6. Разнообразные искушения.

«Синдром хорошего парня»

Сюзан полагает, что вышла замуж за очень хорошего человека и не понимает, почему она так разочарована в нём. Когда Сюзан сердится на мужа, она чувствует себя виноватой – не из-за того, что она срывается, а потому что не может найти этому объяснения. Она неудовлетворенна жизнью и всё же ощущает, что никто не сможет по-настоящему понять, отчего её постигло разочарование. Как могут другие понять то, чего она сама не понимает? Почему её так огорчает этот «хороший парень»?

В современном христианском мире бесчисленное количество брачных отношений так и не осуществились в духовном смысле. Был заключён брачный союз, существуют интимные супружеские отношения, и, тем не менее, с браком что-то не так. Брак не доведён до конца духовно, если муж играет роль некоего «духовного евнуха». Такой евнух бессилен в своей духовной мужественности, в отличие от биологической.

Когда муж духовно несостоятелен, жена, в результате, глубоко разочарована и обижена на него. Когда она поддаётся искушению, симптомы разочарования могут проявляться многообразно, и в большом, и в малом. Обжорство и пьянство могут стать одними из самых серьёзных проявлений разочарования.

Ирония заключается в том, что в большинстве случаев «духовные евнухи» – хорошие парни. И поскольку духовное пренебрежение очевидным образом сказывается именно на жене, люди со стороны задаются вопросом «да что с ней такое?» В результате она ещё более разочарована и обижена. Существует множество примеров, на основании которых, можно дать название этому явлению – Синдром Хорошего Парня.

Теперь необходимо дать определение синдрому. Далеко не все мужья с несчастными жёнами – «хорошие парни». Библия предостерегает мужей от сурового обращения с жёнами (Колоссянам 3:19). Синдром Сурового Парня не трудно определить; если муж ни во что не ставит жену, то не секрет, в чём причина её несчастья. Наша цель – рассмотреть те ситуации, в которых женщина испытывает глубокое разочарование в браке с хорошим человеком и, следовательно, находится в смятении.

У бесчисленного множества добропорядочных христиан жёны постоянно живут в состоянии отчаяния. И чем тяжелее жене, тем лучше старается вести себя муж. К сожалению, эта «порядочность» не заменяет библейской мягкости. Эта не та любовь, о которой мы рассуждали ранее; это уход от ответственности или слюнтяйство. Время от времени, семейные отношения накаляются до бела, и женское разочарование выводит мужа из себя. Затем он просит прощения, потому что знает, что не должен так поступать, и он продолжает потакать жене, вместо того, чтобы проявлять любовь через лидерство.

Как учит апостол Пётр, женщинам необходимо понимать, что их ведёт за собой господин. «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха». (1 Петра 3:6). К несчастью, многие женщины ведомы (если это можно назвать водительством) мужчинами, которые не что иное, как живущее, дышащее, передвигающееся и говорящее бремя. Сколькие женщины могли бы считаться дочерьми Авраама? Сколькие из них могли бы назвать своего мужа господином, не покривив душой? Муж – господин? Но именно мужу дана власть взращивать семью.

Этой властью мужчина должен, безоговорочно, распоряжаться подобно Христу со смирением. Он не должен распоряжаться ею в своих интересах, и, тем не менее, он должен уметь обладать ею, потому что он – муж. Печально, что в нашей культуре слово «муж» понимается не более чем мужчина, юридически связанный узами брака (на несколько лет) с определённой женщиной. Этимология этого слова указывает на то, что в нём заложен гораздо более глубокий смысл; муж – распорядитель средств. Следует понимать, что мужчина не может взять в жёны женщину, пока он не научиться распоряжаться данной ему властью.

Он должен вести себя, словно у него есть на это законное право. Он – господин, распорядитель сада, и ему было заповедовано Богом следить за тем, чтобы бы растения в саду обильно плодоносили. Этого нельзя добиться, будучи просто «хорошим парнем» и «болтаясь» по саду. Садом надо управлять, руководить, ухаживать за ним и возделывать его. Многим мужчинам такое занятие чуждо; они проводят всё время в саду, угощаясь тем, что выросло само по себе, но при этом украдкой следят за нарушителями частных владений.

Если кому-то по душе сад, заросший сорняками, то усилия мужа здесь совершенно не к чему. Если кто-то доволен разочарованной женой, то вы легко получите результат, бездействуя. Всё, что нужно сделать мужу, — это оставить жену в покое. А «хорошим парням» это отлично удаётся.

