Диакон и церковное право

Как мы с вами увидели из Нового Завета и древнехристианской литературы, сестры не занимают того же положения, что диаконы-мужчины. Если же учесть, как обязанности диакона понимаются в наших церквах, то сестры тем более не могут быть допущены к диаконскому служению в наших церквях.

Наш церковный уклад, описанный в реформатской церковной книге, позволяет диаконам участвовать в работе «расширенного» церковного совета. Церковный совет как таковой состоит из пастора(ов) и старейшин (срн. ст. 36). Но собрание этих служителей может быть расширено и диаконы могут принимать участие в совещании. Статья 36 определяет круг вопросов, которыми занимается этот расширенный совет: вопросы, указанные для этого в церковном укладе, материальные дела церкви, финансовая политика и всё, что, по мнению церковного совета, можно причислить к общему управлению церковью.

Диаконы участвуют в принятии решения относительно призвания служителя Слова (ст. 5) и при назначении старейшин и диаконов (ст. 20). Из всего сказанного выше видно, что диакон в реформатском церковном праве некоторым образом причастен к «общему» управлению церковью.

Такая вовлеченность диаконов в церковное управление вовсе не проистекает из обязанностей диакона, которые описаны в Новом Завете и древней христианской литературе. В Новом Завете лидерами и предводителями местных церковных общин являются старейшины или блюстители (надзиратели, епископы) (срн. Деян. 14:23). Они должны заботиться о Божьей общине (1 Тим. 3:5). Они должны пасти Божье стадо (1 Петр. 5:2). Они – управляющие Божьим домом (Тит. 1:7). Они руководят (1 Тим. 5:17).

О диаконах ничего такого не сказано. То, что диакон в нашей церкви принимает участие в «общем» управлении церковью, – это решение самих церквей. Я. Кампхайз справедливо отмечает, что здесь мы имеем дело с полномочиями, переданными церквями. «Распространив функцию управления и на диаконов, церкви дали им дополнительные полномочия»[27]. В одном из своих исследований я попробовал вкратце изложить предпосылки и значение этого решения церквей[28].

В виду того, что диаконы теперь принимают участие в работе церковного совета, становится понятно, что церкви действовали бы вопреки наставлениям Писания, если бы призывали сестер к диаконскому служению. Сестрам запрещено руководить и властвовать (срн. 1 Тим. 2:12,13). Женщины не имеют права управлять мужчинами. Господь призывает их «быть в подчинении» (срн. 1 Кор. 14:34).

Однако не только положение диакона в реформатском церковном праве, но также и характер работы, к которой призваны диаконы согласно форме их назначения, не допускает сестер к диаконскому служению.

Диаконы должны заботиться о «надлежащем осуществлении» служения в церковной общине. Они должны руководить, поощрять и координировать этот процесс. Диаконы должны быть своеобразными «связующими звеньями» в теле церкви (срн. Еф. 4:16).

К тому же диаконы принадлежат к кругу членов церковной общины, которые получают дары Христовой любви, чтобы Божьим Словом ободрять и утешать других. Диаконы также несут Божье Слово в дома верующих. Иначе и не настолько обширно, как это делает старейшина, диакон в некотором смысле также наставляет (напр., необоснованные расходы), начальствует в Господе (напр., призывает всех к благотворительности) и утешает (обращает внимание верующих на то, как Христос заботится о них). На мой взгляд, если сестры так же, как диакон, служат в домах, то это не сочетается с тем, что апостол Павел запрещает женщинам.