3. Обязанности жён и мужей.

Привилегии обязанностей в браке

Размышляя о браке, мы склонны полагать, что спонтанные действия по-настоящему искренни, в то время как другие, основанные на чувстве долга, — сухи, искусственны и надуманны. «Сердечные дела» в особенности подталкивают нас к рассуждениям в этом ключе. Считается, что исполнение долга ограничивает истинную любовь.

Но Библия определяет любовь как соблюдение Божьих заповедей всем сердцем. Смерть Христа за народ Божий – величайший пример любви, но эта жертва не была принесена вследствие эмоционального порыва. С горькой печалью испил Христос чашу Божьего гнева, но эта скорбь не унесла с собой Его любовь к нам; наоборот, она стала ещё крепче.

Когда мы с радостью исполняем наши обязанности, это помогает нам упорядочить наши эмоции. Если мы приступаем к исполнению наших обязанностей, осознавая, что Бог установил их для нас и распределил подобающим образом, мы можем возрадоваться в Его благости. В результате мы придём не к отрицанию спонтанных действий, а к их упорядочиванию.

Библейские обязанности мужа

Понятие «муж» древнееврейский язык Ветхого Завета и греческий язык Нового Завета передаёт словом «мужчина», но контекст помогает определить, когда речь ведётся о муже. Однако в Библии используется ещё одно довольно распространённое слово baal, которое переводится как «господин». И в греческом имеются, по крайней мере, два аналогичных случая употребления похожих слов: kurios, что означает «господин» и hupandros – «выше стоящий мужчина». Английское слово «husband» замечательно, потому что оно вмещает все библейские определения женатого мужчины. Оно несёт в себе оттенок «господства», но господство подразумевает заботу, нежность и жертвенность.

Муж должен всегда помнить о том, что он – живое отражение Господа Иисуса. Его первая обязанность в браке помнить об этом. Будучи мужем, мужчина постоянно возвещает об отношениях Господа и Его народа, и ему следует говорить истину. То, как он обращается с женой, будет свидетельствовать, говорит ли он правду о Христе или нет. У него выбора хранить молчание; он всё время свидетельствует об этом, потому что Господь – муж, и все мужья представляют Его.

Поскольку его отношения говорят о Христе и церкви, он должен научиться подражать Христу. Такова вторая обязанность мужа. Библия очень ясно учит нас о том, что Господь – муж Своему народу. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его…» (Исаия 54:5; также Иер. 31:32, Откр. 21:2, Еф. 5:23). Также как мужчина старается подражать Христу, он должен быть мужем своей жене. Это означает, что он должен греть и питать её так же, как он заботится о собственном теле. Слово «питать» ektrepho, означает «вскармливать, приводить к зрелости». Мужчину, который не слишком заботлив по отношению к жене, но при этом ожидает от неё ласки и потомства, нельзя считать мужем в истинном смысле этого слова; он – олух, что по-гречески, скорее всего, означает баранья голова. Мужчина должен любить свою жену жертвенной любовью (Ефесянам 5:25) и не ожидать в своём саду ничего кроме сорняков, пока он не станет тщательно ухаживать за ним. Третья обязанность мужа – ревность. Это заявление, наверное, покоробит вас, ибо мы привыкли воспринимать ревность как личную проблему, но ни как добродетель, которую стоит поощрять и воспитывать в себе. Подобная реакция просто служит ещё одним доказательством того, насколько мы отпали от библейских представлений о браке. Павел использовал образ добродетельного мужа, чтобы призвать коринфскую церковь к верности Богу. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Следуя за Господом, христианам должно помнить о том, что одно из имён Господа – Ревнитель. «…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исход 34:14). Верно и то, что, если ревностью движут горечь, чувство обиды или злоба, она разрушительна. То же самое можно сказать и о других чувствах; если их смешать с грехом, они станут воплощением греха! Не следует ревность мешать с грехом. Но в ряде случаев, наоборот, грешно не показывать ревности.