Суровый муж появляется в саду, чтобы растоптать плоды. Его присутствие – разрушительно. К несчастью, есть мужчины, соответствующие такому описанию. Но в современной церкви гораздо больше мужчин первого типа. Сами по себе они ничего не уничтожают, они просто стоят и смотрят, как растут сорняки. Они не уверены, что имеют право там находится и пропалывать сорняки, т.е. брать на себя ответственность за возделывание сада; нет, уж лучше не лезть в это. Отрекаясь от власти, мужчина отказывается от распорядительства и права быть главой дома. А жена разочарована в мужчине, который только называется мужем.

Некоторые мужчины могут возразить, что их жёны требуют, чтобы их оставили в покое, а они лишь исполняют их желание. На это замечание есть два ответа. Во-первых, никакие требования жён не отменяют повелений Христа о том, что женщину нельзя предоставлять самой себе. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Ефесянам 5:25). Муж – глава жены, а мужу глава – Христос. Христос повелел мужьям подражать Ему – и это обязывает любовь быть действенной. Во-вторых, жёнами следует повелевать твёрдой рукой. Так или иначе, она будет часто испытывать мужа, но её постигнет глубокое разочарование (и отчаяние), если муж уступит ей своё место. Очень важно, чтобы муж давал жене, то, что заповедует Библия, а не то, что предлагает жена.

Итак, благочестивый муж – прежде всего благочестивый господин. Женщина, осознающая библейскую истину и называющая определённого мужчину своим мужем, также называет его своим господином. Трагедия состоит в том, что массовый уход мужей от ответственности выставил библейское положение о господстве мужчины в доме на посмешище. Мужчина не может отделаться от жены добрыми намерениями. Он не может отмахнуться от неё приятными манерами и обходительностью, отличной репутацией в церкви и благорасположением соседей. В мире духовных евнухов трудно найти мужчину, а не просто особь мужского пола.

Итак, в этом состоит суть проблемы; многие христиане – «хорошие парни», но они не обеспечивают семье руководства, которого требует Библия и их жёны. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Коринфянам 11:3).

Однако установление диагноза не решает самой проблемы. Многие мужчины осознают, что они сложили с себя ответственность, но не уверены, что им делать дальше. Прежде всего, необходимо исповедовать Богу проблему как грех. Бог установил определённую форму управления семьёй, и мы не имеем права изменять или переделывать то, что установил Он. Не имеет значения, что послужило причиной этих изменений – неподчинение Богу или банальная слабохарактерность. Эта проблема должна быть исповедована перед Богом, как не соответствующая Божьему установлению.

Второй этап заключается в детальном определении проблемы, после чего следует исповедание. Далее я привожу модели ситуаций, но это все лишь примеры. Этот список ни в коем случае нельзя считать исчерпывающим.

§ Жена просит совета: В некоторых случаях жена сталкивается с проблемой и обращается мужу за советом. На вопрос жены «Что мне делать?» безответственный муж отвечает, что ему всё равно, и она вольна поступать по своему усмотрению. Когда жена просит совета, она всегда должна получить его. Если она просит мужа принять решение, он должен сделать это.

Когда к моей жене приходит за советом женщина, она, как правило, интересуется, одобряет ли муж её приход сюда. И когда они обсуждают сложившуюся ситуацию, моя жена часто спрашивает гостью, что об этом думает её муж. Она регулярно слышит в ответ: «Он сказал, что выбор за мной». Мужской уход от ответственности не ограничивается пустяками — женщинам часто приходится принимать жизненноважные решения, такие как предохранение, например.

§ Я уже обжегся один раз: Безответственные мужья защищают себя так: «С моей женой уже так было. Она пришла ко мне за советом, и я принял решение. Ей оно не понравилось. Я счёл, что на самом деле ей это было не нужно, и махнул на всё рукой». Такую ошибку допустить не трудно, но всё же это ошибка. В данной ситуации жене не требуется, чтобы он принял какое-то решение, ей необходимо твёрдое решение.

Многие женщины хотят, чтобы их мужья приняли на себя управление домой. Они просят мужа принять решение, и он делает это. Но затем жена гадает, действительно ли муж так считает, или он решился отделаться от неё. И она перечит ему. Это происходит не потому, что она отвергает его руководство, а потому что она хочет быть уверена в его истинном лидерстве. Если затем он сдаётся, ей становится ясно, что вообще не принимал никакого решения.

§ Я же тебе говорил: Представьте, что необходимо принять какое-либо решение, а муж и жена не согласны друг с другом. После обсуждения, муж уступает жене, и они поступают так, как хотела жена. Вследствие её решения, всё идёт кувырком. Уход мужа от ответственности очевиден из его реакции на неприятность. Если он говорит (или думает): «Посмотри, что ты наделала», — показывает, что он отказался от лидерства.

