4. Действенная любовь.

Любовь дарует очарование

В миру бытует мнение, что женщина должна «следить за собой», чтобы удержать мужчину. В современном обществе привлекательность много значит, женщин учат со всей серьёзностью относиться к своей привлекательности или очарованию. Эта мысль внушается в раннем возрасте. Раньше девочки играли в дочки-матери, теперь они играют с куклой Барби, представляя себя на её месте. Естественно, у куклы хорошенькое личико и аппетитная фигурка. Давление на детское мировоззрение потихоньку нарастает.

Искажение истины состоит не в том, что женщина желает быть привлекательной или очаровательной. Отклонение заключается в разрыве между женским стремлением к привлекательности и поведением её отца и мужа. Нет ничего дурного в желании иметь хорошенький садик; но вот желание иметь сад, который бы сам за собой ухаживал, можно считать глупой прихотью. Библия учит, что муж-христианин несёт ответственность за привлекательность своей жены. До замужества за неё отвечал отец, затем эту ответственность принял на себя муж. Иисус Христос является примером такой любви.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефесянам 5:25-27).

По этой причине Бог требует от мужей любви к жёнам, производящей действие. Наша любовь не должна имитировать сентиментальные воздыхания по современному идолу, этакому «исусику», но подражать действенной любви Господа Иисуса Христа, который пришёл на землю, чтобы искупить Свой народ и избавить его от греха. По благодати Божьей Христос сделал людей привлекательными, хотя Он не считал их таковыми. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:6-8). Христос пришёл и пострадал, чтобы гарантировать спасение Своему народу от греха. Он не пришёл, чтобы попытаться спасти их.

Итак, когда мужчина приводит в свой дом женщину, всем, кто знает эту пару, следует ожидать, что она расцветёт и станет ещё более привлекательной с годами. Если во время их венчания хоть как-то упоминалось о пятой главе Послания к Ефесянам, разве это не то, что он клятвенно обещал невесте? Обращение с женой согласно Писанию даёт мужу все основания полагать, что его жена будет расцветать и хорошеть, не потому что он заслужил это, а по благодати и благословению Божьему. Бог – Тот, кто производит такой рост (1 Коринфянам 3:6). Суверенный Бог использует Свои средства, и Его средство для развития привлекательности в жёнах заключается в жертвенной, вдумчивой любви со стороны мужей.

В этом отрывке из Послания к Ефесянам Павел не требует, чтобы мужья подражали чувству по отношению к Его церкви; они должны подражать Его действиям по отношению к ней. И эти поступки производят результат. Первое, что должен сделать муж в подражание Христу, — «предать себя за неё». Он должен подражать Христу, освящающему и очищающему церковь, и понемногу применять «водную баню» слова. Ему следует поступать так, чтобы представить жену чудесной, красивой женщиной. Ни один муж не в силах справиться с этой задачей, но всё же благодать Бога – могущественна, и она способна производить труд в грешных мужьях и преобразовывать грешные браки. Признание Божьей модели подражания в браке – необходимая отправная точка. Решающим фактором является осознание мужьями возложенной на них ответственности за привлекательность жён.

Физическая красота

Я перейду к размышлениям о важности внутренней красоты в следующем разделе. Поскольку мы принадлежим к культуре, помешанной на красоте внешней, христиане зачастую полагают, что всякие рассуждения о физической красоте – «плотское» занятие и верующим следует помышлять лишь о духовных качествах. Или, наоборот, поскольку мы живём в эпоху неиствующего равноправия в правах, некоторые христиане считают поиски определённого идеала женской красоты «несправедливыми». Оба подхода могут показаться святыми и духовными. Но на самом деле, это вовсе не духовное христианство. С одной стороны, это гностическое принижение материального мира; с другой стороны – бунт против устройства мира, побуждаемый духом соперничества.

Кратко рассмотрев многие стихи Писания, можно наглядно убедиться в том, что существует такое понятие как женская красота. Например, у Авраама была красивая жена. «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом…» (Бытие 12:11). По прибытии в Египет реакция местных жителей показала, что Авраам не преувеличивал. «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая» (Бытие 12:14).

Исаак также взял в жёны красивую женщину. «…девица [была] прекрасна видом, дева…» (Бытие 24:16). Она была настолько прекрасна, что Исааку, как и ранее Аврааму, ради безопасности пришлось скрыть их истинные отношения (Бытие 26:7).

