1. Практическое богословие брака.

Основание

Даже беглый осмотр секции литературы по вопросам семьи и брака в местном христианском книжном магазине наглядно убедит вас, что наши верующие современники проявляют огромный интерес к этой теме. Но процветающая индустрия (книги, конференции, семинары, семейное консультирование) свидетельствует скорее об обратном. У нас проявляется нездоровый, прямо-таки патологический интерес к этой теме. Мы словно неизлечимо больной раком, лихорадочно ищущий альтернативные методы лечения и надеющийся вопреки всему. Отчаянно жаждущие счастья во взаимоотношениях и неудовлетворённые тем, что дал нам Бог, мы умоляем специалистов показать нам выход из положения.

Бог есть Господь. Он связует всё Собой, включая и брак. Он превосходит небеса и землю, и на всех сотворённых им людях лежит моральная ответственность признать это превосходство во всём, чтобы они ни делали, включая и то, как они создают семьи. Мужчина и женщина, стремящиеся к этой цели, наслаждаются христианским браком в завете друг с другом. Если они отвергают данную истину или пренебрегают ей, то они поступают так на свой страх и риск. Зрелость христианина заключена в осознании, что долг сотворённого человечества – прославлять Бога во всём. На этом основании зрелый христианин проявит супружескую зрелость. Аналогично зрелая христианка станет зрелой женой. Зрелость в Боге является условием к достижению зрелости в браке.

При изучении вопроса семьи и брака мы должны начать с библейского учения и природе и характере Бога. После того, как мы придём к осознанию того, что Он во истину является Господом, мы естественным образом обратимся к Нему за тем, чтобы изучить насколько, Его милосердный закон применим к основам и целям брака.

Завет

Природа триединого Бога передана в Писании посредством связи отца с сыном. Бог – Отец, и Иисус Христос – Его единородный Сын. Прежде чем Он положил основание земле, Отец избрал невесту для Своего Сына. Эта невеста – христианская церковь. «И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откровение 21:9-10).

Павел учит нас тому, чтобы мы осознанно размышляли о наших браках, как о тусклых образах брака Христа с Его церковью. Это великое таинство, говорит Павел, когда мужчина оставляет отца и мать и берёт в жёны женщину, он сообразует свой брак с отношениями Христа и церкви. Плохо ли, хорошо ли, но семейная жизнь всегда отражает это отношение.

Следовательно, мы видим, что основание брака строится на завете. Божье отношение к нам выражается через Новый Завет и наши браки – отражение этой истины. Основание благочестивой семейной жизни подобно основанию благочестия в целом, т.е. снискание славы Божьей во всём. Наш триединый Бог заключает и хранит завет с нами, и Он избрал брак тем средством, при помощи которого падшие люди смогли бы прославить Его.

Феминистские заблуждения и посягательства на природу брака, выраженную в завете, сыграли важную роль. На протяжении истории церкви пагубные ереси использовались суверенным Богом, чтобы заставить церковь дать чёткие определения неясностям в христианском учении. Ересь Марциона подтолкнула церковь к определению канона Писания, Арий спровоцировал чёткую формулировку относительно полной божественной природы Господа Иисуса Христа и т.д. Сегодня, бросая вызов брачному завету, феминизм оказывает нам ту же услугу.

Если бы это ложное представление не было столь вызывающим, мы продолжали бы «плыть по течению», совершая то, что кажется вполне естественным или привычным. Бессчетное количество людей руководствуется теми или иными принципами, потому что они попросту кажутся верными. Однако когда какой-либо обычай оспаривается, сторонник старых устоев приходит в замешательство. «Ну, вообще-то я не уверен, почему я так поступаю», — говорит он. Рассмотрите обычай смены фамилии женщиной при вступлении в брак. Почему жена берёт фамилию мужа? Отчего Сюзан Миллер становится Сюзан Картер? Требует ли этого Библия?

Некоторые, к своему удивлению, обнаружат, что Библия действительно учит тому, что Бог называет мужа и жену одним именем – именем мужа. Этот факт даёт полное обоснование, как нашему обычаю смены фамилии, так и истине завета, которую он представляет.

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Бытие 5: 1-2). Выделенное курсивом слово человек переводится с древнееврейского как Адам. Иными словами, Бог сотворил Адама и его жену, мужчину и женщину, благословил их и нарёк их Адамом. Она с самого начала причастницей завета с именем её мужа. Бог не называет её Адамом отдельно от мужа, Он назывет её Адамом вместе с мужем.