Благочестивый муж может решить, приняв во внимание аргументы своей жены, поступить так, как «хочет она». Но в благочестивом доме это решение сразу же станет его решением. Он полностью отвечает за неё. Если жена попытается винить себя в случае неудачи, он должен удержать её. «Нет, дорогая. Это сделал я». Возможно, в ходе обсуждения она предложила эту идею, но в библейской семье, муж несёт ответственность за принятое решение.

§ Поступаю по-своему: Некоторые безответственные мужья считают, что они принимают правильные решения, совсем не посоветовавшись с женой. «Купил что?» Такой вопрос отдаляет мужа от библейского лидерства; если он хочет что-то сделать, то не следует скрывать это от жены. Когда муж действует в тайне от жены, потому что понимает, что жена обладает в доме правом вето по практическим вопросам. Поскольку ему очень хочется поступить по-своему, он скрывает свои действия от жены. Это – не лидерство; это эгоистический уход от власти.

Как вырваться мужчине из этого замкнутого круга? Мы уже говорили о важности исповедания греха. Чем дольше муж и жена будут винить во всём особенности характера или воспитания, тем дольше будет существовать проблема. Мужчине, не исполняющему обязанности главы дома, следует исповедовать свой отказ от полномочий – он должен рассматривать этот грех наряду с обманом или прелюбодеянием. Это грех неповиновения.

Следующий шаг после исповедания всех грехов, связанных с этой проблемой, заключается в анализе и молитве. Обеспокоенному проблемой мужу следует составить список из двух категорий.

Первая категория должна состоять из вещей, происходящих в доме вопреки его пожеланиям. Например, представьте, что муж неоднократно высказывался против того, чтобы дети смотрели телевизор. Поскольку дети продолжают смотреть телевизор, он должен внести этот пункт в список. Если он полагает, что жена слишком часто обращается за советом к отцу, но она упорно продолжает это делать, ему стоит внести это в список. Он перечисляет все сферы семейной жизни, где его решения игнорируются.

Вторая категория должна содержать перечисление тех сфер жизни, в которых ничего не меняется из-за отсутствия должного руководства с его стороны. Предположим, жена устанавливает правила поведения для детей, но делает это против своей воли. Она несколько раз просит помощи мужа, но он только отмахивается: «Я не знаю. По-моему у тебя всё хорошо получается». Представьте, что она предложила ему изучать Божье Слово вместе, но он ни как не найдёт времени. Он должен внести это в список.

Он должен тщательно проработать этот список. Первая категория должна содержать все сферы жизни, где его главенство игнорируется. Вторая – все сферы, в которых его главенство никогда не проявлялось. Размышляя над списком, он должен помнить о том, что нуждается в прощении. Ему следует поблагодарить Бога за милость к грешникам и успокоение в том, что Бог даровал нам праведность в Своём Сыне.

Важно, чтобы этот список не превратился в жалобную книгу на жену. Суть заключается не в том, чтобы уйти от греха безответственности и впасть в грех горечи и уныния. Муж сложил свои полномочия, данные ему Богом, и теперь он просто определяет конкретные сферы семейной жизни, требующие исправления.

После того, как он составил список, ему следует помолиться о нём в течение нескольких дней. В эти дни он может убирать или добавлять пункты к списку. Кропотливая работа над списком предотвратит резкое или опрометчивое столкновение с женой. Когда он уверен, что список адекватно отражает ситуацию, ему следует поговорить с женой. Возможно, им потребуется несколько часов для того, чтобы подробно обсудить происходящее в доме. Если в семье есть подростки, с ними стоит побеседовать отдельно.

Он должен объяснить жене, что исповедовал грех безответственности перед Богом и что хочет попросить прощения и у неё. Он не должен нападать на неё или обвинять её. Он должен вести себя со смирением. Он поступал с ней не правильно, а теперь он восстанавливает положение. Если она согрешила (скорее всего), он ещё не достоин исправлять её (Гал. 6:1).

Им следует вместе обсудить составленный мужем список. Самая важная часть списка – категория, говорящая о пренебрежении решениями или попытками мужа руководить семьёй и оставшаяся без надлежащего внимания. Он должен попросить прощения и помощи у жены в борьбе с этим грехом. По окончании разговора им следует вместе помолиться.

После разговора есть шанс, что муж и жена вздохнут с облегчением. Но проблема ещё не решена. В течение последующей недели муж должен выбрать из списка одну из менее значительных сфер и принять решение по данной проблеме. Если начнёт проявляться старая модель поведения, он должен предупредить жену, что не желает оставаться безответственным. В не зависимости от происходящего, он не должен менять своего решения. Он не должен отступать, даже если жена расстроится. Если она попытается объяснить, что в данной ситуации всё не так как …он не должен уступать ей. Его настойчивость – решающий фактор.