Когда дело касалось брака, патриархи веры знали, что делали; Иаков тоже любил красивую женщину. Его обманом заставили жениться на Лии, но его выбор пал на Рахиль. «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем» (Бытие 29:17). Важно помнить о библейском описании великолепной красоты жён Авраама, Исаака и Иакова, когда позже мы перейдём к учению апостола Петра о красоте и святых женщинах прошлого. Красота, исходившая от кроткого и смиренного духа, не являлась библейским эквивалентом «уравновешенного характера». Она сочеталась с внешней красотой – той, что завораживала мужей, и, порой, была камнем преткновения для других мужчин.

Бог также говорит о красоте женщин, взятых в плен Израилем: «…и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену… (Второзаконие 21:11).

Библия повествует о настоящем мезальянсе между Авигеей и болваном Навалом, который явно был не достоин её. Авигея была не только красива, но и умна. «Имя человека того – Навал, а имя жены его – Авигея; эта женщина [была] весьма умная и красивая лицем, а он – человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева» (1 Царств 25:3).

Давид изменил жене и скрывал убийство Урии Хеттеянина, потому что Вирсавия была красива. «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» (2 Царств 11:2).

В Писании есть и другие примеры. Дочь Авессалома, Фамарь, была красивой женщиной (2 Царств 14:27). Библия соглашается с оценкой персидского царя – царица Астинь была поистине прекрасна (Есфирь 1:11). Сменившая её женщина, Гадасса или Есфирь, также была красива станом и пригожа лицом (Есфирь 2:7). Дочери Иова были не просто красивы, они превосходили красотой всех женщин земли (Иов 42:15). Невеста в Песнях Песней Соломона также «прекрасна… как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами» (Песни Песней 6:4). Бог сравнивает неверный народ Израилев с прекрасной женщиной, соблазнённой и впадшей в блуд по своей собственной красоте (Иезекиль 16).

Всё это может показаться перелопачиванием очевидных фактов – «всем известно, что на свете есть хорошенькие женщины», — но мужьям важно уловить суть сказанного. Когда мужья принимают на себя ответственность любить своих жён так, чтобы они становились более привлекательными, они должны понимать, что результаты будут видимыми. Это не означает, что при хорошем муже, все женщины могут быть одинаково красивы. Некоторые женщины красивы от природы, а у других были замечательные отцы, которые правильно с ними обращались. Но это означает, что мужчине, заключившему библейский брак, не следует удивляться, что к десятилетию их свадьбы его жена стала более привлекательной. А если этого не случилось, то ответственность лежит на нём. И как лицу ответственному, ему нужно знать, с чего начинается истинная красота.

Истинная красота

Иисус сравнивал фарисеев с красивыми гробами, полными нечистоты. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…» (Матфей 23:27). С первых глав и до конца Библия учит нас, что человек судит по внешнему виду, а Бог видит наше сердце. Но в Писании сердце не считается единственным предметом для размышлений, оно, скорее, отправной пункт. Истинная женская красота не начинается и не заканчивается в сердце; она начинается с сердца и заканчивается внешними украшениями.

Итак, мы не должны принимать на веру языческое заблуждение, утверждающее ценность только «духовных вещей», но и не должны ударяться в другую крайность, т.е. идею о том, что лишь материальное и внешнее имеет ценность, а внутренняя духовная красота изжила себя. Представление заключается в том, что если только женщина начнёт применять подходящий увлажнитель кожи, правильно подберёт косметику, начнёт хорошо одеваться и следить за фигурой, и так ad infinitum, то она станет красивой. Библия учит, что в этом нет необходимости — женщина красивая и безрассудная также нелепа как золотое кольцо в носу у свиньи (Притчи 11:22). Библия ясно запрещает христианкам применять овеществлённый подход к красоте.

Павел, например, учит, что «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою…» (1 Тимофею 2:9). Важно отметить, что он не запрещает украшения как таковые, но требует, чтобы женщины одевались определённым образом. Он запрещает нарочито выставлять наряды и украшения. В первом столетии, женщины вплетали украшения в волосы или покрывали их золотистой пылью. Такая нарочитая демонстрация красоты была отвратительна Павлу, она оскорбляла пророка Исаию. Она отвратительна и по сей день. Он, очевидно, видел надменных дочерей Сиона, прогуливающихся по торговым рядам. Более того, Господь говорит: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах…» (Исаия 3:16). Поскольку они были столь надменны в своей красоте, Господь поклялся отнять у них волосы (ст. 17), цепочки на ногах, звездочки, луночки (ст.18), серьги, ожерелья, опахала, увясла и запястья, пояса, сосудцы с духами и привески волшебные (ст. 19), перстни и кольца в носу (ст. 20), верхнюю одежду и нижнюю, платки и кошельки (ст. 21), светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала (ст. 22).

