Не в одном ряду

Я. ван Брюгген утверждает, что диаконы должны оставить церковный совет, чтобы вновь стать помощниками среди других помощников. В таком случае появится место для диаконисс. Он считает, что в таком случае можно увидеть больше соответствий с «новозаветной моделью», чем мы имеем сейчас в наших церквях.

В этом я не могу с ним согласиться. Мне кажется, что в апостольской церкви существовало больше различий между диаконами и женщинами, в обязанности которых входило оказание помощи, чем это представляет себе ван Брюгген.

Примечательно также то, что Павел в Послании к филиппийцам 1:1 называет диаконов наряду с блюстителями («епископами»), при этом различая эти две категории от «святых», живущих в Филиппах. Складывается впечатление, что апостол сначала обращается к предводителям общины, руководителям.

Следует также заметить, что в 1 Тимофея 3 Павел параллельно с тем, что он говорит о блюстителе («епископе»), подробно описывает то, каким должен быть диакон и как он должен себя вести. Они, вероятно, несли бóльшую ответственность в церкви, чем «жены», которых апостол упоминает в стихе 11 как отдельную категорию (срн. «равно же»). То, что диаконы должны были нести бóльшую ответственность, видно из того, что от них требовалось, чтобы они умели хорошо «управлять» своими детьми и домом. Это требование не предъявлялось «женам». Однако в 1 Тимофея 5:10 апостол говорит, что истинная вдова должна засвидетельствовать, что она «вырастила» своих детей.

Словом «управлять» в 1 Тим. 3:12 переведено греческое слово, которое используется в некоторых местах Нового Завета, когда речь идёт о руководстве церковью (срн. Рим. 12:8; 1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17). То, что апостол выдвигает диаконам это требование, указывает на то, что они всё же занимали руководящее место среди помощников.

В глаза бросается также то, как Павел, равно как в случае с блюстителями («епископами») (срн. стих 6), предостерегает их от поспешного рукоположения. Прежде чем кого-то назначить диаконом, нужно провести некоторое испытание (срн. стих 10). Взирая на это требование, складывается впечатление, что диаконы, равно как блюстители («епископы»), призваны к особенной ответственной работе в церкви.

То, что в ранней церкви между диаконами и женщинами, выполняющими работу по оказанию помощи, существовала разница, подтверждается сведениями из древней христианской литературы. Согласно «Учению двенадцати апостолов» (конец первого столетия), блюстители (епископы) и диаконы («служители») избираются церковью и пользуются честью и уважением, которые церковь отдает пророкам и учителям[17].

О «помощницах» или диакониссах не говорится ничего.

В «Пастыре Гермы» (первый век) говорится об «апостолах, епископах, учителях и диаконах»[18]. Общий артикль, стоящий перед всеми четырьмя словами, свидетельствует о том, что это одна группа служителей, к которой принадлежат также диаконы[19]. При этом «помощницы» не упоминаются. В другом месте этой же книги можно прочесть о мужчинах-диаконах, которые были недостойными, потому что они отбирали у вдов и сирот пропитание и обогащались тем, что было предназначено другим[20]. Из этого отрывка можно также сделать вывод, что диаконы занимались уходом за нуждающимися в общине.

Послания Игнатия (конец первого века) предполагают, что в каждой христианской общине есть епископ и совет старейшин (пресвитеров) и диаконов. Как епископу и старейшинам, так и диаконам все должны выказывать честь и уважение (Послание к траллийцам, III). Кто что-то делает без ведения епископа, совета старейшин и диаконов, у того совесть нечиста (Послание к траллийцам, VII). Нужно сохранять единство с епископом, его старейшинами и диаконами, которые поставлены волей Иисуса Христа (Послание к филадельфийцам, начало). Игнатий называет епископа с советом старейшин и диаконов своими «сослужители» (Послание к филадельфийцам, IV). Он призывает: «внимайте епископу, пресвитерству и диаконам» (Послание к филадельфийцам, VII). Игнатий сначала приветствует епископа, совет старейшин и «моих сотрудников» диаконов (Послание к смирнянам, XII), и только потом он приветствует «девственниц, именуемых вдовицами» (Послание к смирнянам, XIII).