Очевидно, что ему следует провести достаточно времени в молитве, чтобы не принять глупое или эгоистичное решение. Но даже если его выбор будет не лучшим, дело не в этом. На карту поставлено восстановление его благочестивого лидерства в доме.

Причина, по которой он должен начать с незначительной проблемы, проста. Если человек приступает к занятиям тяжёлой атлетикой, он не начнёт с поднятия максимального веса. Если кто-то решит начать бегать по утрам, он не побежит 15 км в первый же день. Такие намерения обеспечат провал и отвратят вас от дальнейших попыток. То же самое происходит с этой проблемой. Муж пытается покончить со старой привычкой. Этого будет трудно добиться, не испытав осложнений при принятии правильного решения. Следовательно, ему нужно начать с выбора стиральной машины, а не с продажи дома и переезда на полуостров Юкон на Аляске.

И после того как он успешно справился с первой задачей, ему нужно переходить ко второй. Он учится делать первые шаги в качестве лидера, и вскоре он убедится, что это подобно ходьбе – идти надо шаг за шагом.

Различия между мужчинами и женщинами

Мы живём в культуре равноправия, которая ненавидит «несправедливые» различия любого рода. Хотя эта позиция может быть вполне очевидна для современного человека, она полностью противоречит Библии. Если Бог сотворил нас разными, а так оно и есть, и мы пренебрегаем этими различиями, то мы накликаем на себя гнев Божий. Это особенно ярко проявляется в отношении мужчин и женщин.

Когда мы проводим различия между категориями людей, мы вынуждены прибегать к обобщениям, оправдывая законность некоторых его форм. В Послании к Титу 1:12 апостол Павел утверждает следующее: «Из них же самих один стихотворец сказал: ‘Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые’. Здесь Павел делает обобщение, говоря о критянах. Он не боится обобщений, хотя всё может быть совсем не так в каждом отдельном случае. Один из их стихотворцев не был лжецом, потому что его описание соответствует истине. Сам стихотворец – исключение из правила, но сказанное им правдиво.

Наши трезвые суждения нельзя назвать иррациональными. Мы можем взглянуть на мир и убедиться, что разные типы людей склонны вести себя по-разному. Проведя наблюдения, мы можем попытаться понять, какие различия исходят от Бога, а какие движимы грехом и их следует изменить. Отличительные черты критян говорили об их грешной натуре, и Павел призывал Тита нести служение с намерением изменить обитателей острова.

Мы в праве делать обобщения относительно мужчин и женщин, мужей и жён. Например, мужчины выше женщин (хотя и не всегда). Тем не менее, это обобщение законно. Мы должны просто понять и наслаждаться различиями, заложенными в нас Богом. Другие различия, однако, склонны производить греховную реакцию.

Некоторые различия связаны с ролью, которую Бог отвёл мужчине и женщине. Например, молоток и гаечный ключ отличаются друг от друга, но их различия не произвольны. Кто-то изобрёл и молоток, и гаечный ключ, каждый инструмент с определённой целью. Их различие заложено в дизайне. Подобным образом разные задачи, выполняемые мужчинами и женщинами, объясняют многие различия. Такие различия могут проявляться по-разному.

Например, муж возвращается домой с работы и (даже) ему ясно, что у жены выдался нелёгкий день. Он спрашивает, всё ли в порядке. Она отвечает, что ничего не случилось. Она подразумевает, что всё кругом плохо и поэтому трудно назвать конкретную проблему, тем более что никто не замечает проблемы. Он говорит: «Хорошо. А то я уж было подумал, что что-то не так», — и идёт смотреть новости. Позже вечером, конечно, он понимает, что попал впросак – дело заканчивается скандалом. Она думает, что он мог бы сделать выводы из сказанного ею, а он настаивает, что задавал ей вопрос и получил отрицательный ответ. Мужчины и женщины по-разному используют язык; когда нам не удаётся правильно истолковать слова и мысли, проблемы сыплются одна за другой.

Как уже обсуждалось ранее, мужчина и женщина имеют разную направленность (1 Кор. 11:9). Язык – один из основных способов выражения нашей направленности. Если супружеская пара не допускает различий в использовании языка, у них возникают серьёзные проблемы в общении. Если они осознают различия, и будут принимать их во внимание, они смогут получать удовольствие от них. В противном случае, подобные различия станут источником искушения. Непонимание того, что пытается сказать другой, порождает грех приписывания ложных побуждений. Когда мы приписываем другому человеку несуществующие мысли, мы создаем препятствие общению. Библия говорит, что любовь «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Коринфянам 13:7). Любовь не делает скоропалительных выводов и не пытается прочитать намерения в сердце другого человека. В любой конфликтной ситуации очень легко составить неверное представление о мотивах человека и очень трудно думать о нём хорошее.

