Молчащие женщины

Мы подошли к обсуждению 1 Коринфян 14:34, 35, – того текста, который постоянно появляется в поле зрения при рассмотрении темы о служении женщин. Павел желает, чтобы женщины в церкви молчали. Не значит ли это, что женщине отказано, по крайней мере, в том, чтобы учить?

Апостол, несомненно, говорит о собраниях церкви (срн. стих 26: «Когда вы сходитесь…»). В этой связи Павел снова возвращается к вопросу о женщинах. Когда он пишет: «как и во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить…» (стих 34), можно с уверенностью сказать, что в свете прочитанного в 1 Коринфян 11:2сл. речь не идёт об общем запрете говорить. Ведь апостол не запрещает женщинам пророчествовать в церкви, а повелевает им проявлять своим поведением уважение к установленному Богом порядку касательно мужчин и женщин. Прочитав 1 Коринфян 14, у нас вовсе не складывается впечатление, что Павел ограничивает духовные дары, которыми Святой Дух украшает женщин на собрании церкви. Слово «каждый» в стихе 26 – достаточно общее. У женщин также может быть «псалом», «поучение», «откровение», «язык» или «толкование». В Коринфе множество «проявлений» Святого Духа (срн. 1 Кор. 12:1). Апостол упорядочивает это множество. Для этого он вводит некоторые запреты, касающиеся речи и молчания в церкви. В церкви всё должно служить её назиданию (стих 26).

Первый запрет Павел накладывает на тех, кто говорит на разных языках. Если нет толкователя, они должны молчать на собрании общины. В этом случае они должны говорить сами с собой и с Богом (стих 28).

Второй запрет касается пророков. Если другому вдруг дано откровение, говорящий пророк должен замолчать (стих 30). Второй обретает преимущество.

Третий запрет имеет отношение к женщинам. Это не значит, что апостол Павел запрещает женщинам пророчествовать. Тогда бы апостол противоречил тому, что написал раньше в 11 главе. Мы также должны принять во внимание, что в стихе 35 Павел пишет, что женщины должны спрашивать дома у своих мужей объяснения, но он не пишет, что они должны пророчествовать дома.

Какая же речь не разрешена женщинам? Я придерживаюсь толкования, предложенного Я. ван Брюггеном[9]. После пророчества, как видно из стиха 29, следовало обсуждение услышанного. Пророки обсуждали пророчества друг друга. Таким образом, из полученного откровения они вместе собирали нужное «поучение» (срн. стих 31).

Из этого видно, что «духи пророков» подчиняются пророкам (стих 32). Это не значит, что пророки полностью контролируют себя и могут на некоторое время перестать пророчествовать. А значит то, что они касательно своих пророческих слов подчиняются решению других пророков.

Поскольку основная цель пророчества состоит в «обучении» (срн. стих 31), и апостол Павел характеризует «говорение» женщин как «желание научиться чему-то» (стих 35) – при этом он использует одно и то же слово – мы можем предположить, что речь идёт о поучительных обсуждениях на собрании церкви. Запрет говорения, возложенный на женщин, имеет специфический характер: они не имеют права принимать участие в поучительных обсуждениях.

О подчинении говорится именно в контексте этих поучительных обсуждений. При обсуждениях того, что прозвучало как Слово Господнее, духи пророков подчиняются пророкам (стих 32). Если бы сестры принимали участие в этих обсуждениях, тогда духи пророков-мужчин подчинялись бы женщинам(-пророчицам).

Апостол Павел считает, что это противоречит «подчинению» женщины, о котором говорит «закон». Под словом «закон» можно понимать или весь Ветхий Завет, или, более конкретно, книги Моисея. В любом случае, предметом обсуждения апостол считает здесь учение Писания. Павел преподал это учение уже в 11 главе, где он говорил о мужчине как главе женщины и о женщине как славе мужчины. Очевидно, именно это было перед глазами апостола, когда в 1 Коринфян 14:34 он пишет, что женщины должны «подчиняться». Сохраняя молчание при поучительных обсуждениях, сестры показывают, что они с благоговением относятся к Божьему порядку и принимают главенство мужчины.