Адам первым заметил отсутствие подходящего ему помощника после того, как он нарёк имена животным. «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию» (Бытие 2:20-21). Когда Адам нарекал животных, он не просто наобум прикреплял ярлыки: в древнем мире имена играли значительную роль и давали исчерпывающее представление о природе и характере обладателя имени. Процесс наречения жены Адама, описанный в Бытии, очень важен, ибо при наречении животных Адам не нашёл никого, кто подходил бы ему в качестве помощника.

После сотворения жены, Адам принимает её и даёт ей имя. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою [Ishshah, а не Евой], ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:23-24).

Как показывает 24-й стих, Адам и Ishshah были образцовой супружеской парой. Они не были просто людьми, или одними из многих. Когда Господь Иисус учил о разводе, Он обращался к установлению брака при творении, данному в первых главах Бытия. Он учил нас, что Бог соединил мужчину и женщину в браке, и что соединил Бог, человек не в силах разорвать. Мы склонны спорить, что в Бытии Бог соединил только Адама и Еву как две индивидуальности. Но этот аргумент противоречит учению Христа, Который настаивал, что Адам и Ева являлись прообразом. Когда Бог соединил их вместе, Он соединял каждого мужчину и женщину, связывающих себя узами брачного завета.

Другие факты также очевидны из установления брака при творении. Поскольку Бог сотворил Адама и Еву, гомосексуальные связи исключаются; поскольку Адам не мог найти себе соответствующего помощника среди животных, скотоложство запрещено. И, наконец, поскольку Бог сотворил только одну женщину для Адама, Он чётко демонстрирует нам моногамную модель брака. Полигамия, встречающаяся у народа Божьего в Ветхом Завете, не отменяет данного установления. Полигамия была введена человеком, а не Богом. Первое упоминание о многожёнстве мы встречаем в Бытии 4:19, однако там нет никакого намёка на божественное одобрение действий Ламеха. Но самым важным является тот факт, что полигамия не соответствует ни установлению брака при творении, ни новозаветному образу отношений Христа и церкви.

Итак, этот отрывок из Бытия учит нас, что принятие Адамом жены и наречение её своим именем следует считать моделью для всех последующих браков. «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» В тот момент Адам ещё не назвал жену Евой. Адам дал жене два отдельных имени. Первое – Ishshah или женщина, потому что она была сотворена из ребра мужчины. Второе – Chavvah или дающая жизнь, т.е. по-английски Ева. «И нарёк Адам имя жене своей: Ева [Chavvah], ибо она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20).

Оба отрывка ясно свидетельствуют, что эти имена отражают истину о том, кто есть женщина. Первый свидетельствует о её зависимости от мужчины – она была взята от мужа. Второй показывает зависимость мужчины от неё – каждый мужчина с тех пор приходится ей сыном. Тысячи лет спустя апостол Павел наставляет нас, что, будучи в браке, мы должны непрестанно помнить эти две истины. Каждая жена не только Ishshah, но и Chavvah. Каждая является женщиной и при этом Евой.

«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Коринфянам 11:11-12). Обратите внимание, что мысль Павла развивается по той же схеме, что и в Бытии. Женщина «от мужа (Ishshah), так и муж через жену (Chavvah); все же – от Бога (Адам)».

Бог первым назвал наших прародителей общим именем Адам. Сегодня Адам также является общим обозначением для человека и человечества. Это ясно демонстрирует традицию включения женщин в данное описание. Использование общих обозначений для человека и человечества в английском языке чётко соответствует библейскому примеру. Данный пример отражает библейский образ мысли и не содержит ничего оскорбительного для женщин, как это пытаются представить феминистки. Отказ феминисток брать фамилию мужа (для сохранения фамилии отца!) не просто легкомыслие, а серьёзный бунт против Бога. Итак, когда Сюзан Миллер становится миссис Роберт Картер, она не просто отдаёт дань обычаям. Это – гарантия завета.

Оттолкнувшись от схемы брачного завета, мы можем перейти к основным целям брака. Библия приводит три земных причины для вступления в брак: потребность в помощнике, потребность в потомстве и предупреждение блуда.