Мужчины и женщины думают по-разному. Когда жена тяжело переживает что-то, муж считает нужным прочитать ей лекцию о том, почему всё произошло именно так. Его аналитические способности, какими бы блестящими они ни были, мало уместны в данной ситуации. В такой момент она не нуждается в информации – её нужно просто обнять. Он должен утешить её, а затем держать рот на замке. Это не означает, что его аналитические способности бесполезны. Если он придёт к жене позже и скажет, что размышлял и молился о случившемся вчера и у него есть соображения насчёт того, как справится с этой проблемой в следующий раз, она будет благодарна мужу.

Различия в мышлении проявляются повсюду. Женщины мыслят сразу же в нескольких направлениях и легко переходят от одной темы к другой, ничего не упуская. Мужчины мыслят линейно. Однажды мы с женой поехали поискать дом. Нам понравился один дом, и мы немного поговорили о нём. Три дня спустя Нэнси возобновила разговор на том самом месте, где мы его прервали. Не стоит объяснять, что я совершенно не понимал, о чём идёт речь. В то же время для меня до сих пор остаётся загадкой, как женщины могут общаться друг с другом, абсолютно не теряя мысль в разговоре. Женщины более свободно увязывают мысли. В их мозгу всё связано. Мужчинам гораздо легче отделить один предмет от другого. Следовательно, если женщину беспокоит какой-то предмет, она может вернуться к нему, обсуждая другую тему. Мужчина сбит с толку, потому что он пытается определить, как они перескочили с одной темы на другую.

По этой причине женщинам надо следить за тем, чтобы проблемы не накапливалась в течение нескольких месяцев, а за тем выплёскивались на мужа. Как только она противостоит искушению в определённой сфере, она должна постараться поговорить об этом с мужем при первой же возможности. Если грех совершён и проявляется в отношении к предмету, необходимо сразу же извиниться. Если приходит искушение, разговор необходимо отложить и вернуться к нему в более подходящий момент.

Кроме того, многие женщины желают, чтобы их мужья оказывали им знаки внимания непринуждённо, а не потому, что их кто-то научил этому. Приведём такой пример: муж преподносит жене цветы. Мужчины не делают подобных вещей спонтанно. Если это кажется непринуждённым, то лишь потому, что мужчину приучили к этому ещё в молодом возрасте. Если сын получил правильное воспитание, и отец научил его дарить цветы матери, то к моменту женитьбы он будет делать это непринуждённо. Он должен постигать науку непринуждённости, а жена должна позволить ему учиться.

Уход от ответственности и долг

Не занимай и давай в займы;

Ссужая, потеряешь деньги и друзей,

Долги же притупляют мужа власть…

Шекспир

Хотя Бог утвердил положение мужчины как мужа-распорядителя семьи, многие христиане во время венчания принимают титул, пренебрегая сопутствующим долгом и обязанностями.

Бог сотворил нас мужчиной и женщиной; следовательно, уход от ответственности со стороны мужчин противоречит тому, как нас создал Бог. В результате, неповиновение в семье порождает у мужа глубокое чувство вины. Когда мужчины чувствуют себя виноватыми в чём-то, они не ищут в раскаянии Господа, они всегда ищут способ, как загладить свою вину. Если они сознательно не верят в то, что Христос заплатил за их грехи, их естественное желание заставит их самих заплатить за грехи. Помимо приношения, заглаживающего вину, мужчины изобретают множество разнообразных других приношений. Обычно эти приношения связаны с деньгами, а в нашем мире безответственному мужу легко оказаться в финансовом кризисе.

Эта проблема имеет две стороны. Во-первых, безответственные мужья склонны уходить от ответственности тогда, когда в доме необходимо установить правила распоряжения деньгами. Они позволяют жёнам тратить больше, чем семья может себе позволить; это только часть проблемы ухода от ответственности. Поскольку муж в принципе боится сказать «нет» жене, понятно, почему он не может возразить ей, когда дело касается денег.

Второй аспект этой проблемы ещё более серьёзный. Мужья могут зачастую поощрять жён к чрезмерным тратам. Это поощрение является результатом желания мужа загладить свою вину. Когда муж не удовлетворяет потребность жены в духовном руководстве, он склонен заменять его материальными благами. В конце концов, мужья питают иллюзии, что они обеспечивают своих жён гораздо лучше, чем на самом деле.

Когда безответственный муж даёт жене кредитную карточку и позволяет ей тратить больше, чем они могут себе позволить, её покупки символизируют отношения с мужем – возмещение пустоты. Но по какой-либо причине, когда покупки совершаются на несуществующие деньги, воровство может произойти в сердце. Тем не менее, Бог всё ещё управляет миром; воры и разбойники будут наказаны. Истина права – что посеешь, то и пожнёшь.