Я. ван Брюгген указывает ещё и на то, что повеление апостола Павла не обязательно ограничивается только замужними женщинами. Слова «их мужья» (дословно «собственные мужья») в стихе 35 также могут иметь отношение к незамужним женщинам, ответственность за которых нес «опекун» или «попечитель». Но даже если под словами «собственные мужья» имелись в виду только супруги, всё равно не следует стих 34 привязывать исключительно к замужним женщинам. Этим кратким утверждением апостол Павел, конечно же, не предлагает исчерпывающий ответ на абсолютно все возможные ситуации. Своими словами он описывает наиболее типичную ситуацию.

«Если бы он действительно имел в виду то, что только замужние женщины должны молчать, а все другие могут говорить без всяких ограничений, тогда бы он всё же сформулировал стих 34 более точно. В предыдущих стихах он точно говорит, кто может, а кто не может говорить в определенный момент. Общее и краткое формулирование стиха 34 исключает всякую возможность его прочтения таким образом, будто Павел хотел написать свои повеления, исходя из разницы между замужними и незамужними женщинами. В данном случае он говорит, исходя из разницы между женщинами и мужчинами (см. стих 35)»[10].

Возвращаясь к поучениям апостола Павла в 1 Коринфян 14, следует сказать, что женщинам часто отказывали во всякого рода служении, ссылаясь на стихи 34 и 35 и при этом не вникая в детали написанного там. Запрет говорить, представленный в стихе 34, вовсе не носит общий характер! Он касается молчания в особенной ситуации. Речь идёт об участии женщин в поучительных беседах на собрании церкви, во время которых обсуждались и осмысливались пророчества. Во время этих бесед определяли, были ли услышанные слова истинным откровением Духа, и какое именно значение они несли для церкви. Путем таких обсуждений «все» в церкви поучались и получали утешение (стих 31). Запрет говорения касался публичного обсуждения пророчества, которое проводилось в Коринфе специфическим образом. Подобного мы уже не имеем. Пророчества, с которыми тогда сталкивалась апостольская церковь, уже «закончились» (срн. 1 Кор. 13:8). Канон Нового Завета пришел к своему завершению. То, что Святой Дух хотел открыть о Божьем плане в Иисусе Христе, представлено нам в слове Писания. Церковь, на самом деле, была построена на фундаменте апостолов и пророков (Еф. 2:20). В Писании мы читаем Слово апостолов и пророков.

На собрании церкви больше не звучат пророчества, как это было когда-то в Коринфе. Теперь Слово через проповедников «преподается» церкви. Опираясь на пророчество Писания (срн. 2 Петр. 1:20), служитель Слова обучает и увещевает свою общину.

В некотором смысле, можно утверждать, что в проповеди «осмысливается» пророчество Писания: пророчество не обсуждается, но раскрывается его значение для жизни церкви и оно как Слово Господа запечатлевается в сердцах слушателей. Проведя параллели с тем, что в 1 Кор. 14 апостол Павел запрещает женщинам говорить, можно сделать вывод, что сестрам не позволено проповедовать Божье Слово на собрании церкви. Когда речь заходит об авторитетном обучении, через которое «все» получают наставление и утешение, на передний план выходят мужчины. Женщина на кафедре не соответствует принципу «подчиненности», к которому Господь призывал женщину в церкви.

Учение апостола Павла в этом послании связано с конкретной ситуацией, сложившейся в церкви Коринфа. Тем не менее, это не значит, что данный им запрет привязан к определенному времени. Речь вовсе не идёт о тогдашних обычаях. Апостол подчеркнуто ссылается на Слово Самого Бога (стих 34: «как говорит закон»). Именно это Слово побудило апостола запретить сестрам выступать в церкви с определенной речью. Поэтому предписания апостола сохраняют свою актуальность для церкви на все времена!