Приобщение женщин к служению

Читая Новый Завет, можно заметить, насколько женщины были привлечены к служению в апостольской церкви Господа. В иудействе времен ранней христианской церкви женщина однозначно рассматривалась как стоящая ниже мужчины[1]. Известно, что иудеи-мужчины иногда молились: «Хвала Тебе, Господи, что Ты не сотворил меня язычником, невеждой или женщиной». Такое умаление женщин особенно проявилось в сфере служения Богу. Богослужение было исключительно мужским занятием. В синагогальном богослужении женщина не играла никакой роли.

В свете такого положения женщины внутри иудейства первого века становится особенно примечательным то, насколько позитивно о женщине говорится в Новом Завете. Высказывания апостола Павла о женщине характерны тем, что он категорически отвергает любую форму дискриминации женщины касательно её участия в явленном во Христе спасении. Основным текстом здесь выступает Гал. 3:27,28, где Павел пишет: «Все вы, в Христа крестившиеся, в Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

В дни апостола Павла существовала огромная разница между иудеями и греками, рабами и свободными, мужчинами и женщинами. Однако эта разница не играет уже никакой роли, когда речь идёт о единении со Христом и спасении в Нем. Тогда исчезают всякие религиозные и общественные различия. Они не имеют ни малейшего значения. Никакое качество не обладает никаким преимуществом и ни одно не требуется. Иудеи и греки, рабы и свободные, мужчины и женщины – все здесь находятся на одном уровне.

Такое равенство мужчины и женщины в Новом Завете проявляется в разных формах. Отмена иудейской дискриминации женщин принимает в жизни христианской церкви конкретные очертания. Женщины молятся вместе с учениками вскоре после вознесения Христа (Деян. 1:14). Апостол Петр проповедует об излитии Святого Духа как об исполнении пророчеств Иоиля, в которых говорится, что также женщины («дочери» и «рабыни») будут пророчествовать (Деян. 2:17,18). Слово Иоиля становится теперь действительностью в кругу учеников Иисуса. Женщины почетно упоминаются среди «первых обращенных», как например, некая Дамарь из Афин (Деян. 17:34). Лидия, торговавшая багряницей, известна как первая окрестившаяся в нашей части мира (Деян. 16:14,15).

Возможно, женщины-вдовы были задействованы в «каждодневном уходе» за нуждающимися в общине Иерусалима (Деян. 6:1)[2]. В Иоппии мы встречаем женщину Тавифу, которая называется «ученицей» и которая, несомненно, занималась диаконскими делами при церкви (Деян. 9:36).

Насколько женщины также удостаиваются даров Святого Духа, видно из Деяний 21:9: благовестник Филипп имеет четыре «пророчествующих» дочери.

Приска или Прискилла даже упоминается шесть раз вместе со своим мужем Акилой, причем, четырежды её имя стоит перед именем её мужа. А это весьма примечательно!

Эта супружеская пара играет важную роль во время миссионерских путешествий апостола Павла (Деян. 18:19). Апостол так называет Приску и Акилу: «мои сотрудники во Христе Иисусе» (Рим. 16:3). Вместе со своим мужем Прискилла более детально объясняет иудею Аполлосу «путь Господен» (Деян. 18:26).

Из посланий апостола Павла мы также узнаем, насколько женщины привлечены к работе для Господа. Когда в 1 Кор. 9:5 он говорит о том, что берет себе в спутницы сестру как жену, не следует это ограничивать только личной заботой апостола. Можно также предположить и помощь женщины в распространении Евангелия. Женщина имела более простой доступ к помещениям для женщин, чем мужчина. Возможно, некоторые апостолы брали с собой своих жен, чтобы проповедовать Евангелие также в этих помещениях для женщин.

В заключении Послания к римлянам упоминаются имена многих активных женщин. Павел представляет Фиву, называя её «нашей сестрой» и «служительницей церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). О Приске мы уже говорили (Рим. 16:3). О Мариам говорится, что она «много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Апостол употребляет такое греческое слово, которое в Новом Завете имеет особенное отношение к миссионерской и церковной деятельности (срн. 1 Кор. 15:10; 16:16). Мариам, таким образом, была активной в работе для Господа во благо развития Его церкви. То же самое говорится о Трифене и Трифосе и о возлюбленной Персиде (Рим. 16:12).

Мать Руфа была также матерью для самого апостола (Рим. 16:13).

В послании к филиппийцам мы встречаем Еводию и Синтихию, которые вместе с Павлом подвизались в благовествовании (Флп. 4:2,3). Глагол «подвизаться» можно найти ещё раньше в этом послании (срн. 1:27), где он употребляется по отношению к противникам Евангелия (срн. 1:28). Можно предположить, что Еводия и Синтихия поддерживали апостола в его проповеди и ради Христа не избегали даже страданий.

В апостольские времена у общин ещё не было церковных помещений. Некоторые сестры помогали общине, принимая других у себя дома, как например, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12) и некая Нимфана (Кол. 4:15). Возможно, здесь также следует назвать Хлою (1 Кор. 1:11).

В пастырских посланиях мы находим свидетельства того, что женщины были активными в диаконском служении. Примером такого поведения выступают те «женщины», которых апостол Павел упоминает в 1 Тим. 3:11 наряду с диаконами, а также «истинные вдовы», для которых апостол излагает более детальные правила в 1 Тим. 5.

Если подытожить все сведения, которые мы нашли в Новом Завете, можно сделать вывод, что женщины подчёркнуто назывались «сестрами» и «ученицами», а значит, они занимали равное с мужчинами место в кругу верующих. Нет и речи о каком-либо пренебрежении. Женщины играли активную роль в церкви. Они даже были задействованы в проповедовании Евангелия в мире! Многие свидетельства из Нового Завета указывают на то, что в апостольской церкви слово апостола Павла в Гал. 3:27,28 обрело конкретные очертания.