Друг и помощник

Библия учит, что Бог поместил Адама в сад и дал ему поручение. Но человек не смог справиться с ним в одиночку. Ему потребовалась помощь, и женщина была создана, чтобы восполнить эту нужду.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Бытие 2:19-24).

Мы должны увидеть связь между процессом наречения животных Адамом и последующей фразой – «но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Современное мышление склонно считать «наречение именем» простым наклеиванием ярлыков. Однако здесь Адам даёт животным имена, соответствующие их сущности. Как указывалось выше, Адам понимает, что у него нет подходящего помощника – ни одно животное не было устроено подобно ему. Он никого не мог назвать своим помощником.

В стихе, предшествующем данному отрывку, Бог сказал, что не хорошо быть человеку одному. На всём протяжении процесса творения по завершении труда Он провозглашал, что это было хорошо. Очевидно, что подобное утверждение, звучащее из уст Создателя, означает завершённость действия. Но утверждение Господа, что не хорошо быть человеку одному, ясно указывает на незавершённость процесса творения. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Адам не был совершенен, т.к. ему не доставало друга, помощника, соответственного ему.

Новый Завет применяет эту истину интересным образом. «И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:9). Последовательность сотворения Адама и Евы определила то, как мужчина и женщина ориентированы по отношению друг к другу. Они нуждаются друг в друге, но по-разному. Мужчине требуется помощь от женщины, а женщине необходимо помогать мужчине. Бог сотворил брак, чтобы обеспечить человеку друга для владычествования на земле. Повеление Бога наполнять землю и обладать ею всё ещё в силе, и муж не способен выполнить часть задачи в одиночестве. Он нуждается в помощнике, соответственном ему, для исполнения труда, к которому его призвал Господь. Бог определил задачу для мужа, и он должен получить помощь от женщины. Она призвана на служение ему. Мужчина ориентирован на выполнение задачи, а женщина ориентирована на мужа.

Благочестивые дети

Совершенно очевиден тот факт, что мужчина не способен к самовоспроизводству в одиночестве, и это является второй привеской причиной для вступления в брак. Мужчина абсолютно бессилен выполнить заповедь Бога о наполнении земли без женщины. Пророк Малахия говорит нам, что ещё одна установленная цель для брака – благословение благочестивого потомства.

Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей (Малахия 2:15).

Бог откровенно говорит нам, что одна из целей брака – производство потомства. И далее, если это благочестивый брак, то и воспроизводство должно быть от Бога. Бог говорит, что желает благочестивого потомства. В конечном итоге пророк Малахия утверждает важность достойного обращения с жёнами. Если мужчина поступает вероломно против своей жены, то это, безусловно, отрицательно скажется на детях. Главная цель брака – воспроизводство потомства от Бога, а не воспитание детей.

Сексуальная защита

Адам нуждался в друге и помощнике до грехопадения. Он также не мог один плодиться и размножаться. Таким образом, две цели брака, указанные выше, не обязательно связаны с присутствием греха. Но третья причина напрямую связана с присутствием грехов и искушений. Апостол Павел пишет об этом так:

Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1 Коринфянам 7:2-3).

Мы живём в падшем мире, вследствие этого, христианам часто приходится сражаться с похотью, прелюбодеянием и любодеянием. Библия не учит, что подобные искушения будут безболезненно улетучиваться посредством мистического процесса «веры в Бога». К сожалению, для многих борьба с грехами плоти, скорее изнурительная процедура, чем лёгкий выдох и вдох. Библия предупреждает, что мы не удивлялись происходящему с нами. Апостол Пётр говорит, что мы должны «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…» (1 Петра 2:11). Павел использует те же сильные образы, когда наставляет христиан: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Колоссянам 3:5).

Бог оказал христианам помощь в борьбе с искушениями плоти; эта помощь называется сексом. Для обеспечения надлежащей защиты половые сношения не должны быть редки. В этой сфере, мужьям в особенности, требуется количественная защита. В то же время, польза от занятий сексом не должна определяться исключительно частотой или количеством половых актов. Жёнам нужна скорее качественная защита.

Если христианская пара пришла к пониманию того, что высшая цель брака заключается в прославлении Бога, она уже сделала первый важный шаг. И если затем они попытаются определить второстепенные цели их брачного союза, как установлено в Писании, Бог даст им силу для размышления над библейским понятием о браке и наставлениями касательно их обязанностей в доме.