не менее, существуют три основные категории, которые в нашем случае пересекаются.

Во-первых, в Евангелии от Матфея Иисус говорит: ««Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует».

Выражение, переведённое здесь как «прелюбодеяние», — porneias. Оно означает сексуальную нечистоту или блуд. Оно не является определителем к понятию «неверность», использующемуся в данном отрывке, хотя неверность, безусловно, относится к porneias. Подобное поведение включает в себя и блуд до вступления в брак, о котором противоположной половине было не известно. «Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её» (Матфей 1:19). И хотя Иосиф заблуждался по поводу происходящего, и его брак с Марией ещё не состоялся, этот отрывок поучителен. Если мужчина полагает, что женится на девственнице, а три месяца спустя после свадьбы выясняется, что она уже шесть месяцев как беременна от другого человека, факт совершения porneias неоспорим.

Porneias – общий термин. Он говорит о блуде до и после вступления в брак. В греческом языке Ветхого Завета этот термин тесно связан с идолопоклонством. Вспоминая практику идолопоклонства, можно утверждать, что это больше чем образ, поскольку поклонение идолам нередко использовало ритуальное совокупление.

Поскольку брак – это завет, освящающий сексуальные отношения, прелюбодеяние бьёт прямо в цель. В таком случае, потерпевшая сторона может развестись, не согрешив. Тем не менее, необходимо поощрять любую возможность благочестивого примирения.

Второе основание для развода приводится в 1 Коринфянам 7:12-16. Апостол Павел говорит:

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Тема этого отрывка – измена завету. Если не христианин пожелает оставаться в браке, понимая суть завета, он освящается. Это подразумевает, что он получает внешнее благословение в результате внешнего подчинения Божьим установлениям. Это не означает, что он спасается без веры во Христа. Но если он решит покинуть супругу, христианка более не связана узами брака. Более того, христианке запрещено противостоять разводу. Она свободна – вторично выйти замуж, остаться одна или примириться с бывшим мужем (если, конечно, он сам не успел жениться вновь [Второзаконие 24: 1-4]). Не связана, значит, не связана.

Третья категория включает в себя нарушение библейских заповедей, карающихся смертью. Например, в обществе справедливости, серийного убийцу приговорят к смерти. В нашем обществе такое происходит не всегда. Что же делать жене убийцы?

Если гражданский закон выполнил бы Божье повеление (т.е. наказало бы виновного мечём [Римлянам 13:4], то брак был бы расторгнут посредством казни. В противном случае решение останется за другой властью (семьёй и церковью).

Тот факт, что казнь не имеет места в нашем обществе, не должен останавливать власть, не имеющей меча. Церкви следует отлучать беззаконников, а супругам разводится с ними. Оба действия не исключают виновного из завета, они признают на законных основаниях, что человек исключил себя сам.

Это не просто теория. Библия приводит пример семьи и церкви, действующей таким образом. Ездра 9:1 говорит: «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев…»

Ездра пребывает в смятении, но в следующей главе он требует от согрешивших израильтян отлучиться от жён иноплеменных. Важно отметить, что здесь речь идёт не о расовой принадлежности жён (вспомним Руфь и Раав). Суть – в мерзостях или отвратительных обычаях. Поскольку израильтяне, вернувшиеся из плена, находились властью Персии, наказание, установленное в ветхозаветном законе за подобное деяние, не применялось. Однако ничто не должно удерживать священников и народ от исполнения закона, и в книге Ездры мы находим наглядный тому пример.

И хотя верно то, что христианам не следует разводиться с неверующими супругами, это применимо только в том случае, если не христиане согласны на освящённый Богом союз. Но если не христианин виновен в беззаконии (грехах, требующих смертной кары в свете библейского закона), тогда христианам просто следует признать свершившийся факт.