Но есть и другие земные обязанности, дополняющие образ благочестивого мужа. Например, муж должен обеспечивать жену едой. Мы можем видеть это в законе, данном Израилю, который запрещал мужу в полигамных браках ущемлять первую жену в определённых правах. «…если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа» (Исход 21:10-11). Мы видим, что одна из обязанностей мужа обеспечить жену средствами для покупки продуктов. Другими словами, взяв другую жену, мужчина не может просто отмахнуться от определённых брачных обязательств. Обеспечение питания – одна из обязанностей мужа. Новый Завет говорит, что если мужчина не печется о своих домашних, то он хуже неверного (1 Тимофею 5:8). Что же тогда мы можем сказать о мужчине, который пренебрегает даже женой? Пренебрежение женой равносильно отречению от веры – оно символизирует отречение от Христа, питающего церковь. Кроме того, Библия требует, чтобы муж не лишал жену необходимой ей одежды (Исход 21:10).

Муж должен также удовлетворять и сексуальные потребности жены (1 Коринфянам 7:3-4; Исход 21:10). В этом смысле, его тело принадлежит ей. Павел прибегает к очень сильным выражениям, говоря, что в данной сфере отношений жена имеет власть над мужем. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Коринфянам 7:3-4).

Муж не должен лишать жену возможности иметь детей. «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Бытие 38:8-9). Господь умертвил Онана не за определенные действия во время полового акта, а за обман – «злое в очах Господа». Необходимо помнить, что Библия рассматривает секс не просто как времяпрепровождение. Это не отдых, а воспроизводство. Долг мужа, заключающийся в том, чтобы обеспечить жене возможность рождения ребёнка, может показаться современному человеку «эксцентричным». Но это просто показывает, насколько мало теперешние мужья греют и питают своих жён.

Библия очень ясно говорит и о другой обязанности мужа. Муж должен наслаждаться своей женой (Притчи 5:15-23; Мф. 5:28). Ему запрещено желать чужой жены. «…не желай жены ближнего твоего…» (Исход 20:17). Он не только не должен желать чужой жены, но определённо наслаждаться данной ему женой.

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно (Притчи 5:15-19).

Мужчине даётся особое повеление упиваться грудью женщины и постоянно услаждаться её любовью. Сравнение женщины с другими, на словах, в мыслях или на деле всегда производит разрушительный эффект. И чем больше женщина сравнивается с другими, тем меньше наслаждение. Муж должен получать удовлетворение во всех сферах семейной жизни; следовательно, он должен избегать сравнений, включая то, как жена выглядит, готовит, насколько она умна, податлива в сексе и т.п. Для мужа особенно важно получать удовлетворение в сексе и, если он выполняет все свои семейные обязанности, то он скорее получает удовлетворение своих потребностей.

Ещё одна обязанность мужа заключается в том, что он несёт ответственность за обязательства, взятые на себя его женой.

Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он [тем] утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее (Числа 30:13-15).

Мы должны признать, что если муж молчит, значит, он одобряет действия жены и руководит ею по умолчанию. Говорит ли или молчит мужчина, он не перестаёт быть главой дома. Независимо от того, как он управляет домом, он не может ускользнуть от ответственности, возложенной на него Богом.

Библейские обязанности жены

Размышляя на тему обязанностей жены, мы должны понимать контекст этих обязанностей. Мы не просто посвящаем один раздел мужьям, а другой жёнам. Скорее, всё, что будет сказано в отношении жён, может на вполне законных основаниях добавлено к списку мужских обязанностей. Муж не только отвечает перед Богом за выполнение своих обязанностей, но и в равной степени следит за тем, как жена выполняет свои. И, естественно, это не значит, что муж помыкает женой, а, наоборот, он греет и питает её.

Во-первых, как замечено ранее, жена должна уважать своего мужа (Еф. 5:22, 33). Основная обязанность мужа заключается в любви к жене. Основная обязанность жены, напротив, заключается в проявлении уважения по отношению к мужу. Мужчина и женщина ориентированы друг на друга различным образом так, что их основные обязанности тоже отличаются. Уважение в данной ситуации требует почёта и послушания. Конечно, жёны тоже должны любить своих мужей, потому что Библия заповедует любить своих ближних как самих себя. Но когда Писание обращается непосредственно к обязанностям жены, ударение делается на уважении, а не на любви.