Библия учит, что должник делается рабом заимодавца (Притчи 22:7), и призывает христиан не делаться рабами человеков (1 Коринфянам 7:23). Многие сделались рабами вне дома, потому что уже оказались в этом положении вне дома.

Благочестивые мужья фактически служат своим жёнам, но они делают это из любви и жертвенности. Истинный муж тот, кто отдаёт себе жене и семье как власть имеющий. У Господа Иисуса Христа было сердце слуги, но оно не поколебало Его власть; оно лежало в основании власти. Порабощение безответственного мужа имеет радикально отличную природу.

Исполнение обязанностей главы семьи требует усердия, труда и мужества. Библия учит, что ответственность лидера в доме предваряет лидерство в церкви. «…ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тимофею 3:5). Как ответственность в семье подготавливает мужчину к принятию ответственности вне дома, так и безответственность в семье ведёт к безответственности вне дома, в данном случае в отношении кредиторов.

Мы должны устранить корень проблемы. Слишком просто сокрушаться над счетами, словно они появились по мановению палочки злого волшебника. Вовсе нет; они возникли вследствие чрезмерных трат. Наша ситуация возникла, потому что тратится слишком много денег следствие минимального усердия мужа-распорядителя. Решение – как и в отношении любого другого греха – заключается в покаянии перед Богом и признании в нём перед теми, кто пострадал от этого греха. В данном случае, мужу следует исповедовать свой грех безответственности и обстоятельно поговорить с женой о том, что он не состоялся как муж. Но это само по себе не достаточно.

Муж не ощутит каких-либо серьёзных изменений до тех пор, пока он не станет прилежно изучать всё Божье Слово целиком. Многие листают Библию, словно коротая время в очереди. Мы должны быть наставлены во всей воле Божьей (Деяния 20:27). Глава семьи должен обязательно изучать, что говорит Писание о долгах и финансах. Многие христиане заявляют, что желают разрешения проблем в соответствии с Библией, но у них нет времени, чтобы изучать Слово. Это бунтарский бред. Все мы должны жить и умирать по Слову.

Порнография

Одна из основных проблем порнографии – вред, который она наносит своей ложью о сексуальности. Обман кроется в том, что у мужчин и женщин разные тела, но одинаковые мозги. Она утверждает, что женщины хотят секса и воспринимают его точно также как мужчины. В книге «Четыре вида любви» Клайв Льюис пишет, что когда мужчина, движимый похотью говорит женщине, что хочет её, она ему, на самом деле, нужна меньше всего. Он хочет не женщины, а определённых ощущений, которых можно достичь с её помощью. Если бы он хотел её, то он также хотел бы провести остаток своей жизни с этой женщиной в доме с оградой, занавесками на окнах и тремя детьми. Мужчине, одолеваемому похотью просто нужен сексуальный партнёр, готовый притворяться, что она мыслит и не испытывает те же чувства что другие женщины. Например, проститутка, несомненно, ведёт себя как женщина, но ей приходится отрекаться от своей женской сущности. По какой-либо причине она готова притворяться, что женственность ей чужда.

Если бы мы опросили тысячу мужчин, ведущих распутный образ жизни, мы бы убедились, что всем им не достаёт целомудрия при столкновении с искушениями. Если бы мы опросили тысячу развратных женщин, то мы бы не увидели не сексуальные проблемы, а чувство неуверенности. Они обычно ищут не удовлетворения, а эмоциональной безопасности.

Когда я был маленьким, моя семья гостила у друзей. В машине по дороге домой, мой отец сказал маме, что у друзей будет серьёзная проблема с дочерью и её мужчинами. Он понял это, потому что как только он вошёл в дом, их дочь не отходила от него ни на шаг. Печально, но его пророчество сбылось. Если в дом приходит незнакомец, и маленькая девочка моментально взбирается к нему на колени, значит в семье что-то не так. В душе девочки образовался вакуум, – нужда в мужском внимании – который не заполняется отцом. Она жаждет мужского внимания; в юности она вдруг понимает, что ей есть что предложить мужчинам, и она впадает в искушение воспользоваться своей привлекательностью. Это происходит потому, что она нуждается в чувстве безопасности, а пустота в её сердце требует мужской ласки. И вдруг мужчины сами обращают на неё внимание. В детстве она бегала за ними, а теперь они сами приходят к ней. Они, конечно, ищут одного, а она совсем другого. Они постоянно обмениваются товаром, но ни одна сторона не счастлива по-настоящему.