До тех пор, пока церковь не осознает это, наше отношение к разводу будет по-прежнему жалко с богословской точки зрения. При теперешнем положении вещей многие признают развод как результат измены, но запрещают его в случае, если муж – убийца. Такая этическая близорукость возникла вследствие изучения данной темы в отрыве от остального Писания (кроме книги Ездры). Нам же следует рассматривать эту тему в контексте всей Библии.

Брак не является абсолютом. Он освящён по Слову Божьему, следовательно, его нельзя отделять от Слова Божьего. Многие христиане мирились со злом лишь потому, что полагали, что брачный обет требует этого. Отнюдь. Брачные обязательства требуют от нас смирения. Мужья должны любить своих жён, а жёны уважать своих мужей. Мы должны отринуть свой эгоизм, а не Слово Божье.

Не я повелеваю, а Господь

В 1 Коринфянам 7:10-11 апостол Павел говорит: «… вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]».

Ключ к пониманию данного отрывка заключается во вводной фразе – «не я повелеваю, а Господь». Это не означает, как полагают многие, что Павел делает оговорку для 12-того стиха («не я, а Господь») как не богодухновенного, в то время как остальное учение Павла богодухновенно.

Это означает, что Иисус (во время земного служения) учил о разводе, а Павел применяет Его учение. Развод запрещён, в противном случае, кто-либо из супругов согрешает. То, что соединил Бог, человек не в праве разлучить, т.е. невозможно оправдать развод чем угодно. Слово Божье должно регулировать наше поведение во всех отношениях.

Но учение Иисуса Христа, заложив основы, не могло рассмотреть все возможные ситуации. Это стало особенно очевидно, когда христианская церковь стала расширяться и проникать в языческий мир. «Я не хотела развода, но он оставил меня…» Итак, Павел продолжает рассуждать и учит нас, как поступать в такой ситуации.

Нарушение брачного завета причиняет не только сердечную боль, но и является причиной многочисленных богословских споров. Проблема ставится так: законен ли повторный брак? Большинство христианских проповедников не настаивает на сохранении семьи вследствие греха, но утверждает, что пострадавшая сторона всё же не имеет право на повторный брак. Это всё равно, что сказать, что воровство – грех, но если кто-то украдёт у вас магнитофон, ни в коем случае не покупайте новый. Такая позиция игнорирует тот факт, что именно вор совершает грех. Нарушители брачного завета всегда грешат. Но вина должна падать на них, а не на потерпевшую сторону.

Итак, мы видим, что грех, ведущий к разводу, запрещён в не всяких исключений. Нарушители завета всегда согрешают, и именно они становятся причиной развода. Библия учит, что мы в праве официально признать то, что совершил нарушитель завета. Потерпевшая сторона также может признать статус нарушителя.

Итак, если бракоразводный процесс – благочестивое признание противостояния виновника Богу, то тогда сам развод не идёт в разрез с волей Бога. Но если кто-то из супругов подаёт на развод, пренебрегая Словом Божьим, то тогда он или она совершает грех. Сохранение праведности при разводе зависит от нашего отклика на Слово Божье, а не от Божьего суждения относительно греха супруга или супруги.

Тот факт, что консервативные проповедники расходятся во взглядах на этот предмет, не означает, что я представляю либеральную точку зрения. Существуют два метода обращения с Писанием. Один добавляет что-то своё к библейскому учению, другой убирает что-то из него. Многие христиане с добрыми намерениями устанавливают требования более строгие, чем в Библии. А истинный консерватизм не может быть строже, чем Сам Бог.

А что делать тем, кто к моменту ознакомления с этой книгой уже поступили неправедно? Они уже состоят в третьем браке, и их снедает чувство вины. Благая весть заключается в том, что Бог находит нас там, где мы есть, а не там, где нам следовало быть. Прощение во Христе можно найти всегда. Тем, кто находится в подобной ситуации, необходимо исповедовать грех, принять Божье прощение по вере и начать жить, повинуясь Слову Божьему.