Речь однозначно идёт об определенной группе женщин. Однако эти женщины не упоминаются в одном ряду с мужчинами-диаконами!

«Первое послание Климента к коринфянам» (конец первого века) акцентирует внимание на том, что апостолы назначили блюстителей («епископов») и диаконов над теми, кто уверует. Автор объясняет читателям: «почитаем несправедливым лишить служения тех людей, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением» (гл. XLIV). То, что под словом «люди» подразумеваются мужчины, становится ясно, когда автор немного раньше говорит об «испытанных» мужчинах.

Все эти сведения подтверждают наши выводы, сделанные на основании Нового Завета. Помогающие женщины не стоят в одном ряду с диаконами. Блюстители («епископы») и диаконы избираются с согласия всей общины. Диаконы-мужчины составляют со старейшинами один совет или же упоминаются наряду с советом старейшин. Подобного мы не читаем о женщинах, которые, возможно, занимались делами милосердия!

Сложно ответить с уверенностью на вопрос, называли ли этих женщин в первом веке диакониссами. В Послании к римлянам 16:1 Павел называет Фиву диакониссой Кенхрейской церкви. Правитель города Плиний докладывает кесарю Траяну, что он предал мучениям двух рабынь, которых христиане называли «служительницами» (прислужницами)[21]. Однако Л. Цшарнак после основательного исследования этих источников пришел к выводу, что до конца второго века наряду с «вдовами» о диакониссах речь не идёт[22].

Также тот факт, что апостол Павел в 1 Тимофея 3:11 говорит о «женах», но не называет их женщинами-diakonoi, и то, что в древней христианской литературе, цитаты из которой я приводил выше, упоминаются «вдовы» и «девственницы», но не диакониссы, не позволяет нам с уверенностью говорить об использовании этого термина.

Я. ван Брюгген заходит слишком далеко, когда пишет: «Павел не касался возникших позже различий между женщинами-диаконами и диакониссами. Если же кто-то желает избежать этих сложностей и выбирает нейтральный перевод (служительницы), то предполагает, что Фива определенно находилась вне круга официального диаконства. Поэтому она уже не могла упоминаться наряду с диаконами из Флп. 1:1 и 1 Тим. 3. Не искажает ли это образ, данный в Новом Завете?»[23].

Какое бы место не занимала Фива в Кенхрейской церкви, и каким бы титулом её не величали[24], по моему убеждению, она не была в кругу официальных diakonoi. Сведения из Нового Завета и древней христианской литературы подтверждают это.

По моему мнению, апостольская церковь выглядела так: в церковной общине функции помощников выполняли многие, среди них «юноши» (Деян. 5:6), «ученики» (Деян. 9:36), «женщины» (1 Тим. 3:11) и «истинные вдовы» (1 Тим. 5:9).

А официальные диаконы (Флп. 1:1; 1 Тим. 3) руководили всем этим (срн. требуемое «хорошее управление» в 1 Тим. 3:12)[25]. Поэтому мы видим, как в Новом Завете на передний план выходят диаконы-мужчины (Флп. 1:1; 1 Тим. 3). Это вполне соответствует тому, чему апостол Павел учит о месте мужчины и женщины в 1 Коринфян 11 и 1 Тимофея 2.

Если Я. ван Брюгген прав в том, что под словом «вдовы» в Деяниях 6:1 подразумевались вдовы как помощницы в общине, а не вдовы как бедные[26], тогда ещё более поразительно то, что апостолы призвали церковь найти семь братьев, которые бы прислуживали «при столах». Речь однозначно идет об управлении и организации помощи в большой церкви в Иерусалиме. Для апостолов всё это становится слишком обременительным. Поэтому управление и организация теперь поручается семи братьям (стих 6). Заметьте, не женщинам, которые, вероятно, не были полностью задействованы в повседневном уходе за нуждающимися!