Критика

В разговоре супруги используют слова «никогда» и «всегда», атакуя друг друга. Представьте, что жена заявляет мужу, что она у неё такое ощущение, будто она везёт на себе всё хозяйство, а он только и делает, что сидит на диване с газетой. Если она ему это «выплеснет», то начнётся крупная ссора. Но если она выскажет своё мнение, не употребляя слова «никогда» и «всегда», то у него будут больше шансов ответить ей подобающим образом. Библия побуждает нас быть скорыми на слышание и медленными на слова. В данной ситуации, последовав совету Иакова, мужу практически удастся разрядить потенциально опасную ситуацию.

Большинству из нас необходимо учиться быть скорыми на слышание. Представьте, что она говорит о том, что у неё на душе, не подключая все эмоции. Если муж пытается защитить себя (неважно прав он или виноват), он, скорее всего, не был скор на слышание. Но если он выслушает её и скажет: «Я хочу убедиться, что правильно тебя понял. Ты думаешь, что…», — несмотря на его ответ, она будет знать, что он слушал её и понял о чём речь. Это исполнение заповеди «будь скор на слышание».

Умение выслушать имеет два преимущества. Во-первых, оно помогает разрядить потенциально опасную ситуацию. Трудно скандалить с тем, кто внимательно тебя слушает. Во-вторых, противоположной стороне будет трудно обвинить вас в том, что вы никогда её не слушаете.

Мужьям и жёнам трудно понимать друг друга из-за одной проблемы – люди не слушают друг друга. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…» (Иаков 1:19). Библия требует, чтобы мы относились к этому со всей серьёзностью. В качестве упражнения попытайтесь повторить то, что вы услышали. Таким образом, вы убедите собеседника, что слушаете его. Это особенно касается мужчин, потому что они гораздо хуже общаются с жёнами, чем следует.

Женщины гораздо более заинтересованы в общении с мужьями, и им это лучше удаётся, хотя у них тоже бывают проблемы. Несмотря на свои хвалёные аналитические способности, мужчины часто не понимают, что говорят женщины. Возможно, ему потребуется повторить сказанное ею два-три раза, прежде чем она согласится с услышанным.

Когда вас критикуют, трудно быть скорыми на слышание и медленными на слова. Критикующий потребует от вас немедленного ответа; тем не менее, от ответа лучше уклониться, потому что он вынудит вас обороняться и высказывать субъективную позицию. Предположим, жена озабочена воспитанием детей («У меня такое ощущение, что я ращу их одна»). Она говорит это мужу, а он повторяет её слова. Он либо виноват, либо нет. Если он виноват, то Господь может обличить его в то же мгновение – ему следует признаться в этом незамедлительно. Если же он невиновен, он не должен бросаться доказывать свою невиновность. Ему следует быть медленным на защитную реакцию.

Если у мужа есть доводы в свою защиту, то ему следует приберечь их до подходящего момента. Он должен дать жене понять, что он разделяет её тревоги, повторить сказанное ею и попросить отложить этот разговор на некоторое время. Ему необходимо время, чтобы обдумать слова жены и помолиться. Если он считает, что жена не права, то ему следует сказать ей об этом после размышлений и молитвы. Если очевидно, что она права, то это надо признать незамедлительно. И тогда спор не состоится.

Супруги должны стремиться не к победе в споре, а поддержанию взаимоотношений. Если муж ведёт в матче против жены со счётом 15-3, то проигрывает семья. И если ссора иссякла, то есть хороший шанс, что оба осознают права друг друга на мужской и женский взгляд и постараются найти «золотую середину».

Молодожёны часто думают, что близость отношений определяется степенью откровенности друг с другом, и рассказывают обо всём, включая искушения. Рассказывать о своих искушениях – это словно гоняться за своим хвостом. Если один человек впадает в искушение и сообщает об этом другому, то это становится искушением для них обоих. Нет греха в том, что человек искушается. Не стоит извиняться за каждую мысль, пришедшую вам в голову. Если мужья и жёны будут механически исповедовать друг другу свои искушения, то они по истине начнут охотиться друг за другом.

В то же самое время, муж или жена могут искушаться, даже если кого-то из них в тот момент нет рядом. Предположим, что муж разбрасывает носки посреди гостиной, и жена искушается. Не время стыдить его в тот момент, когда жена видит это. Ей нужно поступить по-другому. Как-нибудь она может сказать ему: «Дорогой, могу я поговорить с тобой о том, что искушает меня?» Он разрешает и, таким образом, сам просит её высказаться. И тогда она говорит: «В данный момент меня всё нормально, но меня очень волнует…» Нет ничего проще превратить искушение в грех, чем рассказать о нём в момент искушения.

