Женщины — диаконисы?

Мы уже видели, что, согласно учению Писания, сестры не могут быть служителями Слова и старейшинами в церкви. Теперь перед нами следующий вопрос: возможно, сестрам можно служить в качестве диаконисс? Ведь должность диакона не подразумевает «учительства» или «начальствования в Господе». Многие сестры, очевидно, обладают даром милосердия. Разве не было бы прекрасно использовать этот дар и установить такое служение для развития церкви?

Я. ван Брюгген считает, что о женщинах-диакониссах действительно может быть речь, если служение диакона не соответствует образцу, принятому в укладе реформатской церкви. Этот образец не совпадает с тем, как служение диакона понималось в апостольской церкви. Диакон должен опять стать помощником среди многих помощников и помощниц. Для этого он должен выйти из церковного совета, «чтобы жить среди людей и вместе с диакониссами исполнять задания, порученные ему блюстителями, ради тела Христа»[15].

Ван Брюгген говорит, что «новозаветная схема» выглядит следующим образом: «Совет старейшин был установлен апостолами или их сотрудниками: диаконы и диакониссы были поставлены позже там, где это было необходимо. Их обязанности могли быть весьма разнообразными. Главным было то, что для выполнения определенного задания они получали церковные указания, и что они должны были выполнять свою работу с таким же достоинством, с каким блюстители управляли церковью»[16].

Многие не справедливы к ван Брюггену, когда утверждают, что он просто защищал возможность диаконского служения женщин. Прежде чем диаконисса сможет занять своё место в церкви наряду с диаконом, следует основательно пересмотреть служение диакона.

Тогда возникает следующий вопрос: можно ли найти в Новом Завете диакониссу, которая служит наряду с диаконами (мужчинами)? Намек на диаконисс иногда видят в «женах», о которых говорит апостол Павел в 1 Тимофея 3:11. Некоторые толкователи считают, что апостол здесь говорит о супругах вышеупомянутых там диаконов.

Однако в противовес этой мысли можно выдвинуть некоторые аргументы. Греческий текст не содержит притяжательного местоимения «их». Павел говорит о «женах» без последующего уточнения. Кроме того, совсем неясно, почему апостол дает наставления супругам диаконов, но молчит о женах блюстителей («епископов»). При этом следует заметить, что вводное слово «равно же» указывает на то, что Павел уже рассматривает новую категорию (срн. «равно же» в ст. 8).

Несмотря на то, что речь идёт не о супругах диаконов, вводное слово «равно же» обозначает также, что речь всё же идёт не обо всех сестрах в церковной общине, а об особенной группе женщин, которые, очевидно, занимали определенное место в общине. То, что апостол говорит об этих «женах» тогда, когда рассматривает служение диаконов (срн. стих 8 и стих 12), подтверждает предположение, что эти «жены» были задействованы как помощницы. Примечательно, что Павел не называет их диакониссами или женщинами-диаконами, хотя греческий язык, на котором пишет апостол, вполне позволял это.

Если кто-то ищет следы диаконисс в Новом Завете, он должен непременно обратить внимание также на 1 Тимофея 5:3сл. Павел поучает Тимофея, как тот должен обращаться с вдовами в общине. При этом апостол проводит различие между «истинными» вдовами и вдовами, которые имеют рядом детей или внуков. Истинные вдовы – одинокие в мире (стих 5а), живут без близких родственников и не рассчитывают на чью-либо помощь. Поэтому эти вдовы возлагают всю надежду на Бога. Хотя этим вдовам не на кого положиться, им также не о ком заботиться. Всё свое время они отдают «прошениям» и «молитве» (стих 5).

Тимофей должен «почитать» истинных вдов (стих 3). Каким образом он должен это делать, апостол Павел объясняет дальше в стихе 9. Вдова может избираться для выполнения определенной работы в церкви. Однако ей должно быть не меньше шестидесяти лет. Слово, которое в новом нидерландском переводе передается как «избирать», означает также «вносить в список», «рекрутировать», «зачислять». Использование Павлом этого слова указывает та то, что он имеет в виду, что эти вдовы старше шестидесяти лет назначаются для выполнения определенного задания.

В стихах 4-8 указывается, что вдовы с детьми и внуками в первую очередь занимаются родственниками и домашними. В стихе 9 Павел обращает уже внимание на то, чем могут заниматься истинные вдовы, а именно – церковной общиной.

При этом условия, которым должна отвечать избираемая вдова (ст. 9, 10), также подразумевают особенную ответственность в общине.

Перечень «добрых дел», который Павел определяет в стихе 10, подтверждает предположение, что эта особенная ответственность касалась работы по оказанию помощи в церкви. Эти сестры должны были показать на примере своей жизни, что они знают, что такое проявление милосердия.

Как видно, истинные вдовы в возрасте не меньше шестидесяти лет могли избираться для оказания определенной помощи в церкви. Вероятно, они «назначались» путем, который подробно здесь не описан.

Можно предположить, что именно этих вдов имеет в виду апостол Павел, когда говорит о «женах» в 1 Тимофея 3:11. Примечательно, однако, то, что апостол не называет и этих вдов диакониссами. О них сказано: «Когда избирается вдова…». Апостол Павел не говорит: когда избирается диаконисса или женщина-диакон!