Жена должна также по провидению Бога рожать детей. «…впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тимофею. 2:15). Далее, ей следует воспитывать своих детей и заботиться о них с величайшей нежностью. «…но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фессалоникийцам 2:7). Это не просто пример, а очевидная заповедь – «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей…» (Титу 2:4).

Жена не должна сокрушаться о своёй способности рожать. Чадородие и воспитание детей – тяжкий труд. Да и может ли быть иначе? Тем не менее, это Божье установление (Бытие 3:16), и долг жены – подчиниться воле Божьей и с радостью рождать детей мужу.

Кстати, она не должна хвалится и своим чадородием, ибо хвалящийся хвались Господом! Иногда некоторые христианки рожают детей из желания противостоять «бездетному» мышлению современного общества. Мы не должны слыть реакционерами; а, наоборот, жить перед Богом и с радостью рождать детей.

Библия также обязывает жён быть трудолюбивыми в доме. Павел наставляет Тита, «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит 2:3-5). Молодые женщины получают наставление в том, как печься о доме. Они должны не просто находиться дома, но и работать по дому. Домашняя работа заключается в уборке, приготовлении пищи, воспитании детей и т.д. Горы грязной посуды говорят о неповиновении Богу.

Безусловно, это тяжёлый труд, в особенности, когда дети совсем маленькие. Многие жёны, пройдя через этот опыт, относятся к усталости как симптому неправильного поведения. Однако этот симптом говорит о правильном поведении.

Если женщина компетентна в других делах, а ей следует быть образованной, в свой срок её труд выведет её за пределы дома (Притчи 31:10-31). Библия не учит, что место женщины дома; она требует, чтобы дом был её приоритетом, но она не должна быть запертой в четырёх стенах.

Сопряжённая с этим обязанность требует, чтобы жена заботилась о еде и одежде. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой… Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притчи 31:14, 21). Если её муж много трудится для того, чтобы обеспечить её деньгами, она в свою очередь ответственна за распоряжение семейными средствами. Она не должна бросать деньги на ветер. Хождение в магазин нужно воспринимать не как развлечение или роскошь, но как труд. Она с усердием должна относиться к труду распорядителя.

Жена должна удовлетворять сексуальные потребности мужа (1 Коринфянам 7:2-5). Это означает не просто «соглашаться», когда он «хочет»; это значит отвечать на его любовь.

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно (Песнь песней 2:3-7).

Бог даровал нам половые взаимоотношения в браке в качестве лекарства от блуда. Важно помнить об этой цели, особенно жёнам. Женщины склонны воспринимать искушения мужей как оскорбление, а обиженная жена не обеспечит защиты мужчине.

Жена должна стараться не раздражать и не спорить с мужем. Сказано, что «…сварливая жена – сточная труба» (Притчи 19:13). Соломон также напоминает, что «непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе» (Притчи 27:15-16). Бог наградил женщин острым язычком, и они должны использовать этот дар в помощь мужьям. Мудрая жена знает силу сказанных слов и сопоставляет их со Словом Божьим. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притчи 31:26). Глупая женщина думает, что в доме должен быть постоянный шумовой фон и не даёт никому покоя своими разговорами.

Библия учит, что жене следует учиться у мужа. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Коринфянам 14:34-35). Муж обязан наставлять и учить свою жену. Она не должна умалять его долга, обращаясь с вопросами к другим. Между интеллектуальным развитием и покорностью не наблюдается непоследовательности. В данной связи не лишнем будет вспомнить Авигею – красивую, покорную и умную женщину (1 Царств 25:3, 41).

Жена-христианка должна также являть милосердие, говорит Библия. Когда Павел рассуждает о том, какая вдова может рассчитывать на содержание от церкви, он высоко поднимает планку.

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (1 Тимофею 5:9-10).

Нам также дан пример трудолюбия идеальной жены, описанной в Притчах. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Притчи 31:20).

Женщине, осознающей свой долг и преданно исполняющей его, поистине нет цены. Её муж, дети и все, кого Бог свёл с этой семьёй, знают, что получили огромное благословение. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов…» (Притчи 31:10).