Иными словами, если женщины красивы и нечестивы, их красота провоцирует Господа. «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо» (Исаия 3:23). Бог не бывает поругаем; Он ненавидит красоту, внутри которой уродство. Более того, Он привлечёт внешние силы, под стать внутренней нечистоте.

И, наоборот, когда женщина прекрасна духом, эту красоту нельзя утаить. Он очаровывает её мужа – даже тех, кто не имеет страха Господня.

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Петра 3:1-6).

Апостол Пётр побуждает жён к внутренней молчаливой кротости духа. Но, принимая во внимание всё Писание, мы видим, что женщина достигает этого под любящим водительством мужа. Если он любит её, она приносит плод. Когда она приносит плоды, это восхищает его. В восхищении он любит её больше, и она приносит больше плодов. Жена должна участвовать в этом процессе, получая его любовь, но он несёт ответственность за проявление любви.

Почтительность

Верующий муж должен укреплять привлекательность своей жены и в большом и в малом. Обходительность с женщинами – та сфера, которая кажется современным мужчинам незначительной. В Послании к Римлянам апостол Павел наставляет Римлян относиться друг к другу с почтительностью: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте…» (Рим. 12:9-10).

Пётр требует, чтобы мужья вели себя по отношению к жёнам с почтительной предупредительностью. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7).

Современные американские мужья попались на удочку уравниловки и редукционизма. Редукционизм проявляется в тенденции уравнения прав в сфере хороших манер или почтительности. Все и вся должны быть одинаковы. Мы не задумываемся, что от нас требуется считаться с другими людьми (проявляя видимое почтение). Поэтому так много людей сегодня никогда не проявляло ни уважения, ни почтения, ни к кому. Неудивительно, что в подобном культурном климате многие мужья ни разу не оказывали честь своим жёнам.

Если спросить об этого христианина, он, скорее всего, скажет, что в глубине души он уважает и почитает свою жену. Но Библия не требует от нас уважать и почитать людей в глубине души, она говорит, что мы должны уважать и почитать людей. Безусловно, уважение должно рождаться в душе, но если оно никогда не проявляется в поведении, то это не библейское уважение и почтение. Библейское уважение и почтение должны иметь видимые проявления, исходящие от нашего сердца, а не оставаться сокрытыми в нём.

Поскольку мы – Божье творение, и Бог поместил нас в разные нации и культуры, то знаки уважения и почтения будут различаться от культуры к культуре. Очевидно, культурные различия не составляют проблемы, однако нельзя так просто закрыть глаза на библейское требование оказывать людям честь. Например, в британской армии военные отдают честь не так как в американской. Библия не указывает на то, в какой форме это должно производиться, но она требует, чтобы мы отдавали честь друг другу. Писание требует, чтобы мы демонстрировали нашу почтительность. Не существует такое явление как невидимое уважение или почтение.

Мы все грешники и подлежим Божьему гневу по своей природе. Если Бог изменил нас, новое творение ясно проявит себя в мире, точно также как когда-то наш ветхий человек. Муж не может заявить: «Несмотря на моё поведение, я всё же чту свою жену, даже если я и не показываю этого». Мужья должны оказывать честь своим жёнам.

Подобное проявление отношений в браке должно повсеместно практиковаться в церкви.

….и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Коринфянам 12:23-25).

Библия требует, чтобы сильные уважали и оказывали честь слабым. В мире сильные имеют преимущество. В церкви сильные должны почитать слабых. Это не подрывает власть, утверждённую Богом. Жена должна оказывать уважение главе семейства; библейское установление обязывает жён подчиняться мужьям. Писание не меняет местами наши понятия о слабости и силе. Христианство уникально тем, что уважение и почтение требуются от обеих сторон. Для слабых вполне естественно оказывать честь сильным, сильные нуждаются в благодати Божьей для оказания чести слабым.

