Слушающие женщины

В Писании есть ещё одна глава, которую следует рассмотреть при обсуждении темы «женщина и служение». В 1 Тимофея 2:11,12 апостол Павел пишет: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

1 Тимофея 2 и 3 охарактеризовали как «первое установление церковного порядка»: апостол Павел даёт предписания, которых должна придерживаться община в своей церковной жизни. Апостол рассказывает о церковной молитве (2:1-7); о поведении мужчин и женщин на собрании церкви (2:8-15); о епископах (3:1-7); о диаконах (3:8-13); а в 3:14-16 делает торжественное заключение.

Всё, что апостол Павел говорит здесь о женщинах, следует, несомненно, рассматривать в рамках церковных собраний. В 2:1-7 речь идёт о церковной молитве. Об этом также свидетельствуют слова «на каждом месте» (2:8). Речь идёт о каждом месте, которое служит местом молитвы церковной общины. «Эти слова, вероятно, напоминают многократные упоминания в Ветхом Завете о «местах», где живет Бог и где Ему поклоняются, – особенно Исх. 20:24 и Мал. 1:11, где слова «на каждом месте» встречаются буквально»[11].

Апостол Павел не позволяет, чтобы женщина на собрании церкви обучала мужчину или главенствовала над ним. Когда апостол говорит «обучала», он использует слово, часто переводимое как «учить» (срн. 1 Тим. 4:11). Это слово указывает на то, каким образом осуществляется проповедование в церкви, а именно в форме обучения, объяснения и более детального рассмотрения. Очевидно, подразумевается более подробное разъяснение Евангелия, в котором давались практические указания для повседневной жизни христиан. Это разъяснение обладало определенным авторитетом и требовало от слушателей подчинения и послушания[12]. Если в 1 Коринфян 14 речь шла о запрете, касающемся особенной ситуации (участия в поучительных обсуждениях, которые следовали после пророчеств), то здесь апостол Павел говорит более обобщенно. Апостол не позволяет женщине обучать на собрании церкви. Ведь «обучение» – это «проявление власти». Слово «или» в стихе 12 показывает, что эти две части составляют одно целое[13]. Кто «учит», тот наделен властью и служит Божьим Словом! Посредством этого дополнения в стихе 12 апостол показывает, почему он запрещает женщине такое «учение» в церкви. Подобное «учение» не соответствует месту женщины по отношению к мужчине. А это место характеризуется, в первую очередь, «покорностью» (стих 11) – полным признанием того порядка, который Сам Бог определил, сотворив мужчину и женщину. Когда община научается Слову, апостол желает видеть слушающих женщин, – женщин, которые «пребывают в безмолвии» (стих 12). «Безмолвие» противопоставляется «обучению» и «властвованию». Речь идёт о том, чтобы сестры обучались в безмолвии, не выступая ни с какой речью.

Следует отметить ясную связь этого отрывка с тем, что апостол Павел писал в 1 Коринфян 14. Когда речь заходит об авторитетных обучениях на собрании церкви, тогда женщинам следует говорить, а слушать!

То, что в данном случае мы имеем дело не просто с тогдашней модой или преходящими обычаями тех времен, видно из аргументации, которую апостол Павел излагает в стихах 13 и 15: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление».

Павел основывает свой запрет, прежде всего, на порядке сотворения мужчины и женщины. Потом он указывает на то, как при грехопадении женщина оставляет предназначенное ей Богом место, взяв руководство в свои руки и «поведя Адама неправильным путем». Когда женщина в тот решающий час стала выше мужчины, это привело к большому несчастью.

Последовательность сотворения и грехопадения все еще определяет место мужчины и женщины в церкви! Г. де Йонг утверждает: «Здесь снова играет решающую роль общественная оценка такого явления, как обучение, проводимое женщиной»[14]. Однако эти слова нельзя назвать справедливыми. Ведь апостол Павел здесь не опирается на определенное социальное восприятие, а аргументирует свои слова Писанием. И в 1 Тимофея 2:12, и в 1 Коринфян 14:34 сказано: «как говорит закон». Запрещая женщине обучать на собрании церкви, апостол ссылается на ветхозаветное Божье Слово. Поэтому всё сказанное Павлом остается актуальным для Христовой церкви во все времена. Тот вывод, который мы уже сделали на основании 1 Коринфян 14:34, находит прямое подтверждение в 1 Тимофея 2:11,12: сестрам не позволено обучать Божьему Слову на собрании церкви.

Возникает вопрос: если женщина не может стать служителем Слова, то разве запрещается ей также выполнять функции старейшины? Ведь старейшина не учит на собрании церкви, а в 1 Тимофея 2 говорится, несомненно, о поведении женщин и мужчин на церковных собраниях.

Действительно, согласно укладу реформатской церкви старейшина не учит публично. И апостол Павел однозначно пишет о собраниях церкви. Однако то, что апостол говорит, нельзя ограничивать только публичным обучением на церковных собраниях. Именно потому, что Павел сравнивает «обучение» с «властвованием», всё им написанное здесь имеет также прямое отношение к вопросу, могут ли женщины быть старейшинами.

Несмотря на то, что старейшины в наших церквях не учат на людях, они проводят обучение приватно в домах. Павел приводит ефесским пресвитерам свой пример, чтобы они наставляли на путь истинный «каждого в отдельности» (срн. Деян. 20:31). Епископ («блюститель», «надзиратель») для Павла – это тот, кто умеет «учить» (1 Тим. 3:2).

Возможно, в апостольской церкви сначала все старейшины учили публично, и только позже было сделано разделение между старейшинами (срн. 1 Тим. 5:17). Однако очевидно то, что старейшины обучали также по домам (срн. Деян. 20:31). Как пастыри Божьего стада старейшины также ходили по домам (срн. Иак. 5:14), чтобы «начальствовать в Господе» и «вразумлять» (срн. 1 Фес. 5:12).

Как продолжение 1 Тимофея 2:11-14, апостол Павел говорит о пресвитере-мужчине в 1 Тимофея 3! Именно по причине того, что старейшина призван «обучать», женщина не может быть епископом («блюстителем»). «Учительство» подразумевает авторитет, власть. Такое «обучение» в качестве пастыря Божьего стада не соответствует тому месту, которое Господь предназначил женщине. Если бы она как пастырь входила в дома, чтобы «начальствовать в Господе» и «вразумлять», то проявляла бы власть над братьями, а это бы снова не согласовывалось с той «покорностью», к которой женщину призывает Бог.

Наставления Павла о месте женщины, изложенные в 1 Коринфян 11, 1 Коринфян 14 и 1 Тимофея 2, проясняют также вопрос, почему в апостольской церкви мы видим старейшин-мужчин в качестве «руководителей» (1 Тим. 3:5), «управляющих» Божьим домом (Тит. 1:7), а также когда речь заходит о «руководстве» церковной общиной (1 Тим. 5:17). В этом случае решающую роль играет то место, которое Господь предназначил мужчине при творении. Адам был сотворен «первым» (1 Тим. 2:13). Он выдвигается на передний план. При этом мужчина – глава женщины (1 Кор. 11:3). От него должно исходить управление. Такой порядок «от начала» почитает Христос, когда поручает мужчинам руководство Своей церковью. Мы приходим к выводу, что сестры, согласно Писанию, не могут быть призваны к служению старейшины.