Ревность

Верующие мужья должны подражать любви Христа к Его народу в обращении с жёнами во всех отношениях. Но это подражание не всегда предсказуемо, оно будет двигать нами самым неожиданным образом.

«…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель…» (Исход 34:14). Господь, Которому мы служим, называется Ревнителем; Он не только ожидает, чтобы Его народ воздерживался от духовного блуда, но и требует, чтобы он не позволял себе заигрывать. Он не терпим к неверности во всех её проявлениях. Он ревнив.

Апостол Павел использует понятие «ревность» в контексте христианского брака в качестве назидательного образа для церкви. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Этот образ прекрасен; он не создаёт впечатления, что апостол пытается тайком без всякого на то основания «контролировать» коринфян и «манипулировать» ими.

Мы можем легко проверить, насколько мы сами понимаем положительную сторону ревности. Представим себе, что молодой человек обручён и вдруг узнаёт, что его невеста не девушка. Для него это важно, и после размышлений и молитвы он разрывает помолвку. Если отношение к этому поступку сводится к выражениям вроде: «Придурок!» или «Спорю, что сам такой!», то мы сталкиваемся с серьёзной проблемой. Мы заблуждаемся, полагая, что девственность – это хорошо, а не девственность – тоже ничего плохого.

Конечно, от жениха не требуется разрывать помолвку. Если он всё же поступает именно так, а мы набрасываемся на него, то мы просто демонстрируем своё непонимание праведности Иосифа (Матфей 1:19).

Безусловно, добродетель ревнителя может сойти с рельс как всё остальное. Любовь может перестать быть любовью из-за потакания, руководство может перестать быть руководством вследствие тирании. Работа может перестать быть работой из-за бизнеса. В падшем мире всё может быть извращено, включая и необходимость в ревности.

Итак, каким образом ревность может давать всходы? Давайте вернёмся к нашему примеру с молодым человеком. Представим, что он решил всё-таки жениться на этой девушке. Предположим далее, что её сексуальный опыт не волновал его до свадьбы, но вскоре он не может не думать о её предыдущей связи. Ему нужны имена, детали, он хочет знать, как она относилась к нему, и т. д. Он донимает её расспросами, и, как говорит Черчилль, описывая фанатика, он не может «сменить пластинку».

У нас появляется желание списать его со счётов как безнадёжного, не потому что в нашем мире высокие требования к прощению, а, наоборот, слишком искажённое представление о грехе. Мы должны усвоить, что проблема мужа не в том, что он серьёзно относится к прошлым грехам. Это, само по себе, нормально. Его проблема в том, что он через чур серьёзно относится к самому себе. Грех был совершён до того, как он стал её мужем, и её прошлое в руках нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Мужья не в силах защитить жён от прошлого. Только Господь может простить грех.

Горькая ирония кроится в том, что, пытаясь обезопасить её от прошлого (на что он не способен), он оставляет её незащищённой в настоящем. Благочестивая ревность мужа ищет пути, как защитить женщину здесь и сейчас. В нашем случае жене нужна защита от безрассудного мужа. Ретроспективная ревность – пагубна, не из-за ревности как таковой, но потому что предельный человек пытается исправить то, что за пределом его сил. В результате, его жена полностью лишена чувства уверенности. Благочестивая ревность, напротив, даёт чувство защищённости. Она созидательна – благочестивая ревность охраняет ту, кто очень нуждается в такой защите.

Библейская ревность даёт нам осознать ценность подчинения. Библия учит, что жена должна быть покорна мужу. Она не учит, что жена должна быть покорна мужчинам вообще. Когда жёны подчиняются своим мужьям, это будет заметно и в более широком смысле, как в церкви, так и в обществе в целом. Но Библия очень ясно говорит о том, что подчинение мужу исключает подчинение другим мужчинам. Христос учит нас, что человек не может служить двум господам; эта истина в равной мере относится и к женщинам. Подчинение определённому мужчине означает неподчинение бесконечному множеству других мужчин.

Итак, если муж ревнует жену в библейском смысле слова, он защищает её от подчинения другим мужчинам. Когда отец ревниво относится к непорочности дочери, он соблюдает её интересы. И когда отец отдаёт свою дочь в жёны достойному человеку, её молодой муж обещает отцу также ревниво относится к своей жене. Итак, когда благочестивая женщина подчиняется мужу, она получает освобождение через благочестивую мужскую защиту.

Тот факт, что эта истина приводит в ярость феминисток, не должен огорчать нас. Женщины неизбежно нуждаются в такой защите; единственная разница между христианами и феминистками в том, что первые возлагают роль защитника на отцов и мужей, а последние – на различные госучреждения, где подавляющее большинство сотрудников – мужчины. Урок понятен. Христиане призваны развивать библейскую добродетель ревности.