На протяжении многих лет в нашей культуре оформились различные способы выражения почтительности. Многие из них были практически полностью отвергнуты за последние несколько десятков лет. Знаки внимания и уважения стёрлись во многих культурах современного мира. На мужьях лежит библейская ответственность за возрождение традиций. Процесс возрождения может идти с трудом, но это проще, чем изобретение знаков внимание ex nihilo. И хотя знакам внимания и уважения крепко досталось, всё же ещё остались вещи, крепко укоренённые в нашей культуре, которые можно успешно воссоздать. Верующим мужьям необходимо начать возрождать обходительность в отношениях с жёнами.

Сейчас мы коснулись этикета или проявления маленьких знаков внимания. Редукционист скажет: «Неважно, открывает муж жене дверцу машины или нет». Конечно, в космическом масштабе Бог не заповедовал мужьям открывать жёнам дверцу машины. Но Он заповедовал мужьям оказывать честь своим жёнам. И как же мужу исполнять Его повеление и показывать жене и миру, что он уважает и почитает её, если не посредством того, что он говорит и делает? Библия не требует ни одной модели поведения, принятой в определённой культуре.

Это означает, что мужчины должны оказывать жёнам честь ощутимым образом. «Как! Я должен каждый раз обходить машину?» Да – и дверца машины лишь малая часть того, что должен делать муж. Он должен оказывать честь жене в присутствии детей и настаивать на том, чтобы они подражали его действиям. Он должен постоянно хвалить её в присутствии других людей словами и делами (Притчи 31:28).

Мы не можем произвести революцию манер, требуя, чтобы те, кто обязан нас уважать, начали делать это. Революция начнётся тогда, когда мы сами станем проявлять уважение и почтение подобающим образом. Поощрение почтения даёт замечательные результаты. Они являются частью действий мужа, укрепляющих привлекательность и красоту жены. Многое было утеряно; возвращение к былым требованиям культуры не будет так гладко. Тем не менее, мы должны помнить, что суть настоящей почтительности проявляется в том, как мы обращаемся с другими людьми. И лучший способ возрождения любви к ближнему – почтительное отношение к жене.

Романтическая любовь

В книге «Аллегория любви» Клайв Люис выразил своё отношение к традиции романтической любви в западной культуре. Он писал следующее:

Если в начале мы её не замечаем, то это происходит потому, что эротическая традиция современной Европы ошибочно принимает её за нечто естественное и универсальное, и мы, следовательно, не заглядываем в её истоки… Кажется … нормальным, что любовь (при определённых обстоятельствах) должно считать благородным и облагораживающим чувством: но только тогда, когда мы представим себя разъясняющими эту доктрину Аристотелю, Вергилию, Святому Павлу или автору Беовульфа, мы осознаем, насколько далека она от естественности.

В предыдущем разделе я рассуждал о важности почтительной любви в христианском браке, во-первых, потому что этому учит Писание (и это важно), а также потому, что мы должны подготовиться к хождению по минному полю – библейскому учению о романтической любви.

Романтическая любовь в общепринятом понимании – современный идол разума, эмоций и сердца. Поскольку многие мужья и жёны поклоняются этому идолу, не удивительно, что это порождает неудовлетворённость в браке, пустые ожидания, ссоры, скандалы и, естественно, разводы. Идолопоклонство возникает тогда, когда мы ожидаем от творения того, что подвластно только Богу. Этот вид идолопоклонства заключается в смешении нормальной (но проходящей) эмоциональной/биологической реакции с неизменной смиреной любовью, которую дарует Христос.

Писание непременно требует от мужей почтительности, обходительности и видимых проявлений любви к жёнам, а также тёплых и нежных чувств. Даже эти слова иллюстрируют современное непонимание любви. Распространенная реакция прозвучала бы следующим образом: «Обязательны? Тёплые и нежные чувства обязательны? А разве они не должны проявляться естественно и непринуждённо?» Нет.

Когда мужья проявляют подчинение Богу в обращении с жёнами, в их доме приятно находиться, и их жёны получают всё необходимое. Но это постоянное проявление caritas – любви, достающейся дорогой ценой – в семье не равноценно первоначальному пылу, который мы называем «влюблённостью». Это совсем другое явление.

Многие нам внушают, что христиане должны поддерживать «романтический огонёк» в семейных отношениях. Если это просто означает, что у христиан должен быть хороший брак, – замечательно, но мы не должны играть словами. Часто за этим стоит требование поддержания первоначального уровня и силы романтического трепета на протяжении всего брака, а если супругов постигает неудача, то положение нужно считать очень серьёзным.

Две основные проблемы демонстрируют несостоятельность такого понимания. Первая заключается в эмоциональной неспособности сохранения ощущений «первого раза» на протяжении всей семейной жизни. Отношения в браке должны развиваться. Зрелость отношений достигается за счёт роста и совершенствования, не за счёт поддержания первоначального эмоционального подъёма.

Вторая проблема состоит в том, что данная точка зрения пренебрегает установленной природой отношений, заложенной в нас Богом. Библия учит, что мужчины и женщины по-разному ориентированы по отношению друг к другу. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:8-9). В этом утверждении предлоги играют важную роль. Женщина была создана для мужчины, а не мужчина для женщины. Итак, Павел говорит нам о том, как Бог сотворил нас. Его дальнейшие наставления об обязанностях мужчин и женщин строятся на том, как мы сотворены и ориентированы по отношению друг к другу.

Послушный Господу мужчина, с момента творения, ориентирован на призвание от Бога. При обычных обстоятельствах он не может справляться со своей задачей в одиночестве – ему требуется помощь. Послушная Господу женщина ориентирована на оказание помощь мужчине. Другими словами, мужчина ориентирован на исполнение своей работы, в то время как женщина ориентирована на оказание помощи в его труде. Она ориентирован на выполнение задачи, а она ориентирована на него.

Какое отношение это имеет к романтическим отношениям? Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, создаётся впечатление, что он ориентирован также как и она. Ухаживание и женитьба – его текущее задание, а она, возможно, полагает, что он разделяет с ней постоянную направленность. Вскоре после свадьбы она начинает гадать, что же такое произошло с ним и куда пропало всё его внимание. А он, выполнив «задание» по приобретению жены, позабыл о ней и приступил к выполнению следующей задачи.

Она чувствует себя неуютно, потому что полагает, что её направленность должна руководить их отношениями. Он абсолютно не обращает внимания на её недовольство, поскольку считает, что его направленность должна руководить их отношениями. И они оба не правы. Она хочет, чтобы он проводил с ней гораздо больше времени. Он хочет уделять работе больше времени, чем следует. У нее традиционное представление, что мужчина и женщина созданы Богом с одинаковой направленностью друг к другу, т.е. они всю жизнь должны «играть в гляделки». Он, с другой стороны, хочет затрачивать гораздо меньше времени на любовь к ней, чем того требует Библия.

В прошлые века нормативом было мужское представление о семейных отношениях. Сегодня нормативом стало женское представление о браке. Это не означает, что женщины получают желанные отношения, просто женское представление направляет то, что наша культура в целом называет «хорошим браком». Однако, оба эти подхода не верны. Как христиане мы должны соответствовать библейским нормам и стандартам. Нас не должно удивлять, что Библия отрицает как мужской деспотизм, так и женское узурпирование власти, и ставит все представления и ожидания на свои места.

Очевидно, что данная истина не может оправдывать мужское пренебрежение женой и семьёй. Ориентация жены к мужу заложена Богом; именно это делает её способной помогать мужчине в его труде. Если он пренебрегает ей, то он, на самом деле, уничтожает и своё благополучие. Тот, кто любит жену, любит и себя (Ефесянам 5:28). Но для мужчины также важно не забывать о работе – то, к чему его призвал Бог.

Итак, муж и жена не должны ходить на работу плечо к плечу, но и не должны всё время сидеть дома и любовно ворковать словно голубки. При условии, что муж и жена хорошо понимают отведённые им роли, он должен смотреть в будущее и призвание от Бога, а она смотреть на него.

Мужчинам должно любить своих жён как Христос возлюбил церковь – жертвенно. Они должны исполнять это повеление, зная, что любовь в библейском понимании не просто сентиментальное чувство, а постоянные преобразующие действия. Библейская любовь действенна. Им следует любить своих жён, зная, что это повлияет и на духовную сферу. По мере того, как женщина развивает в себе молчаливый и кроткий дух, она становится более красивой. Он обращается с ней подобно Христу в большом и в малом. Она расцветает, и её красота влечёт мужа. Любовь не равноценна увлечению, которое они когда-то оба переживали, — она гораздо более зрелое чувство. Её не стоит путать с романтической влюблённостью; она гораздо лучше.